Психология молодежи. Подростки, пережившие утрату близкого человека: их характеристика и особенности работы.
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Букина Светлана Михайловна

Каждый учитель должен быть еще и психологом. Это человек, который может заметить в поведении ребенка-подростка тревожные изменения, и порой, так нужно вовремя оказать молодому человеку помощь. Среди учеников могут быть дети, потерявшие близких людей, и данная моя статья посвящена именно им, их особенностям и характеристике, исходя из которых можно сделать наметки на работу с ними. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovaya_utrata_bukina_s.m.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

                          Гатчинская гимназия имени К.Д. Ушинского

                                      Социальные проблемы молодежи

                           Подростки, потерявшие близких людей

 Работу подготовила

Учитель начальных классов

Букина С.М.

                                                                  Гатчина

                                                    -2019-

Содержание

Введение………………………………………………………..3

Масштаб и статистика…………………………………………3

Теоретические концепции…………………………………..4-5

Особенности подростков в состоянии утраты……………..5-8

Особенности работы с горем………………………………..8-9

Работа с подростками в состоянии утраты…………………9-10

Вывод………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………...10

 Введение

   Многие подростки были подвержены переживаниям тяжелой утраты во время их жизни, включая, но не ограничиваясь ими, сверстников, родственников и родительских смертей. Считается, что долгосрочное воздействие, которое эти переживания оказывают на психологическое здоровье и благополучие подростка, зависит от множества факторов, включая тип и характер смерти, отношения с умершим, текущие отношения с оставшимися в живых, семейное окружение и собственное социально-эмоциональное развитие и личность подростка. В то время как авторы указали на устойчивость и рост, проявленные некоторыми подростками, потерявшими близких, большое количество исследований показало, что подгруппы детей, потерявших близких, подвержены риску долгосрочных негативных результатов. Доля раненых подростков, которые, как считается, подвержены риску, обычно составляет от 20 до 50 процентов в зависимости от показателя результата и характера смерти. Выявление этой подгруппы детей / подростков и / или факторов, которые повышают риск плохой корректировки, стало важным направлением исследований.

Статистика и масштабы

   Наиболее объективные оценки распространенности материнской смертности в США поступают из Управления социального обеспечения, которое отвечает за распределение пособий в связи со смертью семьям, где произошла смерть одного или обоих родителей. По данным 2003 года (Управление социального обеспечения) 6,1 процента подростков в возрасте от 13-17, пережили смерть родителя (73,9 процента, смерть отца; на 25 процентов, смерть матери; и 1,1% пережил смерть обоих родителей). К сожалению, сопоставимые показатели распространенности утраты братьев и сестер в подростковые годы недоступны. Распространенность материнской смертности в других странах сильно отличается от тех цифр, доступных в Соединенных Штатах. Государственные  демографические и медико-санитарные обследования (ДМСО +) не национальные репрезентативные обзоры домашних хозяйств объемом около 5000 и были дирижированы в нескольких странах во всем мире. Хотя DHS (демографические и медико-санитарные обследования) не обеспечивают распространенности информация для всей возрастной категории подростков, для детей в возрасте 10 -- 14 лет, процент, которые пережили смерть одного или обоих родителей варьируются от 4,1 процента в Иордании до 14,8 процента в Мозамбике. Используя данные этих DHS можно также изучить долю детей, которые пережили смерть отца или матери и кто еще живет со своим родителем. Эти данные предположили, что средняя доля смертей отцов и матерей 3,3-1, что немного выше, но аналогично наблюдаемому в США и Великобритании.

Теоретические концепции

Стробе и коллеги предположили, что теории могут быть широко сгруппированы в четыре группы: общие теории событий жизни, общие теории, связанные с горем, конкретные решения теории утраты и более поздние интегративные модели

Модель ресурса устойчивости.  Эта модель подчеркивает индивидуальность семьи, и процессы усилия которые или увеличивают или уменьшить риск для детей погибших родителей. В качестве примера общей теории жизни, было предположено,  модель преодоления жизненного кризиса может быть полезной основой ля понимания подростковой утраты. Исследователи утверждали, что люди в кризис должны развернуть пять адаптивных задач: (a) установить значение событие и понять его личное значение, (б) противостоять реальности и реагировать на ситуационные требования события, (с) поддержание межличностных отношений, (D) поддерживание  эмоционального баланса, и (е) сохранение удовлетворительного самообразования и поддержание чувства самоэффективности.

