Учимся видеть в друге хорошее
план-конспект по психологии
Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения
Задачи:
- Настроить детей на доверительные отношения со сверстниками;
- Учить замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях;
- Развивать способность сочувствовать, сопереживать;
- Воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_videt_v_druge_horoshee.docx | 25.48 КБ |
pravila_druzhby.docx | 11.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие в 4 классе
«Учимся видеть в друге хорошее»
Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения
Задачи:
- Настроить детей на доверительные отношения со сверстниками;
- Учить замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях;
- Развивать способность сочувствовать, сопереживать;
- Воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Оборудование: цветные карандаши, корзины с надписями (с изображениями героев), карточки, сердечки, конфеты, фишки серые, музыкальное сопровождение, электронная презентация, компьютер, проектор.
Ход занятия
- Приветствие.
- Ребята, пожелаем друг другу здоровья. Скажем … (Здравствуйте). Подумаем о своих близких, отправим им мысленно свое добро. Представим, что они в этот момент улыбнулись.
Настрой на общую работу.
Все участники садятся в круг. Педагог просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Педагог просит поприветствовать друга, называя полным именем.
Игра «Друг дружке»
Детям предлагается разбиться на пары и выполнять команды: рука к руке, ухо к уху, спина к спине, плечо к плечу, локоть к локтю, колено к колену, нос к носу и т.д. По команде «Друг к дружке» поменять пару.
- Сообщение темы занятия
Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Дружу с мальчишкой»
Я дружу с мальчишкой Борей. Не ругаюсь с ним, не спорю, В паре с Борькою хожу, Крепко за руку держу. Меньше всех он в группе нашей, Видно, ел он мало каши. Потому я и свою Кашу боре отдаю. | Боря лучше всех танцует, Боря лучше всех рисует Лошадей, ворон и коз… Знает сказок целый воз. Он веселый и послушный Подарил мне шар воздушный, По бревну учил ходить… Интересно с ним дружить. |
- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
- Как дружат малыши-дошколята? (Нам можно у них поучиться)
- Что ценит ребенок в друге Боре?
- А с кем дружишь ты?
-Почему вам с другом интересно?
- Так какая же тема предстоит на занятии?(О дружбе)
3. Чтение и анализ рассказа Олега Васильевича Буцень «Так или не так?»
Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со старой школой, особенно с подружкой Валей.
В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
-- Ты ещё ни с кем не дружишь?
-- Нет, -- отвечала Нюра.
-- И я ни с кем не дружу, -- вздохнула Галя. -- Плохие у нас в классе де - вочки: Ленка задавала, Вера -- хитруля, Надя -- врунья, а Ирка -- задира.
Почти всех девочек перебрала Галя -- все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
-- Не волнуйся, - ответила Нюра.- С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.
- Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя? Докажите свое мнение словами из текста.
- Умеет ли Галя дружить?
- Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?
- Как Нюра догадалась, с кем ей надо дружить?
- А как вы думаете, как нужно дружить?
- Какие положительные качества людей знаете? Отрицательные?
Перед детьми стоят два портрета: Нюра и Галя
- Ребята, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою рассказа, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев. (Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у Нюры в тарелке серые квадратики, а у Гали – яркие настоящие конфеты)
- Ребята, а герои рассказа хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.
(Когда предложенные подарки были взяты детьми, учитель обращает внимание на кармашек под портретом Гали и действует в зависимости от ситуации.)
- Ведь вы свои сердечки отдали Нюре, а почему же решили взять конфеты у не очень положительной девочки?
- Да, ребята, как велико искушение. Говорить красиво легко, а поступать так красиво всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.
Игра «Ветер дует»
Для того, чтобы рассадить детей, разбить сложившиеся группы.
