программа "Психология успеха"
рабочая программа по психологии

Целевое назначение программы:

создание условий для накопления личностных ресурсов для конструктивного подхода к осознанному

выбору жизненного пути и успешной социализации после окончания школы.

Задачи:

- актуализация и активизация процесса исследования собственных личностных ресурсов, необходимых для успешного жизненного самоопределения;

- повышение психологической компетентности учащихся через расширение и углубление знаний о

своей индивидуальности;

- прояснение и развитие временной перспективы будущего;

- осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей;

- формирование практических навыков применения полученных знаний в жизни;

- выработка навыков самоанализа;

- раскрытие возможностей целенаправленного саморазвития;

- формирование готовности брать на себя ответственность за свой выбор;

- профилактика нарушений психологического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihologiya_uspeha_2020-2021.doc718.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Макарово»

ул.Полевая 12, с. Макарово, Киренский район, Иркутская область 666 731

телефон, факс: 8(39568)26324. E-mail: makar@38kir.ru

«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Руководитель ШМО

_____________/                     /

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ с. Макарово»

_____________/Л.А.Хорошева/

ФИО

 «__»____________20____г.

«Утверждаю»

Директор

МКОУ «СОШ с. Макарово»

____________ /А.А.Ярыгина/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20___г.

Рабочая программа

Психология успеха

                                                                                               

педагог –психолог

Кувайшина Евгения Михайловна

 

с. Макарово, 2020 г.

Пояснительная записка

Изучение курса предполагает изучение теоретического материала без глубокого проникновения в

теоретические основы психологии, более важным представляется формирование умений и навыков

самостоятельного успешного выхода из проблемной жизненной ситуации, формирование компетентностей социализации в постшкольную образовательную и общественную среду. Важно, что учитель не учит «правильному выбору», не «руководит» выбором, не «диагностирует» все, что связано с выбором. Роль учителя заключается в том, чтобы создать условия для повышения готовности учащихся к адекватному поведению в ситуации выбора образовательного, профессионального, жизненного пути. Помогает ли изучение курса проявить старшеклассникам свою индивидуальность, обрести конкретный успех в конкретном деле, формируется ли умение «быть успешным»? Думается, что да. Так, зачётной работой по курсу выбрана «организация собственного успеха» каждым из учащихся или группой учащихся в школьном и/или внешкольном пространстве.

Примерами таких работ могут служить:

- исследование по теме «Наиболее востребованные профессии будущего»;

- участие в проектной игре «Личный профессиональный план», деловой игре «Устройство на работу», поможет нескольким учащимся не только окончательно утвердиться в своём профессиональном выборе, но и сделать конкретные шаги в построении своей профессиональной карьеры.

Целевое назначение программы:

создание условий для накопления личностных ресурсов для конструктивного подхода к осознанному

выбору жизненного пути и успешной социализации после окончания школы.

Задачи:

- актуализация и активизация процесса исследования собственных личностных ресурсов, необходимых для успешного жизненного самоопределения;

- повышение психологической компетентности учащихся через расширение и углубление знаний о

своей индивидуальности;

- прояснение и развитие временной перспективы будущего;

- осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей;

- формирование практических навыков применения полученных знаний в жизни;

- выработка навыков самоанализа;

- раскрытие возможностей целенаправленного саморазвития;

- формирование готовности брать на себя ответственность за свой выбор;

- профилактика нарушений психологического здоровья.

Категория обучающихся: учащиеся 11 класса.

Продолжительность программы.

Программа рассчитана на 18 часов при часовой недельной нагрузке.

Методы работы на занятиях включают лекции, беседы, дискуссии, ролевые и деловые игры, семинары, практикумы, тренинги. Преобладающим является использование интерактивных форм, предполагающих активное субъектное участие учащихся в процессе.

Планируемый результат.

Следствием проведения курса станут непосредственные и отсроченные во времени результаты.

Непосредственные результаты выражаются в овладении навыками практического самопознания и углублении знаний о своих психологических ресурсах. Ввиду того, что процесс самоопределения не детерминируется временем обучения в школе, то прогностически результатом работы можно считать готовность и психологическую обеспеченность готовности к позитивной жизненной самореализации, успешную социализацию выпускников школы.

