Первая помощь при экзаменационном стрессе
методическая разработка по психологии (9, 11 класс)

На сегодняшний день с целью профилактики стресса в период проведения ГИА в образовательных учреждениях применяются тренировочные тестирования, психологические тренинги при работе психолога с выпускными классами. Вместе с тем на наш взгляд не достаточно внимания уделяется разрешению стрессовых ситуаций, в том числе, при проведении ГИА, олимпиад на пунктах проведения, например не предусмотрено наличие психолога, не достаточно полноценно проводится  мероприятия по снятию стрессовых состояний у родителей и педагогов в процессе организации и проведения ответственных мероприятий.

Актуальность проекта заключается в необходимости выходить из стрессовых ситуаций и научится предвидеть их, по возможности избегать при помощи психологических приемов и методов в ответственный момент жизни. Таким образом, педагогам, родителям и школьникам важно самостоятельно овладеть этими психологическими методами, а педагогам иметь возможность выявить состояние стресса для дальнейшей работы учащихся с психологом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasyrova_r_d_pervaya_pomoshch_detyam_pri_stresse.docx576.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №81

с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А. Григорьева"

Кировского района г. Казани

Проект

Первая помощь детям при экзаменационном стрессе

Выполнила:

Насырова Р.Д.

Казань-2023


Содержание

Введение        3

1.        Теоретическая часть        5

1.1. Способы подготовки к экзамену        5

2. Практическая часть        8

2.1. Занятие        8

2.2. Приемы и техники для снятия стрессового состояния        8

2.2.1. Схема сеанса активной релаксации        8

2.2.2. Противострессовое дыхание        12

2.2.3. Техника «Самомассаж»        14

2.2.4. Метод концентрации        17

2.2.5. Комплекс упражнений для саморегуляции        18

План мероприятий        22

Заключение        23

Список литературы        24

Приложение        25


Введение

Актуальность: На сегодняшний день с целью профилактики стресса в период проведения ГИА в образовательных учреждениях применяются тренировочные тестирования, психологические тренинги при работе психолога с выпускными классами. Вместе с тем на наш взгляд не достаточно внимания уделяется разрешению стрессовых ситуаций, в том числе, при проведении ГИА, олимпиад на пунктах проведения, например не предусмотрено наличие психолога, не достаточно полноценно проводится  мероприятия по снятию стрессовых состояний у родителей и педагогов в процессе организации и проведения ответственных мероприятий.

Актуальность проекта заключается в необходимости выходить из стрессовых ситуаций и научится предвидеть их, по возможности избегать при помощи психологических приемов и методов в ответственный момент жизни. Таким образом, педагогам, родителям и школьникам важно самостоятельно овладеть этими психологическими методами, а педагогам иметь возможность выявить состояние стресса для дальнейшей работы учащихся с психологом.

Цель: поиск решений стрессовых ситуаций. Обучение детей, организаторов в аудиториях и вне аудиториях, в кратчайшие сроки, методам снятия стресса.

Предмет: дети, которые участвуют в конференциях, олимпиадах, конференциях, ЕГЭ, ОГЭ.

Объект: стрессовое состояние детей.

Проблема: стрессовые ситуации, которые встречаются на пути подростков.

Задачи:

  1. Провести анализ литературы, посвященной изучению данной проблемы.
  2. Обучить детей и организаторов в аудиториях и вне аудиториях методам снятия стресса.
  3. Провести мероприятие по решению проблем стрессовых ситуаций в образовательном процессе.
  4. Проанализировать результаты проекта при помощи анкетирования, в том числе с использованием Google-формы.

Планируемые результаты: В результате реализации проекта панируется овладение психологическими приемами и методами 100% учащихся, не менее 60% родителей, 100% педагогов школы, в том числе, задействованных при проведении государственной итоговой аттестации, очных туров олимпиад и соревнований для школьников.


  1. Теоретическая часть

Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками или компьютером, также нарушения режима сна и отдыха.

