Психологическое занятие для подростков "Учись любить себя"
план-конспект занятия по психологии (7, 8 класс)

Семчугова Лиана Викторовна

Занятие для подростков с элементами тренинга по развитию Я-концепции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchis_lyubit_sebya.docx29.83 КБ
Файл gimn_sebe.docx14.65 КБ
Файл psihologicheskiy_test.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

с элементами тренинга

«УЧИСЬ ЛЮБИТЬ СЕБЯ»

Цель: прояснение Я-концепции; развитие уверенности в себе через любовь; закрепление благоприятного отношения к себе.

Материалы и оборудование: столы, стулья по числу участников (по кругу), бумага для записей, ручки, фломастеры (по числу участников); распечатки психологического теста «Любите ли вы себя?» и «Гимна себе» (по числу участников).

Ход занятия

Добрый день!

Сегодня нам предстоит совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга.

В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так.

У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего занятия будут обращаться к вам только по этому имени.

Запишите выбранное имя на листочке и приколите его на грудь.

Упражнение «Знакомство»

Упражнение выполняется по кругу. Первый, начиная упражнение, называет своё имя и добавляет к нему ещё и определение. Это определение должно соответствовать человеку (оно не должно быть выдумкой), а также должно начинаться на ту же букву, что и имя говорящего. Фраза может звучать, например, так: «Я – своеобразная Светлана». Следующий в кругу участник говорит: «Представляю вам своеобразную Светлану, а я – …», при этом называя себя (например, «внимательная Вера»). Следующий представляет двух предыдущих членов группы и называет себя и т.д.

Когда круг замкнётся и последний участник назовёт себя, первый завершает упражнение такой фразой: «Итак, здесь присутствуют – …», называя всех присутствующих. При этом все высказывания учащихся должны звучать громко, чётко, эмоционально. Если у кого-то это не получается, то попросить повторить фразу. Если кто-то не находит для себя определения, то вся группа (по разрешению ведущего) приходит на помощь, предлагая свои варианты.

Тема нашей встречи – «Учись любить себя».

Как вы думаете, что значит – любить себя?

Почему это важно для человека?

Почему некоторые люди любят самих себя?

Почему некоторые люди себя не любят?

Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?

Что вы можете сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?

Что делает вас счастливым?

Полюбить себя значит научиться любить себя таким, какой ты есть – причём любить себя полностью: тело, ум, стиль, увлечения, образ жизни и т.д. Любить себя также включает умение позаботиться о себе, воплотить свои мечты в жизнь, заниматься любимым делом, уважать свои вкусы и привычки. Если вы сами не полюбите себя – как же смогут вас полюбить другие?!

Упражнение «Я в лучах солнца»

На отдельном листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – написать о себе как можно лучше.

Носите этот листочек всюду с собой. Добавляйте лучи. А если вам станет особенно мерзко на душе и покажется, что вы ни на что не годитесь, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или другом своем качестве. Приводите как можно более конкретные примеры, выражающие это качество. Еще лучше записать это в дневник или на телефон.

Одно предупреждение всё же необходимо. Любить себя – это не значит всё время гладить себя по головке и всё прощать. Любить себя – это значит понимать свои слабости и недостатки и даже отвратительные черты, для того чтобы иметь силы и возможности их преодолевать, становиться лучше, сильнее, независимее. А значит, быть готовым к тем трудностям, которые обязательно выпадут на вашу долю.

Упражнение «Морское путешествие»

Все участники становятся в круг. Ведущий говорит названия фигур и объясняет, как их показывать:

«капитан» – выполняется одним игроком – рука подносится ко лбу;

«спасательный круг» – 2 человека берутся за руки;

«бочка» – 3 игрока обхватывают друг друга за плечи;

«шлюпка» – 4 игрока становятся друг за другом, руками имитируя движения весел.

Участники начинают хаотично двигаться. По команде ведущего они должны объединиться и изобразить названную фигуру. Участники, оставшиеся вне фигуры, попадают в плен к пиратам, т.е. выходят из зоны игры.

 

Я не случайно выбрала это упражнение, поскольку все мы с вами являемся капитанами нашего корабля по имени «Жизнь» и только от нас зависит, насколько комфортным будет плавание.