   Общая модель преодоления жизненных кризисов. Уорден (1991,1996) предложил модель утраты, что отражает особенности совладания с утратой в теории. В этой модели он предлагает четыре "задачи", которые подросток должен выполнить для того чтобы приспособиться к тяжелой утрате. Уордэн  предпочитает концептуализировать эти точки как  "задачи", а не этапы, с тем чтобы указать, что они не обязательно выполняются в любом установленном порядке или обязательно когда-либо в  полном объеме, но что "работа", связанная с каждым из этих пунктов должна способствовать адаптации. Уордэн выдвинул следующие задачи: (a) принять реальность потери, (б) испытывает боль печали, (с) приспособление к окружающей среде без умершего, и (D) "отселением" умершего эмоционально.

Некоторые исследователи и теоретики утверждают что лучшее понимание естественного хода подростковой утраты не могут быть достигнуты, если утрата является в общем контексте задач в области развития и переходы, с которыми сталкиваются подростки. Ученые выделяют   интегрированные теории адаптации к потерям с теориями развития подросткового эго и предположениями, что подростки должны справляться с поведением, аффективно, и сознательно с 5 вопросами. Они определили эти вопросы как: (a) доверие предсказуемости событий, (b) получение чувство мастерства и контроля, (C) ковка отношений отмеченных принадлежностью, (г) считание, что мир справедлив  и (е) развитие уверенного в себе образа. Эти авторы также выявлять конфликты, имеющие отношение к каждому подростку период, например, (а) возраст 11-14 лет; задача эмоциональная разлука с родителями, с конфликтом разлуки против воссоединения; (б) возраст 14 -- 17 лет; компетентность/мастерство/контроль, с конфликтом независимости и зависимости; (C) возраст 17-21; близость и приверженность, с конфликтом близости и расстояние. В своей модели они предполагают, что корректировка до смерти другого значимого отчасти определяется на этапе развития и основных межличностных задачи, с которыми они сталкиваются, когда наступает смерть. В последнее время авторы начали соединять  теории утраты, эмоции и эмоциональной регуляции в более интегративные теории, таких как четырех-компонентная модель утраты,  предложенная Бонано и Кальманом. Первый из их четырех компонентов контекст потери, ссылаясь на тип смерти, возраст, пол, социальная поддержка и культурная среда в котором это происходит. Второй компонент, который они идентифицируют субъективные значения, связанные с потерей, диапазон которых на основе оценки текущих вопросов и проблем для более существенных проблем о смысле жизни и смерти. В качестве третьего компонента эти авторы отмечают, что изменяющееся представление о потерянных отношениях с течением времени, которая играет важную роль в процессе скорби. Окончательно, в качестве четвертого компонента, авторы подчеркивают важность роль процессов преодоления и эмоционально-регуляции в усилении или минимизировать усилия потери.[1]

  Модель ресурса устойчивости подчеркивает стрессовые процессы, как возрастающие проблемы адаптации, в то время как семейные и индивидуальные ресурсы имеют потенциал для развития здоровой адаптации утративших подростков. Стрессовые процессы, сопровождающие утрату определяются, не только как возникающие от смерти, но и от ряда стрессовых факторов после смерти. Исследователи определели, что стрессовые события значимую роль играют в проблемах психического здоровья детей и подростков. Эмпирические исследования также показали на семью как медиатора. Внимание было сосредоточено на отношениях ребенка и родителя, который жив.  Родительское тепло, общение и время проведенное вместе оказывало влияние на воздействие потери. Согласно результатам, несмотря на собственное горе и депрессию родители способны обеспечить своим детям стабильную семейную среду и эффективное воспитание для их восстановления. Очень важно их выявлять и это нашло отражение в диагностических критериях или предикторов того что по разному называют абнормой, болезнью, паталогией осложнением или травматическим горем. Для выявления может быть испольщован скриниг. В течении 6 месяцев его необходимо провести, выявляют следующие критерии:

  1. Возраст выжившего родителя
  2. Его уровень стресса
  3. Его способность справиться с депрессией
  4. Количество детей в семьей
  5. Уровень волнения у ребенка 

Психологические особенности подростков, переживающих утрату

   Особенности эмоциональной сферы. Изменения в эмоциональной сфере подростка, переживающего горе, первичны, так как первой реакцией на потерю является шок, сопряженный с эмоцией злости или даже ярости. Горе может переживаться подростком по-разному, но неизменно то, что оно накладывает собственный отпечаток на личность ребенка, и вследствие чего вне семьи развитие ребенка может происходить по особому пути, качественно иному, формируя специфические черты характера и поведения.

   У подростков, потерявших родителей, их личностная тревожность проявляется в склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Потеря родителей представляет собой мощный психологический кризис, в который вовлекается подросток, и его переживания могут не находить выхода, вследствие чего он их блокирует и формируется неспособность к вербализации собственных эмоциональных переживаний. Дж. Боулби обозначал такой тип личности ребенка, как "безэмоциональный характер".

   Вследствие потери родителей, подростки становятся более инфантильными, зависимыми в своих суждениях и поведении от взрослых людей. Эмоциональная сфера подростка, лишенного родительского тепла и ласки, характеризуется высоким уровнем подвижности, нестабильностью аффективных реакций. При наличии потребности в любви и заботе подростки не умеют налаживать общение с окружающими, выстраивать доверительные отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Таким образом, подростки, потерявшие родителей, отличаются от сверстников, растущих в семье: они более апатичны, печальны; у них отмечается поверхностность чувств, их эмоциональные проявления упрощены и неустойчивы.


  Особенности ценностно-смысловой сферы. У подростков, потерявших родителей, такая инструментальная ценность, как рационализм, подразумевающая умение логично мыслить, принимать обдуманные и взвешенные решения, ценится выше, чем в группе подростков, живущих вместе с родителями. Это может быть обусловлено тем, что в ситуации потери родителей подросткам приходится довольно рано сталкиваться с реальной жизнью и брать на себя ответственность за то, как ее проживать. В то время как подростки, у которых оба родителя живы, продолжают оставаться детьми, находятся под защитой и опекой родителей.


  Подростки, пережившие потерю родителей недавно, выше оценивают возможность расширения своего образования, кругозора, стремятся более полно реализовать своей потенциал, возможности и силы. Скорее всего, они сталкиваются с неизбежной реальностью - реальностью смерти, конечности, вследствие чего становятся более реалистичными и прагматичными в жизни. Таким образом, подростки, потерявшие родителей недавно, выше ценят рационализм, умение принимать обдуманные решения. Они становятся более самостоятельными и ориентированы на будущее как главный ресурс в их жизни. Важно, что наличие друзей для подростков данной группы является важным жизненным ресурсом.


  Особенности образа будущего и будущей семьи. Й. Лангмейер и З. Матейчек обнаружили неразвитость временной перспективы будущего у детей-сирот - они значительно реже говорят о своем будущем. Они отличаются отсутствием четких представлений о своем прошлом. В результате серьезных искажений структуры самосознания у них возникает отрицательное отношение к собственной личности, невозможность соотнесения себя настоящего с собой в прошлом и будущем.

   Для подростков, потерявших родителей, отношение к будущей семье обладает следующими особенностями: особую ценность приобретают взаимоотношения между родителями и детьми, образ будущей семьи включает любовь как главную характеристику семейного благополучия, важность полноценности семьи, семья видится сплоченной и дружной. Важно отметить, что образ будущей семьи данной группы подростков представляется позитивным, светлым. Подростки, потерявшие родителей, особую ценность придают семье, будущему. Подростки, имеющие обоих родителей и живущие с ними вместе, видят в будущей семье опору и защиту. Главной характеристикой семейного благополучия они отмечают материальный достаток.[2]

