Интерактивное занятие «Моя территория»
план-конспект занятия по психологии (10 класс)

Вдовиченко Маргарита Александровна

Занятие. «Моя территория»

Актуальность.

Формирование собственных границ происходит в течение всей жизни человека, данная тема актуальна среди подростков, так как в подростковом возрасте происходит формирование личностного «Я». Правильно и гармонично сформированное личностное «Я» помогает увидеть себя в этом мире, в социальных взаимоотношениях, в семейных отношениях, в своем профессиональном становлении.

К сожалению, часто бывает так, что особенности воспитания не оставляют ребенку права на то, чтобы ощущать себя отдельной личностью и соответственно исследовать и устанавливать свои границы. Взрослые говорят ребенку, какие чувства он должен, а какие не должен испытывать, особенно при проявлениях злости, гнева, тоски, одиночества. Ему устанавливают запреты на мысли и взгляды, если они отличаются от мыслей и взглядов его окружения. Раз за разом пряча свои чувства, не выражая себя, подменяя свои истинные эмоции «правильными» - теми, которые от него ожидаются, - ребенок стирает грани своего «Я». Человек, лишенный возможности самостоятельно разобраться, где «Я», а где «не-Я», склонен к формированию двух крайних вариантов в структуре личности.

В процессе взросления ребенок расширяет карту своих контактов, вступает в новые взаимодействия с другими людьми, оказывается в новых ситуациях и каждый раз снова и снова определяет свои границы, устанавливая баланс между своими личными потребностями и требования общества.

Подростковый возраст – тот период, когда дети подвержены влиянию со стороны сверстников, старших товарищей. Очень важно научить подростков осознавать и отстаивать  свои границы, научиться понимать себя, слышать свои истинные потребности и желания.

Ожидаемые результаты: сформировать представление о понятии «личные границы», ознакомить со способами отстаивания личных границ.

Цель: путем совместного обсуждения прийти к способам защиты личных границ.

Задачи:

  1. развивать умение осознавать границы своего личного пространства;
  2. научиться защищать границы своего личного пространства;
  3. научиться уважительно относиться к личным психологическим границам других.
  1. Вводный этап.

Цель: создание благоприятного, комфортного психологического климата для проведения дальнейшей работы с обучающимися.

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас с Вами занятие, посвященное теме: «Моя территория». О чем данное занятие, я Вам расскажу чуть позже. Предлагаю немного подвигаться.

Упражнение 1.  «Молекулы»

Цель: раскрепощение обучающихся.

 Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Вы сейчас начнете быстро двигаться, и я буду говорить, например, три.

И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.

Обсуждение:

Комфортно ли Вам было объединяться? Чувствовали ли Вы, что Ваши личные границы были нарушены?

А что такое личные границы?

  1. Основной этап – теоретический.

Цель: знакомство и анализ основных понятий.

Личная граница – эта тонкая черта проведена в нашем понимании и ощущении нас самих, как отдельных личностей. Она незрима, ее нельзя пощупать, можно только ощутить. По сути, граница – это наше понимание, где наше, а где не наше. Подобное осознание помогает человеку более адаптивно взаимодействовать в окружении.

Упражнение 2. «Личные границы»

Цель: исследование границ во взаимоотношениях с окружающими, рефлексия собственных способов защиты свои границ и нарушения границ других людей.

Каждому участнику предлагается на полу отметить с помощью листов бумаги свои границы. Участники сами выбирают, какого размера и формы они будут. Затем ведущий, как бы ненарочно, начинает нарушать границы участников разными способами:

1. «Мне кажется, у окна вам будет комфортнее, перейдите к нему ближе».

Психолог молча переходит границы участника, поправляет листы, выравнивает их, кладет так, как кажется лучше ему.

2. «Посмотрите, как неровно у вас лежат листы, какой вы невнимательный, могли бы постараться сделать аккуратнее».

3. «Ничего себе, как много пространства занимает ваша граница. Порядочный человек должен быть скромным».

4. «Давайте будем с вами вдвоем на этой территории. Нам так будет лучше. Я вижу, что без меня вам трудно».

Возможно предложить участникам повзаимодействовать, нарушая границы друг друга.

Обсуждение:

Как вы чувствовали себя, когда нарушали вашу границу?

С какой стратегией нарушения ваших границ было сложнее справиться?

Каким способом вы чаще всего нарушали границы других участников? Что при этом чувствовали?

Что можно сделать, чтобы Ваши личные границы не нарушались?

А давайте попробуем провести точно такое же упражнение, только Вы уже будете отстаивать свои границы.

Сложно ли  было это делать?