Критерии эффективности:

- востребованность курса учащимися;

- высокий уровень мотивации при изучении курса;

- положительные оценки со стороны родителей, педагогов, администрации;

Тематическое планирование курса

Темы

Кол-во часов

Введение (1 час)

Тема 1. Введение в курс.

1

Раздел 1 .Что такое жизненный успех? (2 часа)

Тема 2. Моё представление об успехе

1

Тема 3. Шаги к успеху

1

Раздел 2. Я как личность (7 часов)

Тема 4. Человек как личность и индивид

1

Тема 5. Структура личности

1

Тема 6. Способы познания и самопознания личности

2

Тема 7. Знакомство с самим собой

3

Раздел 3. Самосовершенствование и саморазвитие как путь к успеху (7 часов)

Тема 8. Главное- желание.

2

Тема 9.Я-властелин эмоций

1

Тема 10.Как «организовать» успех

2

Тема 11. Я в социуме.

2

Заключение (1 час)

Тема 12.«Формула» успеха

1

Итого

18 ч.

Содержание занятий.

Введение (1 час).

Тема 1. Введение в курс (1 ч).

Психологии как наука. Значение психологических знаний для человека.

Диагностические методики: социометрия, анкетирование (мотивация выбора курса, ожидания от изучения).

Упражнения: «Автобусная остановка».

Задания для самостоятельной работы: сочинение-рассуждение «Что значит быть успешным человеком?»

Раздел 1. Что такое жизненный успех? (2 часа).

Тема 2. Моё представление об успехе (1 ч).

Составляющие жизненного успеха. «Размер» успеха. Субъективность оценки жизненного успеха

Упражнения: «Ассоциации», «Слепой и поводырь», «Что такое жизненный успех?» (индивидуальное и

групповое выполнение).

Задания для самостоятельной работы: «Способы достижения успеха» (индивидуальное выполнение).

Тема 3. Шаги к успеху (1 ч).

Отличие цели от мечты. Умение формулировать СВОИ цели в жизни. Дерево целей. Цена достижения цели.

Знание себя, умение организовать себя в достижении цели, умение управлять собой – важные шаги в

достижении успеха.

Упражнения: «Способы достижения успеха» (групповое выполнение), «Курица», «Дорожная карта».

Задания для самостоятельной работы: дать определение понятиям «личность», «индивид»,

«индивидуальность».

Раздел 2. Я как личность (7 часов).

Тема 4. Человек как личность и индивид (1 ч).

Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Явления, характеризующие человека как личность.

Тема 5. Структура личности (1 ч).

Мотивы и потребности человека. Темперамент и характер. Эмоции. Склонности

и способности. Направленность личности. Самосознание.

Упражнения: «Сундук желаний», «Летающая тарелка»,

Ролевая игра «Поездка в автобусе».

Игра- конкурс «Самый-самый…».

Задания для самостоятельной работы: Предложить способы изучения себя и других людей.

Тема 6. Способы познания и самопознания личности (2 ч).

Общее представление о методах исследования в психологии.

Деловая игра «Психологическая лаборатория».

Тема 7. Знакомство с самим собой (3 ч).

Практикум по самопознанию. Консультирование по результатам полученных диагностических данных.

Диагностические методики: «3-ФЛО», Опросник Айзенка, «КОС-1», «Ценностные ориентации личности

(ЦОЛ)», «Ценностные ориентации» М.Рокича, тест «Образ мира», ТЮФ.

Задания для самостоятельной работы: Предложить способы снятия психоэмоционального напряжения,модели поведения в стрессовых ситуациях.

Раздел 3. Самосовершенствование и саморазвитие как путь к успеху (7 часов).

Тема 8. Главное- желание (2 ч).

Тренинг мотивации достижения.

Тема 9.Я-властелин эмоций (1 ч).

Влияние психоэмоционального состояния на успешность деятельности. Стресс и его влияние на человека. Приемы регуляции эмоционального состояния, улучшения работоспособности.

Упражнения: «Ассоциации».