   Одним из самых весомых является степень родства с умершим. Наиболее тяжелы потери родителей и братьев-сестер (сиблингов). Н. Freudenberger и К. Gallagher исследовали 24 ребенка в возрасте от 8 до 16 лет, потерявших родителя в младенчестве, детстве или отрочестве. По полученным данным, чувства брошенности и депрессии оказались двумя главными симптомами, которые выражали или переживали испытуемые. Тоска по умершему родителю сохранялась у них на протяжении всей жизни, а влияние травматичного опыта сказывалось на личностном развитии и жизнедеятельности. Другая особенно значимая утрата — смерть брата или сестры. По данным С. Hindmarch, возраст умершего сиблинга и характер взаимоотношений с ним определяют степень тяжести потери. При этом переживание утраты и реакции горя могут быть поняты в терминах потери партнера по игре, союзника, друга или ролевого образца. Исследователь приходит к мысли, что ключом к пониманию скорби о сиблинге служат вторичные потери надежности, внимания, уверенности и нормальности. Соответственно, стратегии психологической помощи должны строиться исходя из насущных для горюющего ребенка потребностей в информации, успокаивании, понимании, внимании и надежности. Помимо ощущения потери у детей, потерявших брата или сестру, многие авторы отмечают еще и чувство вины, проистекающее из соперничества с умершим сиблингом и из удовольствия от возросших внимания и заботы со стороны родителей.

Важнейшее условие нормального осуществления работы горя — хорошие взаимоотношения подростка с умершим и с продолжающими жить близкими людьми. Многое зависит от способности остающихся рядом членов семьи восполнить утрату (насколько это возможно) душевным теплом и заботой, создать ощущение прочности семейных отношений. Мировоззрение ближайших родственников, степень их религиозности также влияют на восприятие случившегося ребенком. Большое значение имеют и обстоятельства смерти значимого другого. Заметно тяжелее переживаются неожиданные утраты, особенно несчастные случаи, убийства и самоубийства, тем более случившиеся на глазах у ребенка. Если его собственная жизнь при этом тоже находилась под угрозой, но он выжил, то психическая травма еще сильнее. Существенную роль в переживании ребенком утраты играют и такие факторы, как его возраст, уровень психического развития, наличие и характер собственного опыта столкновения со смертью (в первую очередь опыта предыдущих потерь).

   Подростки часто поверяют свое горе и ищут помощи вне дома. Некоторые молодые люди чувствуют себя в изоляции, потому что ощущают, что друзья избегают их или смущаются и не знают, что сказать. Подростки могут вести себя несвойственным им образом. В крайних случаях они могут испытывать депрессию, убегать из дома, менять друзей, употреблять наркотики, становиться сексуально распущенными или даже иметь суицидальные тенденции. Подростки могут пытаться защитить оставшегося родителя, храня молчание о своих чувствах. Они могут нуждаться в «позволении» выражать то, что они думают и чувствуют, в поощрении здоровых путей высвобождения эмоций через спорт или культурную деятельность. Подросткам нельзя говорить, что они будут занимать место умершего родителя, скорее, им нужно помочь сфокусироваться на их потребностях, связанных с будущим, таких как образование или подготовка к работе. Старшие подростки будут ясно видеть, как смерть родителя влияет на семью и их собственную жизнь. Они могут думать, что они должны теперь заботиться о маме (папе) и других членах семьи. Тем не менее, им нужно помочь принимать решения, фокусирующиеся на их собственных потребностях.[3]

   Продолжая тему переживания утраты в подростковом возрасте, отметим, что стремление подростка поддерживать горюющих близких, помогать им, разделять с ними скорбь не должно игнорироваться, а тем более пресекаться из боязни, что оно может пойти в ущерб его интересам. Безусловно, очень важно, чтобы ребенку предоставляли возможность развиваться своим путем. Однако участие в семейном горе и забота о родных, когда они не затмевают собственных перспектив и не навязываются извне, не могут этому помешать, скорее, наоборот, помогут. С другой стороны, в подростковом возрасте распространенной реакцией на потерю является замкнутость, стремление к одиночеству. В таких случаях не стоит беспокоить ребенка, уединение бывает необходимо ему для совершения работы горя.

