Методические рекомендации по профилактике девиантного поведения
материал по психологии
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
СКРИНИНГ И ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июля 2023 г. N 07-4251
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее - Департамент) в целях организационно-методической поддержки специалистов органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, педагогических работников образовательных организаций направляет методические рекомендации "Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях: психолого-педагогический скрининг и формирование благоприятного социально-психологического климата" (далее - методические рекомендации).
Методические рекомендации разработаны в целях организации выявления обучающихся, поведение которых может свидетельствовать о рисках формирования девиантного (общественно опасного) поведения и последующего психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.
Директор Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
СКРИНИНГ И ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Введение
Девиантное поведение детей и подростков находится под пристальным вниманием специалистов системы образования Российской Федерации. Вопросы профилактики девиантных проявлений обучающихся являются ключевой задачей образовательных организаций в части обеспечения их психолого-педагогического сопровождения.
Методические рекомендации "Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях: психолого-педагогический скрининг и формирование благоприятного социально-психологического климата (далее - методические рекомендации) подготовлены в целях повышения адресности психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций (далее - образовательные организации), направленного на организацию своевременного выявления обучающихся, поведение которых может свидетельствовать о рисках формирования девиантного (общественно опасного) поведения.
Методические рекомендации адресованы специалистам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, педагогическим работникам образовательных организаций, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
на основании реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования полномочий по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в своем развитии и социальной адаптации (пункт 12 части 1 статьи 8);
на основании реализации прав обучающихся в предоставление им условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (пункт 2 части 1 статьи 34), и организации деятельности, направленной на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (часть 1 статьи 42).
Методические рекомендации направлены на реализацию Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года <1> в части деятельности психологической службы образовательной организации по созданию условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.
--------------------------------
<1> Утверждена Министром просвещения Российской Федерации 20 мая 2022 г. N СК-7/07вн.
Методические рекомендации также соответствуют положениям федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного общего, среднего общего образования в части создания психолого-педагогических условий реализации образовательных программ для обеспечения вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение).
Алгоритм организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, поведение которых свидетельствует о рисках формирования девиантного (общественно опасного) поведения, представленный в Методических рекомендациях, с необходимостью включается в различные модели функционирования психологических служб системы образования <2>, в том числе в целях дальнейшей маршрутизации обучающегося для получения им при необходимости психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи вне образовательной организации.
--------------------------------
<2> Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: методические рекомендации/Рубцов В.В., Сергоманов П.А., Леонова О.И. [и др.]; Министерство просвещения Российской Федерации. - Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020. - 209 с.
В Методических рекомендациях обозначены подходы к организации и проведению скрининговых мероприятий, направленных на выявление рисков формирования у обучающихся девиаций, связанных с проявлениями общественно опасного поведения. Рекомендованы возрастные группы, периодичность проведения, инструментарий, даны предложения по методическому обеспечению.
Система организации скрининговых мероприятий представлена двумя векторами: индивидуальным и массовым. Сформированы подходы к организации психолого-педагогического сопровождения по результатам скрининговых мероприятий, включая подходы к организации маршрутизации обучающегося для получения им при необходимости психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи вне образовательной организации.
Взаимодействие медицинских и образовательных организаций определено приказом Минздрава России от 14 октября 2022 г. N 668н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения", в котором функционально закреплено участие медицинских организаций во взаимодействии с общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования.
При этом основным ориентиром деятельности педагогических работников образовательной организации является формирование и укрепление индивидуально-психологических и социально-средовых факторов защиты обучающихся, формирование благоприятного социально-психологического климата в образовательной организации как основы превенции девиантного поведения.
1. Вектор индивидуального скрининга проявлений девиантного поведения обучающихся
В целях выявления обучающихся, поведение которых свидетельствует о рисках формирования девиантного (общественно опасного) поведения, в образовательных организациях рекомендуется проведение индивидуального скрининга изменений в поведении обучающихся и организация индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения.
1.1. Выявление обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением: психолого-педагогическое наблюдение
Один из подходов к организации и проведению индивидуального скрининга, рекомендуемый к реализации в образовательных организациях, строится на основании положений, определенных в методических материалах по признакам девиаций, действиям специалистов органов и организаций системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся "Навигатор профилактики" <3> (далее - Навигатор), включая критерии выявления изменений в поведении детей, которые могут свидетельствовать о рисках совершения общественно опасного деяния.
--------------------------------
<3> Письмо Минпросвещения России от 13 декабря 2022 г. N 07-8351 в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Индивидуальный скрининг предполагает проведение психолого-педагогического наблюдения за поведением обучающихся в соответствии с положениями Навигатора со стороны классных руководителей, педагогов, педагогов-психологов образовательных организаций. Особое внимание следует уделять обучающимся из числа ранее выявленных групп риска.
Навигатор содержит в себе обобщенные признаки различных видов девиантного поведения и общий алгоритм действий классного руководителя, педагога и специалистов образовательных организаций. Общий алгоритм включает действия в рамках межведомственного взаимодействия специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Все виды отклоняющегося поведения дополнены формами проявления, а также указаны основные признаки девиантного поведения, которые включены в цветовую индикацию, выполняющего функцию своеобразного путеводителя по памяткам, включая признаки рискованного поведения онлайн, несуицидального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния и специальный алгоритм действий). Общий алгоритм действий, определенный в Навигаторе, может быть использован специалистами образовательной организации в процессе психолого-педагогической работы с детьми, подростками, во взаимодействии с их родителями (законными представителями) по вопросам воспитания и развития обучающихся. В Навигаторе подчеркивается особая роль родителей (законных представителей) в жизни ребенка, поэтому важно постоянно поддерживать с ними контакт, развивать отношения сотрудничества и в каждом конкретном случае вырабатывать способы решения трудных ситуаций с их участием с учетом действующего законодательства. Предложенные в памятках алгоритмы действий педагогов учитывают не только психологическую, психолого-педагогическую и социально-психологическую специфику поведенческих проблем, но также и правовой контекст в процессе реализации комплексной помощи детям и семьям.