Но главный фактор, провоцирующий возникновении экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости. 

1.1. Способы подготовки к экзамену

Питание школьника должно быть трёх-четырёх-разовое, калорийное и витаминизированное. Мёд, грецкие орехи, молочные продукты, рыба, мясо, овощи и фрукты – обычное здоровое питание, принципы которого хорошо бы соблюдать не только во время экзаменов. Очень полезны бананы – «антистрессовый» фрукт, богатый веществами и способствующий выведению из организма гормона стресса – адреналина. Полезны также изюм и гречневая крупа.

Нормальный сон и отдых – строго обязательны.

Не нужно лишать себя привычных занятий спортом, возможности посещать друзей и т.д. Аналогичным образом, и родителям школьника не стоит запрещать ему болтать по телефону, и если ему вздумается навестить бабушку, пусть навещает – это будет для него расслаблением и разрядкой. Заставлять, пожалуй, нужно выполнять лишь одно требование: вовремя ложиться спать. Не забывайте о биологических особенностях организма – человек может быть «совой» или «жаворонком». В соответствии с этими особенностями можно составить оптимальный распорядок рабочего дня. Для большинства людей уровень биологической активности снижен в период с 17 до 18 часов. Родители могут предложить ребенку (если он жаворонок) такой вариант подготовки. В течение какого – то времени (например, в течение месяца перед экзаменом), приходя из школы, подросток должен заниматься чем угодно, кроме подготовки к экзамену и выполнения домашних заданий. Можно встретиться с друзьями, сделать домашние дела, погулять. Отбой всегда от 21.00 до 22.00 вечера. Подъем же в 5:00 часов утра. Утром подросток готовиться к экзамену и учит уроки. Плюсы такой подготовки очевидны:

  • в это время максимальна работоспособность (с точки зрения физиологов);
  • утром никто не мешает готовиться (все еще спят, в том числе и друзья – некому звонить, и никто не отвлекает);
  • настрой на работу хороший (скоро в школу, времени ровно столько, сколько нужно на подготовку).

Если выбирать подобный вариант подготовки, важно предупредить родителей и домашних, чтобы они были готовы к такому графику и не волновались от того, что днем школьник «бездельничает».

Можно ли принимать тонизирующие средства? Можно, например, препараты женьшеня, элеутерококка, янтарной кислоты, другие растительные средства. Кофе – совсем чуть-чуть, утром, чтобы проснуться (для тех, кто привык так начинать день). Кофе усиливает тревожное состояние у неуверенных людей. А вот химические средства школьникам не нужны. Тем более, «успокаивающие нервы» перед экзаменом таблетки. Большинство препаратов действует только накопительно, поэтому разовый прием не поможет. Любые химические препараты могут быть рекомендованы только врачом, строго индивидуально.

Важно дольше гулять, так как мозгу необходим кислород. При его недостатке он хуже работает, слабее кровообращение.


2. Практическая часть

2.1. Занятие

Цель: Обучить детей и взрослых эффективным методам борьбы со стрессом на экзамене.

Задачи:

  1. Обучить методу «Релаксация».
  2. Обучить методом «Противострессовое дыхание».
  3. Обучить методу «Самомассаж».
  4. Обучить методу «Концентрация».
  5. Обучить комплексам упражнения для саморегуляции.

2.2. Приемы и техники для снятия стрессового состояния

2.2.1. Схема сеанса активной релаксации

Прежде чем начать заниматься, найдите удобное место с приглушенным освещением. Сядьте в кресло, освободитесь от стесняющей вас одежды - поясков, галстука, тяжелой верхней одежды, тесной обуви. Снимите контактные линзы.

Система релаксационных упражнений предполагает напряжение с последующим расслаблением каждой группы мышц в течение 5 секунд, которые повторяют дважды. Если вы чувствуете остаточное напряжение, то можно досчитать количество сокращений мышечных групп до семи раз.

Если вы хотите расслабить все тело, то на это потребуется около 20 минут. Можно сократить время, релаксируя меньшее число мышечных групп.

