Лекторий «Мотивация обучения. Как родителям помочь ребенку учиться?»
план-конспект по психологии

Матенко Ольга Владимировна

Результаты исследования мотивации обучения в нашей школе за последние несколько лет показали, что у учащихся 1, 5, 9 классов наблюдается рост резко отрицательного отношения к школе и процессу обучения. Уменьшается количество учащихся, имеющих высокий уровень мотивации обучения.

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекторий «Мотивация обучения. Как родителям помочь ребенку учиться?»

Результаты исследования мотивации обучения в нашей школе за последние несколько лет показали, что у учащихся 1, 5, 9 классов наблюдается рост резко отрицательного отношения к школе и процессу обучения. Уменьшается количество учащихся, имеющих высокий уровень мотивации обучения.

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

1 КЛАССЫ

5 КЛАССЫ

9 КЛАССЫ

Мотивация – это то, что движет человеком на пути достижения цели. То, что побуждает к действию. Если человек не понимает, зачем ему заниматься той или иной деятельностью, то ему очень сложно себя заставить ее выполнить. Так и наши дети часто не понимают, зачем им учиться. А действительно, зачем? Предлагаю вам подумать и записать 3-5 вариантов ответа на вопрос ребенка «зачем мне учиться?». Обсуждение ответов.

Мы видим, что родитель сам зачастую не может объяснить ребенку, зачем ему учиться. Школьнику часто еще недоступны объяснения отдаленных последствий плохой учебы (станешь дворником, не поступишь и прочее). Кроме того,в СМИ, в жизни дети часто видят примеры людей, достигших определенных высот, которые не имели образования, плохо учились в школе. У них возникает непонимание, когда папа, который не имеет высшего образования, зарабатывает больше, чем мама, у которой их два. Ребенок не воспринимает информацию о важности обучения от родителей, которые работают на нелюбимой работе, зарабатывают, чтобы прокормить семью, жалуются на усталость, раздражаются и срываются на детей. Находясь в такой ситуации,у ребенка в голове не укладываются требования родителей о необходимости учиться.

Что же делать родителю в такой ситуации? Как помочь ребенку учиться? Прежде всего, давайте разберемся, какие виды мотивации бывают?

ВИДЫ МОТИВАЦИИ:

C:\Users\Andrey\YandexDisk-zasukhinayana\Скриншоты\2022-09-25_10-25-41.png

        C:\Users\Andrey\YandexDisk-zasukhinayana\Скриншоты\2022-09-25_10-25-41.png

        

Отрицательная внутренняя

Положительная внутренняя

Формула: «я хочу, а если не сделаю, то будет плохо»:

- чувство стыда

- страх предстоящего наказания

Формула: «я хочу, и когда сделаю, будет круто»:

- любопытство

- гордость за себя и то, что делаю

- ощущение правильного дела от усилий, развивающих человека

Отрицательная внешняя

Положительная внешняя

Формула: «ты должен, если не сделаешь, то будет плохо»:

- оштрафуют

- отругают

- накажут

- запретят гулять с друзьями и т.д.

Формула: «ты должен, и когда сделаешь, получишь поощрение»:

- похвалят

- погладят по голове

- будут гордиться

-

Отрицательная мотивация и минус-подкрепления

К минус-подкреплениям мы относим:

  • Физические наказания (это может быть исключительно способом подтвердить и зафиксировать собственное педагогическое бессилие родителей).
  • Угрозы и крик.
  • Ярлыки. «С  твоими мозгами только улицу мести» и  все разновидности данного утверждения однозначно ограничивают мотивацию ребенка. Именно ограничивают, а не мотивируют. Почему? Потому что, будучи многократно повторенными авторитетной фигурой родителя, они входят в образ ребенка о себе. В его текстовое, осознаваемое и неосознаваемое описание себя. И если в этом описании он дураком родился, то дураком и помрет.
  • Обесценивание и насмешки. Сколько великолепных танцоров исчезло после папиных слов относительно обтягивающих штанов и шуток про «а не надеть ли тебе пачку и не сплясать ли танец маленьких лебедей»... Шутка, конечно. Хотя нет, к сожалению, не шутка. Количество великих художников, «погибших» в  сердце ребенка после того, как родители дали обратную связь на первые неудачные творения юного гения, тоже, наверняка, запредельное. Если переходить от примера к общим закономерностям, то зачастую мотивация детей (на самом деле, и взрослых тоже) теряется от того, что некто эмоционально значимый, важный, чье слово много «весит», принижает значимость каких-то целей или какой-то деятельности, и  такая ситуация может уничтожить любую, сколько угодно интенсивную детскую мотивацию.
  • Лишения и ограничения

