Взаимодействие с учеником в ходе работы над УИР: учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей учащихся
методическая разработка по психологии

Методические маиериалы по сопровождению одаренных учащихся для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_nou_dlya_pedagogov.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с учеником в ходе работы над УИР: 
учет возрастных возможностей
и индивидуальных особенностей учащихся

Цель: показать педагогам способы эффективного взаимодействия учителя и ученика в работе над УИР.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Введение

Выяснение запроса педагогов, сообщение темы и цели занятия.

  1. Совместная деятельность учителя  и ученика в рамках проекта

Упражнение «Помощник»

Выбираются 2 участника. 1 этап. Инструкция для 1-го: собрать разбросанные на полу ручки с завязанными глазами. Инструкция для 2-го: за привязанный к «слепому» участнику пояс подводить его к ручкам. На втором этапе глаза у 1-го участника развязываются. Инструкция: собрать ручки.

Обсуждение:

- Сравните свои ощущения в первом случае и во втором.

- Какие возникали желания по мере того как вы выполняли задание?

- Как вы думаете, какое отношение к нашей теме имеет это упражнение? (взаимодействие учителя и ученика).

Работа над УИР предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности: полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя — лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ребенок должен чувствовать, что проект — это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения учителя.

Здесь уместно вспомнить идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребенок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно. Иными словами (схема на слайде):

Описание: 22-1

— если сегодня ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он уже умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то и завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу.

— если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу.

— если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно.

Вывод: только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки (предметные и общеучебные) и усовершенствовать уже имеющиеся.

  1. Учет возрастных возможностей учащихся при организации проектной деятельности.

Участники делятся на 3 группы. Каждой группе выдаётся памятка с возрастными особенностями учащихся 5 – 6-х, 7 – 8-х, 9 – 11-х классов. Используя информацию на памятках, педагогам необходимо заполнить графу «Степень участия педагога в работе над УИР» в соответствии со своей возрастной группой.

Учащиеся 5 – 6-х классов.

К 5-му классу учащиеся обладают определенными приемами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Тем не менее,  пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей, организационной и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы.

Младшие подростки часто не в состоянии гибко реагировать на новые обстоятельства и вносить необходимые изменения в работу. Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе, не выпускать из виду отдаленную цель. Не всегда в потоке информации удается отделить главное от второстепенного, достоверные сведения от сомнительных. Кроме того, многие пяти- и шестиклассники медленно читают, плохо понимают прочитанное, не умеют анализировать, обобщать, классифицировать, не обладают другими общеинтеллектуальными навыками, необходимыми для работы над проектом. Все это — следствие пока еще ограниченного школьного опыта, недостаточно сформированных общеучебных и проектных навыков.

Дети этого возраста не слишком рефлексивны, то есть не умеют анализировать свои чувства и эмоции, давать объективную оценку своим достижениям. У них еще не сформированы навыки презентации и самопрезентации, не хватает словарного запаса. Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его поддерживая и вдохновляя. При этом не следует, однако, забывать, что проект — это прежде всего самостоятельная работа, в которой автор может высказывать собственную точку зрения, которая, возможно, не совпадет с позицией его учителя.

Учащиеся 7 – 8-х классов.

Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта — их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. Ясно, что это непременно скажется на качестве работы. Тут потребуется помощь взрослого. Реализация плана, как правило, не вызывает трудностей.

Академического опыта у учащихся 7–8-х классов достаточно для того, чтобы самостоятельно искать, анализировать, ранжировать информацию из различных источников, осуществлять другие интеллектуальные операции в рамках проекта.

Самой большой проблемой учащихся этого возраста является мотив к деятельности — это их слабое место. Подростки быстро теряют интерес, особенно если работа кажется рутинной, а результат не вдохновляет. Некоторые трудности все еще вызывает анализ собственной работы и самооценка, так как рефлексивные способности в этом возрасте еще находятся в стадии формирования. В целом, при дозированной помощи, ненавязчивом контроле и вдохновляющем примере семи- и восьмиклассники успешно справляются даже с большими, сложными проектами.

