Психологическая безопасность детей
презентация к уроку по психологии
Презентация для родительского собрания на тему "Психоогическая безопасность детей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
тематические разделы: 1. Интернет-риски в детско-подростковой среде. 2. Суицидальные риски — риски для жизни и здоровья детей и подростков. 3 . Риски асоциального поведения в детско-подростковой среде.
ИНТЕРНЕТ-РИСКИ
Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном? • чрезмерная увлеченность Интернет пользованием, компьютерными играми, «серфингом», онлайн-казино; • риск вовлечения в экстремистские или иные опасные сообщества и группы; • риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные затраты; • риск встретиться с агрессией, грубостью или травлей в социальных сетях; • риск попадание на сайты, содержащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике и эмоциональному самочувствию ребенка.
Что делать н ельзя: • вешать ярлыки на ребенка (например, фраза «Да ты болен!»); • обвинять, ругать и стыдить ребенка (например, фразы: «ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.); • угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений; • сравнить ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «а вот твоя одноклассница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.).
Родителям необходимо понимать: • Что их детям нравится в играх? • Какие приложения и технологии используются для этого? Какие игры сейчас современны? • Как играть в эти игры? • Сколько времени дети проводят, играя в эти игры? • Когда их дети играют в игры? • где и с кем они играют ?
СПОСОБЫ ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ: • проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайн-жизни; • присоединитесь к ним в их интересах; • не принижайте их виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и их «настоящая» жизнь); • не уменьшайте важность интернета и других передовых технологий. это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать; • не запрещайте интернет (если это вообще возможно); • договоритесь о временных лимитах, и доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей. • обучите детей навыкам самоконтроля, чтобы они не могли устанавливать себе рамки, находясь вне дома. • предлагайте « офлайновые » действия (вне интернета), которые могут быть Проявляйте уважение к их интересам; • Просите, чтобы они показали Вам, как это работает
Что делать в случае обнаружения интернет-угроз вашему ребенку? • Прежде всего, попытайтесь установить достоверность информации об интернет-угрозе. • Не принимайте срочных жестких мер по проверке пребывания детей в группах и сетях! • Обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, в органы управления образованием или ближайшее отделение полиции. • При обнаружении сайтов в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, обратитесь в подразделение по делам несовершеннолетних
СУИЦИДАЛЬНЫЕ РИСКИ
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков : • Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. • Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. • Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч . связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом). • боязнь позора, насмешек или унижения. • Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться. • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. • Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство . желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека. • Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.
Что делать в ситуации угрозы? • Вызовите подростка на разговор, скажите ему, что Вас беспокоят изменения его настроения, поведения, что Вы его очень любите и хотите помочь. • задавайте вопросы, давайте возможность высказаться, будьте честны в своих ответах. Подростка необходимо уверить, что он может говорить о своих переживаниях без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь, злоба или желание отомстить. • Подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду. упоминайте о вещах важных для ребенка, вспоминайте ситуации, когда ребенок был успешным, когда он справился с трудной ситуацией.
• заверьте ребенка в своей поддержке в любой трудной для него ситуации. Договоритесь о том, что впредь, оказавшись в критической ситуации, он не будет предпринимать каких-либо действий, прежде чем не поговорит с Вами , чтобы Вы еще раз смогли обсудить дальнейшие пути решения. • Обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, поговорите с классным руководителем, школьным психологом. • Не бойтесь обратиться за помощью к специалистам: психологу, психиатру , а также можно круглосуточно обратиться в службы экстренной помощи.
РИСКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Факторы асоциального поведения: 1 ) Биологический — проявляется в виде физических особенностей, к примеру, внешняя непривлекательность, различные дефекты, слуха, речи. 2) Психологический — проявляется в психоневрологических отклонениях, а также зависит от темперамента и состояния личности — это и повышенная внушаемость, и психопатия, и наличие повышенной возбудимости нервной системы. 3) Социальный — выражается в отношении подростка с обществом ( то, как он общается с семьей и друзьями)
Каждый родитель обязан знать: 1. С кем дружит ваш ребенок, в каких компаниях он бывает. 2. Кто его лучший друг или подруга. 3. Чем увлекается, какие у него интересы.
Родители обязаны обратить внимание, если ребенок: 1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность. 2. Вам лжет. 3. требует у Вас деньги. 4. Становится зависимым от алкоголя. 5. Перестает с Вами общаться и не реагирует на Ваши требования. 6. Не справляется со школьной программой из-за прогулов, не сделанной домашней работы.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ: • Акимова М .К ., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. м.: Издательский центр «академия», 2002. • Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска». м., 1996. Родителям о психологической безопасности детей и подростков 28 ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» 2018 • Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. м.: Дрофа, 2002. URL: http://pedlib.ru/ Books • Михайловская И.Б., Вершинина Г.В . трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. м.: Просвещение, 1990. • Особенности обучения и психологического развития школьников 13–14 лет / Под ред. И.В. Дубровиной. м.: Педагогика, 1988. • Памятка для родителей: Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе. http://childhelpline.ru/wp-content/uploads/Памятка-для-родителей-профилактика-кризисных-состояний-у-подростка.pdf • Помиратьева Н.В. Семьи с детьми: экономическое положение, социальная поддержка. м.: 1996. • Сценарий Всероссийского родительского собрания: «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков». URL: http://fcprc.ru/ news/ profilaktika - internet - riskov -i- ugroz - zhizni - detej -i- podrostkov
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
КОБЛОВА Т.А.
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ».
Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение взглядов и интересов. Однако в современном обществе в последнее время наблюдается тенденция того, что поведение многих подростков не только доставляет хлопоты родителям, но и представляет собой опасность для общества. Почему в нормальных и благополучных семьях растут малолетние преступники и хулиганы? На этот вопрос мы и постараемся ответить.
В данной презентации будут следующие разделы: (их можно увидеть на экране).
Очень важно правильно и своевременно распознать симптомы надвигающейся опасности и, конечно, знать, как действовать, чтобы помочь ребенку, если он оказался в сложной жизненной ситуации. Что делать, чтобы обеспечить его психологическую безопасность!
ИНТЕРНЕТ - РИСКИ.
В современном мире, где действительность разделена на две плоскости: виртуальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значительно возрастает, т.к. часть из них присутствует в реальной действительности, а часть обнаруживается в виртуальной.
Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном? Вы можете увидеть на слайде.
Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет-рисками необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом
помощи является ваше участие в жизни ребенка, включая и виртуальную
реальность, «онлайн мир» ребенка.
Что делать нельзя:
• вешать ярлыки на ребенка (например, фраза «Да ты болен!»);
• обвинять, ругать и стыдить ребенка (например, фразы: «ты тратишь свою
жизнь понапрасну!», «лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);
• угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений;
• сравнить ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «а вот твоя одноклассница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.).
родителям необходимо понимать:
• Что их детям нравится в играх?
• Какие приложения и технологии используются для этого? Какие игры сейчас современны?
• Как играть в эти игры?
• Сколько времени дети проводят, играя в эти игры?
• Когда, где и с кем их дети играют в игры?
Способы поговорить с ребенком:
• проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайн-жизни;
• не принижайте их виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и
их «настоящая» жизнь);
• не уменьшайте важность интернета и других передовых технологий.
• не запрещайте интернет (если это вообще возможно);
• договоритесь о временных лимитах
обучите детей навыкам самоконтроля,
• предлагайте «офлайновые» действия (вне интернета), которые могут быть интересны детям.
Что делать в случае обнаружения интернет-угроз вашему ребенку. Вы можете увидеть на экране.
Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребенка в том, в каких группах он состоит и немедленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтовв семье, к росту взаимонепонимания, и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. а ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям.
Суицидальные риски.
Общей причиной подросткового суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:
• Переживание обиды, одиночества
• Действительная или мнимая утрата любви родителей
• Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью,
разводом или уходом родителей из семьи.
• Чувства вины, стыда( в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).
• боязнь позора, насмешек или унижения.
• Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка),
• любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
• Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
• желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
• Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.
На первое место среди мотивов суицидального поведения подростков выходят мотивы, связанные с семьей. а психологический смысл суицидального поступка чаще всего — это обращение к другому. Недаром «…самоубийство —мольба о помощи, которую никто не услышал…»
Что делать в ситуации угрозы. Можно увидеть на слайдах.
Группы суицидального риска — это подростки:
• находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому,
жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
• испытывающие серьезные проблемы в учебе;
• не имеющие друзей;
• не имеющие устойчивых интересов, хобби;
• склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):
• перенесшие тяжелую утрату;
• остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);
• имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида,
либо сами пытавшиеся покончить с собой);
• употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
• имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические
соматические заболевания;
• совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления
РИСКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Причин возникновения асоциального поведения множество — это воспитание, наследственность, обучение, социальная среда. Но можно выделить
ряд факторов, которые в купе друг с другом влияют на возникновение и развитие асоциальных форм поведения в подростковом возрасте. Их можно увидеть на экране.
Несмотря на то, что факторов и причин возникновения асоциального поведения у подростка множество, избежать его вполне реально. Чем раньше
родители начинают профилактику проявления асоциальных форм поведения у детей, тем больше шансов, что ребенок вступит во взрослую жизнь,
минуя это состояние.
Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно предотвратить проявление асоциальных форм поведения. Однако родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение
с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым
последствиям. Начинать профилактику необходимо с раннего возраста, с детства объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок в первую очередь ищет понимание и поддержку у родителей, в отношениях с подростком обязательно должно присутствовать доверия. При этом у ребенка не должно быть ощущения вторжения в его дела, он добровольно должен впускать вас в свою личную жизнь. На примере различных жизненных ситуаций ребенку
необходимо объяснять, что проблемы нужно решать, а не бежать от них.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологически безопасная среда для детей
Презентация составлена в рамках анализа показателей психологической защищености класса....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме "Психологическая безопасность детей в семье"
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющим целью сохранение власти, контроля и внушения страха....
Семинар для педагогов "Психологический портрет современных детей и подростков, психологическая безопасность"
Цель: Повышение уровня психологической и личностной компетентности педагогов в области профилактики суицидального поведения детей и подростков....
Сохранение психологической безопасности детей в Интернет - среде.
Памятка для детей и родителей....
"Социальная, психологическая безопасность детей"
методический мариал, как обезопасить и обеспечить для ребенка конфортную среду....
О психологической безопасности детей и подростков (презентация для родителей)
Рекамендации для родителей по формированию стрессоустойчивости ребенкаВидео-запись выступления...
Памятка "Как правильно обеспечить психологическую безопасность детей подросткового возраста?"
Материал содержит тезисы на выступлении родительского всеобуча «Как правильно обеспечить психологическую безопасность детей подросткового возраста? (рекомендации родителям в период каникул...