Важно понимать, что негативная обратная связь дает кратковременный эффект, но всегда приводит к снижению мотивации и продуктивности. Происходит это по двум основным причинам: первая связана со свойствами нашей психики. Как известно, есть три базовых реакции на все, что происходит: атаковать, убегать или притвориться мертвым (бей, беги, замри). Причем как мы понимаем, эти реакции применяютсяне в  ситуации, когда все хорошо, а,  наоборот, когда перед нами опасность. Эти реакции чередуются, то есть если не получилось атаковать, то надо пытаться убежать, не получилось убежать — будем притворяться мертвыми. Атаковать ребенок вряд ли отважится, возможно, родители подростков иногда и сталкиваются с протестом, агрессией, но большинство детей все же не в силах противостоять натиску взрослых. Убежать тоже не удастся, родители «из-под земли достанут». Что остается? Остается, столкнувшись с негативной реакцией, притвориться мертвым. А чтобы получилось реалистично, надо не просто это изобразить, а по возможности всю нервную активность свести к минимуму, чтобы ничто не выдавало признаков жизни. Вот и получается реакция — ступор, ощущение, что мозг набит ватой, и  он отказываются думать.

Вторая причина из области физиологии стресса. Негативное подкрепление по сути своей является стрессом, и, как следствие, в начальных фазах стимулирует нервную систему, а  в  дальнейшем приводит к  ее угнетению и  торможению. Хронический (постоянный, продолжительный) стресс ухудшает работу всех психических процессов: внимания, мышления и  памяти. Таким образом, стресс приводит человека в замкнутый круг: чем сильнее стресс, тем ниже продуктивность, чем ниже продуктивность, тем сильнее человек переживает о том, что у него ничего не получается, что, в свою очередь, усиливает исходный стресс.

Оба этих объяснения говорят об одном и  том  же: на «длинной дистанции» негативные подкрепления неэффективны, их использование ведет к  заметному снижению эффективности работы головного мозга и вообще нервной системы.

Положительная мотивация и плюс-подкрепления.

За что хвалить ребенка?

Похвала всегда должна быть конкретной: мы хвалим за усилия, за достигнутый результат, за проявленные качества, за оценки.

  • Хвалить за усилия нужно обязательно, причем как за количество, так и за качество усилий. На определенном этапе важен не результат, а  важны усилия, независимо от того, дают они результаты или не дают. До 12 лет обучением ребенка правит процессная мотивация. Это значит, что в младших классах детям необходима похвала за деятельность, потому что она важнее результата. Когда у детей что-то не получается, то они сравнивают себя с другими, а быть неудачником никто не хочет.
  • За результат. Важно, чтобы достижения ребенка определенным образом подчеркивались. Например, грамоту, медаль или кубок можно разместить на почетном месте. Выделить под награды отдельную полочку или стеллаж.
  • За проявленные качества. Разбирая разные качества себя и ребенка, надо делать акцент на том, что нет такого качества, которое нельзя было бы изменить, и главная задача в жизни — быть лучшей версией себя, а  не сравнивать с  какими-то социальными стандартами и другими людьми. Делать акцент и развивать свои сильные стороны.
  • За оценки (на них мы остановимся подробнее).

Оценки и их влияние на мотивацию учащихся

Мотивация обучения зачастую подменяется мотивацией получения хорошей оценки.

1. У плохой оценки есть причины, и это не потому что ребенок лентяй и лоботряс. Возможно, двойка появилась не по вине ребенка, например, есть конфликт с  преподавателем. Или ребенку попался тот материал, во время которого он проболел. Возможно, причина плохой успеваемости в  конфликтах в  классе или, наоборот, слишком дружеские отношения мешают на уроках оторваться от общения с друзьями — вот об этом есть смысл поговорить, и в это имеет смысл вникнуть. Важно понимать причину и работать с ней, а не пытаться работать с оценками.

2. Двойки тоже бывают разные: в одном случае ученик сделал 5 орфографических ошибок на два листа текста, а в другом сделал 45 ошибок. Это объективно разные ситуации, и  реагировать на них нужно по-разному. Так  же, как если ребенок начинал с  45 ошибок и  уменьшил их число до 5 ошибок — двойка в этом случае его будет демотивировать: он в  9 раз улучшил свою грамотность, а  по-прежнему является двоечником — мотивирует это стараться дальше, как вы думаете? Поэтому все случаи двоек всегда требуют разбора и сами по себе, и в динамике, сравнивая с тем, что было и что стало. 

