Тренинг для родителей "Мы против наркотиков - мы выбираем жизнь!"
план-конспект по психологии
Данные тренинг предназначен для родителей, с целью расширения знаний у родителей о вреде употребления ПАВ; определения пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для профилактики наркозависимого поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_roditeley.docx | 48.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Макарово»
Тренинг для родителей
«Мы против наркотиков - мы за жизнь!»
Автор:
Кувайшина Е.М.,
педагог-психолог
с. Макарово, 2022 г.
Актуальность
По мере изменения социально-экономической ситуации в нашей стране, расширения зарубежных контактов все более масштабные и тревожные очертания приобретают проблемы, касающиеся подростков. Среди них наркомания.
Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи. Наркомания - это тяжелое заболевание, характеризующееся физической и психической зависимостью от наркотика. Беда может прийти в любую семью. Заболевают подростки со сверхзаботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому важно в профилактической работе акцент сделать на работу с семьей ребенка.
Данные тренинг предназначен для родителей, с целью расширения знаний у родителей о вреде употребления ПАВ; определения пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для профилактики наркозависимого поведения.
Задачи:
- Информировать родителей о положении дел, связанных с употреблением ПАВ в Киренском районе.
- Рассмотреть с родителями причины употребления ПАВ детьми и подростками и возможные последствия.
- Акцентировать внимание родителей на создание и развитие благоприятных условий для роста и развития детей в семье.
- Провести диагностику с родителями определения подростковой наркомании.
- Дать родителям адреса помощи.
Подготовительная работа: по классам было дано задание, приготовить презентацию, направленную на профилактику употребления ПАВ.
Ход тренинга
- Нашу встречу я начну с очень оптимистического стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.
Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так,
Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!
Настрой на тренинг. Ритуал приветствия.
#1047;накомство. Упражнение «Меня зовут…»
Группа располагается кругом. Первый из участников называет свое имя и еще что-нибудь связанное с именем. (Пример: меня зовут Наташей, но друзья меня обычно называют Ташей).
#1059;пражнение «Мой сосед».
Группа разбивается на пары. Поочередно участники должны рассказать своему соседу что-нибудь о себе (по 2 минуты каждый). После этого собирается группа вместе, и каждый участник коротко представляет своего собеседника, рассказывая то, что запомнил. При этом главное подметить индивидуальность партнера.
Вспомогательные вопросы:
- мои увлечения;
- твои ценности;
- главные люди в твоей жизни;
-наличие врагов;
-за чем и для кого живешь.
#1054;жидание участников (10минут)
Участникам предлагается поразмышлять о том. Какую информацию и практические навыки они хотели бы получить на трениге, и какие ожидания они связывают со своим участием в нем. Задаются, следующие вопросы:
- Что бы вы хотели получить от тренинга?
-Что вам может помочь в этом?
- Что вам может помешать?
-Чего ожидаете от ведущего?
Участники по очереди высказывают свои ожидания. После того, как все поделятся своими соображениями. Ведущий делает обобщение и рассказывает о целях и задачах встречи.
#1048;гра «Дерево» (10минут)
«Представьте, что пространство на полу - большое дерево, которое определяется уровнем ваших знаний о наркомании. Если вы встанете на кроне, значит, вы уверены в том, что знаете об этой проблеме практически все и вам не нужна дополнительная информация. Если разместились на стволе – значит, вы достаточно информированы, но вам еще многое нужно и хочется узнать. Если же вы выбрали место на корнях, то вы считаете, то, что вы знаете о наркомании - это маленькая часть всей информации, которая, возможно, не совсем достоверна»
После того как каждый участник выбрал место на «дереве», ведущий выборочно просит несколько человек обосновать свой выбор.
5. Ситуация и ее анализ.
- Предлагаю прослушать монолог матери наркомана.
«Я отупела от вечного страха, безысходности, нескончаемого горя и боли. Вот уже 1,5 года я ложусь с одной мыслью: «Господи, дай мне смерть», - а, просыпаясь, думаю: «Зачем, зачем эта жизнь – горе, боль, слезы?».Мой сын – наркоман, ему 18 лет, больше двух лет он «колется». Через две недели после того, как я узнала об этом, положила его в больницу, у меня даже мысли не возникло, что я ничего не смогу сделать, потеряю единственного сына. Не описать того ада, что я с ним прошла, а сегодня он в тюрьме. Он у меня единственный сын, но мне легче было бы похоронить его один раз. Не спешите меня осуждать, понять меня может только тот, кто был в таком положении. Где я могу взять 5 тыс. рублей и выше, чтобы пройти курс лечения.
