Профилактика конфликтов в школьной среде
план-конспект занятия по психологии (7 класс)
Конфликты характерны для всех времен и народов, но явление это нежелательное, его следует разрешать, хотя именно конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения. Конфликты подростков обусловлены особенностью возраста, формированием морально этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требованием к его поведению, а так же ощущение себя взрослым и требование к старшим обращаться с собой, как с равным. При этом подростки «забывают», что взрослость – это ответственность, и кроме прав, существуют обязанности. Профилактика конфликтов заключается в организации такой жизнедеятельности субьектов социального взаимодействия, которая минимизирует возможность возникновения конфликтов и научит правильно их разрешать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_konflikty.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования,
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ЦПМСС Красносельского района)
Конспект занятия
Профилактика конфликтов
Автор материала:
Лаврова Наталья Николаевна
Педагог-психолог
2020
Актуальность
Конфликты характерны для всех времен и народов, но явление это нежелательное, его следует разрешать, хотя именно конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения. Конфликты подростков обусловлены особенностью возраста, формированием морально этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требованием к его поведению, а так же ощущение себя взрослым и требование к старшим обращаться с собой, как с равным. При этом подростки «забывают», что взрослость – это ответственность, и кроме прав, существуют обязанности. Профилактика конфликтов заключается в организации такой жизнедеятельности субьектов социального взаимодействия, которая минимизирует возможность возникновения конфликтов и научит правильно их разрешать.
Цель: профилактика адиктивного поведения.
Задачи:
- Обучающая – формирование у учащихся представлений о конфликте и конструктивном взаимодействии.
- Развивающая – развивать возможные стратегии поведения для предупреждея и эффективного разрешения конфликтов; развитие коммуникативных компетенций.
- Воспитательная – формирование навыков конструктивного общения; формирование основ саморазвития и самовоспитания; уважение к иному мнению.
Контингент: учащиеся 8-х классов.
Время: 2 академических часа.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: групповая работа.
Оборудование: бланк с этической задачей, доска, мел.
Планируемые результаты:
- Повышение уровня информированности о конфликте и конфликтной ситуации.
- Знание о статегиях поведения для предупреждения и эффективного разрешения конфликта;
- Умение вступать в диалог, конструктивно его вести, отстаивать свою точку зрения, уважать точку зрения другого человека.
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащегося |
Организационный этап | Помощь учащимся в разделении на группы | Разделение на группы |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Представление цели и задач урока. Разъяснение актуальности проводимого занятия | Слушать педагога. При необходимости задавать вопросы. |
Актуализация знаний. | Объяснить, что является этической задачей; разъяснение правил и стратегии работы с ней. Зачитать этическую задачу. | Слушают педагога. Участвуют в обсуждении этической задачи в подгруппах. Формулируют собственное мнение, аргументируют его, формулируют ответы. |
Усвоение новых знаний | Обсуждение этической задачи: педагог задает вопросы, мотивирует к обсуждению. Разъяснение теоретических основ, касающихся конфликта и стратегий выхода из конфликтной ситуации. Обсуждение ответственности действующих лиц этической задачи и человека в целом. | Предъявляют свои ответы, аргументируя их. Обсуждают возможное несоответствие мнения с другими учащимися. Отвечают на вопросы педагога. Слушают теоретические основы заданной темы. |
Рефлексия деятельности | Анализ работы учащихся во время занятия. Достижение поставленных целей. | Рассказывают , что нового узнали на занятии, что было актуально и важно для них. Выражение собственного мнения об уроке и его значимости в жизни человека. |
Текст этической задачи.
В одном седьмом классе учились Олег, Руслан, Гена и Коля. Как и все дети они любили пошутить, побаловаться, посмеяться… Кроме того, они увлекались граффити и ходили заниматься этим в кружок.
И вот однажды с ними в школе произошла такая история. Олег и Руслан принесли в школу баллончик с краской и рассказали об этом Гене и Коле. Они решили раскрасить дверь школьного туалета. Коля наотрез отказался в этом участвовать и сказал им, что в школе это недопустимо! Гена в этой школе стал учиться недавно, и ему хотелось влиться в коллектив. Ему эта идея показалась привлекательной и интересной, но сам участвовать в этом он не хотел. Но Руслан уговорил Гену разрисовать дверь, сказав, что каждый из них что-нибудь нарисует. И после уроков Олег, Руслан и Гена реализовали свой план. Дверь была раскрашена.
На следующий день в школе были «разборки». Выяснили, что дверь была разрисована мальчиками из этого класса. Видеокамера зафиксировала, что в туалет заходили трое - Олег, Руслан и Гена. При этом Гена держал в руках баллончик с краской. Олег молчал. А Руслан немедля все свалил на Гену, сказав, что все это разрисовал только он один и идея была его.
Олег | Руслан | Гена | Коля |
Оцените действия «героев» по 5-х бальной системе, где «…»
«1» -крайне плохо
«2» -поступили плохо
«3» -поступили не плохо, не хорошо
«4» -поступили правильно, но есть замечания
«5» -поступили отлично, так и нужно поступать
При обсуждении этической задачи педагог должен обратить внимание учащихся на следующие вопросы:
- Расскажите, почему именно такие баллы вы выставили участникам этой истории.
- Какие способы урегулирования конфликта вы видели.
- Что помогло определять, какой способ решения конфликта выбрал тот или иной участник?
- Как вы думаете, почему ребята использовали именно такой способ урегулирования конфликта.
Список литературы
- Воробьева К.А. Агрессия и насилие в подростковой среде. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 80 с.
- Григорьева М.Ю. «Я и другие Я». Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков. - М.: Школьная Пресса, 2011. – 80 с.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред.А.А. Реан. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003
- Мартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
- Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."
Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...
«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...
Профилактика конфликтов в школьном коллективе
памятка для учителя...
Статья "Возможности внеурочной деятельности в детском объединении в целях предупреждения конфликтного поведения обучающихся" - Сборник "Проблемы и поиски решения психологических и нравственных конфликтов в школьной среде"- (г.Воронеж, 2015 г.)
Материалы областной научно-практической конференции (г.Воронеж, ГБОУ ДПО Ворнежской области"Институт развития образования" - 25.06.2015 г.)....
Профилактика конфликтов в социальной среде
При разрешении конфликтов необходимо важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТКонфликт – это открытое...
Психологические особенности конфликтов в школьной среде
Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот ...
Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» 5-7классы
Программа по формированию межличностных отношений в школьном коллективе, формировать нормы, традиции коллектива, толерантность, взаимопонимание, умение конструктивно разрешать конфликты....