Очень важно, чтобы ребенок знал, что оценивание по оценкам — это школьная история, которая дома не работает. Дома ребенок должен иметь свои, простые, ясные критерии оценивания, на которые и  должен ориентироваться. 

3.  Следующее, что надо помнить: за одно преступление по закону можно наказать только один раз. Сам факт оценивания — это и есть травматичная ситуация. Ребенок ее УЖЕ прошел, когда получал оценку.

4. Ребенок должен понимать, что нет ничего плохого ни в какой оценке: ни в двойке, ни в пятерке — это просто индикатор, а  значит, на родительскую любовь он не повлияет. Иначе у  ребенка может сложиться неправильная причинно-следственная связь: у меня пятерка — меня любят, у меня двойка — меня не любят. 

5. Также надо понимать, что у  некоторых детей двойка, особенно первая двойка или двойка в году или четверти, может стать причиной девиантного поведения. Например, мне доводилось заниматься с учеником, завершившим 8 класс с двойкой по математике. Ничего особенного — обычная история, но только до этого родители ребенка естественно из лучших побуждений предупреждали, что, если он получит двойку в году по математике, то он будет очень сурово наказан и так красочно объяснили ребенку, как именно его накажут, что, получив двойку, ребенок неделю гулял по району, ночевал на улице в  подворотнях, попрошайничал и был готов на все, лишь бы не попасться родителям на глаза. Через неделю его нашла полиция и вернула родителям. Родители с тех пор поняли, что все их угрозы сыграли против них: во-первых, ребенок был охвачен страхом в течение года, и это мешало ему учиться, а во-вторых, это чуть не привело к трагедии.

Задачи родителя в области мотивации:

Родитель должен отойти от контролирующей, назидающей функции.

- помогать справляться с трудностями (заметить трудности, не добавлять свои - не надумывать, не видеть там, где их нет; распознавать, где нужна помощь, где нет; как конкретно родитель может помогать справляться с трудностями - почитать ему, если устал; решить за него какой-то пример или задачу, выучить стихи - мнемотехники и прочее, помогать ребёнку понимать себя и свои особенности - необходимость перерывов во время занятий, дневного сна, организация режима дня; помогать по запросу, снимать лишнюю нагрузку, иначе все, чем занимается ребенок, не будет результативным, забота о  здоровом иммунитете ребенка)

- поддерживать познавательную активность (не обесценивать достижения и открытия ребёнка - когда делится восторгаться открытию вместе с ним, вопросы ребёнка должны находить ответ. Родитель должен помогать и поддерживать ребёнка в познании мира. Общаться с  ребенком и  учиться в  любом возрасте вместе с  ним — это оптимальный личный пример. Знаю замечательные семьи, где есть традиция семейного часа развития: раз в неделю все собираются и делятся, что они узнали нового за неделю и как они это будут применять. Очень хорошо, когда в семье есть традиция вместе учиться. Совместное воодушевленное обсуждение новой информации и  рассказы о  том, как именно ее удалось узнать, подскажут ребенку правильный вектор собственного развития).

- замечать даже мелкие успехи (сам нашёл и исправил свои ошибки, не сравнивать с другими. В идеале задача родителя в том, чтобы ребенок чувствовал себя героем. Чувствовал заслуженно, обоснованно и хотел большего. Только тогда мотивация будет двигать ребенка вперед. Регулярность или нерегулярность плюс-подкреплений очень важна. Существует мнение, что нерегулярная похвала более эффективна, чем регулярная и  гарантированная. Это касается, кстати, и  взрослых: нерегулярные премии на работе больше мотивируют, чем премии, к которым человек привык и воспринимает их как должное и еще возмущается, если вдруг премии нет, и  наоборот, нерегулярные премии всегда требуют повышать планку. Мотивационная инфляция — ситуация, когда мотивационные влияния обесцениваются оттого, что их слишком много.

Материальные и нематериальные поощрения, которые будет говорить или о  статусе, или об успехах или о  правильных действиях ребенка. Более того, лучше всего разработать свою систему нематериальных поощрений, которая применяется в  зависимости от размера успеха: дай пять, дай десять, поднятие руки чемпиона, поход в  кафе отметить.

- общение на актуальные для ребёнка темы (важно, чтобы это было значимо для ребёнка, а не навязано родителем, значимо по мнению родителя, важно для родителя; интересы ребёнка. Очень важно общаться с детьми. Видеть, что происходит в их жизни, и какой образ будущего эти события создают. Важно иметь диалог с  ребенком, дающий ребенку достаточно чувства безопасности, чтобы делиться сокровенным.) 

