Газета любознательных родителей "Агрессивный ребенок"
консультация по психологии
Агрессивный ребёнок – частое явление в современном мире.
К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.
Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_agressivnyy_rebenok_na_sayt_i_vkontakte.docx | 910.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Газета любознательных родителей
на тему:
«Агрессивный ребёнок»
Агрессивный ребёнок – частое явление в современном мире.
К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.
Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.
Портрет агрессивного ребёнка
Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.
Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.
Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать.
Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.
Очень важно понимать, чем отличается «агрессия» и «агрессивность»:
- Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.
- Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».
Виды агрессии
- Вербальная агрессия проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.
- Физическая агрессия проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.
- Прямая агрессия - вид агрессии, который направлен на определённый объект.
- Косвенная (непрямая) агрессия - ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.
- Аутоагрессия - вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.
Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт:
- ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом;
- ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
- ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
- не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
- намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
- помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
- не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.
Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.
Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).
Проявление агрессии в разном возрасте
Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:
Младенчество
Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.
Раннее детство
Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:
- к взрослому и связано это с достижением какой-либо цели;
- к новорождённому брату, сестре, так как обостряется чувство страха потерять материнскую любовь, чувство ревности;
- после кризиса трёх лет агрессия обычно «притухает».
Дошкольный возраст
Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.
Школьный возраст
В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.
Подростковый возраст
В подростковом периоде проявление агрессии носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.
Причины детской агрессии
- Эмоциональная бездна. Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.
- Неуважение к личности ребёнка. Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.
- Низкая самооценка. Если ребёнок не уверен в себе, то в он не уверен и в окружающих. Низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов. В подобных случаях ребёнок не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом придуманную атаку «из вне».
- Гипер и гипоопека. Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения.
- Быть лучшим. Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.
Современные герои мультфильмов, художественных и документальных фильмов, компьютерных игр, вне зависимости от того – положительные они или отрицательные, несут в себе агрессию.
- «Такой, как все». В настоящее время ребёнок, попадая в тот или иной социум, детский коллектив видит различные варианты поведения. Если в классе «поддерживается» агрессивное поведение, то ребёнку, дабы не выделяться и не быть аутсайдером проще надеть «маску агрессии».
- Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.
Ошибки родителей
На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:
- низкая степень сплочённости семьи;
- неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека);
- разные стили воспитания у родителей;
- демонстрация модели агрессивного поведения (родителей к детям, отца к матери и др.);
- поощрение агрессивных тенденций в поведении детей;
- равнодушное отношение к социальной успешности ребёнка;
- применение физических наказаний;
- угрозы, «вербальное насилие»;
- введение каких-либо ограничений;
- полное отсутствие поощрения;
- дефицит внимания на воспитание и внутрисемейное общение;
- чрезмерный контроль / отсутствие контроля;
- отсутствие эмоционального контакта;
- недооценка роли личного примера родителей;
- «жизнь ради детей»;
- неконтролируемое использование гаджетов.
Рекомендации родителям агрессивного ребёнка
- Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте, что любые эмоции – это нормально!
- Помогите ребёнку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры).
- Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте о том, что его беспокоит.
- Повышайте самооценку ребёнка: хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства.
- Снижайте уровень критики.
- Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре).
- Старайтесь общаться из позиции «на равных».
- Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (к примеру: говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем).
- Развивайте коммуникативные навыки ребёнка.
Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.
Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.
Как бороться с детской агрессией
Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка:
- Выход, а не подавление. Всегда важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя». Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим ужасным поведением.
- Правильный пример. Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.
Если вы хотите, чтобы ребёнок правильно выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.
Если у вас сложности с выражением своей агрессии и вы не можете «принимать» агрессивное поведение своего ребёнка, то возможно, стоит обратиться к психологу.
- Агрессия неминуема. Если «приступ» агрессии уже начался, ребёнок кричит, пытается ударить, то лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, вы можете сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.
Способы коррекции агрессивного поведения
Всех родителей, столкнувшихся с агрессивным поведением ребёнка интересует вопрос: «Как правильно подойти к коррекции такого поведения?»
Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.
К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:
- изотерапия (можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);
- песочная терапия;
- глинотерапия;
- куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра);
- сказкотерапия (сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри и др);
- танцевальная терапия и др.
Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.
Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:
- комкать и рвать бумагу;
- подраться с подушкой или боксёрской грушей;
- использовать «мешочек / стаканчик для криков»;
- использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут;
- пинать ногой консервную банку;
- втирать пластилин в картон.
Рекомендации родителям детей младшего школьного возраста
- Важен собственный пример неагрессивного поведения родителей.
Если за агрессивное поведение мы наказываем, бьем и ругаем – мы усиливаем агрессию детей.
2. Предоставляйте детям возможность разрядки негативной энергии. Активным, склонным к агрессии детям нужно двигаться, и это могут быть спортивные секции, физкультминутки, спортивный уголок дома; велосипед и возможность двигаться на нем; двигательная активность (гулять, бегать); разрешение в определенном месте делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр.
3. Предоставляйте детям возможность выразить чувства.
Для этого предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил, побить подушку, диван, порвать газету, написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное; в момент раздражения, прежде чем что-то сказать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти; нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге.
- Старайтесь понять и поддержать ребенка.
Скажите ребенку о том, что вы его понимаете; в ситуации агрессивной вспышки разделите ответственность за конфликт; скажите ребенку, что вы его по-прежнему любите (принимаете); расскажите о том, что в вашей жизни были подобные ситуации, что чувства ребенка вам знакомы, вы тоже переживали подобное.
- Предоставляйте детям возможность получить совет.
Часто дети и не знают, как можно повести себя в той или иной ситуации. Агрессорам нужен ваш совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.
Рекомендации педагогам по взаимодействию
с агрессивным ребенком младшего школьного возраста
- Учить детей контролю негативных эмоций, осознанию своих чувств и потребностей, чувств и потребностей других людей.
- Учить детей, испытывающих эмоциональные затруднения, правильно направлять, проявлять свои чувства.
- Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные аффективные реакции – результат длительного зажима эмоций.
- Научиться раннему выявлению злости у детей. Часто, когда ребенок сердится, его не принимают. В этот момент взрослому достаточно сказать: «Я вижу, что ты злишься…», чтобы погасить пожар. Чтобы легче было уловить момент, когда ребенок начинает заводиться, необходимо обращать внимание на внешние признаки агрессии.
- Как только педагог видит такие проявления, необходимо прореагировать: «Ты сейчас злишься, может быть, хочешь побыть один? Или расскажешь, что происходит?».
- Давать посильное задание, в ситуации сниженных интеллектуальных способностей у ребенка сложное задание провоцирует его агрессивные реакции.
- Развивать навыки общения со сверстниками через совместные игры.
- Повышать самооценку ребенка, давать внеурочные поручения, позволяющие ребенку проявить свои способности и т.п.
- Ограничивать во время уроков до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для агрессивного ребенка – в центре класса напротив доски.
- Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к педагогу в случаях затруднения.
- Строить учебные занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку.
Рекомендации родителям агрессивного подростка
- Будьте последовательны в воспитании.
- Не вводите много запретов, дайте подростку почувствовать себя достаточно свободным, но при этом не переборщите, контролируйте ребенка, но ненавязчиво.
- Старайтесь не повышать голос, отвечать агрессией на агрессию неэффективно.
- Интересуйтесь друзьями вашего ребенка, старайтесь уделять больше внимания его увлечениям и интересам.
- Посоветуйте ребенку заняться каким-то видом спорта, поддержите его в этом начинании. Активные спортивные занятия – один из лучших методов выплеснуть гнев, снять напряжение.
- Наказывайте ребенка за конкретные проступки. Наказания не должны унижать подростка.
- Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка – он должен чувствовать, что вы его любите и принимаете.
- Помогите подростку справиться со своими чувствами, понимая, что он проверяет взрослый мир на устойчивость. Поймите, что подросток в силу гормонального кризиса не всегда владеет собой. Подросток больше всего нуждается в любви и поддержке именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает.
Рекомендации педагогам по взаимодействию
с агрессивным подростком
- Постарайтесь не отвечать агрессией на агрессию.
- Сохраняйте спокойный тон и самообладание в конфликтных ситуациях.
- Останавливайте подростка спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
- Обсуждайте поведение подроста только после его успокоения.
- Никогда не оскорбляйте ребенка, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова.
- Ведите общение на равных, но не впадайте в зависимость.
- Наделите агрессивного ребенка какой-либо ответственностью.
- Найдите повод похвалить подростка, особенно спустя некоторое время после наказания – ребенок убедится, что претензии были не лично к нему, а к его поступку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Газета любознательных родителей "Почему дети жадничают?"
Жадина - говядина, соленый огурец, по полу валяется – никто его не ест». Вы вряд ли испытаете прилив положительных эмоций, если узнаете однажды, что этот стишок дети рассказывают в адрес в...
Газета любознательных родителей "Когда у ребенка формируется совесть?"
Часто можно слышать от мам негодование такого содержания: "Как тебе не совестно?", "Совесть у тебя есть или нет?", "Где у тебя совесть была?"Но они забывают, что у малыше...
Газета любознательных родителей "Плохая память. Как ее развить?"
Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминают легко и могут повторять их бесконечно? От чего зав...
Газета любознательных родителей "Трудности и ошибки воспитания. Пути их преодоления"
Цель: содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в воспитании детей, способствовать доброжелательному отношению родителей с детьми.Задачи:ознакомить родителей с метод...
Газета любознательных родителей "Как помочь тревожному ребенку?"
Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Но иногда действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соотв...
Газета любознательных родителей "Несколько советов родителям по эффективному общению с ребенком"
Как часто родителям приходится слышать, что они должны больше времени уделять общению с детьми. И как часто родители говорят о том, что при современном ритме жизни у них совсем не остается времени на ...
Газета любознательных родителей "Я НЕ ЖАДИНА! или Как помочь ребенку научиться делиться?"
Детская жадность - довольно частая проблема. Многие дети не умеют или не хотят делиться своими игрушками со сверстниками. И из-за этого могут возникать не шуточные баталии на детской площадке.Родители...