Программа "Компетенции 21 века"
рабочая программа по психологии (10, 11 класс)
Программа дополнительного образования для развития профессионального самоопределения старших подростков. Может быть реализована с обучающимися старших классов и студентами, получающими среднее профессиональное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kompetentsii_21_veka.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Компетенции 21 века»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ
Уровень: вводный
Возраст обучающихся: 16-18 лет
Срок реализации: 5 месяцев
Составитель: Орлова Наталья Анатольевна,
педагог-психолог
Москва
2022
Содержание:
Раздел 1. Пояснительная записка..............................................................3
Раздел 2. Формы аттестации и оценочные материалы............................5
Раздел 3. Содержательный раздел.............................................................5
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации
программы………………………………………………………………...8
Список использованных источников
Приложение
- Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Компетенции 21 века» направлена на развитие профессионального самоопределения обучающихся с целью обеспечения профессиональной мобильности и профессионального развития будущих кадров.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Уровень освоения программы – вводный.
Программа предназначена для осуществления современной навигации по актуальным и перспективным технологиям, сферам деятельности, профессиям, ознакомления обучающихся с базовыми компетенциями будущего, освоения способов конструирования профессионального будущего у студентов профессиональных образовательных организаций. Это особенно актуально в быстро меняющихся условиях жизни.
При разработке данной программы были использованы программы «Путь в профессию» (автор Хижова Т.С.); «Школа профессий будущего» (автор Белая Г.А. и др.); «Профессиональное ориентирование» (автор Торская Е.А.)
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие профессионального самоопределения
Задачи:
- ознакомление с новыми трендами, рынками, технологиями, перспективными профессиями;
- ознакомление с базовыми компетенциями специалиста будущего;
- развитие навыков эффективной коммуникации;
- развитие умения работать в команде;
- развитие навыков самопрезентации
- развитие навыков самопрезентации
Программа учитывает основные тренды экономики и рынка труда, требования ФГОС среднего профессионального образования, разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
• Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
• Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
• Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам).
• Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года».
• Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Основной целевой аудиторией программы обучающиеся профессиональных образовательных организаций.
В основе разработки программы представлена концепция непрерывного сопровождения профессионального развития человека в течение всей жизни. Теоретическими предпосылками программы является понимание субъективной картины жизненного пути как системы, а профессиональных перспектив – как ее части, подсистемы (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов). В трудах Шадрикова В.Д. планирование рассматривается как элемент психологической функциональной системы деятельности.
Согласно трудов Е.И. Головахи, будущее человека – совокупность жизненных целей и планов, ориентаций и перспектив на каждом этапе его жизни. Отечественные исследователи и практики в области профориентации Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер и другие в своих работах подчеркивают умение выстраивать собственное профессиональное будущее как важную составляющую профессионального самоопределения.
Методологически в основе разработки программы лежат прогнозирование, определение актуального уровня развития обучающегося и проектирование будущего с учетом «зоны ближайшего развития», что является важным в условиях развития современной профориентации, «работающей на опережение».
Программа рассчитана на студентов среднего профессионального образования 16-18 лет.
Срок реализации программы – 5 месяцев. Программа рассчитана на 10 занятий с периодичностью – 2 раза в месяц. Длительность каждого занятия - 45 минут.
Занятия проводятся в группах численностью до 15 человек.
Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающийся:
- научится выделять основные тенденции, тренды в экономике будущего;
- будет иметь представление о технологиях будущего и сферах их применения;
- будет иметь представление о компетенциях перспективных профессий;
- узнает о базовых компетенциях специалиста будущего;
- будет иметь представление о содержании компетенций будущего, их применение в работе и в жизни;
- научится проводить диагностику и самооценку компетенций будущего;
- получит практические навыки самопрезентации и составления резюме
Ознакомление с компетенциями будущего в программе реализуется в личностной, деятельностной, образовательной сферах и включает интегративные «базовые компетенции будущего», выделенные на основе анализа «навыков будущего» (П.Лукша, Е. Лошкарева, Д. Судаков др.):
1) умение определять приоритеты на основе ценностных предпочтений -способность осознавать себя в окружающем мире, быть в ладу с собой, способность понимать и/или осуществлять ряд сценариев будущего, умение
находить смысл в работе и в жизни, жизнестойкость, умение строить собственные планы и понимать самого себя. Данная группа навыков помогает
справиться с фундаментальной неопределенностью и неоднозначностью будущего.
2) проактивность - способность активно взаимодействовать с внешним миром
– строить будущее: навыки сохранения здоровья, способность справляться со
стрессом, гибкость, адаптивность. Эта группа навыков помогает справиться с
фундаментальной неопределенностью и неоднозначностью будущего.
3) толерантность к неопределенности - умения быстро принимать решение,
реагировать на изменение условий работы, распределять ресурсы и управлять
своим временем и состоянием. Данная группа навыков помогает справиться с
фундаментальной неопределенностью и неоднозначностью будущего;
4) умение работать с информацией - умение целенаправленно вести поиск и
обрабатывать информацию, аналитические навыки, информационная гигиена и др. Эта группа навыков помогает жить в мире, богатом информационными и
коммуникационными технологиями;
5) социальная компетенция - способность проявлять эмпатию, служение
другим с искренностью и самоотдачей, навыки работы с клиентом, навыки
кросс-культурной коммуникации и т.п. Эта группа навыков позволяет делать
то, что не умеют делать машины;
системное мышление - способность понимать сложность мира: умение
определять сложные системы, видеть ключевые элементы и их взаимосвязи, а
также видеть, как система влияет на элемент или его отсутствие влияет на всю
систему; навыки междисциплинарной коммуникации, навыки работы в
различных моделях мышления. Это группа навыков, которые помогают
справиться с растущей сложностью нашей цивилизации, систематизировать
большие объемы данных.
