Буллинг в школе: выявление, устранение и профилактика.
методическая разработка
Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в школах, многие преподаватели не замечают или не хотят замечать травли среди подростков, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyst._bulling.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Буллинг в школе: выявление, устранение и профилактика.
Подготовила педагог-психолог Попова О.Н.
Проблема буллинга существовала всегда и на всех этапах жизни человека, как в детском возрасте в образовательном учреждении, так и во взрослой жизни на работе. Подростковый возраст является самым сложным, конфликтным и противоречивым этапом развития личности. На данном этапе происходит физические и психологические изменения, происходит половое созревание, поиск своего «Я». Учеба уходит на второй план и для подростка референтной группой становятся его сверстники, происходит борьба за лидерство, конфликты. Несмотря на то, что участие подростка в конфликтах является вполне нормальным, проблема буллинга заключается в том, что травля происходит продолжительное время. В борьбе за лидерство каждый хочет самоутвердиться на фоне другого сверстника, и начинается травля. «Жертве» очень сложно сменить свой статус, она подвергается постоянным нападкам со стороны «обидчика» и его друзей. Важно предупреждать и пресекать любые попытки проявления насилия среди подростков. Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в школах, многие преподаватели не замечают или не хотят замечать травли среди подростков, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам». Буллинг начинает принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете – кибербуллинг. Современным подросткам, являющимися «жертвами» буллинга сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни.
Буллинг — это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.
Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.
Впервые термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дэн Ольвеус в 1993 г. (Олвеус получил широкое признание как пионер в исследованиях буллинга).
Основные характеристики буллинга.
- Умышленность
- Регулярность
- Неравенство сил
- Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)
- Не заканчивается сам по себе
- Негативное психологическое воздействие на всех участников
Типы буллинга.
- прямой (физический и вербальный)
- косвенный (социальная депривация, сплетни, заговоры и т.п.)
- Физическая агрессия
- Словесный буллинг
- Запугивание
- Изоляция
- Вымогательство
- Повреждение имущества
- Кибербуллинг
Прямой физический буллинг наиболее характерен для мальчиков, а косвенный и социальная депривация (потеря возможности удовлетворения основополагающих жизненных потребностей) - для девочек. Мальчики значительно чаще принимают участие в буллинге, нежели девочки. При этом, особенно опасен, буллинг со стороны девочек. Мальчики, избирая какого-то ребенка «козлом отпущения», демонстрируют только лишь свое физическое превосходство, то девочки начинают против своих жертв настоящую психологическую войну.
- Эмоциональное насилие (эмоциональное напряжение, унижение, снижение самооценки):
1. насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.
2. отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.
- Физическое насилие (нанесение физической травмы): избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.
Распределение ролей в буллинге.
Активное участие в буллинге всегда принимают три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели, защитники.
Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч.
Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы.
Защитники это более смелые дети, встают на защиту жертвы.
Инициаторы травли - буллеры.
В роли буллеров выступают один-два ребенка. Их цель - самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера класса.
Их характерные черты:
- Неуравновешенность, самовлюбленность.
Вспыльчивость, импульсивность и невыдержанный характер с чрезмерно завышенной самооценкой. Авторитет поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Девочки чаще действуют исподтишка, науськивая окружающих.
- Чрезмерная злоба, враждебность.
Нападающий — всегда поклонник культа силы и насилия. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев.
- Возвышенное положение в обществе.
Девочки-зачинщики буллинга обладают высоким социальным авторитетом. Они уверены в своей внешности и никогда не испытывали чувства неловкости из-за того, что у них чего-то нет. Мальчики же из богатых семей ни в чем не знают отказа, на все их проделки родители закрывают глаза. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, а любое его действие не влечет последствий.
Признаки ребенка агрессора.
- неумение решать конфликтные ситуации и при этом постоянное в них попадание
- обидчивость, причем обиды сохраняются на долгое время
- проявление жестокости в отношении более слабых, беззащитных
- постоянное стремление доминировать среди сверстников
- трудности в самоконтроле, не может заставить себя выполнять задания, склонность к истерикам
Насильники в школе.
- Властные авторитарные семьи
- Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни
- Неполные семьи
- Семьи с генетической предрасположенностью к насилию
- Семьи с конфликтными семейными отношениями
Жертвы школьного буллинга.