При ведении образовательной деятельности педагогическому коллективу рекомендуется учитывать особенности поведения детей, которые могут свидетельствовать о риске совершения особо опасного деяния, в том числе риска нападения обучающимися на образовательную организацию.
Данные признаки проявляются в виде враждебности, высказывания мыслей агрессивного характера, интереса к агрессивным играм и контенту в сети Интернет, замкнутости, сниженного настроения, суицидальных высказываний, рисунков, попыток самоповреждения. Это один из самых сложных сочетанных видов девиантного поведения, представляющий собой случаи общественно особо опасных деяний несовершеннолетних. В памятке "Риск нападения обучающимися на образовательную организацию" представлены 3 группы критериев изменений в поведении детей, которые могут свидетельствовать о вышеуказанном риске (по данным ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского" Минздрава России), специальный алгоритм действий классных руководителей, педагогов и специалистов образовательных организаций в рамках профилактики правонарушений, включающий межведомственный аспект. Обозначены защитные факторы, способствующие повышению устойчивости к неблагоприятным факторам и снижению риска потенциальной угрозы общественно опасного деяния, которые могут быть мишенями коррекционно-развивающего воздействия в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Ниже приведены три группы критериев и соответствующие им признаки, которые могут свидетельствовать о формирующемся риске. Однако стоит отметить, что выделенные критерии и признаки необходимо рассматривать в комплексе, как связанные друг с другом. Важно при реализации программ психолого-педагогического сопровождения избегать стигматизации обучающихся. Если же обучающийся проявляет одновременно несколько признаков, то это может указывать на то, что ему требуется помощь специалистов.
Критерий 1: изменения в поведении обучающихся, являющиеся факторами риска совершения общественно опасного деяния:
- изменение настроения, сниженное настроение - подавленность, грусть, пессимизм, апатия;
- изменение поведения в сторону отказа от учебы и школьной жизни, снижение успеваемости, угасание интереса к любимым предметам и занятиям, отвлечение и рассеянность на уроках, систематическое невыполнение домашних заданий;
- изменение поведения в сторону ухода от общения и социальной изоляции, отсутствие социальных интересов;
- изменения поведения в сторону протестных проявлений: игнорирование норм и требований взрослых, общества, нарушение границ в отношениях со взрослыми, игнорирование субординации;
- изменение поведения в сторону агрессии, насилия и жестокости, конфликтность поведения с участниками образовательных отношений, высказывание мыслей агрессивного содержания;
- изменение поведения в сторону проявления повышенного интереса к оружию, взрывчатым веществам; демонстрация осведомленности в этой сфере, чтение специальной литературы, использование соответствующей терминологии и т.д., высказывание одобрения эстетизации и героизации идей насилия, выражение интереса к применению оружия против людей;
- изменение поведения в сторону аутоагрессии, высказывание суицидальных мыслей, наличие рисунков суицидального содержания, обсуждение суицида в социальных сетях, планирование/попытки суицида, наличие признаков самоповреждающего поведения (селфхарма);
- изменение поведения в сторону употребления психоактивных веществ, алкоголя (эпизодические случаи употребления);
- изменение поведения в сторону проявления интереса (увлечение) к идеологии запрещенных в Российской Федерации движений и группировок, посещение сайтов и групп экстремистской идеологической направленности, членство в группах деструктивной тематики, попытки распространения запрещенного контента;
- изменение поведения в сторону увлечения видео-/компьютерными играми агрессивно-деструктивного содержания; наличие признаков формирования зависимости от игр: проводит много времени за играми, трудности отвлечения от игрового процесса;
- высказывание о намерении совершить противоправные действия: прямое высказывание намерения или угрозы совершить нападение на школу с указанием даты и времени, высказывания идей мести.
Критерий 2: личностные (мотивационные и индивидуально-психологические) характеристики обучающегося, являющиеся факторами риска формирования изменений в поведении, в том числе свидетельствующих о рисках совершения противоправного деяния:
- тревожность, сензитивность (повышенная чувствительность к происходящим с человеком событиям), обидчивость, ранимость;
- склонность к накоплению отрицательных переживаний, интроверсия (направленность личности на явления собственного субъективного мира), низкая демонстративность;
- ригидность (затрудненность в изменении намеченной деятельности в условиях, объективно требующих перестройки), враждебность, агрессивность.
Критерий 3: особенности социальной среды, являющиеся факторами риска формирования изменений в поведении обучающихся, которые могут свидетельствовать о рисках совершения ими общественно опасного деяния:
- факты жестокого обращения и агрессии со стороны сверстников в образовательной организации: насмешки, издевательства, травля со стороны одноклассников, социальный остракизм (отвержение);
- слабый контроль со стороны взрослых, родителей (законных представителей), отсутствие родительской поддержки, дистанцированность в отношениях в семье;
- семейное неблагополучие (дисфункциональная семья), в том числе развод родителей;
- особенности обучения в начальной школе: условия не соответствовали возможностям и потребностям ребенка (трудности адаптации, непринятие сверстниками, плохая успеваемость, отсутствие интереса к учебе, смена школ).
1.2. Выявление обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением: социометрическое исследование
Еще одним подходом к организации и проведению индивидуального скрининга, рекомендуемого к реализации в образовательных организациях, является изучение социально-психологического климата в классе/группе обучающихся, который может проводиться в форме социометрического исследования <4>.
--------------------------------
<4> Диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах, разработан Я. Морено.
Социально-психологический климат <5> в классе/группе - состояние группового сознания и поведения, выражающееся в отношениях обучающихся друг с другом и педагогами. Проявляется в групповом настроении, общественном мнении, межличностных отношениях и нравственном сознании группы.
--------------------------------
<5> Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург. - 2000. - 937 с.
Выявление особенностей взаимоотношений в классе/группе (потенциальные конфликты, лидерство и пр.), определение обучающихся с трудностями социальной адаптации или изолированных от ученического коллектива крайне важно, так как такие обучающиеся могут иметь повышенный риск формирования девиантного поведения, в том числе связанного с общественно опасными проявлениями в дальнейшем.
Особенную важность социометрия имеет в связи с тем, что это один из наиболее надежных методов выявления социального остракизма в группе (игнорирование, исключенность обучающегося другими членами коллектива или его отвержение ими), что является значимым фактором риска формирования отклоняющегося поведения, подтвержденным научными исследованиями зафиксированных фактов общественно опасных, деструктивных проявлений среди обучающихся <6>.
--------------------------------
<6> Сыроквашина К.В. Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные действия несовершеннолетних [Электронный ресурс]//Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. N 3. С. 37-44; Бойкина Е.Э. Агрессия сквозь призму социального остракизма [Электронный ресурс]//Современная зарубежная психология. - 2019. - Т. 8, N 3. - С. 60 - 67.
Ценность социометрического исследования заключается в его универсальности - в несколько упрощенном виде оно доступно для проведения и среди обучающихся начальной школы.
Процедура исследования включает в себя опрос обучающихся с целью выявления особенностей межличностных отношений в ученическом коллективе, степень сплоченности.
Анализ результатов позволяет выявить структуры взаимоотношений в группе, оценить характер эмоциональных отношений между ее членами (чувства симпатии, неприязни), место каждого обучающегося в структуре группы ("звезды", "предпочитаемые", "принимаемые", "изолированные").
В целях соблюдения единообразия скрининговых процедур рекомендуется типовой инструментарий социометрического исследования для обучающихся начальной, средней и старшей школы, студентов профессиональных образовательных организаций. В зависимости от возрастной группы социометрические вопросы могут быть модифицированы.
Для младших классов рекомендуется использовать следующие вопросы:
1. С кем из класса ты любишь играть вместе?
2. Кто из класса самый добрый?
Для 5 - 8 классов рекомендуется использовать следующие вопросы:
1. С кем из класса ты чаще всего общаешься вне уроков?
2. У кого из класса ты бы попросил помощи в личном деле?
Для 9 - 11 классов, студентов профессиональных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие вопросы:
1. С кем из класса/группы ты чаще всего общаешься вне уроков?
2. У кого из класса/группы ты бы попросил помощи в личном деле?
3. С кем из класса/группы ты общаешься меньше, чем хотелось бы?
Количество выборов, совершаемых обучающимися в ходе ответов на вопросы исследования, не должно быть более 6 для каждого обучающегося, при этом число выборов необходимо уменьшать для коллективов меньшего размера. Ниже в таблице представлено соотношение размера ученического коллектива и рекомендуемого количества выборов:
Численность обучающихся в коллективе | Социометрическое ограничение |
5 - 7 | 1 |
8 - 11 | 2 |
12 - 16 | 3 |
17 - 21 | 4 |
22 - 26 | 5 |
27 и более | 6 |
Кроме того, следует избегать установления минимального количества выборов, чтобы не ограничивать обучающихся в свободе выразить свой выбор и не искажать результаты социометрии. Таким образом, обучающийся может никого не выбрать, это тоже будет выступать диагностическим критерием.
Следует выделить несколько рекомендуемых к соблюдению условий при организации и проведении социометрического исследования:
1. Стабильные результаты можно получить после 5 - 6 недель после образования группы, что важно учитывать в случае исследования вновь созданных коллективов (1-е классы, 5-е классы, 10-е классы).
2. Необходимо обеспечить конфиденциальность исследования. Члены коллектива не должны советоваться или обсуждать свои выборы.
3. В процессе проведения исследования необходимо поддерживать позитивную мотивацию и положительный эмоциональный фон исследования.
4. Социометрическое исследование должно охватить всех членов ученического коллектива. Отсутствующих учеников следует вовлечь в исследование в другие дни. В случае если некоторые из обучающихся будут возражать против участия, следует провести дополнительное разъяснение мотивов исследования (стремление к улучшению климата в коллективе), принципа конфиденциальности (никто не узнает, кто кого выбрал). При этом не следует принуждать обучающихся к участию в случае активного сопротивления, так как это может повлечь только ухудшение отношений в классе/группе. Следует заранее предусмотреть дополнительный вид активности, которым может заниматься обучающийся, не вовлеченный в социометрическое исследование. Для детей младшего школьного возраста рекомендуется организовать исследование в игровой форме.
В результате социометрического исследования формируется карта класса/группы (социограмма), которая отражает весь спектр взаимоотношений между всеми обучающимися и позволяет выявить проблемные зоны и нуждающихся в помощи. В практике педагогов-психологов встречается использование цифровых платформ, позволяющих сформировать развернутую наглядную социограмму, в доступном визуальном виде определить весь спектр системы межличностных отношений в классе/группе.
Социометрическое исследование рекомендуется приурочить к проведению Недели психологии в образовательных организациях, традиционно проводимой в октябре и апреле каждого учебного года (письмо Минпросвещения России от 27 марта 2023 г. N 07-1645), с возможностью отследить динамику изменений в рамках повторного исследования.
2. Вектор массового скрининга проявлений девиантного поведения обучающихся
В Российской Федерации среди обучающихся, достигших возраста 13 лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации, ежегодно проводится социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - СПТ, тестирование), проведение которого определено федеральными нормативными правовыми актами <7>. СПТ является инструментом организации воспитательной и профилактической работы в образовательной организации и содействует в выявлении обучающихся, нуждающихся в адресной психолого-педагогической помощи и соответствующем сопровождении специалистов.
--------------------------------
<7> Тестирование проводится в соответствии с пунктом 3 статьи 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и пунктом 15.1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Порядок проведения тестирования утвержден приказом Минпросвещения России от 20 февраля 2020 г. N 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях".
2.1. Выявление обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением: социально-психологическое тестирование
Методика СПТ <8>, доработанная Минпросвещения России в 2022 году, позволяет диагностировать не только риски аддиктивных форм поведения, но и иные формы рискового поведения обучающихся. Результаты тестирования рекомендуется использовать для проектирования рабочих программ воспитания обучающихся в образовательных организациях, для оказания обучающимся своевременной психолого-педагогической помощи, и учитывать при разработке индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения.
--------------------------------
<8> Методические рекомендации по применению единой методики социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, направленные письмом Минпросвещения России от 6 марта 2023 г. N 07-1139дсп в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Анализ результатов тестирования проводится на основании соотношения факторов риска и факторов защиты, которые представлены следующими шкалами:
шкалы, определяющие факторы риска: "плохая приспосабливаемость, зависимость", "потребность во внимании группы", "принятие асоциальных (аддиктивных) установок", "стремление к риску", "импульсивность", "тревожность", "фрустрированность", "склонность к делинквентности";
шкалы, определяющие "факторы защиты": "принятие родителями", "принятие одноклассниками", "социальная активность", "самоконтроль поведения", "самоэффективность", "адаптированность к нормам", "фрустрационная устойчивость", "дружелюбие, открытость".
Методика тестирования заключается в анализе ответов обучающихся на вопросы, соответствующие вышеуказанным шкалам.
Одним из преимуществ методики тестирования является возможность создания так называемого профиля обучающегося, класса/группы, школы, который в наглядном виде демонстрирует критические значения по каждой шкале.
Методика тестирования позволяет видеть не только области явных дефицитов и деформаций в развитии индивидуальности, но и ресурсные области обучающегося, области потенциального роста и развития. При этом следует понимать реверсивность результатов пошкального анализа факторов риска и факторов защиты. Критические значения по шкалам факторов защиты свидетельствуют о наличии зон риска, и, наоборот, некритическая выраженность факторов риска свидетельствует о наличии ресурсных зон. Внимание специалистов требуют даже единичные критические значения шкал как векторы приложения профессиональных усилий.
Пошкальный анализ результатов тестирования класса/группы поможет определить направления как индивидуальной, так и групповой работы с обучающимися.
3. Алгоритм организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся по результатам скрининговых исследований
Проведение скрининговых исследований, обозначенных в Методических рекомендациях, своей конечной целью ставит определение единого комплекса мероприятий среди обучающихся, реализуемых в соответствии с принципами, принятыми в психолого-педагогической практике, с учетом условий образовательной организации.
Скрининговые исследования, как и последующее психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, оказываются на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями части 3 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Такое согласие оформляется на каждого обучающегося в рамках уже существующих процедур и дополнительного согласия на скрининговые мероприятия, указанные в настоящих Методических рекомендациях, не требуется. Работа с результатами тестирования также проводится на основании информированного согласия на участие в тестировании самого обучающегося или согласия его родителей (законных представителей) для обучающихся в возрасте до 15 лет. Анализ результатов тестирования и доступ к ним педагога-психолога образовательной организации не противоречит принципу соблюдения конфиденциальности при проведении СПТ.
Таким образом, деятельность педагога-психолога, педагогических работников, классных руководителей (по компетенции) по результатам предлагаемых скрининговых мероприятий осуществляется в виде следующих форм работы:
групповая работа: комплекс мероприятий превентивной направленности, связанных с воспитательной деятельностью среди обучающихся, психолого-педагогической работой в отдельном классе/группе, направленной на предупреждение рисков формирования девиантного поведения и нивелирование отдельных девиантных проявлений обучающихся;
индивидуальная работа: комплекс мероприятий с обучающимися, изменения в поведении которых свидетельствуют, в том числе о рисках совершения общественно опасного деяния, и требующие неотложной психолого-педагогической помощи и коррекции.
3.1. Комплекс мероприятий, направленный на профилактику девиантного поведения обучающихся: групповая работа
В целях профилактики развития факторов риска девиантного (общественно опасного поведения) на основании всей совокупности скрининговых мероприятий, реализованных в конкретном классе/группе: по результатам психолого-педагогического наблюдения, направленного на выявление изменений в поведении обучающихся, по результатам исследования социально-психологического климата в классе/группе или пошкального анализа результатов тестирования, рекомендуется проведение групповых мероприятий в следующих направлениях:
Укрепление индивидуально-психологических факторов защиты обучающихся, среди которых: высокий уровень развития интеллекта, эмоциональная зрелость, коммуникабельность, умение управлять своими эмоциями, самоконтроль, адекватная самооценка, целеустремленность, навык принятия решений, уважение законов и норм общества и т.д.