Какие бывают виды личностных границ:

  1. Физические. У каждого человека вокруг себя есть расстояние, в которое он не подпускает малознакомых персон. Вы должны точно понимать, что для вас считается допустимым, а что нет. Если человек подойдет к вам на метр, начнете паниковать? А если на полметра? Нужно точно знать, на каком расстоянии с незнакомыми людьми вам приятно общаться, чтобы в будущем всегда могли держать подобное расстояние и чувствовать себя комфортно.
  2. Психологические. Каждый человек, в силу своего воспитания и образования, расставляет границы на чувства и эмоции. Какие-то выражения своих чувств персона может делать общественным достоянием, а все остальное человек будет прятать под маски, так как, по его мнению, эти эмоции не должны видеть окружающие. Нужно понять, какие эмоции и чувства вы считаете публичными, а какие нет.
  3. Духовные. Каждый человек имеет право верить в то, что хочет.
  4. Социальные привязанности - уровень субординации, личная близость в общении, обязательства перед другими.

Как можно назвать человека, который не умеет отстаивать свои личные границы? Неуверенный человек?

  1. Этап – завершающий.

Цель: рефлексия

Упражнение 3. «НЕуверенный человек»

Цель: формирование образа уверенного человека.

Вам необходимо составить психологический портрет неуверенного человека по следующему плану:

  • Как выглядит?
  • О чём думает?
  • Что говорит?
  • Как действует?

Давайте поможем нашему герою отстаивать свои границы, какие способы можем назвать?

Как укрепить и защитить свои личные границы?

1. Определить и осознать личные границы

Границы могут быть разными с разными людьми. Подумайте, что для вас допустимо во взаимоотношениях с незнакомыми, коллегами, друзьями, близкими. Проанализируйте прошлый опыт: в каких ситуациях вы чувствовали себя комфортно и безопасно, а в каких — наоборот?

2. Научиться сообщать о границах

Если чувствуете, что их нарушают — нужно это донести. Делайте это мягко и вежливо. С непривычки будет непросто, но не бойтесь кого-то обидеть: вы не оскорбляете других, а оберегаете себя! Например: «мне это неприятно», «пожалуйста, не трогай мои личные вещи», «прости, я не могу сделать эту работу за тебя, у меня нет времени».

3. Учиться говорить «нет»

Чаще всего люди, которые не могут отказать и сказать «нет», боятся, что они обидят другого человека. Но важно понимать, что мы не можем угодить всем вокруг, жертвуя собой. Этот путь ведет к тому, что люди будут этим пользоваться, а ваша самооценка — страдать.

Чувство вины в таких случаях — очень частая история. Знайте, что вам не за что себя винить, вы должны прежде всего оберегать свой собственный комфорт.

Лучший способ научиться говорить «нет» — это тренировка. Начните с мелочей. А если сложно сказать «нет» прямо, то сделайте это обходными путями, например: «Прости, я еще не уверен в своих планах. Узнаю — скажу», или «Мне нужно немного подумать», или «Мне было бы это не очень удобно, боюсь, что не смогу тебе помочь».

Вот увидите, уверенность будет расти, и вы быстро заметите, что люди начали совсем по-другому к вам относиться!

4. Собственно, защищать границы

Если кто-то все равно нарушил ваши границы, даже если вы просили так не делать, — необходимо их отстоять, быть настойчивее. Скорее всего это происходит, потому что люди привыкли к старым правилам и не готовы принять новые. Поэтому сообщайте им о том, что вас это не устраивает, что вы чувствуете себя плохо, когда они делают что-то, что уязвляет вас, ваше личное пространство, мнение, чувства.

Бояться не стоит, грамотная коммуникация поможет разобраться во всем и даже укрепить отношения. А если вдруг нет, то подумайте, готовы ли вы быть с агрессором, который отказывается вас уважать?

Сегодня мы с вами разобрали понятие «личные границы», научились понимать, что это такое и почему их необходимо защищать, а также уважать личные границы других людей. Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vdovichenko_m.a_tsppmsp.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Московского района Санкт-Петербурга

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Московского района Санкт-Петербурга

«Признание. Творчество. Успех»

Номинация: «Педагог-психолог года Московского района»

Интерактивное занятие «Моя территория»

для обучающихся 10 – х классов

Вдовиченко Маргарита Александровна

2020-2021 учебный год

Конспект занятия. «Моя территория»

Актуальность.

Формирование собственных границ происходит в течение всей жизни человека, данная тема актуальна среди подростков, так как в подростковом возрасте происходит формирование личностного «Я». Правильно и гармонично сформированное личностное «Я» помогает увидеть себя в этом мире, в социальных взаимоотношениях, в семейных отношениях, в своем профессиональном становлении.

