Исследование психологической готовности к экзаменам 9,11 класс
материал по психологии

Гринько Татьяна Викторовна

Исследование на тревожность к экзаменам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно – аналитическая справка по результатам психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ

Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента.

Когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.

Уровень

Экзаменационная  тревожность

9 А

9 Б

9 В

11 А

11 Б

Сумма

%

1

Относительное благополучие

4

8

8

0

2

22

25%

2

Зона риска

10

7

11

9

4

41

46%

3

Неблагополучие

5

4

3

11

3

26

29%

Количество

19

19

22

20

9

89

100,0

Экзаменационная тревожность

Вывод: 41% учащихся находятся в зоне риска, т.е. эти учащиеся испытывают перед экзаменом волнение. 26% учащихся имеют высокую экзаменационную тревожность, этих учащихся может вывести хоть, что из хорошего расположения духа, их очень волнуют неудачи поэтому они испытывают сильное волнение перед к/р , зачётом, экзаменом.

22% учащихся показывают спокойствие. Эти учащиеся не в полной мере оценивают предстоящие испытания и стараются абстрагироваться от этой проблемы (живут по принципу «подумаю завтра»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: по результатам анкетирования можно сделать следующий вывод, что для учеников 11-го класса высокий уровень тревожности, это может говорить о том, что ученики полностью осмыслили экзамены в 9-м классе и относятся к этому серьёзно.

Стрессоустойчивость старшеклассников

9 А

11 А

11 Б

Сумма

%

Количество

19

19

23

20

9

90

Слабая

0

21

4

35

11

71

15

Средняя

32

74

83

50

78

317

70

Сильная

68

5

13

15

11

112

24

Вывод: 15% учащихся способны принимать правильное решение, нервное возбуждение довольно сильное, но они стремятся выйти из этого состояния всеми им известными способами.

У 70% учащихся существуют защитные механизмы от сильных потрясений, которые включаются при неблагополучных условиях.

24% учащихся умеют восстанавливать свой энергобаланс, умеют проявлять свои сильные стороны и быстро восстанавливать своё психическое состояние.

Тревожность старшеклассников

Ситуативная тревожность

При попадании в стрессовую ситуацию характеризуется субъективным дискомфортом, напряжённостью, беспокойством и вегетативным возбуждением.

9 А

11 А

11 Б

Сумма

%

Количество

19

19

23

20

9

90

100%

Низкая

2

5

35

0

22

26

29%

Умеренная

8

53

30

15

33

28

31%

Высокая

9

42

35

85

44

43

48%

Личностная тревожность

Представляет конституциональную черту, обуславливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне.

9 А

11 А

11 Б

Сумма

%

Количество

19

19

23

20

9

90

100%

Низкая

1

10

9

0

0

4

4%

Умеренная

8

69

35

25

33

34

38%

Высокая

10

21

56

75

67

46

51%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 51% учащихся относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Это даёт основание предполагать у них появление состояние тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетенции и престижа.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

- Формировать чувство уверенности и успеха;

- Смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Причины стресса

9А класс

9Б класс

9В класс

11 А класс

11 Б класс

Плохая готовность к урокам

16%

16%

4%

30%

30%

Плохо даются предметы, не понимают материал

42%

47%

43%

55%

33%

Учитель недостаточно времени уделяет подготовке к экзаменам

11%

5%

22%

45%

33%

Неуверенность в себе

37%

21%

30%

50%

20%

Боязнь процедуры сдачи экзамена

31%

10%

13%

15%

11%

По результатам исследования, запланированы мероприятия по снятию тревожности у учащихся 9-х и 11-х классов.

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции.

Все эти трудности предлагаются преодолеть:

  1. через знакомство выпускников с особенностями и процедурой Единого Государственного экзамена для повышения интереса к результатам ЕГЭ;

2. повышение сопротивляемости стрессу в результате:

а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации;

б) возрастания уверенности в себе в своих силах;

3.         развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние  резервы.

Эти задачи будут решаться с помощью программы по формированию психологической готовности к ЕГЭ. Программа состоит из 5 занятий с чёткой структурой.

В программе будут использоваться:  психологические игры, упражнения, методики, модифицированные для решения поставленных задач.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ:

Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления самооценки

Помогайте подростку поверить в себя и свои способности

Помогайте избежать ошибок

Поддерживайте выпускника при неудачах

Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить ЕГЭ, ОГЭ, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.

Учитывайте во время подготовки к экзаменам индивидуальные психофизиологические особенности

Педагог-психолог:  _____________   /                       /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы Психологическая готовность к экзаменам

Данный материал будет интересен как школьным псиологоам, так и родителям учащихся  9-х,11-х классов....

Психологическая готовность к экзаменам

Рекомендации родителям и выпускникам...

Рабочая программа «Психологическая готовность к экзаменам» тип: профилактическая для учащихся 9-11 классов

Единый государственный экзамен играет определяющую роль в жизни будущих выпускников. От результата сдачи этого экзамена зависит как уровень учебного заведения, в которое может поступить выпускник, буд...

Психологическая готовность к экзаменам

Психологическая готовность к экзаменам...