Психологический портрет подростка, в состоянии утраты:

  • Плохая успеваемость и низкие образовательные стремления
  • Пессимистичный настрой на будущее
  • Низкая самооценка
  • Высокий уровень тревоги
  • Уровень преступности среди подростков, потерявших отца значительно выше, чем у потерявших мать

Особенности работы с горем

В процессуальном плане горе проходит ряд стадий: шок и оцепенение, отрицание, поиски, гнев, вина, страдание, реорганизация и завершение. Основные фазы горя

1. Фаза шока - длится от нескольких минут до недели (типично дня три) - защитное отрицание реальности (этого не может быть);

2. Фаза поиска - он только что прошёл, я его видел в толпе, иллюзии, иногда человек пугается своих состояний, думает, что он сходит с ума.

3. Фаза острого горя - длится от 7-и дней до 6-7 недель - острая душевная боль, чувство вины, нарушение бытовой и социальной деятельности.

4. Фаза остаточных толчков - с 40-го дня до года - протекает приступообразно на фоне относительного благополучия: в день рождения, в праздник, во время отъезда в отпуск.

5. Фаза завершения - наступает после года.

Вмешательство психолога требуется тогда, когда горевание принимает патологические формы: так фаза шока может быть слишком продолжительной (более 7 дней). Или возможно вообще отсутствие фазы шока (консервация горя). Возможно нормальное протекание всех фаз, но фаза завершения не наступает - встречается в пожилом возрасте, когда человек всё время оглядывается назад в прошлое, завершение ему ничего не сулит; или если человек прежде был лишён поддержки и сочувствия. Психотерапевтический смысл работы с горем - оторвать либидо от исчезнувшего объекта и перенести его на другие объекты (схема Фрейда). Работа с горем не в том, чтобы забыть, а в том, чтобы помочь вспомнить (народные похоронные и поминальные обряды связаны с необходимостью вспомнить)

  Наименее доступным человек представляется в фазе шока - здесь психологу важно обозначать своё присутствие (рука на плече, умение молчать рядом). Тогда в фазе шока человек не испытывает чрезмерно острых эмоциональных реакций. Фаза поиска может рассматриваться как переходная, застреваний обычно не происходит. В фазе острого горя прорабатываются воспоминания, в том числе те, которые представляются клиенту как негативные, возбуждая сильное чувство вины, все намерения нужно превратить в воспоминания. В фазе остаточных толчков психолог помогает выстраивать новую деятельность - в случае с детьми и подростками важна работа со временем, разворачивание временной перспективы. В фазе завершения и прощания - умерший поселяется в памяти, полностью принимается реальность его отсутствия во внешнем мире.

Работа с подростком, в состоянии утраты

   В облегчении переживания горя могут помочь методы терапии письмами. В письме убитому горем ребенку или взрослому можно предложить написать умершему свои мысли и чувства, проститься с ним. Затем такое письмо по желанию можно хранить, сжечь, бросить в реку, или положить в воздушный шарик и выпустить в небо.

   Необходимая система мер психологической помощи подросткам, которые переживают потерю: 1. Необходимо помочь депрессивным подросткам осознать свою кажущуюся или реальную потерю, способствовать проработке этой потери, а также агрессивных импульсов поведения, трансформировались в депрессию на символическом уровне. 2. Способствовать прояснению Я-концепции, повышению самооценки подростка, переживающего утрату (способствовать самопознанию). 3. Ознакомить с эффективными способами общения, повысить коммуникативную компетентность депрессивного подростка. 4. Развивать умение справляться с психологическими трудностями, научить техникам преодоления тревожных состояний и технике релаксации. 5. Повышение уровня интернальности депрессивности ребенка, сформировать такую копинг-поведение, которая способствовала не убежит от проблем, а движения к ним. 6. Удовлетворение потребности в безопасности. Психологическая помощь подростку связана с изменениями взаимоотношений в семье, которые влияют на возникновение депрессии. Деструктивная семейная система, в которой подросток выступает идентифицированным пациентом, обусловливает реальный риск рецидивов симптомов депрессии даже после успешной психокоррекции. Именно поэтому семейные сессии, как и индивидуальная психологическая помощь, очень рекомендованы в оказании психологической помощи ребенку.

