Эссе "Быть психологом-призвание!"
статья по психологии
Предварительный просмотр:
Эссе «Быть психологом – призвание!»
Жить в мире, среди людей, на первый взгляд, самое простое и самое естественное предназначение человека, но с другой стороны, это и есть самая трудная миссия. Современный мир противоречив и непостоянен, предъявляет к человеку множество требований.
Я жизнерадостный и открытый человек, мне всегда нравилось общаться, слушать, помогать, и взаимодействовать со сверстниками, детьми и взрослыми. Профессия педагога-психолога заинтересовала меня еще в школе, было в этой профессии что-то новое, загадочное и очень интересное. И вот я педагог-психолог с 2006 года. Мое предназначение, как педагога-психолога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить гармоничному взаимодействию с окружающими, основанному, в первую очередь, на внутренней гармонии. Именно гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь. Свой профессиональный путь стараюсь проходить с улыбкой, с улыбкой встречать детей, приходящих ко мне на индивидуальные и групповые занятия, родителей и педагогов, обратившихся за консультацией.
Ребёнок и взрослый — это две личности, дополняющие друг друга. Ребёнок – ценность перед взрослым, продолжение жизни на Земле, а взрослый для ребёнка – опора и вершина. Свою работу я строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Как мне кажется, психолог, это не обычная профессия, это наверно даже и не совсем профессия, это призвание, так как не каждый человек мог бы им стать. И нет однозначного ответа на вопрос «Кто такой психолог?», «Чем он занимается». Многие люди это понимают и воспринимают по-своему. Вот, например, профессия врач, или почтальон, или повар. Если провести опрос, то все ответы будут практически одинаковыми: «Повар – готовит еду», «Почтальон – разносит почту», «Врач – лечит больных людей». А о психологе все отзываются по-разному. Кто-то думает, что это бесполезная и совсем не нужная профессия, кто-то думает, что психолог — это своего рода волшебник, который может одним взглядом увидеть все проблемы человека, «взмахнуть рукой» и проблем, как и не было, а некоторые даже остерегаются этой профессии и не хотят к ней никак относиться. Часто профессия психолога идеализируется, обрастает мифами, и мы психологи предстаём в образе «сверхчеловека», обладающего особыми свойствами, суперспособностями, т.е. людьми, знающими ответы на все вопросы и умеющими изменять судьбы людей. Трудно не поддаться искушению и не слиться с профессиональной ролью. Здесь кроются основные минусы нашей профессии. Это, прежде всего завышенные требования к нам близких людей «Ты же психолог! Ты должен понять, принять, помочь». Необходимо оставаться собой, ценить свою индивидуальность, давать себе право на ошибку. Мы, прежде всего люди, а потом уже психологи! Психология как наука, призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика. Несмотря на все трудности, главным в работе педагога-психолога остаётся умение пустить ребёнка по жизненному пути, «в свободное плавание» честным, добрым, порядочным, настоящим патриотом своей Отчизны! А мы взрослые, должны быть для них примером. Работать педагогом - психологом - это призвание. Я считаю, что в нашей стране люди до сих пор не совсем понимают роль психологических центров, психологов-консультантов, психологов при дошкольных учреждениях, школах. Каждый день человек решает множество проблем. Да, дети и родители нуждаются в психологической помощи. Поэтому, в своей профессии школьного педагога-психолога главным считаю создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребёнка.
Всем известно выражение - «все проблемы из детства». Зачастую, детские впечатления, переживания остаются с нами в течение всей жизни и определяют наши поступки и отношения с людьми уже во взрослой жизни. Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом тех же переживаний в раннем детстве. Уверена, если помочь именно в детстве преодолеть сложности и проблемы, с которыми сталкивается ребенок, поддержать гармонию в его внутреннем мире - он вырастет счастливым и успешным взрослым!
На данный момент у меня сложилось достаточно полное представление об этой профессии. Мне понятно, что психолог – не всемогущ, и, оказывается, советов по правильной жизни не дает, а только подталкивает человека к тому, чтобы он сам нашел «этот самый главный для него совет»... К тому же профессия психолога – это не только уютное кресло и философские размышления. Зачастую, это сложная и кропотливая работа (причем не только с детьми, педагогами и родителями, но и с собой), это столкновение с ошибками, неудачами, которые часто принимаешь за свою некомпетентность, и даже с неприятием тебя как профессионала. А ещё – это и предъявление к тебе высоких требований со стороны окружающих людей: «Ведь ты же психолог!». К тому же, эта профессия необычайно разнообразна. Существует огромное количество направлений, в которых специалист в данной области может себя задействовать и в психологической диагностике, и в консультировании по самым разнообразным проблемам, и психологической коррекции личности, а также в профессиональном самоопределении учащихся. В целом, всего даже и не перечесть. Профессию психолога часто называют помогающей, сопровождающей, созидающей. Я полностью согласна с этим.