Диагностические методики: Шкала тревожности Филлипса, Опросник САН, Методика определения уровня нервно-психической устойчивости (анкета «Прогноз»).

Ролевая игра «На приёме у психотерапевта».

Задания для самостоятельной работы: проанализировать «расход» времени на учебу, досуг, др. виды деятельности.

Тема 10. Как «организовать» успех (2 ч).

Основы самоменеджмента. Понятие о самоменеджменте. Время как стрессор. Капитал времени. «Поглотители времени». Функции, правила и техники самоменеджмента.

Практикум.

Задания для самостоятельной работы: сочинение «Плюсы и минусы моего общения».

Тема 11. Я в социуме (2 ч).

Повышение коммуникативной компетентности как одно из условий формирования успешной личности.

Диагностические методики: «Q-сортировка», тест описания поведения К.Томаса.

Упражнения: «Превратим минусы в плюсы», «Ассоциации».

Игра « «Да» - не говорить», «Потерпевшие кораблекрушение».

Заключение (1 час).

Тема 12.«Формула» успеха (1 ч).

Заключительный урок-рефлексия.

Упражнения: «Автобусная остановка», «Пожелания».

Литература для учителя

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.М.:1968.

2. Вагин И.О. Как стать первым. Практический коучинг по-русски/И.Вагин, А.Глущай.-М.:ООО

«Издательство АСТ»: «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак» 2003.-288 с.

3. Вехова А.П., Кузибецкий А.Н.Жизненное самоопределение старшеклассников: педагогические

условия развития. Волгоград: ВГИПК РО,2003.

4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии.

1994.№ 3.С.17-21.

5. Голованова Н.Ф.Социализация школьников как явление педагогическое// Педагогика.1998.№ 5.С.42-46.

6. Дереклеева Н.И.Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.:ВАКО,2004.-122 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

7. Загашев И.Как решить любую проблему. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2001.-128 с. (Серия «Школа

мастера».)

8. Игры-обучение, тренинг, досуг…/Под ред.В.В Петрусинского//В четырёх книгах. - М.:Новая

школа,1994.-368 с.

9. Истратова О.Н., Эсказуто Т.В. Справочник психолога средней школы/серия «Справочники». - Ростов

на/Д: «Феникс»,2003.-512с.

10. Лабиринты психологии. Под ред. Трушковой С.В.-М.:Издат. отдел УНЦ ДО МГУ,1996.-168 с.

11. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников.- М.:Просвещение,1991.-191

с.

12. Обозов Н.Н. Психология субъекта познания. СПб., Школа практической психологии,1997 г.-56 с.

13. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики. М.,19993.

14. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. - СПб,2003.

15. Столин В.В. Самосознание личности.- М.,1983.-286 с.

16. Тюшев Ю.В.Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб.: Питер,2006.-160 с.: ил. - (Серия

«Практическая психология»).

Литература для учащихся

1. Гарбер Е.И. Семнадцать уроков психологии. - М.,1995.-80 с.

2. Гинзбург М.Р. Путь к себе. - М.:Педагогика,1991.-160 с.: ил. - (Познай себя: Психология-школьнику).

3. Кинчер Дж. Книга о тебе.40 тестов-самоисследований.- СПб: Питер Пресс,1996.-224 с. - (Серия

«Азбука психологии»).

4. Климов Е.А. Психология: Учебник для средней школы.- М.:Культура и спорт, ЮНИТИ,1997.-287 с.

5. Кумар В. Кто я? Какой я? - СПб: Питер Пресс,1997.-128 с.- (Серия «Азбука психологии»).

6. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся:10-11 кл.-М.:Просвещение,1995.-239 с.: ил.

7. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками:

Кн. для учащихся. - М.: Просвещение,1987.-224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”

   В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с  нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...

Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика

Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

Классный час «Формула успеха» Для учащихся 8 – 9 классов Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.

Очень скоро вы выйдете в бескрайний океан взрослой жизни. Этот океан очень прекрасен и хранит много тайн, может быть, именно тебе предстоит открыть одну из тайн. Но океан жизни полон также бурь и тума...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...