Во время выполнения упражнений не задерживайте дыхание. Дышите нормально или, если это удобнее, вдыхайте во время напряжения и выдыхайте при расслаблении мышц.

1. Расслабление грудной клетки

Сделать очень глубокий вдох. Попытайтесь вдохнуть весь воздух, который вас окружает. Задержите воздух и расслабьтесь. Теперь выдохните весь воздух из легких и возвратитесь к нормальному дыханию. Почувствовали вы напряжение в грудной клетке во время вдоха? Заметили ли вы расслабление после выдоха? Запомните эти ощущения, осознайте их. Повторите это упражнение. (Между упражнениями паузы в 5-10 сек.)

2. Нижняя часть ног

Поставьте обе ступни плотно на пол. Оставьте пальцы ног на полу и поднимите обе пятки так высоко, насколько это возможно. Поднимите их обе очень высоко! Задержите их в таком положении и расслабьте. Пусть они мягко упадут на пол. Повторите. При расслаблении почувствуйте покалывание в икрах, некоторую тяжесть, что соответствует расслабленному состоянию.

Теперь оставьте обе пятки на полу, а пальцы поднимайте как можно выше. Поднимите пальцы, задержите и расслабьтесь. Повторим это упражнение. Пусть мышцы становятся все тяжелее и слабее. Пауза 20 сек.

3. Бедра и живот

Это упражнение очень простое. Сосредоточьте внимание на мышцах бедер. Необходимо вытянуть прямо перед собой обе ноги, если это неудобно, то можно вытягивать по одной ноге. При этом помните, икры не должны напрягаться. Выпрямляйте обе ноги перед собой! Задержите! И расслабьтесь. Пусть ноги мягко упадут на пол. Расслабьтесь. Повторите это упражнение. Чтобы расслабить противоположную группу мышц, представьте, что вы на пляже зарываете пятки в песок. Зарывайте пятки в пол! Тверже, чем было! И расслабьтесь. Повторите еще раз. И расслабьтесь. Сосредоточьтесь на этом ощущении. Пауза 20 сек.

4. Кисти рук

Сначала одновременно нужно обе руки очень крепко сжать в кулаки. Сожмите вместе оба кулака настолько сильно, насколько это возможно. Сожмите кулаки очень крепко! Задержите! И расслабьтесь. Это прекрасное упражнение для тех, чьи руки устали от письма в течение всего дня. Повторите это упражнение.

Для того чтобы расслабить противоположную группу мышц, нужно просто растопырить пальцы настолько широко, насколько это возможно. Раздвиньте ваши пальцы широко! Задержите их в этом состоянии! Расслабьтесь. Повторите еще раз. Обратите внимание на ощущение теплоты и покалывания в кистях рук и предплечьях. Пауза 20 сек.

5. Плечи

Мы несем на наших плечах большой груз напряжения и стресса. Данное упражнение состоит в пожимание плечами в вертикальной плоскости по направлению к ушам. Мысленно стремитесь достать до мочек ушей вершинами плеч. Поднимите плечи. Расслабьтесь, повторите еще раз. Поднимайте плечи как можно выше! Максимально высоко! И держите. Сконцентрируйте внимание на ощущении тяжести и опустите плечи, полностью. Дайте им расслабиться. Пусть они становятся тяжелее и тяжелее. Пауза 20 сек. Лицевая область. Начнем со рта. Первое — улыбнитесь настолько широко, насколько это возможно. Это должна быть «улыбка до 45 ушей». Улыбнитесь широко! Еще шире! Задержите! И расслабьтесь. Теперь повторим. Для расслабления противоположной группы мышц сожмите губы вместе. Очень сильно сожмите их! Сильнее! Сожмите их максимально крепко! Расслабьтесь. Повторим это упражнение. Распустите мышцы вокруг рта — дайте им расслабиться! Еще более и более расслабляйте их.

6. Глаза.

