Эссе "Учитель и его ученики"
статья по психологии
Данное эссе использовалось для муниципального этапа конкурса "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Вся гордость учителя – в учениках,
в росте посеянных им семян
Дмитрий Иванович Менделеев
Врядли найдется тот, кто не согласится с этим высказыванием. Но мне почему-то хочется продолжить его известной пословицей «Что посеешь, то и пожнешь». В настоящее время задача учителя в школе заключается не только в том, чтобы сформировать у обучающихся УУД - универсальные учебные действия (то есть научить школьника учиться, добывать информацию из различных источников, анализировать её, самостоятельно планировать свою работу), но, как и прежде, в воспитании будущего поколения.
Воспитание появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека. И с каждым годом потребность в этом возникает по нарастающей. На плечи современного учителя ложится сложнейшая миссия - «воспитать».
Казалось бы, изучена педагогика и психология, в целом получено специальное образование, дающее право для работы с детьми, а главное, есть желание… Однако нельзя ребёнка изъять из окружающего мира, из окружающей действительности, социума. Что и кто соперничает с родителями и школой в воспитании ребёнка?
С развитием информационных технологий наша жизнь не просто стремительно, а ежечасно меняется. Интернет - главное достижение человечества, и дети должны иметь возможность пользоваться им в полной мере. Тем более, что впервые в истории именно дети стали передовым отрядом по освоению всего нового, прогрессивного, непонятного и опасного. И мы не имеем право оставлять их в Сети одних, - обозначила главную проблему директор Фонда Развития Интернет, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова, доктор психологических наук Галина Солдатова.
По данным общероссийского исследования, подростки в возрасте 14-17 лет практически не имеют запретов и ограничений для выхода в интернет. Это привело к тому, что 45 процентов из них ежедневно проводят в сети от 1 до 4 часов, а 39 процентов - более 4 часов.
Чем же занимаются дети в Сети? 69 процентов большую часть времени проводят в социальных сетях и мессенджерах. Каждый второй использует интернет для развлечения и, что не может не радовать, для поиска материалов для учебы, 4 процента опрошенных пытаются создать в Интернете что-то свое.
По данным ФРСИ каждый второй ребенок сталкивался с киберрисками, и из них лишь каждый четвертый обращается за помощью к родителям. Эксперты обращают внимание, что современные дети перестают различать реальные и виртуальные миры. Существование в смешанном мире становится для них нормой.
Все принятые у нас нормативные модели по психологии и педагогике в этой новой смешанной реальности перестают работать. К сожалению, живое общение перестает быть главной ценностью, дети одинаково комфортно общаются и с живыми людьми, и с виртуальными друзьями, и с искусственным интеллектом. 80 процентов российских подростков имеют профили в соцсетях, которые стали важнейшей площадкой для самопрезентации и социализации. Интернет-среда больше влияет на формирование личности ребенка, чем родители или учителя.
Буллинг, шейминг, унижение чести и достоинства пользователя становятся сегодня угрозой номер один. Мы научились противостоять кибермошенничеству, вовлечению подростков в противоправную деятельность и склонению к суицидам. Но киберунижениям пока противопоставить нечего как на законодательном уровне, так и на этическом. Мы теряем контроль над воспитанием детей. Этика формируется фрагментарно и под воздействием цифрового пространства.
В увлечении подростками соцсетями появился и набирает обороты новый тренд - мобильные социальные видео-платформы, вроде like.video или tiktok. Молодые люди уже не хотят просто переписываться, они хотят снимать происходящее вокруг в режиме реального времени.
Родители признают свою ответственность за безопасность детей в Интернете. Доля семей, использующие настройки безопасного интернета, постоянно возрастает. Но большинство пока предпочитают перекладывать ответственность на кого-то другого, например, школу, поэтому учителю необходимо постараться построить доверительные и доброжелательные отношения со своими учениками, что, на мой взгляд является основой воспитания.
Система воспитания так же, как и другие сферы жизни, сейчас все более подвергается влиянию глобальной информатизации, другим процессам, происходящим в разобщающемся обществе. Традиционная система воспитания во многом отходит в прошлое, берутся на вооружение новые образовательные методы, строятся новые теоретические основы. Вот поэтому на школу и на педагогов возложена серьезная ответственность - воспитать личность, личность с большой буквы.