Мероприятия, способствующие укреплению индивидуально-психологических факторов защиты:
- реализация программ, направленных на развитие навыков целеполагания, прогнозирования;
- реализация программ развития навыков уверенного отказа, ассертивного поведения, развития субъектной позиции;
- реализация программ обучения навыкам рефлексии и аргументации с использованием игровых форм взаимодействия, дебатов и дискуссий;
- проведение развивающих занятий по коррекции иррациональных убеждений и формированию рациональных установок, развитие психоэмоциональной саморегуляции;
- проведение развивающих занятий, направленные на преодоление деструктивных психоэмоциональных состояний (тревога, страх, вина, гнев/агрессия, обида и др.);
- организация деятельности, способствующей самопроявлению обучающихся, раскрывающей их интересы и увлечения: проекты по поддержке хобби, создание условий по обмену опытом увлечений, оформление классных комнат.
Укрепление социально-средовых факторов защиты обучающихся, среди которых: доверительные отношения и поддержка со стороны родителей и просоциальных взрослых, просоциальные взаимоотношения со сверстниками в группе, социальная активность, сформированная культура достижений.
Мероприятия, способствующие укреплению социально-средовых факторов защиты:
- применение универсальных педагогических методик и технологий для развития доверительных отношений в коллективе в целом;
- проведение социально-психологических тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков и организаторских способностей обучающихся;
- организация работы родительских клубов, предоставляющих родителям комфортное пространство для обсуждения вопросов воспитания и обучения детей и подростков одного коллектива;
- организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся в целях повышения психолого-педагогической компетентности и активизации ресурсов семьи, способствующих благоприятной социализации и социальной адаптации детей и подростков;
- вовлечение обучающихся в общешкольные дела, активную деятельность (конкурсы творческих работ, походы, организация празднований социально значимых событий и пр.);
- создание условий для участия обучающихся в спортивных мероприятиях и кружках по интересам;
- применение ресурса института наставничества в деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся;
- создание условий для развития творческих способностей через посещение музеев, театров, кинотеатров;
- организация на базе образовательной организации кружков по интересам различной направленности (киноклубы, книжные клубы, кружки по декоративно-прикладному творчеству и пр.);
- проведение интеллектуальных игр и соревнований, викторин, конкурсов по темам здоровья, социальной активности и историко-культурных знаний и т.п.
Вышеуказанная деятельность реализуется с учетом принципов работы в группе: формирования доверительного отношения, поддержки, ответственности, уважения мнения каждого, свободы самопроявления и т.д.
Таким образом, одной из задач групповой работы с обучающимися является формирование благоприятного социально-психологического климата в ученическом коллективе: классе, группе, и, как следствие, в образовательной организации в целом.
Психолого-педагогические программы, рекомендуемые для организации воспитательной, профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися в образовательной организации представлены в Приложении к Методическим рекомендациям.
3.2. Комплекс мероприятий, направленный на предупреждение и коррекцию девиантного поведения обучающихся: индивидуальная работа
В случае выявления изменений в поведении обучающихся по результатам скрининговых исследований, наличия проявлений в поведении, свидетельствующих о явном риске формирования девиантного поведения, классный руководитель, педагог образовательной организации, взаимодействующие с конкретным обучающимся, информирует об этом педагога-психолога образовательной организации.
Педагог-психолог образовательной организации проводит соответствующую дополнительную диагностику рисков (по валидизированным методикам) <9>, и учитывает в анализе результаты тестирования (в отношении обучающихся, достигших возраста 13 лет). В случае подтверждения явных рисков формирования девиантного поведения, в том числе свидетельствующих о рисках опасного поведения, информирует руководство образовательной организации и выносит на рассмотрение психолого-педагогического консилиума образовательной организации <10> (далее - ППк). В соответствии с примерным Положением о ППк в отношении выявленного обучающегося составляется план индивидуального психолого-педагогического сопровождения (далее - ИППС).
--------------------------------
<9> Рекомендуется к применению открытый реестр психодиагностических методик, приведенный в приложении 3 к методическим рекомендациям "Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях"/Рубцов В.В., Сергоманов П.А., Леонова О.И. [и др.]; Министерство просвещения Российской Федерации. - Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020. - 209 с.
<10> Примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (утв. распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93).
В случае выявления необходимости привлечения специалистов клинического профиля к реализации плана ИППС обучающегося, например, клинического психолога, психиатра, по решению ППк родителям (законным представителям) обучающегося рекомендуется обратиться за консультацией к соответствующему специалисту в медицинскую организацию или в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию <11> (далее - ПМПК) по месту проживания обучающегося.
--------------------------------
<11> Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082).
В соответствии с приказом Минздрава России от 14 октября 2022 г. N 668н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения", соответствующая медицинская помощь может быть оказана в кабинете медико-консультативной помощи, кабинете врача-психиатра детского (кабинет психического Здоровья детей), психоневрологическом диспансере (центр психического здоровья, диспансерное отделение психиатрической больницы).
В рамках деятельности кабинета медико-консультативной помощи (далее - Кабинет), который является структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, предусмотрена работа медицинского психолога.