Анализ ситуации:
Что вы хотите сказать? Что вы чувствуете, думаете по поводу услышанного?
Обратите внимание на тяжесть последствий не только для подростков, но и для близких. Последствия не только для здоровья, но и мешают жизни.
Информационная справка о положении дел, связанных с употреблением ПАВ в Киренском районе.
6. Работа в группах «Причины употребления»
Предлагается работа в малых группах по 5 – 7 человек. Выдаются листы ватмана, на которых члены группы прописывают возможные причины, побуждающие к употреблению ПАВ. Наработки вывешиваются на доску и анализируются ведущим. Итогом работы является попытка классифицировать причины. Например, социальные, психологические, биологические, внешние, внутренние и т.д.
При всем разнообразии причин – общей является проблемы, трудности связанные с ситуациями, с которыми ребенок не справляется. Проблемы в значимых для ребенка сферах: в общении со сверстниками, с родителями, с учителями.
7. Вопросы для групп
1. Является ли алкоголь стимулирующим средством, придающим силы?
( Нет, алкоголь- депрессант, угнетает центральную нервную систему, затормаживает нормальные реакции организма).
#1052;огут ли люди, которые принимают наркотики, рассчитывать на долгую и счастливую жизнь? (Нет, наркозависимый живет не более 3-5 лет с начала употребления героина).
#1042;лияет ли на здоровье новорожденного ребенка, если беременная женщина пьет или употребляет наркотики? ( Да, алкоголь не переваривается в желудке, а поступает прямо в кровь, откуда проникает через плаценту в кровь).
#1055;одвержены ли большому риску дети, которые начинают употреблять алкоголь в подростковом возрасте? (Да, исследования показывают, что если человек начинает употреблять алкоголь до 15 лет, то он подвергается в 2 раза большему риску начать употребление наркотиков, чем те, кто попробовал алкоголь, будучи взрослым).
#1052;ожно ли выпить спиртное и согреться?
( Нет, употребление рюмки алкоголя вызывает расширение кровеносных сосудов поверхности кожи, хотя это и создает ощущение тепла, организм на самом деле быстро теряет тепло, тем самым, вызывая переохлаждение тела).
8. Упражнение «Плакат»
Каждой группе предлагается придумать и нарисовать плакат
антинаркотического содержания. При этом необходимо соблюдать следующие требования: не изображать атрибуты, имеющие отношение к употреблению наркотических средств (иглы, шприцы, таблетки и т.д.).
Далее группа должна защитить свой проект перед другой группой.
9. Игра «Горячий мяч»
Сейчас у вас есть время 5 минут для того, чтобы обсудить, кто, что может
защитить подростка от употребления наркотиков, а также, каким образом он
сам может уберечь себя. Может быть, это определенные качества его
личности, а может быть, некие обстоятельства его жизни». Если есть
вопросы, ведущий отвечает на них. Далее каждая группа получает по мячу.
Ведущий говорит: «Знаете, что такое «горячий мяч»? Его нельзя долго
держать в руках, так как можно обжечься. Сейчас вы будете перекидывать
друг другу мяч как можно быстрее. Получая мяч, вы должны быстро назвать
одну из причин, защищающих подростка от наркомании, а затем так же
быстро перекинуть его любому игроку. Ваша задача сохранить как можно
больше участников группы.
10. Работа с таблицей.
Каждая группа получает заготовку таблицы: Какие условия способствуют оптимальному росту и развитию детей в семье?
Условия (факторы), способствующие развитию личности | Как родители могут создать эти благоприятные условия. |
Наработки групп вывешиваются на доску, зачитываются и обсуждаются.
- Обыгрывание ситуации.
Ситуация: дочь приходит домой поздно. Мать узнает, что у ее ребенка появился подозрительный, по ее мнению, друг. Дочь проводит с ним много времени и замечена в прогуливании школьных занятий.
Каковы действия членов семьи (мамы, папы) при серьезном разговоре с дочерью?
Дается возможность обыграть тактику построения разговора, поведения родителей (2 раза).
