Диагностика "Психологическая готовность выпускников к даче экзаменов"
классный час по психологии (11 класс)
Методика имеет ориентировочный характер и позволяет оценить уровень психологической готовности к сдаче экзаменов глазами самих выпускников. Материал содержит также рекомендации по психологической подготогвке к экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тест по психологической готовности к сдаче экзаменов | 25.23 КБ |
Рекомендации по подготовке к экзаменам | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика «Психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов (ГИА, ЕГЭ)
Проблема психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов, а особенно ЕГЭ (ГИА), приобретает особую актуальность и становится одним из приоритетных направлений деятельности школьного психолога. Первый этап работы по данному направлению начинается с изучения уровня психологической готовности старшеклассников к сдаче экзаменов. Однако, в психолого-педагогической литературе практически отсутствуют методы диагностики психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов. В основном школьными психологами используются методы оценки уровня тревожности, уверенности в себе, устойчивости к стрессу, эмоциональной напряженности и т.п.
Итак, каким должен быть человек, чтобы успешно сдать этот экзамен? Что должна включать в себя психологическая готовность? М.Ю. Чибисова определяет психологическую готовность «как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ». Она предлагает выделить три основных компонента готовности, а именно познавательный, личностный и процессуальный компоненты.
Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием обще учебных навыков.
Личностные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности.
Процессуальные трудности связаны с отсутствием четкой структуры действий, поскольку сама процедура сдачи ЕГЭ неизвестна.
Мы взяли за основу представление о психологической готовности к ЕГЭ, которое предлагает М.Ю. Чибисова, но несколько иначе представили компоненты готовности.
Мы предлагаем, вашему вниманию, методику изучения психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов, которая включает в себя такие составляющие психологической готовности как умение устанавливать контакты, ладить с людьми, уровень тревоги перед предстоящими экзаменами, показатели эмоционального состояния (личностный компонент); владение навыками самоконтроля и самоорганизации, знания по предмету и обще учебные навыки (познавательный компонент).
Методика изучения психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов предназначена для работы с учащимися выпускных 9-х, 11-х классов. Она имеет ориентировочный характер и позволяет оценить уровень психологической готовности к сдаче экзаменов глазами самих выпускников.
Методика может быть использована для скрининговой диагностики, а так же для оценки результативности деятельности педагога-психолога (в этом случае диагностика проводится до и после занятий по повышению уровня психологической готовности).
Перед началом тестирования учащимся раздаются бланки, которые они подписывают и с которыми самостоятельно работают.
Инструкция: «Вам всем прекрасно известно, что впереди вас ждут экзамены. Какие чувства, какие мысли вас охватывают, когда вы слышите это слово. Я думаю, что многим из вас не безразлично то, как вы сдадите экзамены. Но знаете ли вы о том, что к экзамену нужно быть готовым не только умственно и физически, но и психологически. Поэтому нам важнознать, готовы ли вы психологически к сдаче экзаменов.
Вам предлагается дать ответы на 30 утверждений. Если утверждение соответствует Вашему имеющемуся опыту или часто повторяющимся состоянием (т.е. если Вы с утверждением согласны), то у его порядкового номера поставьте знак «+» или напишите «да». Если же Вы с утверждением не согласны, то напишите знак «-» или ответ «нет». Старайтесь не делать пропусков и отвечать на все утверждения».
Диагностика «Психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов (ГИА, ЕГЭ)
Текст методики:
- Мне с трудом удается сосредоточить свое внимание при подготовке к экзамену.
- Отступление учителем от основной темы урока сильно отвлекает меня.
- Меня постоянно тревожат мысли о предстоящих экзаменах.
- Иногда мне кажется, что мои школьные знания по отдельным предметам ничтожны.
- Готовясь к экзаменам, я обычно «опускаю руки», если долго не могу выполнить какое-либо задание.
- Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.
- Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.
- Неожиданный вопрос учителя приводит меня в замешательство.
- Меня сильно беспокоит положение в классе.
- Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости и подготовке к экзаменам.
- При подготовке к экзаменам я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании.
- Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед экзаменами.
- Порой, готовясь к экзаменам, мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала и это меня пугает.
- Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.
- Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня.
- Во время выступления или ответа на уроке я начинаю заикаться.
- Мое эмоциональное состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
- Я часто ссорюсь с друзьями по школе из-за пустяков и потом жалею об этом.
- Состояние класса и отношение его ко мне очень влияет на мое настроение.
- После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.
- У меня обычно не бывает головных болей после длительной и напряженной учебной работы.
- Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа, даже мысли о предстоящих экзаменах.
- Не выполненные задания или неудачи на тренировочных экзаменационных работах не волнуют меня.
- Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед предстоящими экзаменами.
