статья «Игры с детьми младенческого возраста»
статья по психологии
Младенческий возраст – период жизни ребенка от рождения до года. В младенческом периоде ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное общение со взрослыми, заключающееся в обмене позитивными эмоциями, выражающими отношение младенца и взрослого друг к другу. У ребенка есть потребность в доброжелательном внимании взрослого, которое проявляется в его ласковых словах, нежных прикосновениях, улыбке. Ребенок очень быстро включается в эмоциональное общение и использует для него разнообразные мимические проявления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vorsina_e.v.docx | 70.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с детьми младенческого возраста
Годы детства-это прежде всего воспитание сердца.
В. Сухомлинский
Подборку сделала педагог-психолог Е.В. Ворсина на основе методической литературы и интернет-ресурсов.
Младенческий возраст – период жизни ребенка от рождения до года. В младенческом периоде ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное общение со взрослыми, заключающееся в обмене позитивными эмоциями, выражающими отношение младенца и взрослого друг к другу. У ребенка есть потребность в доброжелательном внимании взрослого, которое проявляется в его ласковых словах, нежных прикосновениях, улыбке. Ребенок очень быстро включается в эмоциональное общение и использует для него разнообразные мимические проявления.
Игры-занятия с детьми в возрасте от 3 до 6 месяцев
К 2-3 месяцам жизни малыш в ответ на эмоциональное обращение начинает улыбаться, смотрит в глаза матери, оживленно двигает ручками и ножками, издает звуки гуления. Такое радостное поведение малыша в ответ на обращение взрослого названо «комплексом оживления». Он способствует проявлению двигательной, голосовой и познавательной активности ребёнка.
К 4-5 месяцам у малыша начинает складываться дифференцированное отношение к окружающим близким взрослым. К этому же времени начинает формироваться чувство привязанности к матери.
К 5-ти месяцам малыш может захватывать и удерживать игрушку в руке, может различать цвета, величину и форму предметов, а самое главное, узнавать близких людей, различать «своих» и «чужих».
В период от 3-х до 6-ти месяцев развития ребёнок овладевает подготовительными движениями к ползанию. Вместе с освоением общих движений малыш учится сохранять равновесие, осваивая то или иное движение.
Игры для поддержания доверительных отношений, стимулирования «комплекса оживления» (во время кормления, переодевания, купания и укладывания на сон)
Игра «Ку-ку»
Вот, пожалуй, сама первая игра, в которую с удовольствием играют совсем маленькие дети. Уже трехмесячные младенцы с интересом смотрят и веселятся, когда взрослый закрывает ладонями глаза и говорит: «Ку-ку, нет меня, — и тут же открывает лицо, с улыбкой глядя на малыша: — Вот он я!». Можно спрятаться за спинку кроватки и, произнеся «Ку-ку!», выглянуть со словами «Вот где я!». Ребенок будет отыскивать взрослого, спрятавшегося в разных местах, ориентироваться на звуки голоса и радостно вскрикивать при его появлении. В эту игру дети играют до конца первого года и позже с неубывающим удовольствием. Со временем ее можно видоизменить, пряча личико ребенка под косыночкой, он сам будет сдергивать ее со смехом.
Игра «Голышок — малышок»
Нежно и ласково прижмите малыша к себе, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Декламируя стихи, поглаживайте ножки и ручки ребенка, его животик, нежно тормошите его за грудку, улыбайтесь, смотрите в глаза, приближайте свое лицо к нему и удаляйте от него.
Голышу-малышу
Сшила понемножку,
Малышу-голышу
Новую одежку.
Алую рубашку,
Синие штаны.
Видишь по кармашку
С каждой стороны.
Сшила желтый кожушок…
Ай да щеголь малышок-
Голышок!
Игра «Как у нашей киски»
Сядьте на диван так, чтобы спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Читая стихи, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку.
Как у нашей киски
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.
Эта игра будет стимулировать положительные эмоции малыша.
Игра «Носик к носику»
Возьмите малыша на руки. Одну руку положите под шею и голову, другой придерживайте его ягодицы. Эта положение называется «на весу». Приближайте свое лицо к его лицу, говоря: «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да, да, да!» (Произносить протяжно). На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Можно последнее «да» пропеть чуть громче — это сделает игру забавнее. Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса, делая его то высоким, то низким.
Положите малыша на пеленальный стол, повторите игру, произнося первое и второе «да» шепотом, а третье — обычным голосом. Ребенок будет улыбаться, смотреть вам в глаза, ожидая продолжения игры.
Игра «Вот проснулись»
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая — ягодицы (положение «на весу»). В этом положении ваши лица обращены друг к другу. Покачивая малыша, приближаясь к его лицу и удаляясь от него, улыбаясь, легко дуйте на шейку и читайте стихотворение.
Вот проснулись, малыши
Потянулись от души,
Ручки дружно вверх подняли,
Опустили не устали.
Мы головкой покачали вправо-влево показали
Повторите игру несколько раз. Во второй части игры положите малыша на пеленальный стол или манеж. Наклоняясь к ребенку, легко прикоснитесь к его грудке, улыбнитесь, позовите его по имени, прочитайте еще раз стихотворение, дополненное четырьмя строками.
Есть у нас игрушка-это погремушка
Вот какая звонкая игрушка зазвенела(застучала) наша погремушка (ля-ля)
Предоставьте ребенку возможность сосредоточить на игрушке взгляд. Потряхивая ее, молча, медленно передвигайте ее вправо-влево, вверх-вниз. Приветливое и ласковое выражение вашего лица будет способствовать активизации положительных эмоций малыша.
Игра «Тушки-татушки»
Положите малыша на спинку. Напевно произносите слова потешки. При словах «тушки-тутушки» прикасайтесь и нежно похлопывайте ребенка по разным частям его тела.
Тушки-татушки,
С творогом ватрушки!
Тушки-татушки,
Пшеничный пирожок!
На опарушке мешен,
Высоконько взошел!
Вскоре малыш при каждом прикосновении будет улыбаться и с нетерпением ожидать нового прикосновения в другом месте.
Тушки-татушки,
На столе преснушки!
Тушки-татушки,
А в печи ватрушки!
Тушки-татушки,
Пекла баба преснушки.
Всем по преснушке,
А две — …(имя ребенка)!
Три- татушки,три-та-та-будем гладит мы кота:
будем гладит ушки на его макушки,
будем гладить лапки, лапки-царапки.
Киска, киска, не сердись, не царапай деток, брысь
В какой-то момент прекратите игру, отстранитесь от малыша, приглашая его к эмоциональному общению с вами.
Игра «По улице мостовой»
Положите малыша на спину и распеленайте. Обхватив его руки в запястье, осторожно сгибайте и разгибайте их в ритме неторопливой песни.
По улице мостовой
Шла матрешкой за водой.
Хлопайте ладошками малыша, вызывая у него радостные эмоции.
Шла матрешка за водой,
Ты водичка,буль-буль
Повторите песенку, выполняя действия с ножками ребенка: сгибайте-разгибайте их в коленках, затем поочередно постукивайте пяточками по поверхности пеленальника. Далее сделайте в игре паузу, приглашая малыша своей улыбкой к эмоциональному общению.
Игра «Вместе с птицами пою»
Возьмите малыша из манежа или кроватки, где он бодрствует. Несите на пеленальный стол, нежно и ласково прижимая его к себе. Распеленайте его, говоря:
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
— С добрым утром!
— С ясным днем! —
Вот как славно мы поем!
Подложите свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы он полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед-назад, мягко и напевно декламируя стихи.
Игра «Едем-едем»
Возьмите малыша на руки. Одну руку положите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы («на весу»). В ритме песенки поднимайте и опускайте его.
Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес,
Едет, едет паровоз,
Чух, чух, чух, пыхтит
Наш пес.
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.
Пятьдесят поросят
На подножках висят.
На последние слова поцелуйте малыша в животик и шумно выдохните: «Чух!». Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.
Игра «Смелый пилот»
Вам понадобится большой гимнастический мяч. Малыша кладут на него и, удерживая за колени и напевая, раскачивая вперед, назад, в стороны.
Вырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки
Лучшего дела
Желаем вам с малышом построить доверительные отношения, научиться воспринимать окружающий мир и быть с ребенком в едином диалоге-диалоге любви
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические игры с детьми раннего возраста
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития,...
Игры с детьми раннего возраста, способствующие речевому развитию.
ИГРА - вот самый эффективный способ воспитания и обучения любого маленького ребенка. Игра- веселая и забавная ,занимательная и познавательная - поможет родителям в этом.В данной статье описаны и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА. ГРУППА №2 «Пчелки» на 2019-2020 учебный год
Разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года, № 1155) ...
Конспект.Развитие речи.Занятия с детьми младенческого возраста (от 1 до 3 месяцев)
Развивать умение держать голову в вертикальном положении, укреплять мышцы шеи, вызывать чувства радости от общения с взрослым, стимулирование отдельных звуков (гукание)...
Конспект.Совершенствование восприятия. Занятия с детьми младенческого возраста (от 1 до 3 месяцев)
Развивать способность более длительно следить за движущимся предметом, удерживать в поле зрения, приближающиеся и удаляющиеся, наклоняющиеся влево – вправо лицо взрослого. Развивать умение удерж...
Конспект. Развитие движений. Занятия с детьми младенческого возраста (от 1 до 3 месяцев)
Развивать умение держать голову в положении на спине, укреплять мышцы шеи, вызывать чувства радости от общения с взрослым, стимулирование отдельных звуков (гукание)...
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми младенческого возраста» 2022-2023г
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...