"Нестандартный" ребенок в школе. Виды конфликтов
статья по психологии
Текст-размышление о ситуации, складывающейся в образовательных учреждениях вокруг "нестандартных" детей. Анализ конфликтов, ошибок педагогов и родителей, поиск путей решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnyy_rebenok_v_shkole.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартный ребенок в школе:
виды конфликтов
В самом начале хочу пояснить, что называя детей «нестандартными», я имею в виду детей, которые:
- требуют к себе особого (повышенного) внимания как со стороны родителей, так и со стороны учителей;
- отличаются от других, чей характер не вписывается в общепринятые рамки;
- выделяются среди других детей необычным поведением;
- в силу различных причин неуспешны в учебе.
Опираясь на свой опыт, смею утверждать, что практически в каждом классе есть как минимум один такой ребенок.
Проблема детей, которые в силу различных причин плохо «вписываются» в рамки современной школы, пока озвучивается только педагогами и родителями. Никаких документов, предписывающих особый подход к таким детям, не существует. Поэтому ситуация в школе с такими детьми отдана на волю случая.
Получить представление о серьезности проблемы можно на просторах Интернета. Особенно хорошо это видно по темам на всевозможных родительских форумах – "От него все стреляются!», «Как убрать неадекватного ребенка из класса?», «Он мешает учиться нашим детям!» и т.п.
В подавляющем большинстве случаев, речь идет об одноклассниках, которые проявляют агрессию, чаще всего физическую, и поэтому родители обоснованно опасаются за здоровье своих детей.
Но это только вершина айсберга – многие «нестандартные», «не вписывающиеся» дети, не терроризируют одноклассников. Одни из них становятся изгоями или «невидимками», проводят школьные годы без друзей, ходят в школу как на каторгу, регулярно чувствуя раздражение педагогов и собственную несостоятельность. Другие становятся жертвами буллинга в классе и школе.
Количество таких «нестандартных» детей не уменьшается, а растет с каждым годом. Но в отличие от детей с ОВЗ и детей инвалидов, индивидуальный подход к которым закреплен на законодательном уровне, к детям «не вписывающимся» в учебный процесс, применяют подход стандартный, а это только усугубляет и так сложную ситуацию.
Но как бы ни вел себя ребенок, не вписывающийся в школьную среду, он всегда является катализатором различных конфликтных ситуаций. Данная работа – попытка проанализировать причины конфликтов и предложить, основываясь на профессиональном опыте, превентивные меры.
Конфликты нестандартного ребенка:
- межличностные конфликты с одноклассниками;
- межличностные конфликты с группой одноклассников;
- межличностные конфликты с педагогами;
- внутриличностные конфликты.
Межличностные конфликты с одноклассниками (с группой одноклассников)
в большинстве случаев являются хроническими. Нестандартный ребенок непонятен сверстникам в первую очередь своим поведением. Он ведет себя не так, как его сверстники - его реакции неожиданны, часто инфантильны. Обычно к нему быстро «приклеивают» ярлык – «странный», «больной», «тупой», «псих». В большинстве случаев, нестандартный ребенок не умеет/не может изменить свое поведение, его ролевой репертуар очень ограничен, он не умеет «подстраиваться» под коллектив или под собеседника. И это происходит исключительно из-за личностных особенностей ребенка, а не в силу малого опыта взаимодействия.
Межличностные конфликты с педагогами относятся к педагогическим конфликтам и бывают 3 типов:
- конфликты действия;
- конфликты отношения;
- конфликты поведения.
Конфликт действия
К обучающемуся школа предъявляется определенный набор требований, которым нестандартный ребенок соответствовать просто не может. У такого ребенка, в силу различных причин (медленный темп деятельности/высокая отвлекаемость/ быстрая истощаемость/, сложности перехода информации к запоминанию из кратковременной в долговременную память/высокая тревожность и т.п.) почти всегда есть сложности в том, чтобы усвоить, а затем предъявить полученные знания. Обучение таких детей и взаимодействие с ними требует дополнительных энергозатрат. В большинстве случаев, у педагога не хватает ресурсов, знаний (а иногда просто желания) для того, чтобы «выстроить» взаимоотношения, по-другому дать материал именно этому ребенку. От педагогов администрация требует показатели – высокую успеваемость, обучаемость - нестандартный ребенок просто фактом своего наличия в классе усложняет и без того непростую задачу учителя. Поэтому он раздражает. Нередко в беседе от педагога можно услышать: ««Ему нужна специальная школа», «Он же ненормальный!», «Он невоспитанный, избалованный ребенок!», «Таким нужно обучаться только на дому!».
Конфликт отношения
Отношения с нестандартным ребенком складываются не очень просто. Педагогу, даже с большим опытом, нестандартный ребенок часто бывает непонятен. Иногда педагоги воспринимают особенности таких детей как избалованность и невоспитанность, и обращаются с ними соответственно. Это приводит к конфликтам.
Конфликт поведения
Возникает из-за нарушения нестандартным ребенком правил поведения на занятиях и переменах. Для таких детей бывает невозможно сидеть за партой, а не лежать, молчать и слушать учителя, не комментировать каждое высказывание или действие одноклассников. Нестандартные дети могут издавать на уроках различные звуки, постоянно что-то вертеть в руках, вставать с места и выходить из класса без спроса, залезать под парту и т.п. Кроме этого, такие дети мешают педагогам, оттягивая на себя внимание учителя частыми вопросами, уточнениями, репликами не по теме урока.
Внутриличностный конфликт нестандартного ребенка, чаще всего, относится к конфликту нереализованного желания.