Важно, чтобы со стороны родителей не было негатива в  адрес школы, даже скрытого или направленного на организационные аспекты обучения (качество ремонта, расположение, организацию питания и т.п.).

Рассказ о  собственном школьном опыте помочь ребенку сонастроиться со школой и  пользой от нее. Это могут быть примеры того, как школьные знания помогли в вузе, при устройстве на работу.

Договаривайтесь со своими детьми. Договор – самый работающий механизм, который требует серьезного отношения, как ребенка, так и родителей. Формат «Делай, пока я не достал ремень» – не договор. Правильная формула: «Сделаешь это – получишь пряник, а если не сделаешь, то тогда пряник с тебя».

Широко известна притча: как-то раз Томас Эдисон принес своей матери письмо из школы. Мать вскрыла письмо и  со слезами прочитала сыну вслух. В  нем говорилось, что ребенок слишком гениален для этой школы, поэтому ему надо учиться дома индивидуально. Когда прошли годы, Эдисон, разбирая семейные документы, случайно нашел это письмо сам. Прочитав его, он увидел, что там написано иначе, чем прочитала мать, а именно: что ребенок умственно отсталый, плохо учится сам и мешает другим — у школы нет возможности выделять для него отдельных педагогов, и  именно поэтому ее просят забрать его из школы и обучать самостоятельно. После этого Эдисон так и записал в своем дневнике, что «был умственно отсталым, но стал одним из величайших гениев своего века благодаря своей выдающейся матери». Всегда надо помнить, что все в наших руках и, более того, мы обладаем намного большим количеством инструментов, чем мама Эдисона в середине 19 века.

Знайте, что Вы – лучший родитель для своего ребенка. Верьте в своих детей и у Вас все получится.  

ПАМЯТКА

Скрытый смысл детского «не хочу в школу»

Когда ребёнок говорит: «Я не хочу в школу» эти слова звучат глобально и, действительно, часто пугающе. Если мы попытаемся разобраться, то, как правило, окажется, что ребёнок таки хочет ходить в школу, и он уточнит, что:

  • я устал
  • мне сложно проснуться сегодня или вообще просыпаться утром
  • я утром не могу собраться и вспомнить, что нужно делать, а родители ругают
  • мне не нравится, не удобна одежда, в которой я хожу
  • меня укачивает в дороге (устаю, мне страшно, мне скучно идти, я хочу идти сам, я стесняюсь, что меня водит мама)
  • мне одиноко в школе (поссорился или нет друзей)
  • меня обижают, надо мной смеются, я стал свидетелем или жертвой буллинга
  • я потерял учебник (дневник, тетрадь и т.п.)
  • я не сделал домашнее задание
  • я не могу ходить в туалет в школе
  • мне сложно даётся определенный предмет
  • у меня сложные отношения с конкретным преподавателем
  • я напортачил и не понимаю, как исправить ситуацию
  • мне страшно не справиться, получить плохую оценку
  • я влюблен/а (в девушку-парня, у которого другой режим учебы)
  • я плохо себя чувствую (заболел, ощущаю тревогу, боюсь заболеть)
  • мне скучно (я быстрее справляюсь с задачами, ощущаю, что трачу время) или я не понимаю того, что объясняют учителя
  • я много пропустил, не могу быстро догнать
  • я плохо вижу, плохо слышу
  • я стесняюсь (брекетов и проч.)
  • я хочу кушать (не могу есть то, что есть в школе)
  • когда я в школе, с родителями может произойти что-то непредсказуемое
  • мне не хватает времени на хобби

КАЖДЫЙ из этих пунктов может быть причиной слов «я не хочу в школу» у разных детей. И все эти пункты для них серьёзны. Можно попросить ребенка переформулировать так: «Я хочу в школу, НО...»,
«Мне будет спокойнее, легче, когда…».
 Ведь решить вопрос с одним-двумя пунктами намного легче, чем с глобальным «я не хочу в школу».

Но для того, чтобы ребёнок любого возраста смог вместе с нами размышлять обо всём этом и доверить то, что ему сложно - важно, чтобы мы приучили себя слушать, не перебивая, не оценивая, всерьёз относясь к его словам и искренне желая разобраться и помочь. http://ds3ach.ucoz.ru/2021/pdd/main_logo.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как родителям помочь ребенку в подготовке домашнего задания

Рекомендации для родителей по подготовке домашнего задания с ребенком....

Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома

рекомендации родителям и подросткам на снижение стресса во время самоизоляции...

Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома

Рекомендации Московского государственного психолого - педагогического университета...

Как родителям помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома

Советы психолога: "Как родителям помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома"...