К сожалению, часто бывает так, что особенности воспитания не оставляют ребенку права на то, чтобы ощущать себя отдельной личностью и соответственно исследовать и устанавливать свои границы. Взрослые говорят ребенку, какие чувства он должен, а какие не должен испытывать, особенно при проявлениях злости, гнева, тоски, одиночества. Ему устанавливают запреты на мысли и взгляды, если они отличаются от мыслей и взглядов его окружения. Раз за разом пряча свои чувства, не выражая себя, подменяя свои истинные эмоции «правильными» - теми, которые от него ожидаются, - ребенок стирает грани своего «Я». Человек, лишенный возможности самостоятельно разобраться, где «Я», а где «не-Я», склонен к формированию двух крайних вариантов в структуре личности.

В процессе взросления ребенок расширяет карту своих контактов, вступает в новые взаимодействия с другими людьми, оказывается в новых ситуациях и каждый раз снова и снова определяет свои границы, устанавливая баланс между своими личными потребностями и требования общества.

Подростковый возраст – тот период, когда дети подвержены влиянию со стороны сверстников, старших товарищей. Очень важно научить подростков осознавать и отстаивать  свои границы, научиться понимать себя, слышать свои истинные потребности и желания.

Ожидаемые результаты: сформировать представление о понятии «личные границы», ознакомить со способами отстаивания личных границ.

Цель: путем совместного обсуждения прийти к способам защиты личных границ.

Задачи:

  1. развивать умение осознавать границы своего личного пространства;
  2. научиться защищать границы своего личного пространства;
  3. научиться уважительно относиться к личным психологическим границам других.
  1. Вводный этап.

Цель: создание благоприятного, комфортного психологического климата для проведения дальнейшей работы с обучающимися.

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас с Вами занятие, посвященное теме: «Моя территория». О чем данное занятие, я Вам расскажу чуть позже. Предлагаю немного подвигаться.

Упражнение 1.  «Молекулы»

Цель: раскрепощение обучающихся.

 Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Вы сейчас начнете быстро двигаться, и я буду говорить, например, три.

И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.

Обсуждение:

Комфортно ли Вам было объединяться? Чувствовали ли Вы, что Ваши личные границы были нарушены?

А что такое личные границы?

  1. Основной этап – теоретический.

Цель: знакомство и анализ основных понятий.

Личная граница – эта тонкая черта проведена в нашем понимании и ощущении нас самих, как отдельных личностей. Она незрима, ее нельзя пощупать, можно только ощутить. По сути, граница – это наше понимание, где наше, а где не наше. Подобное осознание помогает человеку более адаптивно взаимодействовать в окружении.

Упражнение 2. «Личные границы»

Цель: исследование границ во взаимоотношениях с окружающими, рефлексия собственных способов защиты свои границ и нарушения границ других людей.

Каждому участнику предлагается на полу отметить с помощью листов бумаги свои границы. Участники сами выбирают, какого размера и формы они будут. Затем ведущий, как бы ненарочно, начинает нарушать границы участников разными способами:

1. «Мне кажется, у окна вам будет комфортнее, перейдите к нему ближе».

Психолог молча переходит границы участника, поправляет листы, выравнивает их, кладет так, как кажется лучше ему.

2. «Посмотрите, как неровно у вас лежат листы, какой вы невнимательный, могли бы постараться сделать аккуратнее».

3. «Ничего себе, как много пространства занимает ваша граница. Порядочный человек должен быть скромным».

4. «Давайте будем с вами вдвоем на этой территории. Нам так будет лучше. Я вижу, что без меня вам трудно».

Возможно предложить участникам повзаимодействовать, нарушая границы друг друга.

Обсуждение:

Как вы чувствовали себя, когда нарушали вашу границу?

С какой стратегией нарушения ваших границ было сложнее справиться?

Каким способом вы чаще всего нарушали границы других участников? Что при этом чувствовали?

Что можно сделать, чтобы Ваши личные границы не нарушались?

А давайте попробуем провести точно такое же упражнение, только Вы уже будете отстаивать свои границы.

Сложно ли  было это делать?

Какие бывают виды личностных границ:

  1. Физические. У каждого человека вокруг себя есть расстояние, в которое он не подпускает малознакомых персон. Вы должны точно понимать, что для вас считается допустимым, а что нет. Если человек подойдет к вам на метр, начнете паниковать? А если на полметра? Нужно точно знать, на каком расстоянии с незнакомыми людьми вам приятно общаться, чтобы в будущем всегда могли держать подобное расстояние и чувствовать себя комфортно.
  2. Психологические. Каждый человек, в силу своего воспитания и образования, расставляет границы на чувства и эмоции. Какие-то выражения своих чувств персона может делать общественным достоянием, а все остальное человек будет прятать под маски, так как, по его мнению, эти эмоции не должны видеть окружающие. Нужно понять, какие эмоции и чувства вы считаете публичными, а какие нет.
  3. Духовные. Каждый человек имеет право верить в то, что хочет.
  4. Социальные привязанности - уровень субординации, личная близость в общении, обязательства перед другими. 