- Я обычно в числе первых заканчиваю тренировочную экзаменационную работу и стараюсь не думать о возможных ошибках.
- Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса, задаваемого учителем, экзаменатором.
- Насмешки одноклассников не портят мне настроение.
- Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности.
- В классе я чувствую себя легко и непринужденно.
- Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать все, что планировал.
Обработка результатов:
1. Подсчитайте сколько ответов «да» имеется в утверждениях с 1 по 20.
2. Подсчитайте сколько ответов «нет» в утверждениях с 21 по 30 .
3. Сложите все числа и полученный ответ сравните со шкалой оценки.
Шкала оценки:
0 – 10 баллов – высокий уровень
11 – 20баллов – средний уровень
21 – 30баллов – низкий уровень
Интерпретация:
Показатели психологической готовности:
Умение устанавливать контакты: вопросы под номерами 2, 7, 8, 9, 18, 19, 20, 27, 29
Тревога перед экзаменами: вопросы под номерами 3, 6, 12, 13, 15, 23, 24,
Эмоциональное состояние: вопросы под номерами 14, 16, 17, 21, 22, 28
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: вопросы под номерами
1, 5, 6, 10, 11, 25, 26, 30
Знания по предмету и общеучебные навыки: вопросы под номерами 4, 6, 8, 13
Высокий уровень психологической готовности -- учащиеся психологически готовы к сдаче экзаменов, уверенны в своих силах, они знают, как выбрать наилучший способ выполнения заданий, умеют правильно распределить время и силы во время экзамена, адекватно оценивают свои знания, умения, способности, умеют устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми. Эти учащиеся спокойно выдерживают стрессовые ситуации и способны, преодолевая себя, активно и успешно действовать.
Однако, есть вероятность того, что некоторые учащиеся относятся к предстоящим экзаменам формально, их не волнует ни подготовка к экзамену ни будущие результаты, им все равно какую оценку они получат, у них преобладает безразличное отношение к ЕГЭ (ГИА).
Средний уровень психологической готовности – у этих учащихся преобладают тревожные мысли, их пугают возможные неудачи на экзаменах, они в некоторой степени могут испытывать неуверенность перед предстоящими экзаменами. Но данный уровень тревожности скорее следует считать адаптационным, т.е. связанным с изменением социальной ситуации учащихся, а их эмоциональное состояние в целом – удовлетворительным. Так же эти учащиеся не всегда могут настроиться на продуктивную работу и правильно организовать как подготовку к экзамену, так и свою работу непосредственно на экзамене. Им не хватает силы воли, и они бросают начатое, если что-то не получается. Часто они готовятся к экзаменам под настроение.
Низкий уровень психологической готовности – учащиеся психологически не готовы к сдаче экзаменов. Ситуация экзамена вызывает у них сильное беспокойство, тревогу, напряжение. Таких учащихся постоянно тревожат мысли о предстоящих экзаменах, они не знают, как успокоить себя во время экзамена. У них не сформированы навыки управления и контроля своей деятельности, им тяжело переключаться или переходить от одного типа заданий к другому. При этом их знания по предметам могут быть удовлетворительными. Им характерны неверное предвидение и оценка своих возможностей, состояние тревожного ожидания без имеющихся на то причин, высокая ранимость и обидчивость, ведущие к конфликтности в межличностных отношениях с учителями и одноклассниками. Данным учащимся необходима дополнительная психолого-педагогическая помощь в подготовке к экзаменам.
Бланк ответа
№ вопросов | Да | Нет | № вопросов | Да | Нет |
1 | 21 | ||||
2 | 22 | ||||
3 | 23 | ||||
4 | 24 | ||||
5 | 25 | ||||
6 | 26 | ||||
7 | 27 | ||||
8 | 28 | ||||
9 | 29 | ||||
10 | 30 | ||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
= | = | ||||
Итого: |
1. Подсчитайте сколько ответов «да» имеется в утверждениях с 1 по 20.
2. Подсчитайте сколько ответов «нет» в утверждениях с 21 по 30 .
3. Сложите все числа и полученный ответ сравните со шкалой оценки.
Шкала оценки:
0 – 10 баллов – высокий уровень
11 – 20баллов – средний уровень
21 – 30баллов – низкий уровень
Интерпретация:
Показатели психологической готовности:
Умение устанавливать контакты: вопросы под номерами 2, 7, 8, 9, 18, 19, 20, 27, 29
Тревога перед экзаменами: вопросы под номерами 3, 6, 12, 13, 15, 23, 24,
Эмоциональное состояние: вопросы под номерами 14, 16, 17, 21, 22, 28
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: вопросы под номерами
1, 5, 6, 10, 11, 25, 26, 30
Знания по предмету и общеучебные навыки: вопросы под номерами 4, 6, 8, 13
Предварительный просмотр:
Рекомендации для детей
«Как подготовиться ребенку к ЕГЭ?»
