Психологический кризис в подростковом возрасте
статья по психологии

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех периодов взросления в жизни человека, представляющий собой период становления личности. Главным комплектующим подросткового возраста является его переход от детства к взрослой жизни. Этот период процесса преобразования определяет все основные особенности личности подросткового возраста. Для переходного возраста характерна переориентация отношений подростка с родителями, учителями и другими людьми. Старые авторитеты подвергаются переоценке, идёт поиск новых, порой, вовсе в противоположную сторону. Также для подростков характерна тяга к группированию со сверстниками, где вырабатываются и формируются навыки нового социального взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_psihologicheskiy_krizis_v_podrostkovom_vozraste.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический кризис в подростковом возрасте

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех периодов взросления в жизни человека, представляющий собой период становления личности. Главным комплектующим подросткового возраста является его переход от детства к взрослой жизни. Этот период процесса преобразования определяет все основные особенности личности подросткового возраста. Для переходного возраста характерна переориентация отношений подростка с родителями, учителями и другими людьми. Старые авторитеты подвергаются переоценке, идёт поиск новых, порой, вовсе в противоположную сторону. Также для подростков характерна тяга к группированию со сверстниками, где вырабатываются и формируются навыки нового социального взаимодействия.

Каждый возраст хорош и индивидуален по-своему. Но в то же время в каждом возрасте есть свои особенности, сложности к восприятию социума и общества.

Подростковый возраст самый длительный по продолжительности и самый проблематичный переходный период в жизни каждого человека, характеризующийся рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности. До этого некое составленное мировоззрение ломается и строиться заново.

Всё это происходит в подростковом возрасте. Следовательно, к детям в подростковом возрасте следует относиться с пониманием, и окружать их поддержкой, дабы избежать глобально-негативных последствий, в случае если произойдёт «сбой» и ребёнок начнёт морально или же духовно, развиваться не в том направлении, то это может понести за собой непоправимые последствия.

Природа подросткового психологического кризиса.

В психологическом развитии многих детей настигает, так называемый, переломный момент, который известен под названием «подросткового кризиса».

Подростковый кризис (от др.-греч — решение) — возрастной кризис, возникающий при переходе от младшего школьного возраста к младшему подростковому .Приходится на возраст с 11 до 16 лет, однако может варьироваться в зависимости от длительности периода подростничества.

Внешние факторы, как правило это проявление в грубости ребёнка, стремлении действовать наперекор потребностям, желаниям и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и так далее.

Факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Особенности проявления психологического кризиса у подростков

Внешние факторы, как правило это проявление грубости ребёнка, в стремлении действовать наперекор потребностям, желаниям и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости.

Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки.

Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности. Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).

Кризис подросткового возраста связан с появлением как такового нового уровня самосознания, в связи с которым у подростков появляются способности и потребности познать самого себя как личность. У подростков рождается стремление к самоутверждению, самовоспитанию и самовыражению, они всячески пытаются проявить себя. Дети в подростковом возрасте слишком самокритичны, они переживают за свои черты характера, которые якобы мешают им саморазвиваться и контактировать с другими людьми, в связи с чем дружба и взаимоотношения не складываются.

Данные переживания обостряются из-за упрёков и замечаний об отрицательных чертах их характера, со стороны учителей и других взрослых. В итоге чего всё приводит к ярко выраженным вспышкам и конфликтам. Подростки как правило требуют к себе отношения как к будучи уже взрослым людям, ибо их категорически не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят равноправие с взрослыми, а так же подлинного уважения. Иные отношения к ним унижают их и всячески оскорбляют.

По сути дела, протекание подросткового кризиса, всячески зависит от самих взрослых и их воспитания. Родителям всячески стоит научиться держать себя в руках и иметь крепкое терпение, дабы отношения с подростком не испортились окончательно. Кризис подросткового возраста подойдёт к концу, лишь когда одни фазы сменятся на другие.

Не смотря на детскую внешность подростка, они уже имеют взрослый внутренний мир, как таковое сформированное мировоззрение. Лишь от окружающих людей зависит, какие законы жизни примет ребёнок и как вообще сформируется его дальнейшее мировоззрение.

Признаки психологического кризиса у подростков

Зачастую родители не сразу могут заметить подростковый кризис, в связи с этим взрослые думают, что ребёнок нарочно хамит им, не слушается, игнорирует их замечания. Некоторые родители видят в этом влияние плохой компании или употребление наркотических веществ. Родители понимают, что у ребёнка наступил подростковый кризис, лишь тогда, когда конфликты и разногласия становятся обыденными и продолжительными.