Давайте сейчас с помощью небольшого теста попробуем определить, насколько сильно  вы себя любите.

 

Психологический тест «Любите ли вы себя?»

1. Любите ли вы себя?

2. Считаете ли, что Вас преследуют неудачи?

3. Сообразуете ли свои поступки с мнением окружающих?

4. Имеете ли привычку вспоминать и переживать прежние разговоры и ситуации?

5. Испытываете ли Вы смущение, когда Вас хвалят в Вашем присутствии?

6. Можете ли длительное время находиться в одиночестве?

7. Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?

8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?

9. Трудно ли Вам проявлять свои чувства к другим?

10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?

 

Подсчет баллов: за каждый ответ «нет» на вопросы от 2 до 9 получите 5 баллов, за ответ «да» на эти вопросы – 0 баллов;

 за ответы «да» на вопросы 1 и 10 – 5 баллов, за ответы «нет» на эти вопросы – 0 баллов.

 

Результаты:

 35-50 баллов: вы себя любите, значит, любите и других, что в большей степени предопределяет ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому получаете от окружающих положительные стимулы, и корабль вашей жизни плывёт под парусами. Умеете оценивать достоинства других. Помогает вам и то, что вы считаете себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями.

 15-30 баллов: трудно сказать, любите ли вы себя. Наверняка вы редко думаете об этом. Вы не всегда используете свои способности, обращая внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызывать у вас минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.

 0-10 баллов: вы определенно не любите себя. Ожидаете, что с вами случиться плохое и, признайтесь, эти ваши ожидания нередко сбываются. Бывают мгновения, когда вы ненавидите себя и в результате принимаете ошибочные решения. Пришло время измениться. Подумайте об этом.

Упражнение «Зато»

Цель: введение в темпоритм, атмосферу тренинга, самосознание, тренинг спонтанности высказываний. Время проведения: 10 мин. Процедура: по кругу продолжить фразы:

• Я небольшого роста, зато…

• Я иногда несдержан, зато…

• Я ленива, зато…

• Я застенчива, зато…

• Я криклив, зато…

• Я молчалив, зато…

• Я слишком уступчива, зато…

• Я не умею печь пироги, зато…

• Я зануда, зато…

• Я школьник, зато…

• У меня нет дорогого смартфона, зато…

• Я написал контрольную работу на двойку, зато…

• Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…

• Я не люблю слушать классическую музыку, зато…

• Я слишком часто фантазирую, зато…

• Я не очень хорошо пою, зато…

• Я иногда слишком много ворчу, зато…

• Я несколько легкомысленна, зато…

• Меня легко рассмешить, зато…

• Я бываю капризна, зато…

Упражнение «Мои сильные стороны»

У каждого из нас есть сильные стороны, то, что ты ценишь, принимаешь и любишь в себе, что даёт нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах, что помогает выстоять в трудную минуту. Вы можете также отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. На составление списка вам даётся 5 минут. Кто хочет назвать свои сильные качества?

Упражнение «Я подарок для человечества»

Каждый человек - это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чём состоит ваша исключительность, уникальность.

Аргументируйте своё утверждение: «Я подарок для человечества, так как я…».

Упражнение «Гимн себе»

Переверните листочки с тестами. На обороте напечатан «Гимн себе». Прочитайте его.

«Я – это Я.

Во всём мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому всё, что исходит от меня, – это подлинно моё, потому что именно Я выбрал(а) это.

Мне принадлежит всё, что есть во мне: моё тело, включая всё, что оно делает; моё сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы они ни были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращённые к другим людям или ко мне самому (самой).

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

Всё это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой.

Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы всё во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать всё больше и больше разных вещей о себе самом (самой).

Всё, что Я вижу и ощущаю, всё, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это моё. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в своё прошлое, смотрю на то, что Я видел(а) и ощущал(а), что Я говорил(а) и что Я делал(а), как Я думал(а) и как Я чувствовал(а), Я вижу, что не вполне меня устраивает.

Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом (самой).

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. У меня есть всё, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, чтобы быть продуктивным(ой), вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе и поэтому я могу строить себя.

Я – это Я, и Я – это замечательно».

Сохраните этот гимн и читайте как можно чаще. Можете повесить его на стену своей комнаты, поделиться с другими членами своей семьи, друзьями.