Кабинет осуществляет следующие функции:
"1) проведение клинико-психологического исследования: высших психических функций, процессов, состояний; эмоционально-аффективной, ценностно-мотивационной, волевой сфер личности; имеющихся психологических проблем, выраженности психологических конфликтов, уровня и способов психологической адаптации, личностных ресурсов; межличностных отношений в соответствии с целью психодиагностического исследования и принятыми этико-деонтологическими нормами;
2) представление пациенту и (или) его законному представителю информации о результатах проведенной психологической диагностики;
3) консультирование пациента и (или) членов его семьи либо иных законных представителей по вопросам, связанным с имеющимся заболеванием, стрессовой ситуацией, комплаентным поведением, эффективной коммуникацией;
4) участие в оказание помощи лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения (далее - психические расстройства), связанными со стрессом, включая посттравматическое стрессовое расстройство;
5) мотивирование пациента к соблюдению рекомендаций врача и образа жизни, способствующего поддержанию, сохранению, укреплению и восстановлению здоровья;
6) разработка и представление пациенту и (или) членам его семьи либо иным законным представителям психологических рекомендаций, соответствующих актуальному состоянию пациента, в том числе его познавательным функциям, эмоционально-личностной сфере, психологическому, социальному и семейному функционированию, способам и стилю адаптации к стрессу;
7) направление лиц с признаками психических расстройств и расстройств поведения в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь при психических расстройствах;
8) направление лиц с признаками заболеваний на консультацию к врачам-специалистам;
9) организация и проведение санитарно-просветительной работы среди населения по профилактике психических расстройств;
10) оказание методической и консультативной помощи врачам-специалистам по вопросам клинико-психологической помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий;
11) участие во взаимодействии с общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования, медицинскими организациями;".
Таким образом, деятельность медицинских психологов Кабинета является значимым ресурсом в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи обучающимся образовательных организаций.
В целях организации межведомственного взаимодействия специалистов образовательных и медицинских организаций на уровне региональных и муниципальных органов управления в сфере образования субъекта Российской Федерации рекомендуется проработать вопрос и определить алгоритм маршрутизации обучающихся для оказания им при необходимости психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи вне образовательной организации, исходя из особенностей и ресурсов организационной структуры образовательных и медицинских организаций муниципальных образований субъектов Российской Федерации. В рамках алгоритма рекомендовано определить закрепление образовательных организаций за определенными медицинскими организациями или иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, предусмотреть наличие контактной информации, ответственных социалистов, графика их работы, предоставление психолого-педагогической характеристики обучающегося, составленной специалистами "психолого-педагогической службы" образовательной организации, и т.п.
Решение ППк образовательной организации о направлении обучающегося на консультацию в медицинскую организацию или ПМПК доводится до сведения родителей (законных представителей) обучающегося. Педагог-психолог информирует их о выявленной необходимости дополнительной консультации клинического психолога, психиатра. Родителям (законным представителям) даются подробные разъяснения о причинах приглашения на консультацию, выявленной необходимости посещения специалистов клинического профиля. При этом важно сделать акцент на совместной деятельности родителей (законных представителей) обучающегося и специалистов в интересах ребенка и сохранения его здоровья. Проведенные встречи с родителями (законными представителями) обучающегося также фиксируются в материалах плана ИППС обучающегося.
По результатам встречи с родителями (законными представителями) рекомендуется оформить и подписать направление на консультацию, в котором могут содержаться контактные данные рекомендованных к посещению специалистов/организаций, месте их нахождения, графике работы и т.п. Крайне важно уведомить родителей (законных представителей) обучающегося о целесообразности предоставления рекомендаций клинических специалистов или заключения ПМПК в целях создания в образовательной организации оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на информирование специалистов образовательной организации о результатах консультации врача-психиатра или получение рекомендаций фиксируется в направлении на консультацию.
Для фиксации в плане ИППС предпринимаемых мер рекомендуется предусмотреть хранение копии или второго экземпляра направления с подписью родителя (законного представителя) обучающегося. Например, один экземпляр направления передается родителю (законному представителю) обучающегося, второй экземпляр направления на консультацию прикладывается к материалам плана ИППС.
При посещении обучающимися в сопровождении родителей (законных представителей) медицинской организации или территориальной ПМПК рекомендуется организовать предоставление от образовательной организации психолого-педагогической характеристики обучающегося.
Рекомендации специалистов ПМПК или медицинской организации учитываются при корректировке плана ИППС обучающегося.
3.3. Профилактика девиантного поведения обучающихся в циклограмме деятельности педагогических работников образовательной организации
Предлагаемые в Методических рекомендациях скрининговые мероприятия целесообразно включать в общую циклограмму деятельности педагогических работников образовательной организации.