Для того чтобы помочь ребёнку пережить кризис более умиротворённо и без критически негативных последствий, требуется как можно скорее выявить его начало при помощи соответствующих признаков.

В связи с негативными обстоятельствами в семье, у ребёнка так же проявляется дистанционное поведение в невежестве. Данное поведение ребёнка может относиться ко всем, или же только к каким-то конкретным лицам.

Дети, тяжело переживающие подростковый кризис, зачастую прекращают какую-либо связь с окружающими людьми, обрывают все возможные контакты, они погружаются в себя, в свои мысли или же в игры, книги; какие-то отстраняются от сверстников и друзей близкого к ним возраста. Это зависит лишь от обстоятельств, насколько сильно ребёнок погружен в собственные мысли, проблемы и события, ранящие его душу и психику, чем чаще такие события в жизни настигают его, тем меньше становится количество его связей и контактов.

В связи с тем, что социальные взаимодействия интересуют его больше чем получение знаний, то учебная продуктивность снижается. Какие-либо занятия могут посещаться лишь из-за того, что там человек, который симпатичен, а не из-за стремления и желания получать знания.

Если же сразу не были замечены признаки психологического кризиса, то ситуация в разы может ухудшиться и повлечь за собой непоправимые последствия. Ситуация может перерасти в депрессию последней стадии, нервозы, попытки суицида. Из-за конфликтов в семье подростки сбегают из дома и проживают в притонах, это приводит к наркомании и алкогольной зависимости; по итогу всего этого – формируется антисоциальный тип взаимодействия.

Причины психологического кризиса

Безусловно, на появление психологического кризиса, влияют психотравмирующие ситуации.

Есть такие причины как:

• тяжёлые заболевания;

• гормоны;

• расставание с семьёй, родителями;

• дефицит внимания;

• смерть родного или близкого человека;

• зависимость от другого человека;

• неблагополучная семья;

• повышение или понижение социального статуса;

• ситуации эмоционального или физического насилия;

• травмы самого раннего детства;

• проблемные отношения со сверстниками;

Можно разбить некие подгруппы причин на четыре типа.

Первый тип: кризис удовольствия. Причиной может оказаться невозможность получить удовлетворение и заключается в отбрасывании всего отрицательного, в уходе из реальности. Пробуждаются некие механизмы психологической самозащиты, подросток как бы впадает в летаргический сон и замирает. Таким образом психика ребёнка самозащищается от кардинальных переживаний.

Второй тип: фрустрация– отсутствие средств удовлетворения сильной потребности. Дабы удовлетворить свою потребность, подросток подбирает себе формы некого поведения и таким образом идёт к своей цели.

Третий тип причин кризиса: ценностный, в его основе– борьба мотивов. У ребёнка имеются различные отношения, основой которых служит многообразие разных видов деятельности и их реализации, каждый из видов имеют свои мотивы. Борьба данных отношений представляет собой борьбу мотивов. Мотивы выбираются в зависимости с ценностями личности подростка.

Четвёртый тип: целостный кризис, или же некий кризис творческого процесса и воли. У ребёнка строится в сознании практическая и теоретическая составляющие. В теоретическом сознании строятся творческие мысли, где и хранятся ценности и мотивы. Практическое же сознание, отвечает за перевод с теоретических мыслей, на практический язык; воплощает на реальную основу некие планы теоретического сознания.

Расширение сферы интересов ребенка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Поддерживайте интерес ребенка к широкому миру людей и вещей, давайте ему пищу для развития: водите ребенка в музеи, на экскурсии, не жалейте времени на разговоры об увиденном.

Как и в предшествующие кризисы развития, старайтесь дифференцировать свое поведение в зависимости от требований ребенка. Не отказывайте ему в помощи, эмоционально поддерживайте, но останавливайте негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая дифференциация помогает ребенку построить собственное поведение, найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

На протяжении подросткового кризиса в силу особых социальных условий его проживания может быть несколько периодов, по содержанию приближающихся к возрастному кризису. В целом их протекание разнится у разных детей, на симптоматику критического периода влияют многие обстоятельства: отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, академическая успеваемость, развитость познавательной сферы, сформированность творческих интересов и даже физиологические особенности (время начала пубертата).