Результаты обучения
Результаты воспитывающей деятельности
Результаты развивающей деятельности
Раздел 2. Формы аттестации и оценочные материалы
В качестве оценочных материалов прохождения данного курса является тестирование до и после освоения программы (Приложение 1)
Раздел 3. Содержательный раздел
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
Раздел 1. Профессиональные компетенции (7 занятий) | ||
2 | Введение в компетенции будущего | 1 |
3 | Толерантность к неопределенности | 2 |
4 | ПРОактивность | 2 |
5 | Умение работать с информацией | 1 |
6 | Системное мышление | 1 |
Раздел 2. Социальные компетенции. Техники эффективного общения. (4 занятия) | ||
7 | Социальные компетенции | 1 |
8 | Грамматика общения | 1 |
9 | Навыки уверенного поведения | 1 |
10 | Навыки самопрезентации | 1 |
ИТОГО | 12 |
Содержание учебно-тематического плана
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | Вводное занятие. | Тенденции и тренды. Знакомство с Атласом профессий Будущего. |
Раздел 1. Профессиональные компетенции (4 занятия) | ||
2 | Компетенции будущего | Информационная часть Компетенции будущего. Надпрофессиональные навыки. Виды надпрофессиональных навыков. Компетенции будущего. Образ будущего. Практикум Опросник |
3 | ПРОактивность | Информационная часть ПРОактивное и РЕактивное мышление, поведение. «Круг влияния», «Круг забот». Компетенция «ПРОактивность» на работе и в жизни. Практикум Практикум. Игра «Остров». Групповая работа Анализ ситуаций из проактивной позиции. Решение ситуационной задачи |
4 | Толерантность к неопределенности | Информационная часть Основные понятия, значимые для темы: Неопределенность, толерантность к неопределённости, способы преодоления неопределенности. Вопросы, которым посвящена тема: Неопределенность в условиях современного мира. Признаки толерантного и интолерантного к неопределенности человека. Как работать в ситуациях с высокой неопределенностью. Способы преодоления (снижения) неопределенности. Практикум Групповое обсуждение |
5 | Умение работать с информацией | Информационная часть Виды информации. Этапы работы с информацией. Способы, техники и приемы работы с информацией. Практикум Мини-тест «Определение типа восприятия информации». |
6 | Системное мышление | Информационная часть Вопросы, которым посвящена тема: Системное мышление. Понятие системного мышления. Характеристики системного мышления Практикум Конструирование образа будущего. Создание проекта «Умный город» |
Раздел 2. Социальные компетенции. Техники эффективного общения. (4 занятия) | ||
7 | Социальные компетенции | Информация по теме Практикум. Тест (самодиагностика) Групповая работа по развитию коммуникативной компетентности Творческая работа «Моя визитка» |
8 | Грамматика общения | Занятие с элементами тренинга |
9 | Навыки уверенного поведения | Занятие с элементами тренинга |
10 | Навыки самопрезентации | Практикум: составление резюме |
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Занятия проводятся в отдельном кабинете.
Программа предусматривает 12 групповых занятий с периодичностью 1 раз в неделю.
Программа состоит из 2 модулей. Первый реализуют педагоги колледжа, второй модуль – педагоги-психологи. Возраст обучающихся: 16-18 лет.
Применяемые методы и технологии работы:
- Тренинговые упражнения
- Групповая дискуссия
- Беседа
- Самодиагностика
- Коммуникативные упражнения
Материально-технические условия реализации программы
Доска/флипчарт
Бумага, ватман
Карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, картон
Информационные источники, использованные в программе:
1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В. Тренинг развития
жизненных целей: программа психологического содействия успешной
адаптации / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2007.
3. Ананьев В.А. Семь шагов позитивного шаблона в психологическом
консультировании [Электронный ресурс]. URL: http://mylektsii.ru/10-
124105.html (дата обращения: 30.09.2018).
4. Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020
году. Режим доступа: http://www.tananyeva.com/single-post/ (Дата
обращения: 07.12.2017).
5. Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году.
Режим доступа: http://www.tananyeva.com/single-post/(Дата обращения:
07.12.2017).
6. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/
(дата обращения: 15.08.18)
7. Атлас новых профессий https://www.youtube.com/watch?time_
continue=6&v=Q9dpCx3yiPg(дата обращения: 15.08.18)
8. Атлас новых профессий. М.: Сколково, 2014.- 165 с.
9. Бегоян А. Когнитивное конструирование реальности [Электронный
ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/322145131/download
(дата обращения 29.09.2018).
10. Белецкая А.А. Изучение жизненных целей учащихся старших классов в
структуре проблемы жизненной стратегии (кросс-культурный аспект) //
Вестник КРСУ, 2014.- Том 14, No 1.
Дронова Е. Н., Мыльникова А. В. Формирование социальных компетенций
подростков: упражнения для тренинговой работы [Электронный ресурс].
URL: https://open-lesson.net/1327/ (дата обращения: 22.08.18).
Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней
юности: Учеб. Пособие / Э.Ф.Зеер, О.А. Рудей. – М.: издательство МПСИ;
Воронеж: издаьельство НПО «МОДЭК», 2008. – 256 с.
Какие компетенции будут востребованы через 10-15 лет (по материалам
конференции «Graduate-2016» [Электронный ресурс]. URL:
http://intalent.pro/article/kakie-kompetencii-budut-vostrebovany-cherez-10-15-
let.html (дата обращения: 15.08.18)
Профориентационные игры: практикум по профориентационной
работе. Издание 2-е, перераб. и доп. / Составители: З.В. Горбачева,
О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд.
пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2016. 174 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)
При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...
Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"
Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...
план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс
план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...
Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"
Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изучения истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...
Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"
Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике и...
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...