Родительское собрание "Я - ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ!"
методическая разработка по психологии

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Задачи:

  • обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
  • обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_horoshiy_roditel.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Я - ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ!

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Задачи:

  • обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
  • обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга и интерактивных форм работы.

Участники: педагог - психолог, родители.

Подготовительная работа:

  • Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующее задание:

Провести анкетирование детей (те же вопросы будут заданы родителям на собрании).

  • Подготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.
  • Сделать мультимедийное сопровождение собрания.

Оборудование : мяч, шаблон цветка, ручки, листочки, 3 стакана с водой, краски, блёстки, памятка для родителей.

Приветственное слово.

Упражнение 1. По кругу, называя свое имя, заканчивают фразу «Быть родителем – это…».

Выполнив упражнение, всем участникам предлагается занять свои места.

Педагог-психолог: Мы уже определились, что значит быть родителем(Быть родителем — это труд. И начинаться он должен с работы над собой) и прежде чем мы продолжим, предлагаю обсудить правила работы на занятии.

 Правила работы в группе:

  • Стараемся слушать и слышать друг друга.
  • Кратко и четко, высказываем свои мысли, не забываем об основной теме.
  • Обсуждаем проблему, а не личность.
  • Реализуем правило «здесь и сейчас».
  • Говорим только от своего имени.

Ход собрания

Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не

пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально

наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и

оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в

присутствии малыша, подхватываются им, по-своему

истолковываются и создают определенную картину мира,

которая надолго сохранится в его воображении.

Андре Моруа

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

В различных источниках понятия «брак» и «семья» зачастую используются как синонимы. А Вы как думаете: брак и семья - это синонимы?

Современные и отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их совместную жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья же представляет собой сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других близких родственников.

Но основным связующим звеном между всеми членами семьи являются родители. И сегодня мы поразмышляем над тем, какие мы родители, как мы любим и, умеем ли мы любить своих детей? Постараемся выделить слагаемые вашей родительской любви.

Наше родительское собрание будет необычным, В своей работе мы будем использовать игры и тренинги. Сегодня мы будем работать плодотворно и эффективно.

Игра на снижение тревожности, стимулирование эмоциональности

«Мяч радости»

Родители становятся в круг вместе с учителем. Педагог говорит:

— У меня сегодня радостное настроение, и я хочу им с вами поделиться. Вытяните вперёд руки, поверните их ладонями вверх, и наш «мяч радости» будет катиться по ним, даря вам моё радостное настроение.

Главное правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен именно катиться.

Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?" (сделать памятку и раздать)

* Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: воспитатели, а в будущем и учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода (памятка прилагается)

* Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!".

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами.

Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности - вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Если педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

«Мозговой штурм».

Родители делятся на две команды, каждая из которых должна в течение определенного времени привести как можно больше аргументов в пользу тезиса: «Я, хороший родитель».

Итак, многие из вас считают себя хорошими родителями, некоторые нашли в себе изъяны. Сейчас мы попробуем разобраться, на сколько хорошо вы знаете своего ребенка.

Игра 5 имён

Игра позволяет понять, насколько хорошо родители знают своего ребёнка. Учитель заранее опрашивает детей, а затем на собрании предлагает родителям написать 5 имён друзей, 5 любимых увлечений, 5 занятий, которые не любит их ребёнок, 5 самых запомнившихся для него событий, 5 его любимых и нелюбимых блюд. Ответы детей и родителей сравниваются. Не всегда взрослые могут точно назвать интересы своего ребёнка, и эта игра помогает им больше узнать о сыне или дочери.

При всем при этом, мы родители хотим видеть своих детей идеальными, безупречными.

Упражнение «Этажи»

(цель - помочь родителям принять ребенка таким, какой он есть)

Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

- на первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;

- на втором этаже - обычные товары средней цены и качества;

- на третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобретать товар?

Обсуждение: когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умным…. А может быть, с его помощью воплотим свои несбывшиеся мечты. Но, к сожалению, так в жизни не бывает.

Каждый ребенок уникален. В нем есть чуть-чуть от первого, второго, третьего этажей. И ваши, дети не исключение. В них есть то, что вам нравится и то, что вы хотели бы изменить. И ваша задача принять своего ребенка, без каких либо условий, такого, какой он есть.