Подростковый возраст (даже его стабильная фаза) характеризуется особым интересом взрослеющего человека к себе, к своему внутреннему облику, происходит интенсивное самопознание. Современный социум не предоставляет ребенку адекватных, социально приемлемых «мест» взросления, что приводит, как правило, к затяжному характеру возрастного кризиса. Ребенок все больше стремится выглядеть как взрослый, его поведение на виду у окружающих, особенно на виду у сверстников, теряет непосредственность: появляется нарочитая независимость, псевдовзрослость и т. п. В общении с родителями может еще некоторое время сохраняться детско-взрослый тип отношений, но вскоре и в этой сфере происходят нарушения. Ребенок настаивает на новых правах, с разной степенью требовательности адресуясь к разным членам семьи.

Ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема — необъективность или несправедливость. Эти особенности не случайны, они весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учителей — не в последней степени. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом — составить представление о себе через взгляд окружающих.

Принципы ведения диалога с подростком учителя и родителей сходны. Абсолютно неэффективны диалоги в тематике, предлагаемой ребенком. Лучше, если это возможно, перевести спор в иной контекст — более общий, менее однозначный. Как и при негативизме в адрес родителей, разумнее обсудить взаимные права и обязанности, содержание требований и т. д. В отдельных случаях показана жесткая формализация отношений: четкая регламентация требований и соответствующих оценок.

Подростковый возраст — время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа должна быть организована таким образом, чтобы ответственное действие имело место в школьной жизни. Это обеспечивается особой, проектной формой деятельности подростков. Такие разработки существуют уже в практике образования. Их суть сводится к созданию условий для свободного авторского действия на учебном, но привлекательном для подростка материале. При возможности строить собственное авторское действие, т. е. осуществлять замысел и реализацию проектов, возникают наиболее адекватные условия для превращения исполнительского (результативного) действия в пробующее. Такое превращение обеспечивает полноценное и адекватное задачам возраста развитие в подростковом возрасте. При подобных условиях проба переводится из сферы социальной коммуникации в сферу продуктивной деятельности:, общение со взрослым становится партнерским, позиции взрослого и ребенка меняются. Это наиболее прогрессивное направление коррекции трудновоспитуемости подростков, но неприменимое в индивидуальной коррекции.

В период кризиса семнадцати лет основная проблема заключается в профессиональном и личностном самоопределении. Поэтому на данном этапе необходима скоординированная помощь психологов, профконсультантов в решении данной проблемы. Важно обеспечить постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению и подготовку к будущей трудовой жизни в широком плане, психолого-педагогическую помощь в конкретных профессиональных выборах. При этом используют все методы психологического профессионального консультирования:

  • информационно-справочные и просветительские (профессиограммы, справочная литература, профессиональная реклама, экскурсии и др.);
  • диагностические (наблюдение, беседы, опросники, тесты и др.);
  • методы морально-эмоциональной поддержки (группы общения, тренинги, групповая и индивидуальная психотерапия, профориентационные игры и др.);
  • методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития и личностного роста (построение различных вариантов действий, схемы альтернативного выбора, анализ ситуаций личностного и профессионального самоопределения и др.).

Кризисы взрослости существенно отличаются от детских возрастных кризисов тем, что они в основном протекают во внутреннем плане личности. Взрослый человек в период возрастного кризиса предпринимает действия по осознанию собственных позиций и установок, переоценке ценностей, поэтому в поведенческом плане кризис проявляется весьма разнообразно, характеризуется значительными индивидуальными различиями. Видимых изменений в поведении может не происходить, но может проявляться эмоциональная напряженность, повышенная тревожность, самокритичность, неустойчивость поведенческих реакций и настроения, симптомы депрессии и т. д. В этих случаях показаны различные формы психотерапевтической помощи, психологическое консультирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологические проблемы обучения подросткового возраста»

Вступление  в  отрочество  несет с собой  серьезные  перемены  в отношении ребенка  к школе, к учению. Сила, дающая движение психическому  развитию  ребенк...

Важные моменты психологических особенностей раннего подросткового возраста и специфика изучения математики в 5-6 классах.

Курс математики 5-6 классов – занимает важное место в математическом образовании и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формирует...

Доклад "Психологические особенности детей подросткового возраста"

Доклад на тему: «Психологические особенности детей подросткового возраста» к семинару «Психологические особенности несовершеннолетних и формы профилактической работы с ними»...

Кризис подросткового возраста. Психологическая характеристика суицидального поведения.

В силу неопытности подросток не в состоянии осознать глубинные причины происходящих изменений, зачастую он поддается разрушительным эмоциям. О серьезности перестройки личности говорит тот факт, что су...

Памятка "Как правильно обеспечить психологическую безопасность детей подросткового возраста?"

Материал содержит тезисы на выступлении родительского всеобуча «Как  правильно обеспечить психологическую безопасность детей подросткового возраста? (рекомендации родителям в период каникул...