Надо очень крепко закрыть глаза. Представьте, что в ваши глаза попал шампунь. Зажмурьте глаза! Очень крепко! Задержите! Расслабьтесь. Повторим это упражнение.

Последнее упражнение заключается в том, чтобы максимально высоко поднять брови. Не забудьте, что ваши глаза должны быть при этом закрыты. Поднимите брови высоко! Так высоко, насколько это возможно! Задержите! Расслабьтесь. Повторим это упражнение. Пауза 15 сек.

Сейчас вы расслабили большинство основных мышц вашего тела. Чтобы была уверенность в том, что все они действительно расслабились, сейчас в обратном порядке перечислите мышцы, которые вы напрягали, а затем расслабили. По мере того, как будете называть их, старайтесь расслаблять их еще сильнее. Вы почувствуете расслабление, проникающее в ваше тело, как теплая волна. Вы чувствуете расслабление, начиная со лба, затем оно переходит на глаза и ниже на щеки. Вы чувствуете тяжесть расслабления, охватывающего нижнюю часть лица, затем оно опускается к плечам, на грудную клетку, предплечья, живот, кисти рук. Расслабляются ваши ноги, начиная с бедер, достигая икр и ступней. Вы чувствуете, что ваше тело стало очень тяжелым, очень расслабленным. Это приятное чувство. Задержите эти ощущения и насладитесь чувством расслабления. Пауза 2 минуты.

7. Пробуждение

Теперь считайте от 1-го до 10-ти. На каждый счет вы будете чувствовать, что сознание становится все более и более ясным, а тело более свежим и энергичным. 46

Когда досчитаете до 10-ти, откройте глаза, и вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желание действовать.

«1-2» — вы начинаете пробуждаться;

«3-4» — появляется ощущение бодрости;

«5-6» — напрягите кисти и ступни;

«7-8» — потянитесь;

«9-10» — теперь откройте глаза.

Вы пробудились и готовы действовать. Ваше сознание ясно. Ваше тело отдохнуло

2.2.2. Противострессовое дыхание

1. Ровное дыхание

Убедитесь, что ваши вдохи и выдохи соответствуют друг другу по длине. Как правило, вдохи и выдохи продолжительностью 3-5 секунд помогают справиться со стрессом лучше всего и удаются даже новичкам.  Небольшое дополнение: обязательно закройте глаза, чтобы расслабиться. Продолжайте 30 секунд – минуту.

2. Диафрагмальное дыхание

Диафрагмальное дыхание является основой всех дыхательных практик. Эта техника включает в себя полное вдыхание через нос и «в живот», чтобы он расширялся наружу, а затем медленное выдыхание изо рта, пока ваш живот «спускается».

Хотя это может показаться простым, в большинстве случаев люди вместо описанного делают неглубокие вдохи «в грудь». Это привычный способ дыхания, но он не помогает уменьшить стресс. Вдыхание в грудь фактически удерживает ваше тело в режиме боя, не переводя в режим отдыха.

3. Альтернативное дыхание через ноздрю

Переменное дыхание через ноздрю требует немного больших усилий, но, будьте уверены, эта техника того стоит. Такой способ дыхания снижает частоту сердечных сокращений, уменьшает напряжение в теле и снимает стресс.

Итак. Используйте большой палец правой руки, чтобы мягко закрыть правую ноздрю. Медленно вдохните через левую ноздрю, закройте ее безымянным пальцем и сделайте паузу. Затем осторожно откройте и выдохните через правую ноздрю. Теперь медленно вдохните через правую ноздрю и затем закройте ее большим пальцем. Сделайте паузу перед выдохом через левую ноздрю. Повторите эту процедуру пять-десять раз, чтобы достичь результата — спокойствия и замедления сердечного ритма.

4. Техника дыхания 4-7-8

Эта техника является не только эффективным способом снять стресс, но и полезным приемом, если у вас возникли проблемы с ночным сном. Конечно, тетради сами себя не проверят, но ваше здоровье куда важнее для ваших учеников! 