На данный момент я являюсь классным руководителем 7 класса. И для того, чтобы наладить контакт с учениками я стараюсь подходить к организации занятий креативно: придумываю необычные задания, устраиваю мини-соревнования и конкурсы. Мне хочется, чтобы ученики моего класса не только хорошо знали мой предмет, но и уважали старших, поддерживали своих товарищей в трудную минуту, были добрыми, приветливыми, открытыми, готовыми прийти на помощь нуждающимся. Я часто задаюсь вопросами: «Что мне сделать, чтобы мои ученики стали такими?», «Как донести до них свои мысли?». По моему мнению, задача учителя в том, чтобы находить ответы на эти вопросы.
Я, в свою очередь, очень часто провожу беседы о таких качествах человека как доброта и взаимопомощь, самоотверженность и добродетель, скромность и благородство. Чаще всего такие беседы проходят в неформальной обстановке, во время подготовки мероприятия или какого-то общего дела. Мне кажется, что именно в такие моменты мои слова достигают цели, ребята к ним прислушиваются, и, возможно, многие из них захотят сегодня стать лучше, чем были вчера. Я стараюсь личным примером показать им, как должно быть и как есть на самом деле, хочу доказать им, что они могут изменить наше общество став чуточку добрее, отзывчивее, ответственнее.
Но хочется заметить, что в отношениях «Учитель-ученик» немаловажную роль играют родители. Однако, современный мир таков, что зачастую многие дети брошены: кто-то растет в неблагополучных семьях, у кого-то родители заняты карьерой, чьи-то родители заняты устройством своей личной жизни, забывая о детях. Одиночество объединяет этих детей. И, в таких ситуациях, именно школа и учителя (хотим мы того или нет) являются единственной поддержкой, опорой, неким спасательным жилетом, принимающим участие не только в обучении, но и в воспитании таких ребят. Не всегда слова «образованный» и «воспитанный» – синонимы. Не каждый человек с высшим образованием уступит место женщине с ребенком в транспорте или поможет донести сумки старушке, переведет слепого через дорогу. Я думаю, что лично моя миссия, как учителя,это не оставить никого из моих учеников в тени, помочь детям раскрыться, вселить в каждого из них уверенность, гордиться их успехами.
Таким образом, моя задача - приобщение школьников к социальному опыту, накопленному человечеством, осуществление видов деятельности, призванных формировать у детей определенную систему взглядов, убеждений, качеств, т.е. необходимо создавать условия для развития человека, направленные на освоение общечеловеческих, нравственных ценностей в условиях .
Цели, содержание и методы воспитания должны быть динамичными, соответствовать постоянно изменяющимся требованиям общества.
Воспитание - это взаимодействие, сотрудничество, где ведущая роль принадлежит внутренним силам воспитуемого как личности, а усилия учителя должны быть направлены на сохранение, обогащение и развитие этих сил. Воспитание носит двусторонний характер и строится, на мой взгляд, на партнерских отношениях.
Когда, будучи учителем, даешь знания своим ученикам, то, в принципе, не берешь на себя никакой ответственности (кроме, разве что, успешности сдачи экзамена). Когда занимаешься воспитанием - формируешь личность, и ошибки допустить права не имеешь. Современное общество возлагает на нас такую ответственность, а нам, в свою очередь, бояться ее не надо. Ведь именно в наших руках будущее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...
Портфолио ученика на конкурс "Ученик года"
В нашей школе традиционно каждый год проходит конкурс "Ученик года". Для каждого ученика вместе с активом класса мы создаем его персональное портфолио, исходя из склонностей и интересов ученика. Наши ...
Роль воспитательного пространства в развитии ученика в условиях взаимодействия ученика и школы
Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития....
Методическая разработка мероприятия по теме курса ( поездка учеников в Германию по программе « Международный обмен учениками»)
Данная методическая разработка является конспектом собрания интернационального клуба " Дружба без границ" по теме " Обмен учениками". В работ...
Визитная карточка ученика 5 класса для школьного конкурса "Ученик года"
Визитная карточка ученика 5 класса для участия в школьном конкурсе"Ученик года". Визитная карточка рассчитана на 6 -7 минут, включает рассказ обучастнике конкурса и песню ( фонограмма песни "Песня пер...
Самооценка и самореализация в системе "учитель-ученику, ученик-ученику"
Из опыта работы учителя...