Исследование психологической готовности к экзаменам 9,11 класс
материал по психологии
Исследование на тревожность к экзаменам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_psihologicheskoy_gotovnosti_starsheklassnikov_k_ekzamenam_9-11_klass.docx | 78.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно – аналитическая справка по результатам психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ
Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента.
Когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.
Уровень | Экзаменационная тревожность | 9 А | 9 Б | 9 В | 11 А | 11 Б | Сумма | % |
1 | Относительное благополучие | 4 | 8 | 8 | 0 | 2 | 22 | 25% |
2 | Зона риска | 10 | 7 | 11 | 9 | 4 | 41 | 46% |
3 | Неблагополучие | 5 | 4 | 3 | 11 | 3 | 26 | 29% |
Количество | 19 | 19 | 22 | 20 | 9 | 89 | 100,0 |
Экзаменационная тревожность
Вывод: 41% учащихся находятся в зоне риска, т.е. эти учащиеся испытывают перед экзаменом волнение. 26% учащихся имеют высокую экзаменационную тревожность, этих учащихся может вывести хоть, что из хорошего расположения духа, их очень волнуют неудачи поэтому они испытывают сильное волнение перед к/р , зачётом, экзаменом.
22% учащихся показывают спокойствие. Эти учащиеся не в полной мере оценивают предстоящие испытания и стараются абстрагироваться от этой проблемы (живут по принципу «подумаю завтра»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: по результатам анкетирования можно сделать следующий вывод, что для учеников 11-го класса высокий уровень тревожности, это может говорить о том, что ученики полностью осмыслили экзамены в 9-м классе и относятся к этому серьёзно.
Стрессоустойчивость старшеклассников
9 А | 9Б | 9В | 11 А | 11 Б | Сумма | % | |
Количество | 19 | 19 | 23 | 20 | 9 | 90 | |
Слабая | 0 | 21 | 4 | 35 | 11 | 71 | 15 |
Средняя | 32 | 74 | 83 | 50 | 78 | 317 | 70 |
Сильная | 68 | 5 | 13 | 15 | 11 | 112 | 24 |
Вывод: 15% учащихся способны принимать правильное решение, нервное возбуждение довольно сильное, но они стремятся выйти из этого состояния всеми им известными способами.
У 70% учащихся существуют защитные механизмы от сильных потрясений, которые включаются при неблагополучных условиях.
24% учащихся умеют восстанавливать свой энергобаланс, умеют проявлять свои сильные стороны и быстро восстанавливать своё психическое состояние.
Тревожность старшеклассников
Ситуативная тревожность
При попадании в стрессовую ситуацию характеризуется субъективным дискомфортом, напряжённостью, беспокойством и вегетативным возбуждением.
9 А | 9Б | 9В | 11 А | 11 Б | Сумма | % | |
Количество | 19 | 19 | 23 | 20 | 9 | 90 | 100% |
Низкая | 2 | 5 | 35 | 0 | 22 | 26 | 29% |
Умеренная | 8 | 53 | 30 | 15 | 33 | 28 | 31% |
Высокая | 9 | 42 | 35 | 85 | 44 | 43 | 48% |
Личностная тревожность
Представляет конституциональную черту, обуславливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне.
9 А | 9Б | 9В | 11 А | 11 Б | Сумма | % | |
Количество | 19 | 19 | 23 | 20 | 9 | 90 | 100% |
Низкая | 1 | 10 | 9 | 0 | 0 | 4 | 4% |
Умеренная | 8 | 69 | 35 | 25 | 33 | 34 | 38% |
Высокая | 10 | 21 | 56 | 75 | 67 | 46 | 51% |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 51% учащихся относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Это даёт основание предполагать у них появление состояние тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетенции и престижа.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Формировать чувство уверенности и успеха;
- Смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Причины стресса | ||||||
9А класс | 9Б класс | 9В класс | 11 А класс | 11 Б класс | ||
Плохая готовность к урокам | 16% | 16% | 4% | 30% | 30% | |
Плохо даются предметы, не понимают материал | 42% | 47% | 43% | 55% | 33% | |
Учитель недостаточно времени уделяет подготовке к экзаменам | 11% | 5% | 22% | 45% | 33% | |
Неуверенность в себе | 37% | 21% | 30% | 50% | 20% | |
Боязнь процедуры сдачи экзамена | 31% | 10% | 13% | 15% | 11% |
По результатам исследования, запланированы мероприятия по снятию тревожности у учащихся 9-х и 11-х классов.
Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции.
Все эти трудности предлагаются преодолеть:
- через знакомство выпускников с особенностями и процедурой Единого Государственного экзамена для повышения интереса к результатам ЕГЭ;
2. повышение сопротивляемости стрессу в результате:
а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации;
б) возрастания уверенности в себе в своих силах;
3. развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Эти задачи будут решаться с помощью программы по формированию психологической готовности к ЕГЭ. Программа состоит из 5 занятий с чёткой структурой.
В программе будут использоваться: психологические игры, упражнения, методики, модифицированные для решения поставленных задач.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ:
Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления самооценки
Помогайте подростку поверить в себя и свои способности
Помогайте избежать ошибок
Поддерживайте выпускника при неудачах
Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить ЕГЭ, ОГЭ, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
Учитывайте во время подготовки к экзаменам индивидуальные психофизиологические особенности
Педагог-психолог: _____________ / /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к экзаменам.
Презентация....
Советы Психологическая готовность к экзаменам
Данный материал будет интересен как школьным псиологоам, так и родителям учащихся 9-х,11-х классов....
Психологическая готовность к экзаменам
Рекомендации родителям и выпускникам...
Психологическая готовность к экзаменам.
Презентация...
Психологическая готовность к экзаменам.
Презентация...
Рабочая программа «Психологическая готовность к экзаменам» тип: профилактическая для учащихся 9-11 классов
Единый государственный экзамен играет определяющую роль в жизни будущих выпускников. От результата сдачи этого экзамена зависит как уровень учебного заведения, в которое может поступить выпускник, буд...
Психологическая готовность к экзаменам
Психологическая готовность к экзаменам...