«Дыхание 4-7-8» — естественный транквилизатор для нервной системы, который переводит тело в состояние спокойствия и расслабления», — сказал доктор Эндрю Вейль, врач из Гарварда.

Чтобы правильно практиковать эту технику, и не важно — лежите ли вы в кровати или стоите у доски — начните с полного выдоха через рот. Затем, закрыв рот, медленно вдохните через нос на счет четыре. Задержите дыхание на счет семь. Затем выдохните полностью через рот на счет восемь. Повторите цикл три раза, чтобы эффект был заметен.

5. Сжатое губное дыхание

Такая техника не только успокаивает, но и облегчает симптомы хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) или одышки.

Расслабьте плечи и шею и медленно вдыхайте через нос, считая до двух, держа рот закрытым. Затем сожмите губы так, как будто вы собираетесь свистеть, и медленно выдыхайте через них до счета четыре. Повторите минимум 15 раз. 

2.2.3. Техника «Самомассаж»

1. Традиционный массаж

Самомассаж лучше всего делать вечером после теплого душа по чистой коже или же утром после физических упражнений и водных процедур. После приема пищи до начала массажа должно пройти не менее полутора часов. Массаж нельзя делать при повышенной температуре, обострении каких бы то ни было заболеваний, в том числе и кожных, при варикозном расширении вен.

Начинать самомассаж надо с ног, затем массируются руки, грудь, живот, ягодицы. На каждый участок тела отводится одна, две минуты. Направление движений при массировании – всегда к сердцу по ходу лимфатических путей. Сами лимфатические узлы, находящиеся в подколенной ямке, в области паха и подмышками, массировать не рекомендуется.

Массаж спины можно делать при помощи полотенца или специальных массажеров. Хороший эффект дает балансирование на спине с поджатыми к подбородку коленями (лежа на полу). Это упражнение особенно полезно при хронических бронхитах, так как способствует выжиманию из бронхов патологических продуктов распада.

Существует много разных приемов массажа. Самые распространенные из них — поглаживание, растирание, разминание, сгибание-разгибание конечности, пошлепывание и пощипывание. Следует учитывать, что слабое воздействие всех этих приемов имеет успокаивающий эффект, сильное воздействие - возбуждающий. Использование при массаже различных мазей, масел и настоек трав усиливает его оздоровительное воздействие.

2. Точечный массаж

Точечный массаж может быть двух видов — направленный на зоны, на которые проецируются основные функциональные системы организма, и направленный на биологические точки, имеющие конкретное функциональное значение. В восточной медицине таких точек на теле человека насчитывают свыше 700. На практике обычно работают со 150 точками.

Точечный массаж нельзя применять при обострении любых заболеваний, при злокачественных и доброкачественных новообразованиях. Не рекомендуется употребление возбуждающей и острой пищи (алкоголь, кофе, специи).

Все функциональные системы организма полностью представлены на поверхности определенных участков тела. В полости рта, на ушных раковинах, на ладонях рук и подошвах ног имеются особые точки, воздействуя на которые в процессе массажа можно регулировать функции всех внутренних органов. Массирование этих участков тела во время утреннего и вечернего туалета способны дать хороший закаливающий эффект и значительно укрепить здоровье. Так, например, как свидетельствует восточная медицина, массаж больших пальцев на руках повышает работоспособность мозга, указательных – желудка, средних – кишечника, безымянного – печени, мизинцев – сердца. То же самое можно сказать и про массаж других указанных частей тела. Именно поэтому усиленная чистка зубов и массаж десен, хождение босиком и массаж ушных раковин имеют такой весомый профилактический результат.

Воздействовать на биологически активную точку надо строго перпендикулярно поверхности тела большим, средним или указательным пальцами. Можно применять надавливание, вибрацию кистью руки, вращение по часовой стрелке.

При воздействии на биологически активную точку возникает ощущение легкой боли или распирания, которые могут отозваться в весьма далеких частях тела. Это говорит о том, что точка найдена правильно. Точка может быть симметричной, т.е. расположенной на протиповоложной части тела, и несимметричной, расположенной отдельно, сама по себе.

