Проблемное собрание "Разрешение конфликтной ситуации"
учебно-методический материал по психологии (6 класс)

Зайцева Наталья Александровна

Конспект проблемного собрания был создан педагогами-психологами для совместного проведения с участинками образовательного процесса с целью разрешения конфликтной ситуации между детьми в классе учеников шестого класса. После проведения проблемного собрания педагогами-психологами был представлен рефлексивный отчет о проделанной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное собрание

по теме «Разрешение конфликтной ситуации»

в 6В классе  МБОУ Школы №50 г. о. Самара

Цель: формирование эффективных приемов взаимодействия детей в классе.

Задачи:

- выявить проблемы, мешающие сотрудничеству между детьми;

- выработать способы взаимодействия детей в классе и сформировать общие правила эффективного сотрудничества;

- создать «экран вежливого поведения» детей в школе и отслеживать результативность с помощью избранных детьми членов комиссионной группы;

- принять меры воздействия на детей в случае невыполнения выработанных правил классом.

Участники: директор школы, завуч по воспитательной работе, классный руководитель, психологи, родители, обучающиеся.

Место проведения: один кабинет для родителей и для совместной работы всех участников, второй кабинет для работы с обучающимися.

Оборудование: столы, составленные друг к другу, стулья вокруг столов, компьютер, проектор, маленькие листы для личных записей, листы А4, ручки, цветные карандаши, маленькие мячи.

Форма работы: групповая работа в малых и больших группах с элементами тренинга.

Ход проблемного собрания:

Вступительное слово директора школы.

     Уважаемые родители, ученики! Сегодня мы собрались с целью разрешения проблемного вопроса взаимодействия, сотрудничества детей в классе. Работа будет проходить поэтапно следующим образом: родители и дети работают в группах отдельно друг от друга, затем совместное обсуждение и так три раза. Приступим к работе.

1 этап работы.

     Задача первого этапа выявить проблемы, которые способствуют конфликтам в классе.

     Родители остаются в классе с администрацией школы и делятся на две группы для выяснения проблем взаимопонимания детей в классе. В группах родители обсуждают и записывают проблемы их детей в классе при взаимодействии с другими. Родители так же вспоминают, как они в детстве решали свои школьные проблемы.

     Дети в другом кабинете делятся на три группы путем получения при входе цветного квадратика. За первым столом сидят участники с красными квадратами, за вторым – с синими квадратами и за третьим – с зелеными квадратами.

Разминка. Упр. «Мое настроение». Каждый участник, получив мяч, должен сказать с каким настроением он пришел и с чем его можно сравнить: либо явление природы, либо растение, либо животное и т.д. Дети делятся своим настроением.

Задание «Вспомни проблему». Участникам предлагается индивидуально записать проблемы, которые мешают общению в классе детей и способствуют возникновению конфликтов. Затем каждый зачитывает записанные проблемы и составляется единый список проблем, предложенных группой. Такую же работу проделывают участники взрослой группы (родители).

     Затем дети возвращаются в кабинет, где работают взрослые.

Обсуждение: один представитель группы (детей, родителей) зачитывает и объясняет список, составленных участниками группы проблем. Остальные участники дополняют. Каждый участник групп в заключении проговаривает ту проблему, которую он обозначил. Составляется общий список проблем, предложенных детьми и родителями. Родители вспоминают, были ли у них такие проблемы в их школьном коллективе, когда они учились и как они выходили из трудных ситуаций.

2 этап работы. Дети уходят в другой класс и работают отдельно от родителей. Работа проходит в малых группах.

     Задача второго этапа выработать способы взаимодействия детей в классе и сформировать общие правила эффективного сотрудничества.

Задание «Наши правила поведения».  Участникам предлагается индивидуально записать, что можно делать и что запрещается при разрешении записанных ранее проблем. Затем каждый зачитывает записанный список и составляется единый список правил поведения, предложенный группой. Такую же работу проделывают участники взрослой группы (родители).

Затем дети возвращаются в кабинет, где работают взрослые.

Обсуждение: один представитель группы (детей, родителей) зачитывает и объясняет список, составленных участниками группы проблем.

     На основании, предложенных детьми и родителями вариантами поведения, печатается на экране общий список «правил вежливого поведения». Каждый в праве что-то дополнить, объяснить.

     Задача третьего этапа создать «экран вежливого поведения» детей в школе и отслеживать результативность с помощью избранных детьми членов комиссионной группы и принять меры воздействия на детей в случае невыполнения выработанных правил классом.

Обсуждение «Экрана вежливости».

     Для дальнейшего контроля соблюдения правил поведения, детям  предлагается вести «экран вежливости», в котором двумя цветами (оранжевый цвет – хорошее поведение, синий цвет – плохое поведение)  избранные три ученика класса будут отмечать поведение детей в конце рабочего дня. Это предложение подтверждается путем голосования учениками класса и родителями. В конце недели члены комиссионной группы совместно с психологами, классным руководителем, администрацией школы предлагают варианты мер воздействия на детей в случае невыполнения выработанных правил классом. Для обсуждения предлагаются варианты мер воздействия – это добрые дела на территории школы: помыть парты, починить стул, помочь воспитателю продленного дня, сотрудникам столовой и т.д. Данное предложение выносится для обсуждения и утверждается путем голосования родителей и детей.

     Завершение.

     Дети совместно с психологами уходят в соседний кабинет для подведения итогов данного мероприятия. Ученики занимают свои места в группах.

Упр. «Сравни настроение». Участникам групп предлагается вспомнить с каким настроением они пришли на занятие, и с каким настроением они уходят домой. Дети делятся своим настроением по кругу.

