Выступление на общешкольном родительском собрании "Мотивация к учебной деятельности"
консультация по психологии

Зурагаева Юлия Карловна

Проблема мотивации волнует каждого из нас. Как замотивировать себя на определенную деятельность? Если деятельность интересна, то проблем с мотивацией у нас не возникает, но бывает так, что деятельность может быть не интересной, но нужной. Как быть в этой ситуации. У взрослого человека свои способы мотивирования себя. Но ребенок еще это сделать не в силах. Поэтому особо остро данная тема встает при мотивировании младших школьников. Где мы, взрослые, должны помочь ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_obshcheshkolnom_roditelskom_sobranii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на общешкольном родительском собрании

Мотивация к учебной деятельности

Не скрою, что не для всех детей походы в школу являются радостным событием и их можно понять – немалые нагрузки, постоянная ответственность, иногда не слишком хорошие оценки, недовольство учителей и родителей... Чем же можно помочь  детям?

«Как помочь ребёнку хорошо учиться в школе», «как заставить ребёнка делать уроки самостоятельно»? – эти вопросы актуальны для многих родителей, в частности, для тех, кто не уделял им достаточно внимания ещё до поступления ребёнка в школу. Ведь все важные привычки, как и способность эффективно учиться, приобретаются детьми до 7 лет.

Проблема мотивации волнует каждого из нас. Как замотивировать себя на определенную деятельность? Если деятельность интересна, то проблем с мотивацией у нас не возникает, но бывает так, что деятельность может быть не интересной, но нужной. Как быть в этой ситуации. У взрослого человека свои способы мотивирования себя. Но ребенок еще это сделать не в силах. Поэтому особо остро данная тема встает при мотивировании младших школьников. Где мы, взрослые, должны помочь ребенку.

У детей может периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Это может быть связано с длительным отсутствием в школе, например в период летних каникул, либо, когда ребенок болен или переутомился, но могут быть и другие причины. Но если причина нежелания ребенка учиться, непонятна, и связана со страхами и негативным отношением к школе, то следует обратиться за консультацией к школьному психологу.

Ниже даны рекомендации для повышения учебной мотивации детей.

Как мотивировать ребенка к учебе

(рекомендации родителям)

Особенно тяжёлый период для многих родителей наступает, когда ребёнок идет в школу. Правда, некоторые родители считают, что теперь школа ответственна за его воспитание и образование, ведь в школе работают специалисты, они должны обучать. Но из опыта работы мы видим, что наибольшего успеха в учебе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учёбу вместе со своим ребёнком и со школой.

Тем не менее, начать работу над привитием правильных привычек никогда не поздно.

Прежде всего определите круг проблем, который мешает ребёнку учиться:

  • компьютерные игры весь вечер;
  • поздний сон и как следствие раздражительность и недосыпание;
  • вялость из-за постоянного переедания;
  • отсутствие оборудованного рабочего стола для занятий дома;
  • нелюбовь к чтению;
  • нежелание подчиняться установленному режиму;
  • проблемы с общением в классе...

И это только примерный перечень, на который родителям стоит в первую очередь обратить внимание. Если ребёнок рассеян и то и дело что-нибудь теряет или забывает, следует начать работу над его умением содержать в порядке свои вещи. Для этого начинайте выполнение домашнее задания с проверки состояния его личного рабочего пространства:

Планомерная работа и контроль за порядком могут раз и навсегда лишить родителей беспокойства по поводу того, как заставить ребёнка учиться в школе.

Что сделать для того, чтобы ребенок хорошо учился?

1. Простраивать с ребенком доверительные отношения, при которых он может поделиться своими проблемами и сомнениями. 

2. Поддерживать в семье комфортный психологический климат.

В семьях, где родители часто кричат друг на друга и на ребёнка, нет ощущения безопасности, риск отставания ребёнка в интеллектуальном развитии куда выше, чем в семьях, где царят гармония и спокойствие. Ряд исследований показывает, что эмоциональные травмы, полученные в раннем детстве, способны приводить к структурным изменениям мозга и снижать IQ ребёнка. Поэтому благоприятный психологический климат — одно из важных условий будущей успешности

3. Выбирать дополнительные предметы и кружки в соответствии с интересами ребенка, интересуясь его мнением.

4. Поговорить с ребенком о каждом школьном предмете, обсудить его значимость и где он пригодится в жизни.

5. Не ругать ребенка за неправильный выбор, а вместе с ним обсуждать, почему выбор неверен, акцентируя внимание на плюсах и минусах.

6. Проверять домашнюю работу ребенка. Но при поиске ошибок, важно чтобы ребенок старался их найти сам.

7. Хвалить ребенка даже за самые незначительные успехи, формируя позитивную мотивацию.

8. Правильно организовать режим дня, чтобы у ребенка было время на уроки, отдых и развлечения. Составляйте план дня вместе с ребенком!

Даже во время выходных и каникул необходимо не забывать о режиме дня и выполнении различных заданий.

9. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивать ребенка можно только с ним самим за определенный период (например, «а на прошлой неделе у тебя получалось выполнить это задание»).

10. Чтобы не пропадал интерес к деятельности у ребенка, попытайтесь ставить  краткосрочные цели и задачи.

11. Всегда спрашивайте у ребенка, как прошел его день в школе. Если день прошел плохо, то постарайтесь найти положительные моменты даже в нем.

12. Никогда не говорите о школе с негативной точки зрения, ребенок должен видеть, что вы высоко оцениваете роль образования.