Точечный массаж может как тонизировать организм, так и успокаивать его. Тонизирующий эффект достигается за счет короткого сильного надавливания с быстрым отниманием пальца от поверхности кожи. Длительность воздействия при этом 30 сек.

Успокаивающий эффект достигается при помощи медленных, не сдвигающих кожу вращений подушечкой пальца или мягких надавливаний. Надавливание повторяется 3–4 раза без отрыва пальца от точки. Длительность воздействия на точку в этом случае составляет от трех до пяти минут.

Оздоровительный эффект от точечного массажа может наступить уже во время выполнения процедуры, но чтобы получить положительную обратную связь от точечного массажа, его нужно выполнять достаточно долго и терпеливо.

2.2.4. Метод концентрации

Неумение отключаться - фактор, тесно связанный со стрессом. Ежедневно мы выполняем множество различных дел, что может вызвать стрессовую ситуацию. Такое положение может привести к психическому истощению. В этом случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или - еще лучше - сразу после возвращения домой.

Как необходимо выполнять эти упражнения. Сядьте на обычный стул – только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнений снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени. Руки положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы – никакой визуальной информации). Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого

1. Концентрация на счете

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

2. Концентрация на слове

Выберите какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй – на выдохе.

Сосредоточьтесь на «своем» слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводит к желаемому результату – релаксации всей мозговой деятельности.

Выполняйте эти упражнения в течение нескольких минут. Упражняйтесь до тех пор, пока это доставляет вам удовольствие.

Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша, откройте глаза и потянитесь. Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.

Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию или какую-то свою мысль. Мы останавливаемся посреди комнаты, пытаясь вспомнить, зачем пошли или что хотели сделать. Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация на команде – на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) придет в голову буквально через мгновение. Может, сразу не всегда будет обязательно удаваться. Но с помощью концентрации на слове или на счете можно вспомнить забытое быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти. С этого простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя.

Примечание: текст упражнений можно записать на диктофон и прослушивая выполнять упражнения.

2.2.5. Комплекс упражнений для саморегуляции

1. Комплекс № 1

Выполняется при необходимости снять излишнее нервное возбуждение.

1. Положение сидя. Глаза полуприкрыты, мышцы расслаблены.

2. Диафрагмальное дыхание. Вдох на 4 сек, при этом передняя стенка живота выпячивается вперед. Выдох на 4 сек. с втягиванием передней стенки живота. Затем задержка дыхания на 8 сек. Повторить 8 раз.

2. Комплекс № 2

Этот комплекс представляет собой хорошо тонизирующий блиц - массаж (в течение одной минуты). Рекомендуется при чувстве усталости.

  • Энергично растереть ладони 5 сек.
  • Быстро потереть пальцами щеки вверх – вниз 5сек.
  • Постучать расслабленными пальцами по макушке головы («барабанная дробь») 5сек.
  • Кулаком правой руки интенсивно растереть плечо и предплечье левой руки 8 сек. То же для правой руки.
  • Осторожно надавить 4 раза на щитовидную железу 104 (ниже кадыка) большим и указательным пальцами правой руки.
  • Нащупать большим пальцем впадину в основании черепа, нажать, сосчитать до трех, отпустить. Повторить 3 раза.
  • Плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза для каждой ноги.
  • Энергично потереть гребнем кулака (или пяткой ноги) подъемы стоп обеих ног.

3. Комплекс № 3

Рекомендуется выполнять при утомлении глаз. Положение сидя, мышцы расслаблены.

1. На вдохе, не поворачивая головы, скосить глаза до предела вправо, на выдохе – вернуть в исходное положение. Повторить то же влево. Прикрыть глаза на 4-5 сек, расслабиться.

2. То же до предела вверх и до предела вниз. То же в направлении левый верхний угол – правый нижний.

