"Роль родителей и их помощь детям при подготовке к ГИА
методическая разработка по психологии (9 класс)

Доклад педагога-психолога на родительском собрании 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Роль родителей и их помощь детям при подготовке к государственной итоговой  аттестации»

Слайд 2

Эпиграф к теме: «Каждый может создать шедевр лишь на своем уровне способностей».  Георгий Ф. Александров.

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче экзамена. Как же поддержать выпускника?  Поддерживать ребенка – значит верить в него.  Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Слайд 3

Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».  Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо».

Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.  Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

Слайд  4

  • опираться на сильные стороны ребенка;        
  • избегать подчеркивания промахов ребенка;        
  • проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
  • создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Уважаемые папы и мамы!

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения кэтому родителей.

      Слайд  5

  • Самое главное в ходе подготовки к экзаменам — это снизить напряжение и тревожность ребенка,  обеспечить комфортные условия для подготовки к экзамену.
  • Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Оптимальный вариант – это 40-50 мин. заниматься и 10 минут отдыхать.
  • Не заставляйтеребенкаготовиться к экзамену так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания. Если ребенку лучше запоминается ночью - пусть занимается хоть всю ночь. Просто, тогда не стоит будить его в восемь утра со словами «Садись немедленно за учебник!», не переусердствуйте с контролем.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
  • Не стоит говорить ребенку, что экзамен - ерунда, не надо переживать... Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

Слайд  6

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;  
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);  
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;  И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.  

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом.

Различают физический, эмоциональный и поведенческий стрессы. Каковы же их признаки?

Признаки стресса:

физические:

Слайд  7

  • хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги;
  • повышенная потливость или выраженная сухость кожи;
  • сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.);
  • резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе,шее, спине);
  • нервозность по пустяковым поводам.

эмоциональные:

  • безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе;
  • беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары;
  •  повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность.

поведенческие:

  • ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений;
  • потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.);
  • пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра,

изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи).

Наша задача в первую очередь - снять нервно-психическое напряжение, убрать стрессовое состояние.  Это возможно посредством смены деятельности.

Слайд  8

  • спортивные занятия;
  • контрастный душ;
  • мелкие бытовые дела;
  • медленно вдохнуть, считая до 10;
  • скомкать лист бумаги и выкинуть;
  • прогуляться в тихом месте и т.д.

Слайд  9

Во время стресса, волнения, усталости происходит сильное обезвоживание организма. Недостаток воды негативно сказывается на работе нервной системы и мозга, в результате ребенок  гораздо медленнее соображает. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно пить воду.Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности,особо вредны энергетики.

Слайд  10

Еще одна проблема которая сопровождает стрессовое состояние организма – это ухудшение памяти, снижение быстроты реакции, кислородное голодание. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимопомассировать затылочную область головы. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.

В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое – за эмоции, образы. А в стрессовом состоянии доминирует одно из полушарий  и у ребенка снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Существуют физические упражнения, влияющие на гармонизацию работы полушарий.

Слайд 11

Упражнение:Нос-ухо, рука-кулак, пальчики.

Слайд 12

Еще одно упражнение-  начертить на листе бумаги (лучше формата А4) от угла до угла горизонтальную восьмерку и провести взглядом по линиям.

Слайд 13

Увеличить скорость подачи кислорода в мозг можно способом «Энергетическая зевота». Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 4 – 6 зевков.

Слайд 14

А что же предпринять, если внезапно охватило волнение и ты не можешь настроиться на работу?Здесь надо переключиться. Для этого можно мысленно начать считать от 1 до 100 и обратно. Сильно напрячь мышцы тела и резко расслабиться. Можно вспоминать названия городов. Применить технику аутотренинга: сказать себе «Я спокоен. У меня все получится». Выполнить дыхательное упражнение (на 5 – вдох, на 7 – выдох).

Включиться в работу поможет упражнение «Массируем руки».

Слайд 15

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.

Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Этим простым приемам саморегулирования следует учить наших детей!

Уважаемые родители!

Слайд  16

Во время экзаменов всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс приэтом - абсолютно нормальная реакция организма. Лёгкие эмоциональные всплески полезны, ониположительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Ноизлишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этогоявляется, в первую очередь, личное отношение к событию.

Помните о том, что каждый ребенок индивидуален, для кого-то достижением является набрать  минимальный балл, а для кого-то важно достичь высшей оценки. Ваша задача не оценить вашего ребенка, ценить его.

Слайд  17

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль родителей и их помощь детям при подготовке к государственной итоговой аттестации Педагог-психолог МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина Косинова Марина Николаевна

Слайд 2

«Каждый может создать шедевр лишь на своем уровне способностей» Георгий Ф. Александров.

Слайд 3

Психологическая поддержка «Ты можешь это сделать»; «Ты справишься»; «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо»; «Ты делаешь это хорошо».

Слайд 4

ВАЖНО! опираться на сильные стороны ребенка; - избегать подчеркивания промахов ребенка; - проявлять веру в ребенка, уверенность в его силах; - создавать дома обстановку уважения и дружелюбия.

Слайд 5

НЕОБХОДИМО: снизить напряжение и тревожность ребенка, обеспечить комфортные условия для подготовки к экзамену; во время подготовки к экзамену необходимо делать короткие перерывы. Оптимальный вариант – это 40-50 мин. заниматься и 10 минут отдыхать; не заставляйте ребенка готовиться к экзамену так, как это кажется лучшим для Вас; не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов (не говорите ему, что сдача экзамена – это самое важное в его жизни); не стоит успокаивать ребенка фразой: «Экзамен ерунда, не надо переживать». Это не поможет избавиться от стресса.

Слайд 6

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

Слайд 7

Признаки стресса: физические: усталость, слабость, нарушение сна, холодные конечности; повышенная потливость или выраженная сухость кожи; сухость во рту, аллергические реакции, речевые затруднения; резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера; нервозность по пустяковым поводам. эмоциональные: безразличие к окружающим, к собственной судьбе; беспокойство, плохое настроение, слезы, ночные кошмары; возбудимость, агрессивность, раздражительность. поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений; потеря интереса к внешнему виду, навязчивые движения; пронзительный нервный смех, откладывание дел на завтра; изменение пищевых привычек.

Слайд 8

Способы снять нервно-психическое напряжение: спортивные занятия; контрастный душ; мелкие бытовые дела; вдохнуть глубоко 10 раз; скомкать лист бумаги и выкинуть; погулять в тихом месте на природе; отвлечься на свое хобби.

Слайд 9

Во время стресса необходимо предотвратить обезвоживание организма!

Слайд 10

Массаж затылочной части головы помогает улучшить память!

Слайд 11

Упражнения, влияющие на гармонизацию работы полушарий:

Слайд 13

Упражнение «Энергетическая зевота» Попробуйте зевнуть, надавите при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Достаточно выполнить 4 – 6 раз.

Слайд 14

Как справится с волнением: напрячь мышцы, а затем расслабиться; посчитать от 1 до 100; вспомнить название городов; применить технику аутотренинга: «Я спокоен», «У меня все получится»; выполнить дыхательные упражнения (на 5 - вдох, на 7 - выдох ) и др.

Слайд 15

Упражнение «Массируем руки»

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей"

quot; Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова"....

Родительское собрание "Роль родителей в психологической поддержке детей при подготовке к ОГЭ"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ОГЭ в выпускных классах гимназии.Задачи: оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ОГЭ со с...

Консультацию для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»

Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут налади...