Консультация для педагогов «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей»
консультация по психологии
Речевое насилие представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку не меньше физического вреда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2211.docx | 55.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
от 22.11.2021г.
Подготовила педагог-психолог
Рукина Елена Сергеевна.
«Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей»
Жестокое обращение с детьми предполагает ЛЮБУЮ ФОРМУ ПЛОХОГО ОБРАЩЕНИЯ (не только физическое), допускаемое родителями, педагога, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми:
физическое
сексуальное
психологическое (эмоционально, в том числе РЕЧЕВОЕ)
пренебрежение основными нуждами ребенка
Речевое насилие представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку не меньше физического вреда.
К речевому насилию можно отнести следующее:
- угрозы в адрес ребенка;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка, в т.ч. публичные унижения;
- принижение его успехов;
- постоянная критика в адрес ребенка;
- подавление попыток проявления инициативы;
- обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
- наказание за неправильный ответ;
- некорректное высказывание о внешнем виде;
- привилегированное отношение к заискивающим детям;
- отказ в утешении, когда дошкольник действительно испуган или подавлен;
- отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем;
- перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи;
- открытие признание в нелюбви и ненависти.
Признаки речевого и психологического насилия над ребенком:
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- тревожность, нарушение сна;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- энурез, различные соматические заболевания;
- девиантное поведение;
- когнитивные нарушения.
Сейчас мы проведем короткий тренинг «Мятый лист».
«Взгляните на этот Чистый, белый лист, представим, что это душа ребенка.
Давайте все по очереди, попробуем произнести что-то обидное. (произносим слова, лист сминаем.)
Все вы прекрасно видите, что происходит, так же сжимается и душа ребенка, так же он замыкается на своих обидах.
Что же может помочь нам исправить ситуацию:
- Время;
- Извинения;
- Изменения поведения.
При этом всем, надо понимать, что прежним лист уже не станет.
Воздействие стрессовых факторов ведет к нарушению баланса в системе «мозг – тело». От негатива, стресса переполняется, растет и становится основным отдел эмоций, душа ребенка. В следствии чего могут обнаруживаться соматические заболевания и даже торможение в развитии.
Схема «Воздействие стрессовых факторов на нарушение баланса в системе «мозг – тело»
«Равновесие в системе «тело – разум – душа»
«Нарушение в системе «тело – разум – душа».
Возможные причины и факторы, влияющие на проявление речевой агрессии у педагогов:
- Нервное напряжение
- Не хватает ресурса найти правильный подход
- Не знание, как можно иначе
- Личные травмы (установки)
Экстренные меры, помогающие справится с бурными эмоциями:
- Если очень хочется повысить голос – отойдите в сторону и сделав глубокий вдох громко выдохните!
- Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох СПОКОЙНО, организм получает нужное количество кислорода. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный глубокий вдох и медленный выдох. И так несколько раз.
- Упражнение «Лимончики».
- Скажите четко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (ВАЖНО ВЫРАЗИТЬ СВОИ ЭМОЦИИ, А НЕОСКОРБЛЯТЬ РЕБЕНКА).
- При приближении эмоционального взрыва – выпейте стакан теплой воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме « Психическое и физическое здоровье детей – основа их взаимодействия и основа личностно- ориентированного обучения»
Данное выступление поможет коллегам подготовится к педагогическому совету....
Профилактика ухудшения психического и физического здоровья детей
Профилактика ухудшения психического и физического здоровья детей в условиях информационного общества через организацию службы «Здоровье»....
Родительский педагогический всеобуч «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков в условиях современного образования»
Главная цель разработки – вооружить педагогов идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными пробле...
Психическое и физическое здоровье детей при работе на компьютере
Рекомендации для детей и учителей при работе на компьютере. Представлены упражнения для осанки, сохранения зрения....
Психическое и психологическое здоровье воспитанников школы- интерната
Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятел...
Психологическое просвещение " Сохранение психологического здоровья детей"
Выступление на педагогическом совете по теме " Сохранение психологического здоровья детей"...
Консультация для педагогов "Речевой этикет"
Суть понятия "речевой этикет"...