3. Скосить глаза до предела вправо и медленно описать ими круг максимально возможного радиуса против часовой стрелки.

4. То же по часовой стрелке.

5. Прикрыть глаза, расслабиться (30 сек).

4. Комплекс № 4

Способствует повышению общего тонуса организма.

1. Потереть ладони друг о друга до ощущения тепла. Интенсивно растереть пальцы левой руки, поочередно зажимая их между указательным и средним пальцами правой. Повторить для другой руки.

2. Обхватив правой рукой запястье левой, энергично растереть его. Повторить для другой руки.

5. Комплекс № 5

Быстро и эффективно восстанавливает эмоциональное равновесие.

1. Стоя, с закрытыми глазами. Представим на расстоянии 1м над головой источник исцеляющего золотистого света, маленькое солнышко. Ощущаем приятное тепло кожей головы. На вдохе мысленно опускаем поток света вниз. Постараться – на это потребуется несколько вдохов – довести поток до ступней. Чувствуем в них легкое тепло.

2. Непрерывно отслеживаем поток, последовательно наполняем золотистой энергией икры, бедра, таз, живот и грудь. Чувствуем, как тепло струится по рукам. Если поток «не поднимается», попробуйте представить контуры своего тела и медленно, снизу вверх, «закрасить» его золотистым цветом.

3. Представим себя стоящим в конусе искрящегося света, почувствуем его очищающее, нежное прикосновение к коже.

4. Упражнение можно усилить, представляя, что границы тела постепенно исчезают, и оно растворяется в свете. Но этот вариант лучше выполнять сидя (во избежание потери равновесия).

6. Комплекс № 6

Выполняется при ощущении тяжести в голове, умственном утомлении.

1. Надавливая пальцами на кожу в районе макушки, обработать теменную область.

2. Поочередно надавливая, обработать точки над бровями.

3. Надавить тремя пальцами на виски, на заднюю поверхность шеи четырьмя пальцами и на затылок – большими или указательными пальцами.


План мероприятий

Содержание мероприятия

Ответственный

Время

1

Поиск психологических методов и приемов по снятию стресса

Насырова Р.Д.

Сентябрь

2

Консультация со специалистами КФУ, ИПиО

Насырова Р.Д.

Октябрь

3

Обучение всех участников общеобразовательного учреждения психологическим методам и техникам по снятию стресса

Насырова Р.Д.

Ноябрь

4

Написание итогового сочинения обучающимися

Насырова Р.Д.

Декабрь

5

Анкетирование обучающихся

Насырова Р.Д.

Январь

6

Первоначальный анализ

Насырова Р.Д.

Февраль


Заключение

На сегодняшний день проект находится на стадии внедрения. Личный опыт работы, в должности организатора педагога вне аудитории, показал необходимость системной работы по оказанию психологической помощи участникам и организаторам государственной итоговой аттестации.


Список литературы

  1. Александров А.А. Аутотренинг: Справочник. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.
  2. Бильданова В.Р., Шагивалеева Г.Р. Основы психической саморегуляции. Учебное пособие для студентов высш. Учеб. заведений. – 2-е изд.,доп. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. – 116.
  3. Иржанова Л. Победи стресс!: тренинги на позитивное мышление. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 249 с.
  4. ись отдыхать!: Техники релаксации / С.В. Баранова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 156 с.
  5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

Приложение

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профилактика экзаменационного стресса

За спиной остались уроки, впереди вас ждут экзамены. Вы готовы к ним? Что Вы испытываете накануне?...

Стресс.Первая помощь при стрессе.

Понятие стресса,стрессовой ситуации.Виды помощи по преодложения стресса....

Первая помощь при стрессе

Документ содержит информацию о первой помощи при стрессе...

Презентация "Экзаменационный стресс у старшеклассников. Первая помощь"

Виды экзаменнационного стресса,  причины. Первая помощь. рекомендации родителям....

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...

Первая помощь при остром стрессе

Как помочь себе в состоянии острого стресса...