Адаптация пятиклассников
консультация по психологии (5 класс)
АДАПТАЦИЯ В ШКОЛЕ.
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения
в средней школе
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный
период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем
много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и
своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот
период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что
в школе стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к
требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже
новое здание средней школы);
• новые дети в классе (или я сам в новом классе);
• новый классный руководитель;
• в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже
большими;
• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной
комнате).
Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября,
зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже
обучение — предметное.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от
интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет
налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать
школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах
наиболее часто указываются:
• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают
конспектировать;
• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к оформлению работ;
• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу
и работать с ней.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников
повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и
появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям
окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх
самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно
важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение
одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям
окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной
мере свои возможности. Дети очень способные живут в быстром ритме,
увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть,
поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до
половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая
детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи,
связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. .
Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного
руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо
нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие
классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения
соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У
некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко
ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не
очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень
важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного
руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное
отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и
общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей.
Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или
иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в
старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой,
связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего
школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с
постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного
новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность
порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на
ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это
отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять
любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество
конфликтов с взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма
отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и
ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских
отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных
взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьегото поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности.
Познание. Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и
понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности
отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной
деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую
деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в
стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут
развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех
(или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную
роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.
Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия
подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и
даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного
возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных
систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность
подростков.
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками
в начале учебного года
Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз
в возрасте 10—11 лет — при переходе в среднюю школу, достигая пика к 13—14
годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма
непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым
разным.
Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную
особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства
ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением
задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная
тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от
выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень
важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми.
Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования,
объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителейпредметников.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей
к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже
отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому
наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь
педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе,
выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных
ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать
индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если
есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.
Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными
мерами.
Меры, облегчающие знакомство
детей друг с другом и учителей с детьми:
1.Дети не знают имен учителей — на протяжении первой четверти, приходя на
урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами
написано его имя и отчество.
2. Дети не знают по именам новых учеников — на первой неделе классному
руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной
обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.
3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого
сентября.
4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а
учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами
для всех учеников.
Меры, способствующие организации работы в классе:
1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует
провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на
возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);
2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское
собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по
предмету.
3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка
к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать
у детей навыки подготовки к урокам.
4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно
распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это
относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе,
показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и
ознакомить с ним всех учеников.
3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности
выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
• здороваемся стоя;
• не перебивать ни учителя, ни ученика;
• поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
• опоздания не допускаются;
б) организация учебного процесса:
• наличие необходимых учебных пособий;
• соблюдение правил оформления тетрадей (наличие
полей, запись даты и т.д.);
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
• проявлять уважение друг к другу;
• звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для
записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо
рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в
дневник — классный руководитель или учитель-предметник.
6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях
рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
7. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные
мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и
т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между
старшеклассниками и «малышами».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pyatiklassnikov.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ В ШКОЛЕ.
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения
в средней школе
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный
период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем
много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и
своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот
период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что
в школе стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к
требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже
новое здание средней школы);
• новые дети в классе (или я сам в новом классе);
• новый классный руководитель;
• в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже
большими;
• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной
комнате).
Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября,
зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже
обучение — предметное.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от
интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет
налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать
школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах
наиболее часто указываются:
• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают
конспектировать;
• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к оформлению работ;
• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу
и работать с ней.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников
повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и
появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям
окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх
самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно
важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение
одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям
окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной
мере свои возможности. Дети очень способные живут в быстром ритме,
увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть,
поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до
половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая
детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи,
связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. .
Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного
руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо
нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие
классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения
соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У
некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко
ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не
очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень
важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного
руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное
отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и
общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей.
Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или
иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в
старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой,
связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего
школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с
постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного
новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность
порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на
ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это
отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять
любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество
конфликтов с взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма
отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и
ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских
отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных
взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьегото поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности.
Познание. Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и
понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности
отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной
деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую
деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в
стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут
развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех
(или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную
роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.
Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия
подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и
даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного
возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных
систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность
подростков.
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками
в начале учебного года
Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз
в возрасте 10—11 лет — при переходе в среднюю школу, достигая пика к 13—14
годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма
непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым
разным.
Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную
особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства
ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением
задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная
тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от
выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень
важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми.
Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования,
объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителейпредметников.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей
к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже
отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому
наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь
педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе,
выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных
ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать
индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если
есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.
Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными
мерами.
Меры, облегчающие знакомство
детей друг с другом и учителей с детьми:
1.Дети не знают имен учителей — на протяжении первой четверти, приходя на
урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами
написано его имя и отчество.
2. Дети не знают по именам новых учеников — на первой неделе классному
руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной
обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.
3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого
сентября.
4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а
учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами
для всех учеников.
Меры, способствующие организации работы в классе:
1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует
провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на
возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);
2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское
собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по
предмету.
3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка
к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать
у детей навыки подготовки к урокам.
4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно
распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это
относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе,
показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и
ознакомить с ним всех учеников.
3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности
выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
• здороваемся стоя;
• не перебивать ни учителя, ни ученика;
• поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
• опоздания не допускаются;
б) организация учебного процесса:
• наличие необходимых учебных пособий;
• соблюдение правил оформления тетрадей (наличие
полей, запись даты и т.д.);
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
• проявлять уважение друг к другу;
• звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для
записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо
рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в
дневник — классный руководитель или учитель-предметник.
6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях
рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
7. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные
мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и
т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между
старшеклассниками и «малышами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы
Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...
Модель психологического сопровождения на этапе адаптации пятиклассников
Модель адаптации пятиклассников...
Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"
Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...