Следующая ваша задача выделить положительные стороны вашего ребенка.

Упражнение «Цветок»

(цель – выделить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку)

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание ребенка к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к нему по имени. А как вы называете своего ребенка?

Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам, цветка запишите имя своего ребенка. На листочках положительные качества ребенка, а на лепестках ласковые слова.

Обсуждение: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Насколько трудно было выполнять задание? Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? А может было легко с этим справиться?

Таким образом, ласковые слова или «Я люблю тебя», ребенок хочет слышать всегда от своих самых близких людей. Именно эти слова питают все существование и развитие личности ребёнка - это ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ воспитания.

ВТОРОЙ СЕКРЕТ предлагает известный семейный терапевт Вирджиния Сатир. Она рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. И считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!

Для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день!

Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось, и каким бы он не был. Это питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает должных знаков, то появляются отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Каждому ребенку, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою НЕЖНОСТЬ.

А для того чтобы узнать ТРЕТИЙ СЕКРЕТ воспитания и общения с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.

Упражнение «Стаканы»

ель - с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка)

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек черной краски и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает тем же отвечать нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности. Такова суть ТРЕТЬЕГО СЕКРЕТА воспитания.

Учитель: зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот. ( Например: как будет реагировать ребёнок на слова: «Не подходи к телевизору!»)

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты».

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Теперь, зная, что испытывают ваши дети, вам будет проще выстраивать диалог с ребенком.

Заключительная часть.

Сегодня мы с вами попытались понять мир ребенка, определили 3 основные секрета воспитания и самое главное задумались над тем, какие мы родители???

Все родители садятся в круг, передают друг другу зажженную свечу и говорят o том, как они представляют себе счастливую семью. В заключении проведем небольшой эксперимент.

«Эксперимент»

Педагог-психолог: Сейчас давайте поставим небольшой, простой эксперимент. Я вас всех попрошу, все поднимите вверх указательный палец. Быстро, все поднимите, выше поднимите, еще выше. Теперь посмотрите, что вы сделали. Посмотрите! Я же просила поднять указательный палец, а вы подняли большой палец. Вы взрослые люди. Ведь вы же сделали, не то что я вам сказала, а вы взяли и сделали то, что я сделала. Так вот, запомните! Дети наши тем более, делают не то, что мы им говорим, а дети делают, то, что мы с вами делаем! Дети нас не слышат, они на нас смотрят.

Уважаемые родители! Надеюсь, сегодняшняя встреча показала вам, какая великая миссия быть родителем. Как не просто быть родителем и какое это счастье!

На этом наше занятие закончено.  

 Удачи вам и душевного благополучия! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как стать хорошими родителями"Родительское собрание

Предлагаю сценарий родительского собрания.(тесты для родителей;ситуации из жизни). Моим родителям моего класса это собрание пришлось по душе....

Материал для родительского собрания " Право быть родителем, обязанность стать хорошим родителем."

Эта беседа может быть проведена при первой  встрече с родителями пятиклассников. А также может быть интересна родителям ребенка от года и до бесконечности......

Родительское собрание «Как стать хорошими родителями»

Родительское собрание «Как стать хорошими родителями»...

Родительское собрание на тему: КАК СТАТЬ ХОРОШИМИ РОДИТЕЛЯМИ

Задачи родительского собрания помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собственных детей; способствовать формированию культуры общения родителей и детей и тренировать коммуникативны...

Консультация для родителей. Как стать хорошим родителем.

Быть хорошим родителем нелегко, и никакие семьи не идеальны. Хотя не существует правил для воспитания детей, ниже даны некоторые рекомендации, которые облегчат вам воспитание детей и...

Родительское собрание на тему: Как стать хорошими родителями. 6 класс

Родительское собрание : Как стать хорошими родителями. 6 класс...

Памятка для родителей. Что необходимо для того, чтобы стать хорошим родителем.

Памятка предназначена для родителей, которые стремятся стать лучшими воспитателями для своих детей. В ней содержатся основные принципы и практические советы, необходимые для успешного воспитания детей...