Памятка для педагога "Школьный буллинг"
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) определяется как притеснение, дискриминация, травля.
Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.
Формы школьного буллинга могут быть различными:
* систематические насмешки,
* вымогательство,
* физические и психические унижения,
* различного вида издевательства,
* бойкот и игнорирование,
* порча личных вещей и др.
Существуют основные типы буллинга:
- Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
- Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (кража и порча личных вещей).
- Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
- Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Чаще всего жертвами буллинга становятся дети (по мнению психолога Дана Ольвеуса):
- тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;
- не имеющие ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми;
- пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
- склонные к депрессии и чаще сверстников думающие о самоубийстве;
- мальчики, физически слабее, чем ровесники.
Рекомендации учителям
Педагогам нужно создавать в классе полную нетерпимость к любым актам насилия. При этом крайне важно осуществлять наблюдение за всеми возможными местами свершения буллинга, это могут быть класс, коридор, столовые и пр. Кроме того крайне важную роль играет проведение соответствующей воспитательной работы в классах, используя режим свободной дискуссии.
Особенности работы с агрессорами
Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности.
Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор.
Неэффективные методы преодоления буллинга (что не надо делать)
- Переадресовать проблему родителям
- Провести мероприятие, акцию – вообще что- либо единовременное и краткосрочное
- Отправлять участников (жертву и бeллера) к директору, требовать от буллера извинений
- Рекомендовать жертве не обращать внимания
- Неэффективный вызов жалости,
- Определение проблемы травли как личной проблемы жертвы,
- Долгие объяснения случившегося,
- Признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания.
- Последнее — пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае.
Эффективные методы включают:
- Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
- Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
- Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
1. Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
3.Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите обучающимся, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
4.Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №1 сл.Большая Мартыновка
Памятка для педагога
" Школьный буллинг "
педагог-психолог
Медведева Т.В.
сл.Большая Мартыновка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей. "Буллинг в школе"
Небольшая памятка для родителей "Буллинг в школе". Данную памятку можно легко разместить в группе родителей, в соц.сетях, раздать печатный вариант....
Памятка. Буллинг
Данная памятка - материал для бесед с родителями, выступлениями на собраниях с просветительскими лекциями о буллинге....
Памятка родителям: буллинг, скулшутинг, сниффинг
Памятка родителям...
Памятка для родителей и педагогов "Что нужно знать о БУЛЛИНГЕ"
Памятка для родителей и педагогов "Что нужно знать о БУЛЛИНГЕ"...
Памятка для родителей по профилактике буллинга в школе
Рекомендации для родителей по предупреждению буллинга в образовательной среде....
Памятка для родителей "Как начать разговор с ребенком о буллинге?"
БОРОТЬСЯ НЕЛЬЗЯ СТРАДАТЬиликак начать разговор с ребенкомо буллинге?...
Памятка «Как родителям справиться с буллингом»
Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, вековое явление – детскую жестокость. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивос...