статья «Игры с детьми младенческого возраста»
статья по психологии

Фицнер Екатерина Владимировна

Младенческий возраст – период жизни ребенка от рождения до года. В младенческом периоде ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное общение со взрослыми, заключающееся в обмене позитивными эмоциями, выражающими отношение  младенца и взрослого друг к другу. У ребенка есть потребность в доброжелательном внимании взрослого, которое проявляется в его ласковых словах, нежных прикосновениях, улыбке. Ребенок очень быстро включается в эмоциональное общение и использует для него разнообразные мимические проявления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vorsina_e.v.docx70.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с детьми младенческого возраста

Годы детства-это прежде всего воспитание сердца.

В. Сухомлинский

Подборку сделала педагог-психолог  Е.В. Ворсина на основе методической литературы и интернет-ресурсов.

Младенческий возраст – период жизни ребенка от рождения до года. В младенческом периоде ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное общение со взрослыми, заключающееся в обмене позитивными эмоциями, выражающими отношение  младенца и взрослого друг к другу. У ребенка есть потребность в доброжелательном внимании взрослого, которое проявляется в его ласковых словах, нежных прикосновениях, улыбке. Ребенок очень быстро включается в эмоциональное общение и использует для него разнообразные мимические проявления.

Игры-занятия с детьми в возрасте от 3 до 6 месяцев

К 2-3 месяцам жизни малыш в ответ на эмоциональное обращение начинает улыбаться, смотрит в глаза матери, оживленно двигает ручками и ножками, издает звуки гуления. Такое радостное поведение малыша в ответ на обращение взрослого названо «комплексом оживления». Он способствует проявлению двигательной, голосовой и познавательной активности ребёнка.

К 4-5 месяцам у малыша начинает складываться дифференцированное отношение к окружающим близким взрослым. К этому же времени начинает формироваться чувство привязанности к матери.

К 5-ти месяцам малыш может захватывать и удерживать игрушку в руке, может различать цвета, величину и форму предметов, а самое главное, узнавать близких людей, различать «своих» и «чужих».

В период от 3-х до 6-ти месяцев развития ребёнок овладевает подготовительными движениями к ползанию. Вместе с освоением общих движений малыш учится сохранять равновесие, осваивая то или иное движение.

Игры для поддержания доверительных отношений, стимулирования «комплекса оживления» (во время кормления, переодевания, купания и укладывания на сон)

Игра «Ку-ку»

Вот, пожалуй, сама первая игра, в которую с удовольствием играют совсем маленькие дети. Уже трехмесячные младенцы с интересом смотрят и веселятся, когда взрослый закрывает ладонями глаза и говорит: «Ку-ку, нет меня, —  и тут же открывает лицо, с улыбкой глядя на малыша: — Вот он я!». Можно спрятаться за спинку кроватки и, произнеся «Ку-ку!», выглянуть со словами «Вот где я!». Ребенок будет отыскивать взрослого, спрятавшегося в разных местах, ориентироваться на звуки голоса и радостно вскрикивать при его появлении. В эту игру дети играют до конца первого года и позже с неубывающим удовольствием. Со временем ее можно видоизменить, пряча личико ребенка под косыночкой, он сам будет сдергивать ее со смехом.

Игра «Голышок — малышок»

Нежно и ласково прижмите малыша к себе, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Декламируя стихи, поглаживайте ножки и ручки ребенка, его животик, нежно тормошите его за грудку, улыбайтесь, смотрите в глаза, приближайте свое лицо к нему и удаляйте от него.

Голышу-малышу

Сшила понемножку,

Малышу-голышу

Новую одежку.

Алую рубашку,

Синие штаны.

Видишь по кармашку

С каждой стороны.

Сшила желтый кожушок…

Ай да щеголь малышок-

Голышок!

Игра «Как у нашей киски»

Сядьте на диван так, чтобы спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Читая стихи, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку.

Как у нашей киски

Темные реснички.

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки-царапки.

Эта игра будет стимулировать положительные эмоции малыша.

Игра «Носик к носику»

Возьмите малыша на руки. Одну руку положите под шею и голову, другой придерживайте его ягодицы. Эта положение называется «на весу». Приближайте свое лицо к его лицу, говоря: «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да, да, да!» (Произносить протяжно). На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Можно последнее «да» пропеть чуть громче —  это сделает игру забавнее. Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса, делая его то высоким, то низким.

Положите малыша на пеленальный стол, повторите игру, произнося первое и второе «да» шепотом, а третье —  обычным голосом. Ребенок будет улыбаться, смотреть вам в глаза, ожидая продолжения игры.

Игра «Вот проснулись»

Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая — ягодицы (положение «на весу»). В этом положении ваши лица обращены друг к другу. Покачивая малыша, приближаясь к его лицу и удаляясь от него, улыбаясь, легко дуйте на шейку и читайте стихотворение.

Вот проснулись, малыши

Потянулись от души,

Ручки дружно вверх подняли,

Опустили не устали.

Мы головкой покачали вправо-влево показали

Повторите игру несколько раз. Во второй части игры положите малыша на пеленальный стол или манеж. Наклоняясь к ребенку, легко прикоснитесь к его грудке, улыбнитесь, позовите его по имени, прочитайте еще раз стихотворение, дополненное четырьмя строками.

Есть у нас  игрушка-это погремушка

Вот какая звонкая игрушка зазвенела(застучала) наша погремушка (ля-ля)

Предоставьте ребенку возможность сосредоточить на игрушке взгляд. Потряхивая ее, молча, медленно передвигайте ее вправо-влево, вверх-вниз. Приветливое и ласковое выражение вашего лица будет способствовать активизации положительных эмоций малыша.

Игра «Тушки-татушки»

Положите малыша на спинку. Напевно произносите слова потешки. При словах «тушки-тутушки» прикасайтесь и нежно похлопывайте ребенка по разным частям его тела.

Тушки-татушки,

С творогом ватрушки!

Тушки-татушки,

Пшеничный пирожок!

На опарушке мешен,

Высоконько взошел!

Вскоре малыш при каждом прикосновении будет улыбаться и с нетерпением ожидать нового прикосновения в другом месте.

Тушки-татушки,

На столе преснушки!

Тушки-татушки,

А в печи ватрушки!

Тушки-татушки,

Пекла баба преснушки.

Всем по преснушке,

А две — …(имя ребенка)!

Три- татушки,три-та-та-будем гладит мы кота:

будем гладит ушки на его макушки,

будем гладить лапки, лапки-царапки.

Киска, киска, не сердись, не царапай деток, брысь

В какой-то момент прекратите игру, отстранитесь от малыша, приглашая его к эмоциональному общению с вами.

Игра «По улице мостовой»

Положите малыша на спину и распеленайте. Обхватив его руки в запястье, осторожно сгибайте и разгибайте их в ритме неторопливой песни.

По улице мостовой

Шла матрешкой за водой.

Хлопайте ладошками малыша, вызывая у него радостные эмоции.

Шла матрешка за водой,

Ты водичка,буль-буль

Повторите песенку, выполняя действия с ножками ребенка: сгибайте-разгибайте их в коленках, затем поочередно постукивайте пяточками по поверхности пеленальника. Далее сделайте в игре паузу, приглашая малыша своей улыбкой к эмоциональному общению.

Игра «Вместе с птицами пою»

Возьмите малыша из манежа или кроватки, где он бодрствует. Несите на пеленальный стол, нежно и ласково прижимая его к себе. Распеленайте его, говоря:

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

— С добрым утром!

— С ясным днем! —

Вот как славно мы поем!

Подложите свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы он полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед-назад, мягко и напевно декламируя стихи.

Игра «Едем-едем»

Возьмите малыша на руки. Одну руку положите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы («на весу»). В ритме песенки поднимайте и опускайте его.

Едет, едет паровоз,

Две трубы и сто колес,

Едет, едет паровоз,

Чух, чух, чух, пыхтит

Наш пес.

Две трубы, сто колес,

Машинистом рыжий пес.

Пятьдесят поросят

На подножках висят.

На последние слова поцелуйте малыша в животик и шумно выдохните: «Чух!». Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.

Игра «Смелый пилот»

Вам понадобится большой гимнастический мяч. Малыша кладут на него и, удерживая за колени и напевая, раскачивая вперед, назад, в стороны.

Вырасту, буду

Летчиком смелым.

Нет для мальчишки

Лучшего дела

C:\Users\Катюша\Desktop\xRV-PMkwhYs (1).jpg

Желаем вам с малышом построить доверительные отношения, научиться воспринимать окружающий мир и быть с ребенком в едином диалоге-диалоге любви


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры с детьми раннего возраста

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития,...

Игры с детьми раннего возраста, способствующие речевому развитию.

ИГРА - вот самый эффективный способ воспитания и обучения любого маленького ребенка. Игра- веселая и забавная ,занимательная и познавательная - поможет родителям в этом.В  данной статье описаны и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА. ГРУППА №2 «Пчелки» на 2019-2020 учебный год

Разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года, № 1155)    ...

Конспект.Развитие речи.Занятия с детьми младенческого возраста (от 1 до 3 месяцев)

Развивать умение держать голову в вертикальном положении, укреплять мышцы шеи, вызывать чувства радости от общения с взрослым, стимулирование отдельных звуков (гукание)...

Конспект.Совершенствование восприятия. Занятия с детьми младенческого возраста (от 1 до 3 месяцев)

Развивать способность более длительно следить за движущимся предметом, удерживать в поле зрения, приближающиеся и удаляющиеся, наклоняющиеся влево – вправо лицо взрослого. Развивать умение удерж...

Конспект. Развитие движений. Занятия с детьми младенческого возраста (от 1 до 3 месяцев)

Развивать умение держать голову в положении на спине, укреплять мышцы шеи, вызывать чувства радости от общения с взрослым, стимулирование отдельных звуков (гукание)...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми младенческого возраста» 2022-2023г

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...