Школьная действительность блокирует желания нестандартного ребенка (быть лидером класса, отличником, иметь много друзей и т.п.). Это приводит к бурным эмоциональным реакциям, высказываниям «Я хотел, чтобы…», «Я думал/надеялся, что..». С возрастом внутриличностный конфликт все больше уходит вглубь, предъявления несбывшихся желаний становятся все реже… Хорошо, если эти желания забываются, теряют свою привлекательность, страшнее, когда внутри ребенка, а потом подростка копится обида, злость, разочарование. И никто не знает, когда и в каком виде это может вырваться наружу…
Конфликты родителей нестандартного ребенка:
- межличностные конфликты с родителями одноклассников;
- межличностные конфликты ас администрацией школы.
Межличностные конфликты с родителями одноклассников у родителей нестандартного ребенка могут достаточно быстро перейти в активную фазу.
Как только в классе появляется нестандартный ребенок, большинство родителей тут же оказываются в курсе дела. Часто о «странном» однокласснике сообщает родителям ребенок, далее родители (в 99% случаев это мамы), наводят справки самостоятельно - расспрашивают других родителей, регулярно узнают о поведении этого ребенка у своих детей. В узких родительских кругах тлеет недовольство «Почему мой ребенок должен на это смотреть?», «Такие дети должны учиться в специальных школах!», «Родители им вообще не занимаются!». Отношение от равнодушно-брезгливого, до откровенно враждебного.
Если вдруг нестандартный ребенок «выдает» аффективную вспышку, угрожает, кричит, проявляет физическую агрессию в адрес одноклассников, и, хотя бы одна из сторон ( родителей) не хочет выяснять причины конфликта, начинаются настоящие боевые действия. Каждая сторона защищает своего ребенка, используя для этого все средства.
Межличностные конфликты ас администрацией школы – как правило, возникают после или одновременно с конфликтами в родительском коллективе. Иногда инициируются педагогами, с целью избавиться от «неудобного» ученика. Конфликт, как правило, носит затяжной характер, обеим сторонам стоит больших нервных и временных затрат, т.к. удары враждующие стороны наносят посредством обращений в прокуратуру, отдел образования, в суд, в органы опеки и попечительства. Особо активные родители обращаются напрямую к президенту.
Все вышеописанные конфликты можно отнести к конфликтам деструктивным, так как:
- разрушаются отношения;
- совершаются поступки, о которых приходится жалеть (грубость, унижение, угрозы);
- проблема не решается (уход от решения проблемы).
Последствия деструктивных конфликтов неблагоприятны для всех участников конфликта т.к. деструктивный конфликт:
- негативно влияет на психическое состояние;
- всегда сопровождается стрессом;
- формирует негативный образ другого («образ врага») и негативную установка по отношению к нему;
- может негативно отражаться на индивидуальной деятельности;
- закрепляет в опыте насильственные способы решения проблемы;
- может негативно повлиять на развитие личности.
Ошибки сторон, приводящие к возникновению деструктивного конфликта.
Очевидно, что конфликт проще предотвратить, заранее устранив причины его возникновения. По моему опыту, как педагоги, администрация школы, так и родители нестандартных детей регулярно совершают одни и те же ошибки при работе с проблемой.
Ошибки педагогов, администрации учебного заведения:
- при столкновении с особенностями нестандартного ребенка быстрое навешивание ярлыков;
- разговор с родителями с позиции обвинителя;
- желание «убрать» нестандартного ребенка из класса, школы;
- неготовность (нежелание, неспособность) планомерно и долго работать с особенностями нестандартного ребенка.
Ошибки родителей нестандартных детей:
- отрицание наличия поведенческих/учебных/ коммуникативных затруднений у ребенка;
- разговор с педагогами (администрацией школы) с позиции долженствования;
- неспособность/неготовность менять родительские планы, установки, амбиции относительно будущего нестандартного ребенка.
Совершенно избежать конфликтов в образовательном процессе невозможно, особенно когда речь идет о нестандартном ребенке. Но анализ личного опыта и методической литературы по работе с «трудными» детьми, позволяет мне сделать следующий выводы:
- Если администрация, педагоги и родители стоят по одну сторону баррикады и понимают, что у них одна общая цель (чтобы процесс обучения был максимально комфортным для всех его участников), они способны решить практически любую задачу;
- Только в доверительном диалоге возможно найти пути помощи нестандартному ребенку.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов.
- https://vbudushee.ru/library/inklyuziya-v-shkole/ Статья «Инклюзия в школе: как педагогу учить всех и не сойти с ума», С. Алехина
- Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», СПб, Речь, 2005 г.
- Е.К.Лютова,, Е.К. Лютова-Робертс, «Коммуникативный тренинг- педагоги, психологи, родители», СПб, Речь, 2006 г.
- https://www.1-sept.ru/ - Журнал публикаций педагогических статей
- https://psy.1sept.ru/ - Журнал Школьный психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения
Особенности конфликтов. Причины. Стили взаимодействия педагога в конфликте. Рассмотрены ситуации. ...
Презентация для начальной школы о конфликтах.
Яркая презентация для младшего школьного возраста о конфликтах между детьми....
Виды конфликтов
Документ содержит информацию о различных видах конфликтов...
Буклет для родителей - Виды конфликтов. Как помочь подростку и не перегнуть палку.
Жизнь с подростком в семье – это всегда война. Часто до полного морального уничтожения противника. Но разумные родители воюют не против своего ребенка, а рядом с ним, плечом к плечу. И тогда врагом яв...
ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Решение конфликтов...
10 класс,Виды конфликтов. Правила поведения.
10 кл., презентация " Виды конфликтов. Правила поведения."...
Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций
В современной жизни конфликт является одной из неотьемлемых факторов человеческого существования, а соответственно и частью нашей жизни. По сути, вся история человечества представляет собой исто...