Стоит отметить, что реализация вектора индивидуального скрининга в рамках психолого-педагогического наблюдения реализуется на постоянной основе со стороны классных руководителей, педагогов и педагогов-психологов образовательной организации. Педагог-психолог образовательной организации использует результаты психолого-педагогического наблюдения при составлении и корректировке планов ИППС с обучающимися выявленных групп риска. Ниже представлен пример циклограммы скрининговых мероприятий, включая деятельность по анализу результатов и реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Период | Содержание деятельности | Включенность педагогического коллектива (по компетенции) |
СЕНТЯБРЬ | Организация информационно-мотивационной кампании СПТ | Педагог-психолог Классные руководители Социальный педагог |
ОКТЯБРЬ | Проведение СПТ | Педагог-психолог Классные руководители Социальный педагог |
Проведение социометрического исследования и анализ его результатов, выявление групп риска | Педагог-психолог Классные руководители | |
НОЯБРЬ | Анализ результатов СНТ: выявление групп риска. Составление планов ИППС по результатам СНТ, социометрического исследования, с учетом результатов психолого-педагогического наблюдения. Разработка рекомендаций педагогам, классным руководителям по проведению групповой работы в классе (по компетенции) | Педагог-психолог Социальный педагог ППк |
ДЕКАБРЬ | Корректировка планов ИППС | ППк Педагог-психолог Социальный педагог |
ЯНВАРЬ - МАРТ | Реализация планов ИППС, реализация развивающих и иных программ в рамках групповой работы | Классные руководители Педагог-психолог Социальный педагог |
АПРЕЛЬ | Проведение социометрического исследования и анализ его результатов, выявление динамики изменений социально-психологического климата класса/группы | Педагог-психолог Классные руководители |
МАЙ - ИЮНЬ | Анализ результатов деятельности | Педагог-психолог |
Циклограмма представляет собой запланированную работу педагогического коллектива образовательной организации. Однако в случае обнаружения явного риска совершения общественно опасного деяния реализуются меры экстренного реагирования и профилактической работы в соответствии с алгоритмом, указанном в Навигаторе.
Алгоритм действий классных руководителей и педагогических работников образовательных организаций при обнаружении проявлений, которые могут свидетельствовать о риске совершения общественно опасного деяния.
Если по результатам скрининга проявлений девиантного поведения обучающихся обнаруживаете сочетание нескольких признаков (особенно специфических) и случай подразумевает хотя бы малейшую потенциальную угрозу для здоровья, действуйте незамедлительно по специальному алгоритму.
1. Меры экстренного реагирования при непосредственной опасности:
В случае непосредственной опасности для жизни и здоровья окружающих и самого обучающегося проверьте информацию (если возможно) и немедленно известите руководителя, педагогов, специалистов образовательной организации и правоохранительные органы.
2. Меры профилактической работы при выявлении потенциально высокого риска проявления девиантного (общественно опасного) поведения:
1. Инициируйте углубленное психологическое и социально-педагогическое обследование обучающегося для последующего обсуждения ситуации на ППк.
Рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов:
1) Педагог-психолог проводит исследование, которое включает в себя оценку психологического состояния обучающегося с целью выявления агрессивных и аутоагрессивных тенденций, тревожных и депрессивных состояний учащегося. Оценке подлежат его текущее состояние (стресс, ситуативная тревожность, фрустрация), личностные свойства (в первую очередь агрессивность и личностная тревожность) и отношения с окружающими (отношения с родителями, отношения с сверстниками).
2) Социальный педагог составляет подробную характеристику социальной ситуации обучающегося, выясняет характер взаимодействия и отношений обучающегося с одноклассниками (одногруппниками), его социально-психологический статус в классе/группе, семейную ситуацию.
При обнаружении потенциально высокого риска, поставьте в известность руководителя образовательной организации и незамедлительно вынесите этот случай на ППк с другими специалистами школы, педагогическим советом, или в рамках деятельности Совета профилактики образовательной организации. Совместно с другими специалистами примите решение о дальнейших мерах психолого-педагогического и социально-педагогического характера, разработайте/скорректируйте план ИППС и индивидуальной профилактической работы. Важно, чтобы обучающийся и его родители принимали участие в обсуждении. Комплекс мер по работе со случаем представлен в разделе 3.2 Методических рекомендаций.
Дополнительную помощь в организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, в случаях выявления потенциального высокого риска общественно опасного поведения и выявленной необходимости усиления/индивидуализации программы профилактики, предоставляют центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее - ППМС-центры). Это может быть как дополнительное психолого-педагогическое обследование, так и участие обучающегося в коррекционно-развивающих программах, реализуемых ППМС-центром. При этом координирующая роль педагога-психолога образовательной организации сохраняется. Работа специалистов ППМС-центра является частью общего плана ИППС обучающегося.
В случаях выявления и сохранения высокого риска проявлений девиантного поведения обучающихся с риском совершения общественно опасного деяния при необходимости организуйте привлечение к реализации индивидуальной профилактической программы органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: органы внутренних дел (инспектора подразделения по делам несовершеннолетних), органы опеки и попечительства, социально-реабилитационные центры, медицинские организации (специализированные учреждения детской и подростковой психиатрии). При необходимости возможно обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросам, относящимся к компетенции данного коллегиального органа.
При этом важно понимать, что взаимодействие между участниками образовательных отношений в контексте профилактики девиантного поведения не должно сводиться к давлению. Педагогическим работникам следует выступать в роли партнеров и наставников для обучающихся, общаться с ними с позиций уважения и принятия, и стремиться понять их мотивы и потребности. Одним из ключевых аспектов профилактики девиантного поведения является создание доверительных отношений между педагогами и учениками, которые позволяют выработать здоровые механизмы реагирования на различные жизненные ситуации и проблемы.
Родители (законные представители) обучающегося играют ключевую роль в процессе реализации ИППС и профилактических программ. Критически важными являются настроенность родителей (законных представителей) на сотрудничество с образовательной организацией и их участие в различных мероприятиях, которые будут способствовать социальной адаптации и развитию их детей. В индивидуальной работе со случаем рекомендуется формировать у родителей (законных представителей) обучающегося готовность оказывать поддержку и помощь своему ребенку, а также готовность обращаться за помощью к специалистам, если это необходимо.
