Тренинг на 1 час "Права личности"
материал по психологии (8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Цель: получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими.
Задачи
— рассмотреть понятие личных прав человека;
— найти взаимосвязь между чувством уверенности в себе и поведением человека;
— составить собственный список личный прав;
— сформировать у учащихся позицию уважения к своим правам и правам других людей.
Ход урока
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с грубостью, неуважением к другому человеку. Это могут быть грубые слова, злая шутка, иногда физические действия (толкнули, задели). Порой человек делает это случайно, а иногда — намеренно. Из-за чего же человек может сознательно желать обидеть или унизить другого человека, даже незнакомого, еще не успевшего ничего ему сделать?
Обсуждение. Почему человек может вести себя грубо? С чем связано уверенное, неуверенное и грубое поведение? Что значит «качать права», как это выглядит в поведении?
Упражнение «Скульптура». Выполняется в группах по 6-8 чел. Каждая группа должна вылепить скульптуру человека: уверенного или неуверенного. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, показывают мимику. Затем каждая группа выбирает «экскурсовода», который будет демонстрировать «скульптуру» другим группам и рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены других групп) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.
Итак, уверенное поведение человека обусловлено уверенностью в себе, точнее, уверенностью в своих правах. Существуют личные права, которыми каждый человек может пользоваться для защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Соблюдение этих прав гарантируется только одним — равенством всех людей. То есть, если ты нарушаешь чьи-то личные права, то точно так же будут нарушены и твои права.
Личные права могут быть любыми. Но они должны соответствовать двум критериям:
1. Твои права не должны ущемлять права других людей.
2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя самого.
Личные права появляются у человека с момента рождения и сохраняются до самой смерти. Заявляя о своих правах, надо помнить: точно такие же права есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Упражнение «Декларация прав семиклассника». Выполняется в группах по 6-8 чел. Составьте список того, на что вы имеете право, и того, что вы никогда не обязаны делать. Соблюдайте критерии! На выполнение дается 10-12 минут. Затем зачитайте свои декларации всему классу и выберите лучшую.
Подобные списки прав уже составляли многие люди. Например, такой:
Вы имеете право:
— иногда ставить себя на первое место;
— просить о помощи и эмоциональной поддержке;
— протестовать против несправедливого обращения или критики;
— на свое собственное мнение и убеждения;
— совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
— предоставлять людям решать свои собственные проблемы;
— не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;
— говорить «нет, спасибо», «извините, НЕТ», если что-то вам не подходит или не нравится;
— побыть одному(ой), даже если другим хочется вашего общества;
— на свои собственные чувства — независимо от того, понимают ли их окружающие;
— менять свои решения или избирать другой образ действий;
— добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает;
…
Вы никогда не обязаны:
— быть безупречным(ой) на 100%;
— следовать за толпой;
— любить людей, приносящих вам вред;
— делать приятное неприятным людям;
— извиняться за то, что были самим(ой) собой;
— выбиваться из сил ради других;
— чувствовать себя виноватым за свои желания;
— мириться с неприятной ситуацией;
— жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
— сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
— делать больше, чем вам позволяет время;
— делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
— выполнять неразумные требования;
— отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
— нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
— отказываться от своего «я» ради кого бы то или чего бы то ни было;
…
Заявляя о своих правах, будьте готовы к тому, что иногда их придется отстаивать. Многие люди до сих пор с трудом осознают, что другой человек может решительно отказать им в ответ на их притязания, нелегко смиряются с невозможностью «психологически давить» на человека, то есть заставлять его делать то, что им угодно.
Составьте свою собственную «Декларацию прав» — но обязательно помня о критериях. Повесьте этот список так, чтобы часто его видеть. И не позволяйте другим людям манипулировать и играть вами с помощью слов «должен», «обязан», «виноват».
Вывод
Знание своих прав способствует обретению уверенности в себе и взаимодействию с другими людьми «на равных».
Вопросы
1. В чем причина уверенного, неуверенного и грубого поведения?
2. Что такое личные права и каковы их критерии?
3. Приведите примеры личных прав человека.
4. Для чего нужно знать свои личные права?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия (тренинг) "Саморазвитие личности подростка"
Конспект занятия (тренинг) "Саморазвитие личности подростка"...
Тренинг "Поиск толерантной личности"
Тренинг...
Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна
Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...
Тренинг саморегуляции личности
Тренинг саморегуляции личности...
Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»
Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и уровень образовател...
Тренинг "Внутренние ресурсы личности"
Способность личности (подростка) восстанавливаться при трубных ситуациях зависит от приобретенных внутренних ресурсов, под которыми понимается здесь психический личностный потенциал, характер, н...
Занятие с элементами тренинга "Волонтёрская деятельность и развитие личности учащегося"
Занятие с элементами тренинга "Волонтерская деятельность и развитие личности учащегося" позволит познакомить учащихся с направлениями волонтерского движения, особенно с хорошо развитым...