Упражнение «Солнышко»

И в завершение нашего занятия предлагаю выразить наилучшие пожелания всем присутствующим.

Всем участникам раздаются чистые листы, они рисуют солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут своё имя. Затем по кругу передают друг другу, вписывая пожелания над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.

Рефлексия «Живая анкета»

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

1. Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

2. Что тебе понравилось?

3. Что не понравилось?

Список источников

  1. Анн Л., Умняков А. Психологический тренинг с подростками. // https://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/3801863336/41 
  2. Китина Н.М. Программа тренинга личностного роста для подростков "Пойми себя". // https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/10/22/programma-treninga-lichnostnogo-rosta-dlya-podrostkov 
  3. Тренинг «Познай себя. Приобрети уверенность во взаимоотношениях с другими» (для подростков) // https://psy.wikireading.ru/22514 
  4. Трунова О.А. Занятие с элементами тренинга. «Как полюбить себя». // http://a2b2.ru/methods/2599_zanyatie_s_elementami_treninga_kak_polyubit_sebya/ 



Предварительный просмотр:

ГИМН СЕБЕ

Я – это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому всё, что исходит от меня, – это подлинно моё, потому что именно Я выбрал(а) это.

Мне принадлежит всё, что есть во мне: моё тело, включая всё, что оно делает; моё сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы они ни были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому (самой).

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

Всё это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой.

Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы всё во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать всё больше и больше разных вещей о себе самом (самой).

Всё, что Я вижу и ощущаю, всё, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это моё. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в своё прошлое, смотрю на то, что Я видел(а) и ощущал(а), что Я говорил(а) и что Я делал(а), как Я думал(а) и как Я чувствовал(а), Я вижу, что не вполне меня устраивает.

Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом (самой).

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. У меня есть все, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, чтобы быть продуктивным(ой), вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе и поэтому я могу строить себя.

Я – это Я, и Я – это замечательно.



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ «ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ?»

1. Любите ли вы себя?

2. Считаете ли, что Вас преследуют неудачи?

3. Сообразуете ли свой поступок с мнением окружающих?

4. Имеете ли привычку вспоминать и переживать прежние разговоры и ситуации?

5. Испытываете ли Вы смущение, когда Вас хвалят в Вашем присутствии?

6. Можете ли длительное время находиться в одиночестве?

7. Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?

8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?

9. Трудно ли Вам проявлять свои чувства к другим?

10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?

 

Подсчет баллов:

За каждый ответ «нет» на вопросы от 2 до 9 получите 5 баллов, за ответ «да» на эти вопросы – 0 баллов.

 За ответы «да» на вопросы 1 и 10 – 5 баллов, за ответы «нет» на эти вопросы – 0 баллов.

 

Результаты:

 35-50 баллов: вы себя любите, значит, любите и других, что в большей степени предопределяет ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому получаете от окружающих положительные стимулы, и корабль вашей жизни плывёт под парусами. Умеете оценивать достоинства других. Помогает вам и то, что вы считаете себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями.

 

15-30 баллов: трудно сказать, любите ли вы себя. Наверняка вы редко думаете об этом. Вы не всегда используете свои способности, обращая внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызывать у вас минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.

 

0-10 баллов: вы определённо не любите себя. Ожидаете, что с вами случится плохое и, признайтесь, эти ваши ожидания нередко сбываются. Бывают мгновения, когда вы ненавидите себя и в результате принимаете ошибочные решения. Пришло время измениться. Подумайте об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Любите себя или как победить неуверенность в себе"

Внеклассное занятие по теме «Любите себя и других или как приобрести уверенность в себе» рассчитано на учащихся 6 классов, но может быть проведено и в 5, 7 классах. Целью проведения данного мероприяти...

Социально-психологический тренинг для подростков "Пойми себя"

Тренинг «Пойми себя» предназначен для юношей и девушек 9-11 классов. Особенности возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного инсти...

Классный час "Учимся любить себя"

Цель классного часа: побуждение школьников к осмыслению своих возможно­стей, качеств и места среди людей....

Тренинг "Люби себя"

Тренинговые упражнения...

Статья "О том, как и почему важно любить себя…"

Рекомендации для школьников подрасткового возраста, но полезно и взрослым....