Помощь и сопровождение человека – это основная задача в нашей работе, главная движущая сила. Без этого компонента она невозможна. Что касается непосредственно моей педагогической концепции, то она основывается на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, я ориентируюсь на его потребности и возможности. Основная задача моей профессиональной деятельности - это организация эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Вся моя работа с детьми исходит из принципа «не навреди» и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка. Свою работу я строю на доверии, не забывая о профессиональной этике и ответственности. Моя задача на каждом уровне образования состоит в том, чтобы адаптация детей проходила безболезненно. Применяемые мной диагностические методики позволяют отслеживать динамику развития от поступления в школу, в течение всего обучения в начальной школе и при переходе к обучению в среднее и старшие уровни.
При подготовке занятий я стараюсь, чтобы они были интересные и разнообразные. Я использую в своей работе в тренинговой форме игротерапию, сказкотерапию, арт-терапию, психологические игры и т.д. Ребята очень любят, когда занятия проходят в тренинговой форме, где они встречаются со сказкой, сопереживают сказочным героям. Если атмосфера на моих занятиях живая, непринуждённая, то я знаю, что ребята получили заряд положительных эмоций и я помогла им снять напряжение, утомление. Моя роль как педагога-психолога заключается в том, чтобы вовлечь детей в психологическую игру, помочь их взрослению, помочь всем и каждому в отдельности преодолевать трудности и преграды. Я знаю, что труд учителя – это ежедневная работа не только с учащимися в школе и вне ее, но и регулярная работа над собой (накопление и обновление знаний передового опыта, приобретение новых умений и навыков. Я уверена, что моя профессия поможет многим детям стать более уверенными в себе, гармоничными и счастливыми. Моё профессиональное кредо – передача доброй энергии детям.
Основная моя задача
- как специалиста образовательного учреждения, обеспечить нормальное развитие ребенка исходя из закономерностей возрастного развития. Помочь в создании необходимых условий для полного личностного, интеллектуального и социального развития школьника.
Я провожу консультации с родителями и педагогами на различные интересующие их темы, участвую в родительских собраниях, цель которого является установлением и развитием отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
Свою работу я планирую в соответствии с основными направлениями функционирования психологической службы. Осуществляя психодиагностическую работу, изучаю индивидуально - личностные и возрастные особенности учащихся. Анализирую результаты, подвожу итоги. Занятия, которые я провожу с детьми приносят мне чувство значимости и удовлетворенности. Детям помогают раскрепоститься, выразить свою индивидуальность, найти свои положительные и отрицательные черты, научить слушать своего собеседника, проявить свое творчество.
Педагог-психолог - это созидатель, творец, ему открыто самое дорогое и самое хрупкое – детские души, которые ждут тепла, доброго слова, понимания, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью. Дети создают свой небывалый мир, в котором впечатления об окружающем перемежаются с фантазиями, мечтами. Детские рисунки являются зримым отражением этого мира. Они рассказывают обо всем, что их волнует, что их поражает, радует. Мне нравится, что моя профессия педагога-психолога позволяет содействовать проявлению детских эмоций, творчества, наполнить мир ребенка красками, звуками, чувствами.
Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Участвую в методических объединениях, семинарах, круглых столах, активно занимаюсь самообразованием, прохожу всевозможные курсы повышения квалификации, профессиональных конкурсах. Уроки коллег, мастер-классы и педагогические советы — это кирпичики фундамента моего успеха. Работа с детьми — это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие, движение вперёд. Нашей профессии психолога, можно позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает, не прост, на моем тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха мне помогают наука, способности и оптимизм.
Своё эссе хочу закончить словами великого японского поэта Яманоэ Окура. Работая школьным психологом, я поняла и прожила эту истину своим сердцем. Поэтому самым значимым достижением для меня являются слова радости и признания ребят.
«Для чего нам серебро, золото, каменья эти? Все – ничтожно. Всех сокровищ драгоценней сердцу - дети!»