Родительское собрание "Секреты взаимопонимания" Задачи: помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье; способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё. Форма проведения: обучающий семинар. Вопросы для обсуждения: определение конфликта; умение разрешать проблемы и конфликты; конфликты «трудного» возраста; тактика поведения в конфликте. Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей; подготовка ситуаций для анализа; подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления; подготовка слайдовой презентации по теме собрания; подготовка памятки для родителей (см.приложение). Ход собрания I.Вступительное слово классного руководителя Уважаемые родители, позвольте мне начать нашу встречу с отрывка из произведения Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома»: "...Весь этот народ, - за некоторыми немногими исключениями неистощимо веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, - был народ угрюмый, завистливый, страшно тщеславный, хвастливый, обидчивый. Способность ничему не удивляться была величайшей добродетелью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя. Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей. Те были просты и не кривлялись... Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромешная... Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей, а это утонченнее, ядовитее. «Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!» - говорили они про себя сами; а потом сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни. Не мог я раньше представить, как можно ругаться из удовольствия, находить в этом забаву, милое упражнение, приятность. Впрочем, не надо забывать и тщеславия». Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблемам куда более серьезным. О причинах конфликтов между детьми и родителями, о способах их преодоления мы будем сегодня говорить на нашем собрании. Давайте попробуем дать определение понятию «конфликт», так как вы его понимаете. (Ответы родителей) Классный руководитель: Общее определение конфликта: ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. А теперь попробуйте продолжить: Причиной конфликта может быть…(Ответы родителей) Классный руководитель: Когда и почему возникают конфликты между нами и нашими детьми? Чаще всего тогда, когда наш ребенок начинает превращаться в подростка. В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. В этот период жизни нашим детям внимания и понимания требуется с нашей стороны, со стороны родителей, не меньше, а в какой - то степени даже больше чем в возрасте, скажем 5 – 10 лет. В это время наш ребенок уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он пытается осознать и занять свое место в мире. Так за что же и против чего ведет борьбу ребенок в переходномвозрасте? - За то, чтобы перестать быть ребенком.
- За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
- За утверждение среди сверстников.
- Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Причины конфликта родителей с подростками - кризис переходного возраста
- стремление к самостоятельности и самоопределению
- требование большой автономии во всем - от одежды до помещения
- привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье
- бронирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людей
- нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым
- боязнь выпустить ребенка из гнезда, не веря в его силы
- проецирование поведение ребенка на себе в его возрасте
- борьба за собственную власть и авторитетность
- отсутствие понимания между взрослыми и в воспитании ребенка
- не подтверждение родительских ожиданий.
Проблемы подросткового возраста порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности. Чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться ведь вашему ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее;не злоупотребляйте опекой и контролем. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.Все замечания делайте доброжелательным, спокойным тоном, не используйте ярлыков. Не создавайте в семье «конфликтных ситуаций», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем. Неразрешенные конфликтные ситуации могут вызвать: — проблемы физического плана, связанные со здоровьем; — проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.); — проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя). В любых конфликтных ситуациях необходимо: -отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»; - стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера; - стремиться к сохранению личности отношений всех участников конфликта. Как же нужно себя вести, чтобы выйти из конфликта? - дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других
- найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте
- поставить себя на место другого человека
- осознать право на существование иной точки зрения.
II. Анализ анкетирования учащихся и родителей III. Анализ и решение конфликтных ситуаций Классный руководитель:А теперь мы с вами, вооружившись некоторыми рекомендациями по решению конфликтных ситуаций, попробуем их разрешить. У вас на столах лежат листы с описанием конфликтной ситуации, пожалуйста, прочтите и попробуйте найти выход из нее.(Родители читают и моделируют ситуации. Ситуации обсуждаются вслух. Психолог комментирует ответы родителей). Ситуация 1. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете что-то готовить, убирать в квартире, но явно не успеваете. Обратившись к своему ребенку за помощью, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся». Как вы поступите в такой ситуации? Ситуация 2.Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме - полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?» Как вы поступите в подобной ситуации? Ситуация 3.ПослевыходазаконаТамбовскойобласти№576 «Омерахпосодействиюфизическому, психическому, интеллектуальномуидуховно-нравственномуразвитиюдетей», вашребенокотказываетсяеговыполнять, мотивируясвоенеподчинениетем, чтоэтотзаконнарушаетегоправа. Науговорыотом, чтовампридетсяплатитьштрафзанарушениезаконодательства, отвечает: «Выобязанысодержатьменядо18 лет!». Каквыпопробуетеразрешитьтакуюконфликтнуюситуацию? Ситуация 4.После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими неудовлетворительными результатами учебы его никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как нужно разрешать конфликтную ситуацию подобного рода? Ситуация5.Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купив то, что давно хотел. От возмущенных родителей ребенок услышал много гневных слов в свой адрес. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома. Как нужно поступить в подобной конфликтной ситуации? IV.Тренинг бесконфликтного поведения учащихся и родителей (проводит психолог) Упражнение 1. Самопредставление. Участники группы усаживаются в круг и представляются по следующей схеме: - имя; - увлечение и интересы; -ожидания от участия в группе. Упражнение 2. Ритм.Каждый участник по очереди подает руку соседу справа, сжимает ее и улыбается ему. Следующий участник повторяет то же самое, но только после того, как все требования соблюдены. Упражнение 3.Зеркало.Каждый участник поворачивается по очереди к другому участнику, всматривается в его лицо и рассказывает о тех чувствах, которые переживает другой человек. Упражнение 4.К солнцу.Участники встают и берутся за руки. Они должны поднять руки вверх, крепче их сплести и потянуться к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца. Упражнение 5. Горе.Один из участников садиться в круг. Он изображает горе, каждый из участников по кругу должен выразить сочувствие. Все участники определяют, кто был наиболее искренен и убедителен в утешении. Упражнение 6. Экзамен.Участники должны последовательно назвать: — три лучшие черты своего характера; — три слабые черты своего характера; — желаемые черты характера. Упражнение 7.Магазин.По кругу участники выполняют упражнения. Они должны повернуться лицом к соседу справа и «продать» ему качество характера, которое очень им мешает, и купить, возможно, другое какое-либо качество, объяснив, зачем оно нужно. Упражнение 8. Противоречие.Участники работают в парах. Они предъявляют друг другу какое-нибудь парадоксальное требование. Нужно доказать несостоятельность этого требования, при этом разговаривать только спокойным и доброжелательным тоном. Упражнение 9. Доказательство.Участникиобсуждают в кругу свою доказательность в предыдущем упражнении. Упражнение 10.Мои чувства.Участники получают листы бумаги и рисуют свои чувства, которые они переживали в самом начале занятия и в его конце. Свои чувства можно сопроводить цитатой, стихами и т.д. V. Подведение итогов (родителя вручается памятка по теме собрания) Приложение Анкетирование для родителей Продолжите предложения: 1. Конфликт – это ________________. 2. Причиной конфликта может быть _______________. 3. Конфликт может привести к тому, что _____________. 4. Чаще всего поводом для конфликта в семье бывает ______. 5. Для того чтобы избежать конфликта, нужно ____ 6. Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании? 7. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье? 8. Как вы их разрешаете? 9. могут ли быть в школе конфликтные ситуации? 10. Переживал ли ваш ребенок школьный конфликт? 11. Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов? 12. Как вы научились выходить из конфликтов в семье? 13. Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью? Анкетирование учащихся Ответьте, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы: 1 Ты - конфликтный человек? 2 Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения? 3 Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения? 4. Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы? 5. С кем ты чаще всего конфликтуешь? 6. Что может стать поводом к конфликтной ситуации? 7. Кто первым пытается разрешить конфликт - ты или другая сторона? 8. Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте? 9. Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того как конфликт уладился, все остается в ваших взаимоотношениях по-прежнему? 10. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации? 11. Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодействия с людьми? Памятка для родителей Уважаемые папы и мамы! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону! — Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить. — Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен. — В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека. — Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты. — Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте. — Заставьте себя слышать доводы своего оппонента. — Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым конфликтуете. — Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя. — Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента. — Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас. |