Советы от психолога «Подготовка ребенка к школе»
методическая разработка по психологии

Шагиева Елена Алексеевна

Начало обучения в школе - важное событие в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни, расширяется круг его обязанностей. Даже тем ребятам, которые приходят в школу из детского сада, бывает нелегко. Поступление в 1 класс является серьезной проверкой не только для маленького школьника, но и для родителей, проверкой того, правильно ли они воспитали своего ребенка, хорошо ли подготовили к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Советы от психолога «Подготовка ребенка к школе»

                                                                      педагог-психолог                            Шагиева Елена Алексеевна

Начало обучения в школе - важное событие в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни, расширяется круг его обязанностей. Даже тем ребятам, которые приходят в школу из детского сада, бывает нелегко. Поступление в 1 класс является серьезной проверкой не только для маленького школьника, но и для родителей, проверкой того, правильно ли они воспитали своего ребенка, хорошо ли подготовили к школе.

Когда говорят о готовности к школе, то имеют ввиду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. По определению психолога С. Венгера, который говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, по совсем без них не обойтись.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость - это способность контролировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление), это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и со взрослыми, способность исполнять роль ученика, отличать учительницу от бабушки, с которой можно покапризничать, а в школе этого делать нельзя. Трудно приходится тем детям, которые впервые в школе постигают смысл слов « надо » и « нельзя ». Важным условием подготовленности ребенка к школе является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно будет привыкать к школе.

1.У детей, неготовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период приспособления к школе. У них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Известно, что одна из самых больших школьных бед и для детей и для взросльгх  -  неуспеваемость. Так вот: более половины неготовых к школе детей плохо успевают. И именно у них чаще всего отмечаются неполадки со здоровьем и прежде всего нервно-психические нарушения. Если ребенок не готов к школьной деятельности, а мы заставим выполнять достаточно длительную работу, да еще потребуем сосредоточиться на какой-либо деятельности, то чем это может кончиться? Вот чем; ребенок начнет увиливать от занятий (симулировать болезнь), а то и прямо отказываться. Кстати, это еще наиболее безболезненный для него вариант... А вот если родители давят и настаивают, занятия не только не пойдут впрок, но могут привести к резкому ухудшению детского здоровья.

2, Успехи в школе напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Требуется определенная зрелость всех систем организма. Тогда будут силы для преодоления нагрузок. Ведь учение - это повседневный труд, он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Малышу надо не только учиться слушать учителя, но и запоминать сказанное. Понятно, что больной, ослабленный, быстро утомляющийся ребенок, столкнется в школе с большими трудностями. Беречь здоровье, это совсем не значит « дрожать» над ребенком, потакать всем его капризам, выполнять любые его желания. Беречь - значит твердо знать, как организовать режим дня, труд и отдых ребенка, как научить его усидчиво работать, как правильно закаливать и многое другое. Только таким образом вы сумеете помочь маленьким ученикам успешно преодолеть первый серьезный этап в их жизни. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают ребенка из привычного ритма школьной жизни. Поправившись, ему приходится догонять класс, а это непросто, и от этого многие дети теряют веру в свои силы.

3. Особое внимание нужно обратить на речь. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 - 5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых. Однако в жизни мы часто наблюдаем, что любящие родители, общаясь с ребенком коверкают слова « сюсюкают », имитируя неправильную речь малыша. Почему-то считается, что таким образом с ребенком устанавливаются более доверительные отношения. При этом не учитывается, что подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным произношением, но и надолго закрепляет недостатки. Итак, только полноценная речь является непременным условием успешного обучения. Дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. И если в речи вашего ребенка есть нарушения, то самое разумное - срочно обратиться за помощью к специалисту -логопеду.

4. Многие родители стараются как можно раньше обучить своего ребенка чтению и счету. Ничего страшного или опасного для здоровья ребенка в этом нет. Но при раннем обучении необходим совет учителя, как учить читать. Важно чтобы ребенок учился с интересом.

5. Писать малыши в школе начинают с первых учебных дней. Но не всем это дается легко. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, успешно овладевают навыками письма Важно научить ребенка правильно держать ручку. Учите детей обводить клеточки, кружочки, палочки и др. в тетрадях в клеточку и в линеечку. Это способствует развитию ритма, плавности движения, а это главное условие, способствующее выработке красивого почерка. Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них , образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить ее к работе. Чем же в этом случае мы можем помочь ребенку? Неоценимую помощь оказывают книги-раскраски, но только тогда, когда дети выполняют в них штриховку(параллельные отрезки, волнистые линии, овалы, круги, точки и т.д.)

6. Чтобы ребенок хорошо успевал в школе, он должен быть уверен в себе. А родители должны поддерживать успехи детей в игре, обучении, общении, подбадривать их при неудачах и всемерно помогать поверить в свои силы и возможности.

7. Необходимо воспитывать у детей положительное отношение к окружающим людям, уважение и терпимость. Все люди разные (имеют разную внешность, встречаются физические недостатки). Важно помочь детям понять, что мнения, желания и взгляды разных людей могут не совпадать. Необходимо воспитывать способность к сопереживанию, выражению сочувствия. Важно в этом возрасте усвоить элементарные правила этикета (приветствие, благодарность, умение веста себя за столом).

8. В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребенок подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников к обучению.

Очень важно, чтобы летом и дети, и родители хорошо отдохнули, окрепли, набрались сил и новых впечатлений. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы школьного психолога: "Если ребенок боится отвечать у доски"

В данной статье даны психолого-педагогические рекомендации по формированию уверенности в себе....

Советы родителям при подготовке ребенка к ГИА

Данные рекомендации позволят организовать  деятельность учащихся по подготовке к итоговой аттестации в 9 классе....

Советы родителям при подготовке ребенка к ГИА

Рекомендации родителям выпускников по подготовке ребёнка к ГИА...

Советы семейного психолога. Подготовка ребенка к детскому саду 25.07.2018

4 ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ...

Советы родителям при подготовке ребенком домашнего задания

Советы родителям при подготовке ребенком д/задания...

Советы родителям по подготовке ребенка к ВПР

Советы родителям по подготовке ребенка к ВПР...