4. Работа в микрогруппах
- Постарайтесь продолжить перечень качеств, которые характеризуют людей. (На доске)
Друзья должны быть:
Друзья не должны быть:
(добрыми, злыми, справедливыми, честными, льстивыми, мстительными, уступчивыми, сострадательными, терпеливыми, скупыми, упрямыми, учтивыми, щедрыми, прилежными, лживыми, трусливыми, сварливыми, ласковыми, бережливыми, жадными, скупыми, щедрыми, скромными, завистливыми)
5. Поведенческий тренинг (обыгрывание проблемных ситуаций средствами театрализованной деятельности)
- Ребята, (имя ребенка), хочет рассказать вам что же с ним однажды произошло, рассказывать он нам будет без слов с помощью мимики, жестов(т.е.используя язык тела)
(Мальчик ушибся и заплакал. Пожалей его.) своё эмоциональное состояние ребёнок показывает с помощью мимики, пантомимики.
Ребята, как мы можем помочь……, какие словами мы можем его утешить?(потерпи немного, мы тебе сейчас поможем, успокойся пожалуйста; использование поглаживаний, тактильного контакта ).
- У (имя ребенка) однажды произошла необыкновенная история, давайте её послушаем и посмотрим.
Рассказ ребёнка. (Мне на день рождения подарили красивую машинку. Я играл с ней осторожно и нечаянно сломал, мне было очень обидно и больно.)
Дети, подумайте, как можно помочь……..
Дети самостоятельно находят способы оказания помощи:
-давай я попробую её починить;
-можно обратиться в мастерскую по ремонту игрушек;
- я дам тебе поиграть со своей машинкой;
- я подарю тебе свою машинку.
Молодцы ребята, вы оказали помощь своему другу, не оставили его в беде. Вы сочувствовали, сопереживали. Это по другому называется ЭМПАТИЯ.
6. Игра «Волшебный стул» (по Н.Е.Щуровой)
-Давайте поучимся замечать хорошее (положительное) в наших одноклассниках.
Цель: развить интерес к человеку, формировать положительные качества личности, учить видеть в человеке хорошее.
На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный…); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает; к нему можно обратиться с просьбой…) говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.
«Волшебный стул» позволяет говорить о товарище как бы со стороны, придаёт элемент таинственности игре, на ребёнка смотрят как бы впервые.
Эта позиция снимает скованность, позволяет говорить то, что пока нетрадиционно для нашего общения – говорить комплименты друг другу.
Эти упражнения помогают детям приобрести уверенность в себе, позволяют осознать себя как носителя достоинств, изменяют положение ребёнка в группе, развивают эмпатию, смягчают психологический климат в группе, переориентируют внимание детей с «недостатков» на «достоинства».
Игра «Волшебный стул» проводится неоднократно, чтобы «момент возвышения» прошёл каждый член группы. Тон задаёт педагог. Его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) создают эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, и пробуждают желание найти и сказать то ,что ободряет, возвышает товарища как личность.
Игра «Восковая свеча»
Завершение
- А теперь завершим наше занятие словами благодарности друг другу и скажем, что нам больше всего понравилось.
Песня «Подари улыбку миру»
Предварительный просмотр:
Правила дружбы Когда кому- то трудно жить, Должны мы знать об этом. У меня закон простой: Побеждаю тех, кто злой! Кто же слабый, помогу,- Я иначе не могу. Если грянет вдруг беда, Друг поможет нам всегда. Будь вежлив со своими товарищами, Не забывай им говорить «волшебные» слова. Не ссорься, будь справедливым. Не зазнавайся. Не перекладывай свою вину на другого. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться
Задача, конечно, не слишком простая:...
Воспитательный час "Учимся видеть друг в друге хорошее"
Конспект занятия...
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться
Консультация...
Консультации, рекомендации для родителей "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".
Консультации, рекомендации для родителей "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"....
Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!
Консультации для родителей...
Учимся видеть в друге хорошее
Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведенияЗадачи:Настроить детей на доверительные отношения со сверстниками;Учить замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях;Развиват...
План-конспект интегрированного проекта "Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!"
Интегрированный проект психологический практикум, СБО и музыка для обучающихся с ОВЗ....