Учащиеся 9 – 11-х классов.

Девяти- и одиннадцатиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них уже достаточно знаний и опыта, за спиной значительный этап школьной жизни — все это предпосылки для успешной работы над проектом. Это, однако, не означает, что учитель может отстраниться от работы. Его помощь нужна для промежуточной оценки хода работы, для обсуждения различных гипотез, версий и идей и так далее.

Взаимодействие учителя и ученика в работе над УИР:
учет возрастных возможностей

Этапы работы над проектом

Степень участия педагога

5–6-е классы

7–8-е классы

9–11-е классы

Проблематизация

Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка

Участие по запросу учащегося

Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося

Целеполагание

Планирование

Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь

Реализация плана

Рефлексия

Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя

Презентация

Выступление групп

Участники представляют результаты своей работы по таблице.

  1. Учёт индивидуальных особенностей учащихся

При организации исследовательской деятельности мы часто отбираем для работы успешных и дисциплинированных в учёбе учеников, которые имеют большой запас академических знаний по предмету, совершенно упуская из виду не совсем успешных в учёбе детей, но мотивированных на исследовательскую деятельность. В исследовательской деятельности можно найти задание, как для первой, так и для второй категории детей. Поэтому начинать исследовательскую деятельность нужно с выявления личностных особенностей мышления учащихся, определиться с его характерным типом: конвергентным или дивергентным.

       (на слайде: Конвергентное мышление (от лат. Соnvergere -  сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи). Дети с конвергентным типом мышления любят внимательно наблюдать, умеют заниматься поисковой деятельностью, тщательно собирают и систематизируют материал, но испытывают трудности при выдвижении гипотез, интерпретации явлений, событий и фактов.

       (на слайде: Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.)        Учащиеся с дивергентным типом мышления умеют видеть проблему, у них возникают интересные идеи и темы для исследования, но они иногда теряют интерес в процессе оформления собственного исследования, когда необходимо чётко следовать правилам и алгоритмам для решения поставленных исследовательских задач.

       Существует множество диагностических тестов, позволяющих выявить детей с преобладанием дивергентного типа мышления. Среди них известный тест Э. Торранса,  Д. Гилфорда. Этот тест я приготовила вам в электронном варианте. Но поскольку они очень объёмные,  в качестве эспресс-диагностики мы попробуем с вами лишь один из субтестов….

Тест «Рисунок на основе геометрической фигуры» (см. приложение)

Обсуждение результатов теста

В исследовательской деятельности, необходимы оба типа мышления. Конвергентное мышление даёт нам возможность использовать имеющиеся знания для изучения новых концепций. В то же время дивергентное мышление развивает исследовательский интерес и способность оценивать, сравнивать, анализировать и классифицировать, строить гипотезы.

Пример синергии двух видов мышления: композитор, сочиняя произведение, сначала использует дивергентное мышление – сочиняя оригинальную мелодию. Но затем он начинают использовать конвергентное мышление, которое позволяет ему оформить музыкальный фрагмент в соответствии с правилами гармонии.

Оба типа мышления одинаково важны. Ни один не лучше и не хуже другого. Важно уметь применять в соответствующих ситуациях оба этих метода мышления. 

            Индивидуализация в процессе исследовательской практики заключается в том, чтобы дать возможность детям с дивергентным типом мышления представить «свою» идею в той форме, которая понятна данному ребёнку – тезисы, схема, модель, презентация, но оказывать максимальную помощь в оформлении собственного исследования.

Детям с конвергентным типом мышления напротив оказывать педагогическую поддержку на этапе выдвижения гипотезы, определение  темы исследования, умение увидеть проблему среди общеизвестных фактов, информации.

  1. Практическая работа.

Вам предлагается комплекс упражнений, которые вы можете использовать в ходе работы над УИР. Эти упражнения будут полезны для всех категорий учащихся. Они позволяют развивать различные мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, умение строить собственные предположения, умение видеть проблему, развивают исследовательский интерес учащихся.