Для выпускников неотвратимо приближается самая тяжелая пора – пора сдачи Единого государственного экзамена. От того, насколько успешно пройдет этот этап, будет зависеть многое в дальнейшей жизни.
Прежде чем давать вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе:
• вас встретят доброжелательные педагоги;
• каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами;
• на все организационные вопросы вы сможете получить ответы у педагогов.
Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к педагогу-психологу – он поможет вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.
Следует выделить три основных этапа:
• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом;
• поведение накануне экзамена;
• поведение собственно во время экзамена.
Подготовка к экзамену:
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части «А» в среднем уходит по 2 минуты на задание).
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
Во время тестирования
В начале тестирования сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы.
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех сразу (что гораздо труднее).
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Как научиться готовить самого себя к ответственному событию?
· Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;
· Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;
· Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;
· Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;
· Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;
· Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;
· Используй такие формулы самовнушений:
Я уверенно сдам ЕГЭ.
Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.
Я с хорошим результатом пройду все испытания.
Я спокойный и выдержанный человек.
Я смогу справиться с заданием.
Я справлюсь.
Я должен сделать то-то и то-то....
Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.
(Советы участникам ЕГЭ)
Как настроить себя на успех, быть более собранным
и внимательным в день сдачи ЕГЭ
- День сдачи ЕГЭ - очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.
- Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.
- Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий - это поможет справиться с ситуацией.
- Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.
- Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись - тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе.
- Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложные задания оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.
- Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.
- При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.
- Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.
- Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Памятка
«Психологическое сопровождение ЕГЭ» для родителей
Как научиться психологически, готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:
· Помните, что ЕГЭ сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;
· Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь;
· Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к ЕГЭ. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;
· Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам;
· Помните, что ЕГЭ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;
· Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к ЕГЭ. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;
· Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;
· Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к ЕГЭ. Постарайтесь увеличить количество натуральных продуктов и снизить количество употребляемых «фаст фудов».
Памятка
«Психологическое сопровождение ЕГЭ»
для педагогов
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаю Вам, уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами. Я полагаю они Вам во многом помогут.
· Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;
· Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ;
· Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ЕГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы;
· Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;
· Учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ЕГЭ, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;
· Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;
· Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к ЕГЭ, распределив ответственность между школой и семьей;
· Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ЕГЭ. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;
· Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ;
· Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ЕГЭ.
Психолог – родителям
Уважаемые родители выпускников школ!
Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче Единых Государственных Экзаменов (ЕГЭ).
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – новое в политике государства. Педагогика, психология и психотерапия накопили большой опыт подготовки детей к различным другим экзаменам. Этот опыт мы и предлагаем Вам. Ознакомьтесь с ним, наверняка, он будет Вам полезен.
Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Экзамены - настоящий стресс. Стресс - это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет.
Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.
Вначале Вам важно определить, насколько Ваш ребенок способен переносить стрессы. На этой основе Вы можете определить сами способы его поддержки.
Укажем основные направления помощи.
· Психофизиологическая помощь.
· Питание – регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном.
· Больше витаминов – овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимонов и апельсинов.
· Режим дня: не заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном - около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов.
· Подростку оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приемов переключения внимания (указаны ниже).
· Домашняя физиотерапия: прохладный или контрастный душ с утра; вечером – успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные); массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром – интенсивный, стимулирующий, вечером – слабыми прикосновениями, успокаивающий).
· На время подготовки к ЕГЭ лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы педагога- психолога выпускникам "как сдать экзамен без стресса".
Советы родителям и выпускникам , как сдать ЕГЭ,ГИА без стессовых ситуаций....
Памятка-буклет для выпускников "Подготовка к экзамену"
В памятке содержатся рекомендации выпускникам для успешной сдачи экзаменов....
Памятка для родителей выпускников "Как помочь выпускнику подготовиться к экзаменам"
Необходимые рекомендации для родителей выпускников...
К вопросу о психолого-педагогической готовности учащегося к выпускному экзамену в современной школе
Аннотация: в представленной статье автор рассматривает основные сложности (три группы трудностей), с которыми сталкиваются на сегодняшний момент ученики при сдаче итоговой аттестации.Ключевые слова: м...
О психологической готовности выпускников 11(12) классов к написанию итогового сочинения (изложения)
В презентации рассматриваются основные трудности при подготовке выпускников к экзаменам, роль родителей выпускников в психологической подготовке к экзаменам и тайм-менеджмент, как способ управления со...
Роль классного руководителя в формировании психологической готовности выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ
В данной статье рассматривается роль классного руководителя по формированию психологической готовности выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ и приведены некоторые рекомендации по организации работы с родителя...
Психологическая готовность выпускников к государственной итоговой аттестации
Выступление психолога на родительском собрании в 9 классе. Подготовка к ГИА...