Методическая разработка для 7-9 классов на тему: "Искусство эффективного общения".
методическая разработка по психологии (7, 8, 9 класс)
Создание условий для повышения коммуникативной компетенции учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_iskusstvo_effetivnogo_obshcheniya_.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для 7-9 классов
на тему:
«Искусство эффективного общения».
разработала Коровина Яна Петровна
воспитатель СПб ГБПОУ
«Академия ледовых видов спорта
«Динамо Санкт-Петербург»
Василеостровского района.
Санкт-Петербург 2021
Цель: создание условий для повышения коммуникативной компетенции обучающихся.
Задачи:
- раскрыть понятия «эффективное общение» и «конфликт»;
- познакомить с основными видами общения (вербальными, невербальными);
- формировать основные навыки конструктивного общения;
- определить личные качества, важные для общения;
- актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого обучающегося;
- воспитывать культуре поведения в социуме.
Методы и приемы:
- словесный (рассказ - объяснение педагога);
- наглядно-иллюстративный (демонстрация таблицы, терминов);
- игровой (использование игр);
- практический (выполнение упражнений).
- «исходная мотивация» (предание), актуализация знаний учащихся (кластер), дискуссия, рефлексия, вербальные и невербальные приёмы установления контакта.
Форма проведения: тренинг
Оснащение: музыкальное сопровождение, раздаточный материал для каждого участника, диагностическая схема «Лестница коммуникативных способностей».
Предполагаемые результаты:
—формирование адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений;
—уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности;
—формирование навыков адекватного конструктивного поведения;
—развитие навыков доброжелательного общения.
Конспект занятия
I. Оргмомент – 12 мин.
Добрый день, друзья. Я рада вас видеть. Уверена, что наша встреча пройдет интересно и плодотворно. Ведь сегодня в этом прекрасном зале такие интересные и веселые участники. Я права? Давайте поприветствуем друг друга нетрадиционными способами.
- Упражнение «Необычное приветствие»
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.
Участникам предлагается поздороваться друг с другом правыми локтями, левыми коленками, правой пяткой, левым плечом, спиной, правой ногой.
А теперь давайте узнаем лучше друг друга с помощью игрового упражнения.
- Упражнение «6 из 36»
Каждому участнику выдается лист с 36 вопросами. Необходимо найти не менее 6 чел., которые дали бы утвердительные ответы. Внести их имена в строчку с вопросом.
«Выйти в центр круга, кто играет на музыкальном инструменте», «…любит учиться», «остерегается числа 13», «изучает английский язык», «у кого день рождения в июне», «кто собирал вишню», «кто любит манную кашу», «кто спит больше 12 часов в сутки», «кто может приготовить самостоятельно обед», «кто не был в цирке» и т.д.
Рефлексия:
- Испытали ли вы сложность в общении друг с другом?
- Были ли среди участников те, кто с вами несколько раз объединялся во время сверки ответов?
II. Подготовка к основному этапу занятия (мотивация и актуализация знаний) – 10 мин.
Великий мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. Когда подвыпивший Крез попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.
«Почему это блюдо самое лучшее?» - спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!», – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.
«Но почему?!», - воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!», – ответил мудрец.
О чем повествует данное предание? (Ответы учащихся). Мудрость предания, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, культурным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, и о том, что слово может врачевать или убить.
Не случайно первый год обучения в «Школе социального успеха» направлен на развитие коммуникативных способностей, умения эффективно общаться. Вы учитесь быть лидерами-коммуникаторами. (Педагог показывает название темы занятия – «Искусство эффективного общения»)
Что значит – эффективного?
Составление кластера – что входит в понятие «эффективное общение» (например, двусторонний обмен информацией, тактичность, хорошие манеры, культура речи и поведения, честность, точность, умение слушать, умение убеждать, грамотное изложение, вербальная и невербальная коммуникация – жесты, позы, мимика, бесконфликтность, конструктивность, этика и т.д.).
III. Основной этап занятия (закрепление и применение новых знаний и способов действий) – 50 мин.
- Очень важно научиться правильному, непринужденному и легкому общению со всеми. Неважно, кто это будет, друзья или соперники, нужно найти подход ко всем. Развиваем навыки убеждать.
- Упражнение «Завтрак с героем»
Необходимый материал - бумага, карандаши.
Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.
Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будете встречаться. На дискуссию у вас 30 сек.
Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас 1 минута.
Теперь четвертки объединяются между собой и в течение 1 минуты выбирают одного героя.
А теперь все объединяются, и решаете, с кем вы будете завтракать.
Рефлексия:
- Почему остался именно этот герой?
- Легко было уступать и почему вы уступали?
Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть.
Перерыв – 10 мин.
«Радужное настроение» - танцевальный марафон
Перед занятием каждый участник выбирает одну фигуру (треугольник, круг или ромб) определенного цвета – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
Во время марафона ребята делятся на 7 групп в зависимости от цвета своей фигуры и встают в круг, образуя танцевальную площадку.
Поочерёдно включаются нарезки песен про цвета радуги. Как только участники услышат песню про цвет фигуры, который у них в руках, они должны выйти в круг и танцевать, пока звучит их музыка. Таким образом, команды будут поочерёдно сменять друг друга на танцполе.
Когда звучит песня про радугу – танцуют все.
- Продолжаем занятие. Помимо общения словами, есть невербальное общение.
Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика, то есть неречевая форма общения.
- Упражнение «Разговор через стекло»
Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в зимний поход, вторым — объяснить, что их наказали родители. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга.
Рефлексия:
- Поняли ли вы друг друга, смогли ли договориться? Если да, то, как вам это удалось.
- Упражнение «Общение в рисунках»
Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает один на двоих лист бумаги, где участники в течение двух минут посредством рисования ведут общение на произвольные темы. Не следует писать слова, отдельные буквы, цифры и т. д.; используются только рисунки и схемы. Затем участники проговаривают в парах, что каждый из них хотел выразить и что понял из рисунков партнера, после этого происходит обмен впечатлениями в кругу.
Рефлексия:
- Удалось ли достигнуть взаимопонимания при таком общении? Что помогало?
- Упражнение «Понятие конфликт»
Цель: выяснить, что означает «конфликт» для каждого из участников.
Каждому участнику раздается стикер. На нем должны написать ответ на вопрос «Что такое для вас конфликт?» и повесить стикер на стенд. Педагог зачитывает все утверждения и дает научное определение «конфликту». Вместе с учениками выясняет причины и последствия конфликта.
По - научному, конфликт – это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуации, когда одна сторона противостоит другой.
Дискуссия:
- Каковы причины конфликта? (разные характеры, разные мнения по одному и тому же вопросу, неумение слушать, нежелание уступать)
- Какие последствия могут быть? (ссора, драка, человек может обидеться)
- Как можно решить конфликт? (договориться между собой, попросить помощи старших)
Теперь узнав, что такое конфликт, из-за чего он возникает, какие последствия могут быть, мы с вами попробуем применить свои знания.
- Упражнение «Достойный ответ»
Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Рефлексия:
- Легко ли было выполнять задание?
- Вы принимали близко к сердцу нелестное замечание о себе? (Как правило, все говорят, что грубые высказывания их не взволновали потому, что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя)
- Предложите конструктивное решение – как воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
Примеры высказываний:
Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.
Ты никогда никому не помогаешь.
Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
Почему ты на всех смотришь волком?
С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
Ты как не от мира сего.
У тебя такой страшный взгляд.
С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь.
У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.
Посмотри, на кого ты похожа!
Ты слишком много болтаешь ерунды.
Что ты вечно на всех кричишь?
У тебя полностью отсутствует чувство юмора.
Ты слишком плохо воспитана.
Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».
Не забывайте, что выйти из конфликтной ситуации часто помогает чувство юмора.
- Упражнение «Вместо ссоры – помирились»
— Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте себе, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки, глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к тому, кто с вами в паре, и пальцами «сдуйте» его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга.
Рефлексия:
- Какие чувства вы испытывали, стоя спиной друг к другу? А какие – после того, как развернулись и «сдули» щеки друга?
IV. Итоговый этап (завершение работы с позитивным настроением) – 3 мин.
- Упражнение «Подарок»
- Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.
Каждый находит в комнате листок (в виде сердечка) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.
Пожелания:
Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.
В споре умей выслушать собеседника до конца.
Уважай чувства других людей.
Любую проблему можно решить.
Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься
Не сердись, улыбнись.
Начни свой день с улыбки.
Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
Взгляни на своего Обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
После того как все нашли свои «подарки», участники возвращаются в круг и зачитывают то, что написано на их листочке, даря эти слова всем присутствующим.
V. Рефлексия занятия – 5 мин.
Предлагаю вам провести самооценку коммуникативных навыков и умений.
- Упражнение «Лестница коммуникативного мастерства» (5 ступеней)
Педагог вывешивает заранее приготовленный рисунок - «лестницу коммуникативного мастерства». Правый край — «Ас коммуникации», левый — «Полный профан». Задача участников — найти свое место на этой лестнице и встать туда, в соответствии со своими собственными представлениями.
После того как все расставят себя на лестнице происходит обсуждение, почему они расположили себя именно на этом участке лестницы и что мешает при общении с людьми, чтобы добиться более высоких показателей?
- Чему вы научились во время занятия?
2. Упражнение «Аплодисменты по кругу»
- Мы хорошо поработали сегодня, поэтому предлагаю поаплодировать друг другу, но так, чтобы каждый почувствовал себя «героем встречи».
Педагог начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем, третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
- Спасибо всем вам за активную работу на занятии. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока английского языка и МХК в 7 классе по теме " Искусство:театр. Как все начиналось"
Интегрированный урок английского языка и МХК проходил в 7 классе. Учителем были определены следующие цели урока:...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...
Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Искусство путешествовать" с мультимедийной презентацией ( УМК "Шаги 4" И.Л. Бим)
На данном уроке решаются следующие учебные, развивающие задачи расширение и углубление знаний учащихся по данной теме; активизация умения воспринимать на слух иноязычную речь; совершенствование ...
Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня".
Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня"....
Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"
Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)
Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...
Методическая разработка к уроку английского языка в 9 классе по теме "Искусство и дизайн".
Данная разработка используется на уроке английского языка по теме "Искусство и дизайн". В разработке представлено умение описывать картины используя различные технологии, применяемые на урок...