Упр. «Я вам пишу». Каждый ученик получает чистый лист бумаги, подписав свою фамилию, имя внизу листа, передает его по кругу. Когда ученик получает лист одноклассника, он должен написать одно лучшее его качество, которое является ценным в этом человеке и пожелание на будущее, что поможет ему в общении с другими людьми. Адресуйте добрые слова, пожелания, признания, сомнения; это может быть и рисунок. Обращение должно уложиться в одну, две фразы. Загибаете верхнюю часть листа со своим пожеланием и передаете следующему. Написав и нарисовав, ученик сворачивает свою запись и передает следующему участнику. И так до тех пор, пока к каждому не вернется свой лист с пожеланиями. В результате такого кругового письма каждый из участников обменивается взаимными «эмоциональными поглаживаниями». Ведущий советует сохранить лист и в трудные моменты жизни заглядывать в него.

Рефлексия. Участникам собрания предлагается ответить на вопрос, что понравилось, запомнилось и какие выводы можно сделать из данного проблемного собрания. Каждый высказывается.

         

Педагог-психолог                                                                          Зайцева Н.А.

Педагог-психолог                                                                          Солдатова О.А.

Рефлексивный отчет

по результатам проблемного родительского собрания

в 6В классе МБОУ Школы №50

«Разрешение конфликтной ситуации».

     В феврале 2016 года в 6В классе проходило проблемное родительское собрание «Разрешение конфликтной ситуации»  с целью формирования эффективных приемов взаимодействия детей в классе. Родительское собрание проходило совместно с родителями и детьми. На проблемном родительском собрании выступали: директор школы, завуч по воспитательной работе, классный руководитель 6В класса. В группах с детьми работали педагоги-психологи Зайцева Н.А. и Солдатова О.А.

     В результате работы на родительском собрании были решены следующие задачи:

- выявлены проблемы, мешающие сотрудничеству между детьми;

- выработаны способы взаимодействия детей в классе и сформированы общие правила эффективного сотрудничества;

- создан «экран вежливого поведения» детей в школе;

- принято решение отслеживать результативность с помощью избранных детьми членов комиссионной группы;

- принято решение принять меры воздействия на детей в случае невыполнения выработанных правил классом.

     Групповая работа проходила в малых и больших группах с элементами тренинга.

     Проблемное родительское собрание делилось на три этапа, завершение и рефлексию. Работа проходила в малых и больших группах. В малых группах с обучающимися работали педагоги-психологи Зайцева Н.А. и Солдатова О.А.

    На первом этапе были выявлены проблемы, способствующие конфликтам в классе. В результате были выявлены следующие проблемы: «ябедничество», «обзывательство», не умение слушать и уважать друг друга, разговоры на уроках, нарушение личного пространства, не умение уступать друг другу и находить компромиссы.

     На втором этапе выработаны способы взаимодействия детей в классе и сформированы общие правила эффективного сотрудничества. Правила эффективного сотрудничества следующие:

- запрещается ябедничать,

- запрещается обзываться, драться,

- запрещается разговаривать на уроках не по теме,

- запрещается трогать чужие вещи и тем самым нарушать личное пространство,

- учиться слушать и слышать друг друга,

- учиться уважать друг друга,

- учиться уступать друг другу,

- учиться находить компромиссы при сотрудничестве.

     На третьем этапе был создан «экран вежливого поведения» детей в школе с целью соблюдения правил эффективного сотрудничества. Было решено отслеживать результативность с помощью избранных детьми членов комиссионной группы, а также было принято решение применять меры воздействия на детей в случае невыполнения выработанных правил классом. Меры воздействия на детей – это добрые дела на территории школы: помыть парты, починить стул, помочь воспитателю продленного дня, сотрудникам столовой и т.д.

     На завершающем этапе обучающимся было предложено упражнение «Я вам пишу» с целью эмоционального поглаживания. В результате этого упражнения каждый участник получил положительный отзыв в свой адрес.

     В заключение проблемного собрания каждый участник высказывал свое мнение, что понравилось, запомнилось и какие выводы он может сделать для себя.

     В результате работы были получены положительные отзывы родителей и детей. Совместная работа родителей, обучающихся, администрации школы и педагогов-психологов по выявлению проблем и разрешению сложных ситуаций вызвало интерес, как взрослых, так и детей. Обучающиеся на примере прошлого опыта родителей учились решать свои школьные проблемы. Каждый делился своим опытом и предлагал пути решения конфликтных ситуаций. Участники собрания были положительно настроены на совместную работу. Доброжелательная, комфортная, доверительная обстановка была на протяжении всего проблемного родительского собрания.

     

 

Педагог-психолог                                                                      Зайцева Н.А.

Педагог-психолог                                                                      Солдатова О.А.

15.02.16г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."

Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...

Типы конфликтов и приемы разрешения конфликтных ситуаций

Материал помогает разобраться в типах  конфликтов и дает рекомендации по их разрешению....

Разрешение конфликтных ситуаций в системе воспитательной работы в школе как путь к успеху

Решение конфликтных ситуациях в специальной коррекционной школе на примерах классов 8 вида (Презентация)...

Презентация "Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

Данная презентация составлена  по методическому пособию Г.А. Стюхиной "Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения"....

Конфликтные ситуации между родителями и детьми и способы их решения

Родительское собраниеКонфликтные ситуации между родителями и детьми и способы их решения.Аннотация - В основе всякого конфликта лежит противоречие.- Противоречие, которое лежит в основе конфликта...