С педагогами выполнить 1- 2 упражнения.

Упражнения «Веер решений» (развивает умение выдвигать гипотезы, строить предположения)

Инструкция: найти и записать 15 причин возможного поведения. Ситуации: «Мать делает всё за своего сына», «Младший брат вымыл посуду»

Прием «Чтение с пометками». 

Предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» — согласен; «-» — не согласен; «?» — есть вопросы, непонятно; «!» — это интересно; «?!» — надо подумать и т.д.

Упражнение «Сундук мудрости»

Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. Пожалуйста, заверните записку и положите ее в «сундук». (Это может быть коробка от конфет). Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из «сундука» по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. При оценке ответов, учитывается содержательность, глубина вопроса и оригинальность ответа.

Упражнение «Изюминка»

Познакомимся с теоретическим материалом по теме. Теперь подумаем, что нового или какая «изюминка» (т. е. особая привлекательность) данного материала вам бросилась в глаза, запала в ваше сознание по сравнению с ранее известным материалом по данной теме. Можно кратко записывать. Что нового узнали из данного материала? После высказывания учащихся, определяется наиболее активный, аналитичный участник!

Упражнение «Необычный доклад»

Читается текст. Теперь, пожалуйста, передайте содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. В конце упражнения, обсуждается,  кто из участников сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил лучшее наглядное пособие.

Упражнение «Симпозиум»

Перед Вами материал (текст). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. Затем каждый в своем амплуа должен изложить содержание текста. Остальные участники оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший  текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.

Упражнение «В проблемном поле»

Прочитаем текст. Разделимся на пары. Ведущий задает проблему (или тему). Оппонент слева в каждой паре должен по заданному учебному материалу дать решение этой проблемы, а вы его оппонент справа, постарайтесь выдвинуть контраргументы (не возбраняется, в конце концов, прийти к общему мнению). Затем ведущий задает новую проблему. Оппоненты меняются ролями, т.е. оппонент справа в каждой паре объявляет решение вновь заданной проблемы по предложенному материалу и отстаивает его, а оппонент слева не соглашается.

Упражнение «Если бы...»

Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится. Например: «Сегодня в город прибывают варвары. Ваши действия».

Упражнение «Индукция»

Учащимся предлагаются карточки с названиями предметов или объектов (например, «яблоко», «бензин», «Москва»). Предлагается записать как можно больше категорий (классов) объектов, к которым принадлежит данный предмет. Например: яблоко – фрукт, плод, продукт питания, товар, шар. Бензин – топливо, жидкость, легковоспламеняющееся вещество, нефтепродукт, товар, растворитель. Москва – город, столица, транспортный узел, промышленный, культурный, научный, торговый центр, географическое название. Результаты оцениваются по количеству записанных категорий или объектов.

Упражнение «Хорошо – плохо»

Подгруппам раздаются карточки с написанными на них различными ситуациями (например: 1)Весь день льет дождь. 2) Вас подстригли очень коротко. 3) Вам наступили на ногу. 4) Вы заблудились в чужом городе. Участникам предлагается проанализировать эти ситуации с точки зрения «положительных» и «отрицательных» его последствий. За определенное время (в зависимости от возраста и количества участников – 10-20 минут) группами составляются списки таких последствий и затем зачитываются и обосновываются. Результаты оцениваются по количеству и оригинальности последствий, желательно, чтобы положительных последствий было не меньше отрицательных.

Домашнее задание

Провести диагностику мотивированных на исследовательскую деятельность учащихся, с целью выявления преобладающего типа мышления. Диагностический инструментарий: тест Э. Торренса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода являет...

Методическая разработка «Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в воспитательной работе»

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, ...

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет....

План организации деятельности учащихся по обеспечению информационной безопасности в сети Интернет с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей учащихся

Данная программа содержит все необходимые для такого рода документов разделы: перечень программ для контроля доступа к Интернету, рекомендации, предполагаемые мероприятия по работе со всеми участникам...