Памятка для педагога "Школьный буллинг"
консультация по психологии

Медведева Татьяна Витальевна

Памятка для педагога "Школьный буллинг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_uchitelyu.docx57.56 КБ

Предварительный просмотр:

Буллинг (bullying,  от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) определяется как притеснение, дискриминация, травля. 

 

Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.

 

Формы школьного буллинга могут быть различными:

 * систематические насмешки,

 * вымогательство,

* физические и психические  унижения,

* различного вида издевательства,

* бойкот и игнорирование,

* порча личных вещей и др.

Существуют  основные типы  буллинга:

  • Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
  • Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (кража и порча личных  вещей).
  • Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
  • Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Чаще всего жертвами буллинга становятся дети (по мнению психолога  Дана  Ольвеуса):

-          тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;

-          не имеющие  ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми;

-          пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;

-          склонные  к  депрессии и  чаще  сверстников  думающие  о самоубийстве;

-          мальчики, физически слабее, чем ровесники.

Рекомендации  учителям

       Педагогам нужно создавать в классе полную нетерпимость к любым актам насилия. При этом крайне важно осуществлять наблюдение за всеми возможными местами свершения буллинга, это могут быть класс,  коридор, столовые и пр. Кроме того крайне важную роль играет проведение соответствующей воспитательной работы в классах, используя режим свободной дискуссии.

Особенности работы с агрессорами

Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности.

Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор.

Неэффективные методы преодоления буллинга (что не надо делать)

  • Переадресовать проблему родителям
  • Провести мероприятие, акцию – вообще что- либо единовременное и краткосрочное
  • Отправлять участников (жертву и бeллера) к директору, требовать от буллера извинений
  • Рекомендовать жертве не обращать внимания 
  • Неэффективный вызов жалости,
  • Определение проблемы травли как личной проблемы жертвы,
  • Долгие объяснения случившегося,
  • Признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания.
  • Последнее — пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае. 

Эффективные методы включают:

  • Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
  • Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
  • Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.

План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

1. Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.

2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.

3.Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите обучающимся, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.

4.Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение –

средняя общеобразовательная школа №1 сл.Большая Мартыновка

http://images.aif.by/007/570/30968db439bda01e2a6e33902b8e983b.jpg

Памятка для педагога

 " Школьный буллинг "

педагог-психолог

Медведева Т.В.

сл.Большая Мартыновка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей. "Буллинг в школе"

Небольшая памятка для родителей "Буллинг в школе". Данную памятку можно легко разместить в группе родителей, в соц.сетях, раздать печатный вариант....

Памятка. Буллинг

Данная памятка  - материал для бесед с родителями, выступлениями на собраниях с просветительскими лекциями о буллинге....

Памятка для родителей и педагогов "Что нужно знать о БУЛЛИНГЕ"

Памятка для родителей и педагогов "Что нужно знать о БУЛЛИНГЕ"...

Памятка для родителей по профилактике буллинга в школе

Рекомендации для родителей по предупреждению буллинга в образовательной среде....

Памятка для родителей "Как начать разговор с ребенком о буллинге?"

БОРОТЬСЯ НЕЛЬЗЯ СТРАДАТЬиликак начать разговор с ребенкомо буллинге?...

Памятка «Как родителям справиться с буллингом»

Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, вековое явление – детскую жестокость. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивос...