«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»
статья по психологии
Межрегиональная конференция педагогов-психологов «Психологическая помощь с использованием дистанционных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovet_direktorov_srednih_meditsinskih_i.docx | 84.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Совет директоров средних медицинских и
фармацевтических образовательных организаций
Сибирского федерального округа и
Сибирской межрегиональной ассоциации работников системы среднего профессионального медицинского образования
Межрегиональная конференция педагогов-психологов
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Сборник материалов
психолого-педагогической конференции
Электронное издание
АЧИНСК
2021
О.А. Быкова
Кяхтинский филиал
ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж
Министерства здравоохранения Республики Бурятия»
г. Кяхта
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»
Мы сейчас все переживаем неспокойное, нестабильное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Это и смена привычной жизнедеятельности, иной режим дня, спад физической активности, ограничение в свободе и, что немаловажно, мы все испытываем эмоциональные перемены. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. И в первую очередь перестраиваться пришлось учащимся, родителям и педагогам, а значит, всей системе образования. Педагоги, обучающиеся, родители – все участники образовательных отношений, пусть даже дистанционных, нуждаются в психологической поддержке. Наряду с заботой о физическом состоянии важно уделить внимание психологическому здоровью. Так как многие не могут справиться с огромным потоком негативной информации, идущей с экранов телевизора, через интернет, от близких и знакомых.
Психолого-педагогическое сопровождение в процессе дистанционного обучения это: осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-педагогической помощи субъектам процесса дистанционного обучения (педагог - студент) в конструировании и реализации процесса дистанционного обучения. Педагоги-психологи тоже оказались в новой социальной ситуации, которая поможет развить профессиональные компетенции и приобрести новые навыки работы в дистанционном формате. В современном мире, в век Интернета, находясь дома или на рабочем месте, можно общаться, работать, учиться, не подвергая опасности себя и других людей в период карантина. В связи с новыми условиями обучения для психолого-педагогической работы в дистанционной форме требуется, во-первых, организация рабочего места педагога-психолога, во-вторых, подбор инструментария, освоение дистанционных технологий работы (в том числе групповых и индивидуальных), в третьих, соблюдение этических норм психолога в связи с применением дистанционных форм работы. Основными направлениями работы педагога-психолога, обозначенными в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), как формы психологического сопровождения участников образовательных отношений, остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, работа с педагогами, учащимися, родителями[1]. Однако, в привычный набор методов и подходов необходимо внести некоторые коррективы с учетом дистанционного режима. Формат дистанционного обучения требует перестройки не только в техническом плане, но и в педагогическом, и психологическом.
При введение дистанционного обучения педагогический коллектив, оказались в новой социальной ситуации, что вызвало некоторые затруднения в организации учебной и воспитательной работы. Не хватало навыков работы в цифровой среде, времени на освоение новых инструментов и перестройку образовательного процесса. Обучение преподавателей в столь сжатые сроки не представлялось возможным и свелось к инструктивным внутренним совещаниям, коротким вебинарам от экспертного сообщества, рекомендациям и инструкциям по работе с различными сервисами и платформами, размещенным на сайтах организаций. Изменение режима образования предполагает выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагогов-психологов с педагогическими работниками, обучающимися и их родителями (законными представителями)[2].
В сложившихся условиях работа психолога должна строиться по основным формам и направлениям:
- Деятельность психолога в отношении педагогов направлена на психолого-педагогическое просвещение в очном и онлайн-режиме. Практически у всех педагогов есть аккаунты в социальных сетях, многие ведут собственные сайты, сообщества в Вконтакте, Одноклассниках и др., где осуществлялось психологическое просвещение по актуальным вопросам.Посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, электронных библиотек. Zoom, Skype, WhatsApp, Viber возможно проводить онлайн-просвещение.
- психологическая профилактика строится, на предупреждении возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработке конкретных рекомендаций родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В том числе и по вопросам психологического сопровождения дистанционного обучения, а также привитие навыков совладающего поведения всем субъектам образовательной среды, обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы) через онлайн-трансляции.
- дистантное консультирование предполагает - применение в практике психолога, форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи (в том числе в дистанционном формате), с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, страхи, тревога, агрессивные проявления). Консультирование проходит по принципу "телефон доверия" через электронную почту и оперативную помощь через социальные сети.
- создание онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы). Возможно использование компьютерных программ или ссылок на онлайн тестирование, которые могут быть размещены на страничке педагога-психолога. При этом результаты диагностики каждого обучающегося должны направляться напрямую педагогу-психологу. При всех способах персонифицированной диагностики важно обеспечить принцип конфиденциальности.
− психологическая компьютерная диагностика: диагностика через сеть Интернет с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, СПТ (социально-психологическое тестирование); - создание онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы). Психологическая диагностика обучающихся проводится согласно плану работы педагога-психолога. При дистанционном режиме, в случае отсутствия согласия родителей на психологическую диагностику, классные руководители собирают письменные согласия родителей (законных представителей) в электронном виде. На собственной страничке сайта образовательной организации педагог-психолог размещает бланки диагностических материалов для скачивания или направляет их другим способом конкретной целевой группе. После выполнения задания бланки методик обучающиеся (родители) отправляют классному руководителю на электронную почту, которые сформировав папку по каждому классу, направляют педагогу-психологу на электронную почту для дальнейшей обработки результатов.[4]
− фиксация и хранение результатов тестирований для мониторинговой деятельности можно сохранить в виртуальном облаке.
Результатом дистанционного обучения, сложной эпидемиологической обстановки стала повышенная конфликтность, раздражение, агрессивные проявления как у родителей, так и педагогов и учащихся. Это неудивительно, ведь тревога и агрессия взаимосвязаны как две стороны одной медали! В связи с этим необходимо провести дополнительную просветительскую работу с родителями и детьми по снятию тревоги и паники в период пандемии, самоизоляции и дистанционного обучения.
Организация в дистанционной форме групп, обучение возможностям выхода из состояния дискомфорта, повышения стрессоустойчивости в домашних условиях, повышения уровня коммуникаций в семье.
Формирование духовно-нравственных основ личности и законопослушного поведения, профилактику правонарушений и профилактические мероприятия с детьми, требующими особого педагогического внимания - предлагается проводить на платформе дистанционного обучения[3]. Дистанционные ресурсы могут использоваться для своевременного информирования родителей о возникновении той или иной проблемы в процессе социализации несовершеннолетнего, риска социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения, а так же консультации всех участников образовательного процесса по актуальным социально-педагогическим вопросам[4]. Размещение статей на сайте образовательного учреждения, направленные на профилактику употребление ПАВ, поможет родителям лучше узнать о трудностях и особенностях подросткового периода (агрессивное поведение, депрессивные состояния, попадание под влияние деструктивных сообществ (посредством сети интернет), рост проявлений рискованного поведения.
Одной из важных психологических задач является повышение мотивации студентов к обучению в целом, поддержка их активности в дистанционном учебном контакте с преподавателем. Преподаватели и психолог должны найти и внедрить такие формы учебной деятельности студента, в которых он смог бы почувствовать себя успешным и включённым в жизнь всего колледжа. Ориентируясь на разработанные рекомендации, психолог сможет реализовать эффективное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Литература
1. Драганова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС и согласно требованиям профстандарта. Учебно-методическое пособие. – Липецк: ИРО ЛО, 2017. – 90 с. 4. Николаева Е.И. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2019. – 268
2. Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) // Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. N 07-2446 «О направлении информации»).
3. Сидоров С.В. Проблемы организации учебного процесса в условиях коронавирусной пандемии [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/problemy_uchebnogo_processa/2-1-0-697
4. Николаева Е.И. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2019. – 268 с. 5. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2017. – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАТЕГОРИИ «ДЕТИ-СИРОТЫ» В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: адаптация, дети – сироты, постинтернатное сопровождение, инновационный проект. С целью получения дополнительной информации, реализации и внедрения нового опыта работы со студентам...
Психолого-педагогические аспекты подготовки студентов-вокалистов к концертным и конкурсным выступлениям
Психологическая подготовка учащихся к концертному или конкурсному выступлению является одной из актуальных проблем в музыкально-исполнительском искусстве в целом и в вокальной педагогике в частности. ...
Презентация моего выступления на семинаре «Ресурсный центр как императив психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников»
Семинар«Образовательная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Семинар проводился в рамках реализации Форума педагогических работников «Инклюзивное образован...
Памятка для родителей и учащихся "Как победить стресс в условиях самоизоляции и дистанционного обучения"
Памятка для родителей и учащихся"Как победить стресс в условиях самоизоляции и дистанционного обучения"...
Советы родителям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по организации режима в условиях перехода на дистанционное обучение и длительного пребывания дома.
В течение ближайших нескольких недель многие семьи будут находиться в режиме самоизоляции. Эта новая, непривычная для нас ситуация становится источником стресса и негативных эмоций к...