13. Поддерживайте ребенка в его начинаниях и всегда находите время для общения с ним.

Разговаривать с ребёнком

Очень важно говорить с ребёнком с самого раннего возраста. При этом стоит использовать как можно более богатый лексикон, чтобы сформировать у него хороший словарный запас. Язык — это инструмент мышления, а значит, владение лексикой необходимо для умения грамотно выражать мысли, критически оценивать информацию, проводить аналогии.

Что категорически нельзя делать родителям?

  1. Разрешать бесконтрольные компьютерные игры и гаджеты

Следует поговорить с ребенком о вреде и пользе таких развлекательных приложений, совместно с ним обозначив время игр и виртуального общения. Необходимо помнить, что большое количество информационного мусора в сети – это значительное испытание для еще несформированного мировосприятия и психики ребёнка.

  1. Ежедневно насильно или под угрозой наказания заставлять делать домашнее задание

Из ежедневного вопроса, который мучает родителей «как заставить ребёнка учиться» следует вычеркнуть слово ЗАСТАВИТЬ. С выработанной привычкой ненавидеть время выполнения уроков справиться сложнее, чем объяснить чаду, что полученные двойки – это результат его безделья, и их исправить сложнее, чем выполнить вовремя необходимое задание.

Приводите примеры: если папа будет получать на работе «двойки», то семья не сможет поехать на море летом и купить долгожданный велосипед. Каждый должен выполнять свою работу хорошо: и папа, и мама, и ребёнок в школе.

Замена авторитарного режима на доверительный научит родителей, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний.

  1. Оставлять ребёнка без присмотра «заниматься ничем»

Ребёнок всегда должен деятельно чем-то заниматься, у него не должно быть времени скучать. Продумывайте занятия заранее, предлагайте их ребёнку каждый раз, когда предыдущее ему надоело.

Научите его находить интересные дела самостоятельно: лепка, рисование пальцами, аппликации, поделки, эксперименты, конструирование, ответственные задания по домашнему хозяйству и т.д. Прежде чем привить привычку к самостоятельным занятиям, родителям следует приучить ребёнка заниматься интересными и познавательными делами в течение дня. А осознание полезности или вредности какого-либо дела, понимание своей ответственности перед родителями снимет напряжение в вопросе, как научить ребенка учиться самостоятельно.

  1. Обвинять ребёнка в его проблемах

Переложить на плечи несовершеннолетнего свою вину за отсутствие необходимого родительского внимания к воспитанию правильных привычек в обучении и интереса к приобретению знаний – это худшая тактика. Ребёнок не полюбит учиться, а осознание, что он «плохой» даст ему букет серьезных комплексов на всю жизнь. Проблемы в обучении – это проблемы всей семьи, и решаются сообща.

  1. Делать уроки за ребёнка

Это другая крайность, к которой стремятся родители, излишне опекающие ребёнка. Нужно ли делать уроки с ребёнком и делать уроки вместо ребёнка – не одно и то же. Если ребенок призывает домашних для того, чтобы возложить на них решение примера или получение готового ответа, родители должны прийти на помощь, но не давать уже готовых ответов, а лишь помочь организовать путь достижения цели. Если ребёнок не видит пути решения вопроса, следует предложить ему сделать пятиминутный перерыв и вернуться к домашнему заданию.

Иногда задания бывают сложными, рассчитанными на преуспевающих учеников, поэтому не злитесь если ребенок не может справиться с уроком и через полчаса и через час.

Главное быть для ребенка соратником, деловым партнером, а не карательной инстанцией или строгим учителем.

  1. Игнорировать проблему

Возможно, за видимыми сложностями с учебой скрываются проблемы со здоровьем, конфликты с другими учащимися в классе, серьезные разногласия с учителем. Если перед родителями встал вопрос, что делать, если ребёнок не хочет делать уроки, то прежде следует выяснить причину такого поведения.

Не забывайте, что современные школьники отличаются от нас самих, от наших старших детей потому и подход к ним должен быть другим.

В заключение хочется сказать, что хорошие отметки – не самое важное в жизни ребёнка. Не делайте из ученика гения, если у него действительно нет таких способностей. Пусть он учится в меру своих способностей. Половина успеха в учёбе зависит от обстановки в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "О пользе чтения"

Вниманию родителей было представлены результаты анкетирования обучающихся, а также даны очень эффективные советы как приучить своего ребенка к чтению книг....

Выступление на общешкольном родительском собрании "Быть рядом с ребенком"

Каждый родитель хотел бы воспитатьсовего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Быть родителем нелегкий труд.Русская пословица говорит : "Не мы на детей походим, а они на нас"...

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: Вред пива и пивной алкоголизм.

Цель данного выступления: Показать опасное влияние алкоголя на здоровье человека. Сформировать у родителей представление о вреде пивного алкоголизма. Показать отрицательное влияние алкоголя...

Выступление на общешкольном родительском собрании

Азбучные истины Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не пере...

Выступление на общешкольном родительском собрании

Выступление на общешкольном родительском собрании...

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме "Информация о детском телефоне доверия"

Разработка выступления на общешкольном родительском собрании уполномоченного по правам ребёнка по теме "Информация о детском телефоне доверия" включает в себя презентацию и сопроводительный текст к не...

Выступление на общешкольном родительском собрании «Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в организации свободного времени школьников»

О роли внеурочной деятельности – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию на основе ...