Обсуждение:
- Все ли в этой семье созданы условия для благоприятного развития личности?
- Как бы вы поступили в сложившейся ситуации?
- Что понравилось в действиях, что бы вы сделали по-другому?
! Обратите внимание на необходимость сохранения доверительных отношений, контакта с ребенком, как важный фактор противодействия злоупотреблению ПАВ.
- «Скульптура»
Придумать скульптуру под названием “Мы против наркотиков - мы за жизнь!”. На задание отводится 7 минут.
#1059;пражнение «Радости жизни»
Одной из причин попадания в наркотическую зависимость является эмоциональный дискомфорт и желание изменить свое настроение.
Все участники группы по очереди называют то, что может улучшить настроение, доставить удовольствие, спасти от скуки, развеселить. Каждый раз, называя какой - то способ достижения состояния психологического комфорта, нужно делать один шаг внутрь круга. Постепенно круг сужается, участники стоят, прижавшись, друг к другу. Создается ощущение единства, сплоченности.
Ведущий говорит, что еще один способ достижения комфорта, получения удовольствия от жизни - чувство «Мы вместе», чувства единения с другими людьми.
- Завершение
Обсуждение «Сбылись ли мои ожидания?» (Каждый участник говорит о том, оправдались ли его ожидания, что нового он приобрел на тренинге).
Обсуждается и общий ход тренинга:
-Что понравилось больше всего?
-Что не понравилось?
-О чем бы еще хотели узнать?
-Пригодятся ли вам в жизни навыки, которые приобрели здесь? Как их будите применять в дальнейшем?
-Как вы думаете, нужны ли подобные тренинги для родителей?
15. Раздача профилактической печатной продукции.
16. Работа по заполнению анкеты «Анкета для определения подростковой наркомании». Каждый заполняет анкету индивидуально.
Использованная литература
- Профилактика наркозависимости среди детей и подростков: Методическое пособие. Авторы состовители: Водовозов М.Ю. Губина К.В., Прокопенко Г.В. Филиал ГУТО «Наркологический реабилитационный центр», 2003-30с.
- Методические рекомендации по организации профилактической работы с детьми и подростками в период летней оздоровительной кампании в рамках проекта «Лето - пора находок, а не потерь!» Авторский коллектив Андреева О.С., к.пс.н., доцент Тюм. ГУ. Старцева Н.Г., к пс., н., директор ГАУ ТО «ОЦПР». Мариинских Н.В., педагог-психолог высшей категории. Кардашова Г.П., зав. Отделением воспитательной работы комитета по образованию г.Тобольска., Тюмень 2009
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 1998.
- Хасан Б.И. и др. образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. Организационно-методическое пособие. – М.: 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Жизнь против наркотиков"
Данный материал расчитан на учащихся 10 классов....
"Я выбираю жизнь!" (о вреде наркотиков)
Цель: Способствовать формированию знаний о вреде наркомании,росту самосознания и самооценки подростков....
Агитбригада (против наркотиков): «Даётся, жизнь один лишь раз!»
- Даётся жизнь один лишь раз! И наш ты выслушай наказ:- Прекрасна жизнь, вкушай её. И жизнь игра – сыграй в неё!- Богатство жизнь, её беречь, лелеять надо!- Горьких встреч, быть может ты не избежишь,-...
СЦЕНАРИЙ внеклассного спортивного мероприятия, посвященного здоровому образу жизни «Спорт против наркотиков».
Цель: Сформировать у детей и подростков ценностную установку на здоровый образ жизни за счет расширения у них личного опыта соблюдения норм физической культуры, успешной самореализации в спорте, эмоци...
«Мы против наркотиков! Мы выбираем жизнь!».
Человек в состоянии наркотического опьянения перестает испытывать душевную и физическую боль, появляется ощущение легкости, комфорта. Ощущение легкости приводит к потере над собой и утрате чувства реа...
Мастер-класс по проведению тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков «Мы против наркотиков»
Мастер-класс был проведён на базе муниципального бюджетного учреждения ддополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" города Тамбова в октябре 2019 года для социальны...
Методическая разработка классного часа «Мы за здоровый образ жизни". Номинация «Мы против наркотиков!»
В наше время проблема наркомании приобрела характер социального бедствия. Детская и подростковая наркомания это вич нашего времени, современная «мода на наркотики» с каждым годом делает за...