Заключение
Современные вызовы диктуют необходимость усиления работы специалистов, направленной на выявление обучающихся с девиантным (общественно опасным поведением) и организацию их сообразного психолого-педагогического сопровождения, а также организацию воспитательной и профилактической работы в целом.
Ключевая роль в такой деятельности отводится специалистам, педагогическим работникам образовательных организаций, поскольку именно в сфере образования заключены максимальные ресурсы и возможности для взаимодействия с обучающимися.
Следует понимать, что базисные условия, предотвращающие формирование или способствующие нивелированию девиантных проявлений обучающихся, заключаются в эффективности общей системы воспитания детей и подростков как в семье, так и в системе образования, формировании благоприятного социально-психологического климата образовательной организации.
Образовательная среда может и должна способствовать удовлетворению всего комплекса социальных или личностных потребностей обучающихся: способствовать (формировать условия) их положительному социальному проявлению и самовыражению, обеспечивать удовлетворение потребности в общении и принадлежности группе, давать возможность быть принимаемым, уважаемым, признаваемым в среде сверстников и значимых взрослых, конечно же при активном участии, принятии и поддержке со стороны родителей.
Именно реализация вышеуказанных условий позволит минимизировать влияние факторов риска развития девиантного поведения и позволит усилить факторы защиты как личностные, так и социальные, способствующие позитивной социализации и социальной адаптации обучающихся.
Предлагаемые скрининговые мероприятия и последующие алгоритмы психолого-педагогического сопровождения обучающихся являются необходимым инструментарием повышения эффективности психолого-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся.
Приложение
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ,
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ,
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ <12>
--------------------------------
<12> Программы прошли экспертную оценку общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России" и рекомендованы для реализации в образовательных организациях. С программами, в том числе и по иным направлениям работы с обучающимися, можно ознакомиться на странице общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России", ссылка: https://rospsy.ru/KPresults.
N п/п | Программа | Авторы | ссылка |
1. | Программа коррекции школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии "Я и Мы" | Дунская Татьяна Павловна, педагог-психолог МАУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Советского района г. Челябинска", Челябинская область | https://rospsy.ru/node/680 |
2. | Методика развития эмоционального интеллекта младших школьников "Сказочный сюжет" | Баравкова Марина Михайловна, педагог-психолог МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2", г. Вяземский, Хабаровский край | https://rospsy.ru/node/717 |
3. | Комплексная программа развития субъектной ресурсности обучающихся на разных возрастных этапах | Гарбузова Анжела Михайловна, директор; Ильяшова Екатерина Анатольевна, заместитель директора по УВР; Швалева Нина Михайловна, методист по НИД; Боброва Алена Вячеславовна, педагог-психолог; Мясоедова Ангелина Викторовна, педагог-психолог; Пищулина Любовь Викторовна, педагог-психолог МБОУ Лицей N 15, г. Пятигорск, Ставропольский край | https://rospsy.ru/node/870 |
4. | Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник" | Гусова Залина Хаджимуратовна, заместитель директора; Гобаева Илона Робертовна, педагог-психолог; Соболева Оксана Ониковна, педагог-психолог МАУ ДО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центр диагностики и консультирования "Доверие" г. Владикавказа, республика Северная Осетия - Алания | https://rospsy.ru/node/670 |
5. | Психолого-педагогическая программа "Эффективное взаимодействие" (для обучающихся 5 классов) | Байбородова Э.Ю., педагог-психолог, учитель музыки МБОУ СОШ N 2, г. Павловский Посад, Московская область | https://rospsy.ru/node/1770 |
6. | Развивающая психолого-педагогическая программа "Познаю себя. Развиваюсь. Стремлюсь" | Иванова Саргылана Анатольевна, педагог-психолог; Тимофеева Елена Даниловна, педагог-психолог МБОУ "Сунтарский политехнический лицей-интернат" муниципального района "Сунтарский улус (район)", Республика Саха (Якутия) | https://rospsy.ru/node/872 |
7. | Вторичная психологическая профилактика самоповреждающего поведения школьников | Билецкая Наилля Ханяфиевна, заместитель директора по ВР, учитель психологии высшей категории; Белоусова Светлана Анатольевна, доктор психологических наук, педагог-психолог высшей категории; Тетюева Татьяна Александровна, педагог-психолог первой категории МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 108 г. Челябинска имени Героя Российской Федерации А.В. Яковлева", Челябинская область | https://rospsy.ru/node/668 |
8. | Психолого-педагогическая программа "Как не просмотреть беду..." | Кучегашева Полина Петровна, директор научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО "ВГАПО"; Орешкина Наталья Владимировна, специалист научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО "ВГАПО", педагог-психолог МОУ СШ N 99 им. дважды Героя Советского Союза А.Г. Кравченко; Колотева Елена Юрьевна, педагог-психолог МКОУ СШ N 5 городского округа город Михайловка Волгоградской области; Антамошкина Елена Александровна, педагог-психолог МОУ Гимназия N 8 Красноармейского района г. Волгограда; Николаева Юлия Павловна, педагог-психолог МБОУ СШ N 35 им. В.П. Дубины г. Волжский Волгоградской области; Штонда Елена Михайловна, специалист научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО "ВГАПО", Волгоградская область | https://rospsy.ru/node/860 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ
Девиантное поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни....
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций
Методические рекомендации адресованы педагогам - психологам, социальным педагогам....
Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ
Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабили...
Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей
Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...
Методические рекомендации по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних с учетом этнопсихологических особенностей
Что такое деструктивное поведение? Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющи...
«Методические рекомендации по профилактике аддиктивного поведения».
Семейная профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних...