Детские страхи
статья по психологии
Страх - отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_strahi.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские страхи
Причины появления детских страхов
Конкретная ситуация, напугавшая ребенка (укусило животное, попал в больницу и т.д.) Конечно, не у каждого ребенка, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе детей.
Детское воображение, фантазии, благодаря которому ребенок придумывает чудовищ и призраков в темноте, под кроватью. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире.
Недостаток физической активности, игры может привести к возникновению страхов у детей, игра для ребенка была и остается лучшим средством избавления от всех страхов; Взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются идти в школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам.
Взаимоотношения с родителями и родственниками:
- негативная внутрисемейная обстановка, конфликтные отношения между родителями в семье, когда ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи. Часто авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
- чрезмерная забота, гиперопека когда родители чересчур эмоционально предупреждают ребенка о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя в детдом! чужой тете!»). Детям передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе;
- эмоциональное неприятие или отсутствие контакта с ребенком. Никакие компьютерные игры, телевизор и самые дорогие игрушки не могут заменить ребенку живого человеческого общения. Отсутствие тесного эмоционального контакта с родителями в половине всех случаев является причиной возникновения детских страхов. Очень часто для полного их устранения достаточно просто проводить с ребенком больше времени. И не просто находиться рядом, а именно общаться: совершать совместные прогулки, играть, читать;
- принципиальность и большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
- наличие страхов и тревожности у родителей, главным образом у матери;
- состав семьи, у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи, в неполной семье, когда нет одного из родителей. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. В 5 - 7 лет дети стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола. Мальчики хотят быть во всем похожими на авторитетного для них в эти годы отца, как представителя мужского пола, а девочки - на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола.
- ранний выход матери на работу, постоянно испытываемые матерью физические, нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Дети боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Одинокие матери рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.
Наличие более серьезных нарушений – неврозов (лечение и диагностика находится в компетенции медработников). Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления. Норма «протекания» страха составляет 3-4 недели; если страх не ослабевает и не проходит, то, возможно, его уже стоит рассматривать как невроз.
Виды детских страхов
Сверхценные страхи
Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.
Ночные страхи у детей
Страхи возникающих во время сна и характеризующиеся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.
«Немые» страхи
Это когда сам ребенок отрицает наличие проблемы, однако оно абсолютно очевидно для родителей. Сюда чаще всего относятся страхи животных, громких звуков, незнакомых людей и непривычной обстановки.
Страхи – «невидимки»
Ребенок осознает свои страхи, а вот взрослые, напротив, не замечают никаких признаков их присутствия у ребенка.
Страх ребенка перед наказанием за какой–либо проступок
Причем ошибка может быть настолько незначительной, что взрослые просто не обратят на нее никакого внимания. Наличие подобных страхов свидетельствует о серьезных проблемах во взаимоотношениях ребенка с родителями, порой даже может являться следствием чрезмерного строгого обращения с ребенком.
Страх крови
Очень многие детки при виде маленькой капельки крови, показавшейся из ободранной коленке, начинают кричать с такой силой, что можно подумать, что ранка – это не маленькая царапина, а снятая живьем кожа, которую, ко всему прочему, посыпают пачкой соли. На самом деле ребенок кричит не от боли, а от панического страха. Это абсолютно неподконтрольное ребенку чувство, поэтому подсмеиваться над ним не стоит. Страх перед кровью обусловлен чаще всего банальным незнанием физиологии – малышу кажется, что вся кровь вытечет и он умрет. Собственно говоря, боязнь крови является производной страха смерти.
Смерть родителей
Разновидность детских страхов, зачастую порожденная самими же взрослыми.
Навязчивые страхи
Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.
Бредовые страхи
Это расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться смотреть в окно, надевать определенную одежду, играть с конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Ребенок может паниковать при виде игрушки только потому, что когда-то поскользнулся, ударился, когда играл с игрушкой.
Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.
Патологический страх можно отличить от «нормального» по критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее - к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический.
Отсутствие страхов вообще является патологичным, и причинами этого являются низкая чувствительность у ребенка, психические заболевания, задержка психического развития, родители - алкоголики и наркоманы
Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.
Возрастные проявления детских страхов
Детские страхи по возрастам:
от рождения до 6 месяцев. Младенец пугается громких звуков, упавших предметов, быстрых, резких движений, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении, потери поддержки. Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, тепле, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца.
от 7 месяцев до 1 года. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкая музыка), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки, высота, уход или отсутствие матери.
1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками, потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями, засыпание и пробуждение. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой и незнакомые люди, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
2-3 года. Ребенок боится изменения в окружающей обстановке, неожиданных событий, изменения порядка жизни (появления новых членов семьи, развода, смерти близкого родственника). Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отвержения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов, страх отрицательных, сказочных персонажей, страх неожиданных звуков, страх одиночества, незнакомых ровесников, страх боли, уколов.
3-5 лет. К предыдущим страхам добавляется триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, операциями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков. Страх сказочных отрицательных персонажей добавляется страх Бабы Яги, Бармалея, Карабаса-Барабаса и Кощея.
5-6 лет. Дети боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами, часто боятся страшных сновидений, и смерти во сне.
6-7 лет. Страх смерти достигает апогея, именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и боится потерять членов своей семьи и умереть самому. Появление страха смерти означает появление постепенного завершения «наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей (ведьмы, призраки и др.), бессмертие. Начинают актуализироваться так называемые «школьные страхи», которые связаны с поступлением в первый класс.
7-8 лет. «Школьные» страхи - страх сделать ошибку, плохих отметок и учительских выговоров, опоздания на урок, невыполнение школьных заданий, неприятия со стороны сверстников, конфликтов со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Наблюдается мнительность, возрастные проявления навязчивости, тревожности: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?" Они боятся утратить любовь окружающих: вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их ожиданиям, страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных природных катаклизмов (бури, урагана, наводнения, землетрясения).
8-11 лет. Характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов: страхов несоответствия общепринятым нормам собственные поступки, страха смерти родителей и формирующегося чувства ответственности при выраженной в этом возрасте внушаемости. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, грабителями, ворами и т.д.).
Дети боятся высоты, каруселей (потери ориентации), тяжелых болезней, физического насилия, некоторых животных (крысы, дикие звери и т.д.).
11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Страх совершить странные поступки, потерять личные вещи, сильно заболеть или умереть. Возникает страх собственной привлекательности и сексуального насилия. Недовольство собственной внешностью.
13-16 лет. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма - некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности в мнениях и суждениях.
Страхи подростков: страх быть не собой, страх изменения (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т. д.), страхи нападения, пожара, стихии, страхи заболеть и замкнутого пространства - в основе - страх смерти. Страхи у подростков - не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и ощущение уверенности в ближайшем, социальном окружении.
Диагностика детских страхов
Перед тем как побороть фобии у своего ребенка, сначала их необходимо диагностировать. Основная сложность психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте состоит в том, что дети пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах.
Если вы заметили нервозность, капризность, нарушения сна и появление навязчивых привычек у ребенка, лучший выход – обратиться за диагностикой и коррекцией к специалисту – психологу или психотерапевту. Психолог использует обычные для детей виды деятельности:
- доверительная беседа, можно спросить ребенка о конкретных предметах, людях или сказочных героях, не заостряя детское внимание на пугающих моментах;
- рисование, лепка на заданные и произвольные темы, например, можно попросить изобразить свой страх (при анализе смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.);
- попросить ребенка придумать сказку про его любимого сказочного персонажа (чаще всего дети ассоциируют его с собой).
Как справиться со страхом?
Существует множество способов преодоления тревожности, навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания малыша: например, если он не любит рисовать, нельзя настаивать.
Сказкотерапия
Чтение сказок помогает детям понять и разобраться в противоречивых чувствах. Сказки нужно подобрать в соответствии детскими страхами. Переживая сюжет, ребенок может ощутить себя храбрым и сильным.
Игротерапия
В игре детям намного проще справиться с травмирующей ситуацией. Игры помогают избавиться от фобии, а также преодолеть неуверенность, стеснительность и замкнутость. Так, например, при выборе ребенком роли «злодея» и при вхождении ребенка в образ собственного страха достигается поставленная цель.
Арттерапия
Ребенок может вылепить свой страх из пластилина, и вы совместно можете придумать как с ним справиться. Может нарисовать свой страх и рассказать о нем. Затем листок можно сжечь, предварительно объяснив, что тем самым вы уничтожаете страх или можно сделать нарисованное чудовище смешным. Рисуя, рассказывая, вылепив свой страх, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, перестраивает свои отношения в жизни и соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Песочная терапия
Ребенок лучше раскрывается и прорабатывает свои эмоции, в том числе и страхи. Игры в песочнице улучшают память, мелкую моторику, раскрепощают и снимают внутреннее напряжение. Это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.
Музыкальная терапия
Специально подобранные мелодии являются источником позитивных переживаний для детей. Можно включать классическую музыку, поскольку именно классика поможет устранить депрессию, убрать страхи и стрессы. Например, произведения Чайковского.
Рекомендации родителям по предотвращению детских страхов
Заботиться о психологическом здоровье ребенке необходимо начинать еще до его рождения. Чем спокойнее проходила беременность, тем реже у детей в последующем возникают какие–либо детские страхи. Так что постарайтесь, как бы банально это ни звучало, меньше нервничать во время беременности. Период беременности - не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций.
Рекомендация для мамы: какую бы высокую должность вы ни занимали на работе, помните, что ребенок – это не ваш подчиненный, ему нужен не строгий руководитель, а нежная и любящая мама. У детей властных, строгих матерей страхи встречаются гораздо чаще и в более тяжелой форме. Лечение детских страхов очень сложное и зачастую требует применения фармакологических препаратов.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребенок ощущал себя заброшенным и ненужным.
Даже если вы почти все время проводите на работе или же у вас родился младший ребенок, или по каким-либо иным причинам у вас совсем не остается сил, необходимо, уделять ребенку внимание. При отсутствии адекватного лечения детских страхов, вызванных ощущением собственной «ненужности», в подростковом возрасте эта проблема может привести к возникновению у ребенка суицидальных наклонностей.
Однако и прививать ребенку чувство собственной исключительности также не стоит.
Постарайтесь не ограничивать ребенка в общении со сверстниками – это приведет к появлению страхов перед школьной жизнью.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
Нельзя приводить в пример ребенку те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведет к снижению у ребенка самооценки.
Ни в коем случае не пугайте ребенка собаками, врачами или милиционерами. Ребенок подобные угрозы воспринимает очень серьезно.
Находите побольше времени для рисования, играйте всей семьей.
Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЕ СТРАХИ И АРТ-ТЕРАПИЯ
Сейчас, когда мы уже знакомы с арт-терапией, хочется отдельно остановиться на её врачующем влиянии в области детских страхов. Детские страхи, при этом неважно чего — войны, смерти или приведений, — эт...
Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления
Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой ребенка может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно...
Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления
Цель: научить вовремя распознавать детские страхи и правильно реагировать.Задача: проработать методику работы по борьбе с детскими страхами.Время: 40 мин.Ход мероприятия: Человеку свойствен...
«Детские страхи»
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение...
Детские страхи
Наблюдения показывают, что наши дети часто испытывают страх. Девочки и мальчики, которые учатся во 2-х и 3-х классах школ города Калининграда, рассказали много интересного о своих переживаниях. Чтобы ...
Детские страхи.
Детские страхи....
Презентация "Несколько слов о детских страхах"
Несколько слов о детских страхах, их причинах и последствиях...