    Методика проведения профилактической беседы с подростками. Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа. Стоит заметить следующее: в беседе с любым человеком, особенно важно, активно слушать; дать возможность выговориться, не останавливая и не прерывая, слушать внимательно, не осуждать;  активный слушатель понимает чувства своего собеседника и помогает ему сохранять веру в себя; способствовать тому, чтобы собеседник был уверен, что его высказывания услышали и поняли. Рекомендации к проведению беседы:  разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным во время беседы;  уделить все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, сидеть удобно, без напряжения, расположившись напротив, но не из-за стола; перевести то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили;  дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда он перестанет говорить; •говорить без осуждения и страсти, способствует усилению у собеседника чувство собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы ( «мгновенный рефрейминг»).[4]

  Каждый человек переживает потерю близкого человека по-разному. И каждому психологу необходимо это учитывать. Исходя из этого, психологу необходимо предоставить определенную психологическую помощь, которая может быть осуществлена в виде специальных тренингов, техник, методик, с целью дальнейшего выздоровления клиента.

Вывод

Таким образом, для подростка смерть близкого родственника, может стать травмирующим событием, но, что еще более важно серьезным вмешательством в развитие и дальнейшую жизнь. Смерть значимых объектов сама по себе приводит к серьезному срыву процесса развития, не говоря уже об особом значении, которое это событие может иметь для подростка в соответствии с его возрастом, качеством отношений, тяжестью травмы, особыми обстоятельствами, сопутствующими смерти, реакциями на это событие со стороны оставшихся в живых значимых членов семьи, возможными переменами к худшему в жизненных обстоятельствах подростка.

Список литературы:

1. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – С. Пб. : Питер, 2000. – 464 с.

2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М. : Академический Проект, Триста, 2004. – С. 208–212.

3. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – С. Пб. : Питер, 2000. – С. 898–917.

4. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А. А. Осипова. Ростов н/Д : Феникс, 2005. – С. 54–65.

5. Стырова О.В. «Психологические особенности подростков, потерявших родителей» - 2012

6. Шефов С. А. Психология горя / С. А. Шефов. – С. Пб. : Речь, 2006. – 144 с.

7. Bereavement Adolescence . Tim S. Ayers - 1997


[1] Bereavment Adolecence.Tim S. Ayers 1997

[2] Стырова О.В. «Психологические особенности подростков, потерявших родителей» - 2012

[3] Шефов С. А. Психология горя 2006

[4] Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях -2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста

Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...

КАК ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ ПЕРЕЖИТЬ СМЕРТЬ БЛИЗКОГО?

Смерть близкого — это прежде всего серьезный острый стресс.  Стресс сопровождается интенсивными переживаниями разного свойства. Тут и злость, и вина, и подавленность. Человеку кажется, что он ост...

Как помочь человеку пережить смерть близкого человека? Часть вторая - Как избавиться от чувство выны перед умершим?

Почему возникает чувство вины перед умершим?Но обычно вина, практически неизбежно приходящая после смерти близкого, абсолютно иррациональна.Ее переживают и специалисты-психологи, отлично знающие механ...

Кризис утраты – смерть близкого человека. Рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком

В этой статье рассматривается кризис утраты, фазы переживания утраты, распространенные реакции детей на смерть близкого человека и помощь ребенку после трагического события....

Горесть утраты близких на воде.

Наступило лето – прекрасная пора для отдыха, а вода – чудесное средство оздоровления организма. Но купание приносит пользу лишь при разумном ее использовании.Ежегодно на ...

Особенности работы педагога-психолога по анализу результатов и организации работы после социально-психологического тестирования

Работа психолога по социально-психологическому тестированию. Представление проделанной работы, анализ полученных результатов и необходимые документы....

Как помочь подростку пережить ЕГЭ

В статье даны основные рекомендации как помочь подростку справиться с эмоциями при подготовке и на самом ЕГЭ....