Как можно назвать человека, который не умеет отстаивать свои личные границы? Неуверенный человек?

  1. Этап – завершающий.

Цель: рефлексия

Упражнение 3. «НЕуверенный человек»

Цель: формирование образа уверенного человека.

Вам необходимо составить психологический портрет неуверенного человека по следующему плану:

  • Как выглядит?
  • О чём думает?
  • Что говорит?
  • Как действует?

Давайте поможем нашему герою отстаивать свои границы, какие способы можем назвать?

Как укрепить и защитить свои личные границы?

1. Определить и осознать личные границы

Границы могут быть разными с разными людьми. Подумайте, что для вас допустимо во взаимоотношениях с незнакомыми, коллегами, друзьями, близкими. Проанализируйте прошлый опыт: в каких ситуациях вы чувствовали себя комфортно и безопасно, а в каких — наоборот?

2. Научиться сообщать о границах

Если чувствуете, что их нарушают — нужно это донести. Делайте это мягко и вежливо. С непривычки будет непросто, но не бойтесь кого-то обидеть: вы не оскорбляете других, а оберегаете себя! Например: «мне это неприятно», «пожалуйста, не трогай мои личные вещи», «прости, я не могу сделать эту работу за тебя, у меня нет времени».

3. Учиться говорить «нет»

Чаще всего люди, которые не могут отказать и сказать «нет», боятся, что они обидят другого человека. Но важно понимать, что мы не можем угодить всем вокруг, жертвуя собой. Этот путь ведет к тому, что люди будут этим пользоваться, а ваша самооценка — страдать.

Чувство вины в таких случаях — очень частая история. Знайте, что вам не за что себя винить, вы должны прежде всего оберегать свой собственный комфорт.

Лучший способ научиться говорить «нет» — это тренировка. Начните с мелочей. А если сложно сказать «нет» прямо, то сделайте это обходными путями, например: «Прости, я еще не уверен в своих планах. Узнаю — скажу», или «Мне нужно немного подумать», или «Мне было бы это не очень удобно, боюсь, что не смогу тебе помочь».

Вот увидите, уверенность будет расти, и вы быстро заметите, что люди начали совсем по-другому к вам относиться!

4. Собственно, защищать границы

Если кто-то все равно нарушил ваши границы, даже если вы просили так не делать, — необходимо их отстоять, быть настойчивее. Скорее всего это происходит, потому что люди привыкли к старым правилам и не готовы принять новые. Поэтому сообщайте им о том, что вас это не устраивает, что вы чувствуете себя плохо, когда они делают что-то, что уязвляет вас, ваше личное пространство, мнение, чувства.

Бояться не стоит, грамотная коммуникация поможет разобраться во всем и даже укрепить отношения. А если вдруг нет, то подумайте, готовы ли вы быть с агрессором, который отказывается вас уважать?

Сегодня мы с вами разобрали понятие «личные границы», научились понимать, что это такое и почему их необходимо защищать, а также уважать личные границы других людей. Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. https://www.b17.ru/article/270709/
  2. https://fb.ru/article/415758/lichnostnyie-granitsyi-opredelenie-kak-vyistroit-sovetyi-psihologov
  3. https://www.b17.ru/article/139206/
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2010. -360 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Откуда есть пошла земля русская..." (Сценарий к интерактивному занятию)

Литературно-музыкальная композиция, посвященная празднованию 1150 летия зарождения Российской государственности, зарождения Великой России[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3501621","a...

"Откуда есть пошла земля русская..." (Сценарий к интерактивному занятию)

Литературно-музыкальная композиция, посвященная празднованию 1150 летия зарождения Российской государственности, зарождения Великой России[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3501621","a...

Интерактивное занятие английского языка по теме "Pages of History: Linking Past and Present"

Интерактивное занятие имеет целью обобщение лингвострановедческого материала по теме "Страницы истории", совершенствование умений и навыков практического владения английским языком по всем видам речев...

интерактивное занятие "Мир семьи большой и дружный"

мероприятие проводилось в рамках школьной программы "Слагаемые семейного састья"...

Алгоритм проведения интерактивного занятия

Алгоритм проведения интерактивного занятия...

интерактивное занятие "Целевое использование игры в летнем лагере. Конструирование игр".

Занятие  проводится в ходе подготовки вожатых пришкольных лагерей к работе, с целью расширить представления о разнообразии игр по их целям, форме, условиям проведения и т.д.; cформировать на...

Школа молодого педагога. Интерактивное занятие с элементами тренинга "Учитель и проблемы дисциплины"

У детей столько энергии, что часто она бьет через край. И учителю очень сложно удерживать внимание на теме урока, особенно, если он преподает сложный предмет - алгебру, физику, геометрию или химию. Ин...