Дети, имеющие:
- неразвитые социальные навыки - часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками
- страх перед школой - неуспешность в учебе формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность
- отсутствие опыта жизни в коллективе - домашние дети
- болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез , энкопрез нарушения речи – дислалия , дисграфия, дислексия и т. д.
- физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями, то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников
- особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение
- особенности внешности – рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела и т.д.
Наблюдатели.
АКТИВНЫЕ ПОМОЩНИКИ
- подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием);
могут «подначивать», провоцировать
ПАССИВНЫЕ СТОРОННИКИ
- в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых
Защитники.
Наличие даже ОДНОГО противника буллинга в классе может изменить ситуацию к лучшему.
Если защитников несколько и с их мнением в классе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.
Основные характеристики защитников:
- Устойчивая система ценностей.
- Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности
- Способны самостоятельно регулировать свое поведение;
- Оптимистичный эмоциональный фон.
Последствия школьного насилия.
- Падение самооценки, затравленность
- Проблемы в учёбе и поведении
- Суицидальные намерения
Последствия БУЛЛИНГА печальны-ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:
- Расстройства психики, асоциальное поведение, тревожные расстройства.
Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, что переходит и во взрослый возраст. У него появляются трудности в поведении. Они чаще других подвержены депрессиям, риску суицида.
- Сложности во взаимоотношениях- социальная изоляция. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице. Поэтому они чаще других выбирают надомную или обособленную работу. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.
- Болезни, психосоматика. Результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем. Девочки-подростки подвержены другому несчастью: насмешки и оскорбления приводят их к анорексии или булимии.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ОЦЕНКА РИСКА БУЛЛИНГА В УЧЕНИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ
Тесты-опросники для диагностики психологического климата и особенностей взаимоотношений в классных коллективах
Рекомендуемые методики для проведения диагностики (приложения 5 и 7 к приказу Минобразования РО от 29.10.2021г. № 965):
- «Cоциометрия» ,Дж. Морено
- «Изучение психологического климата в коллективе», А.Н Лутошкин
- «Тест групповой сплоченности», Ч. Сишор
- «Индекс групповой сплоченности», Ч. Сишор
Дополнительные методики для проведения диагностики
- «Оценка психологической атмосферы в коллективе», А.Ф. Фидлер
- «Психологическая безопасность образовательной среды школы», И.А. Баева
- «Круги», Н.Е. Щуркова
Тесты-опросники для оценки риска буллинга в классных коллективах
- «Опросник риска буллинга», А.А. Бочавер
- «Методика на выявление буллинг-структуры», Е.Г. Норкина
- «Буллинг», Д.Ольвеус
- «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга», Д. Ольвеус (адапт. Е.В. Бушиной)
Анкеты для оценки риска буллинга классных коллективах
- Анкета «Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью», А.А. Андреев
- «Анкета изучения восприятия обучающимися проблемы буллинга» (Методические рекомендации по профилактике буллинга в общеобразовательной организации / отв. ред. Погребная С.К., Чиркова Т.Н. и др. – Краснодар, 2020)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профилактике явлений буллинга в школе»
Вся история человечества – это история бесконечных воин и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями.Конфликты – это часть нашей жизни. Конфликты могут сопров...
Буклет. Профилактика буллинга в школе.
Буллинг - школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей....
Профилактика буллинга в школе
Памятки для коллег, для родителей...
Рекомендации для учителей и школьного психолога по профилактике буллинга в школе
Это руководство создано для учителей, школьных психологов и сотрудников школьной администрации. Оно может стать основанием для пересмотра внутришкольных правил и пресечения возникновения ситуаций школ...
Профилактика буллинга в школе
Часто дети не рассказывают своим родителям о проблемах. Чем старше становится ребенок, тем меньше вероятность, что он придет к родителям рассказывать о том, что его беспокоит. Поэтому важно проя...
Профилактика буллинга в школе
Повышение толерантности и эмпатии у учащихся, профилактика конфликтов в межличностных отношениях подростков....
Варианты анкетирования для выявления факта буллинга в школе
Материал будет полезен педагогам, классным руководителям, педагогам - психологам для выявления факта буллинга в классе....