Стратегии воспитания детей с разным типом темперамента
консультация по психологии
Темперамент – основа поведения ребёнка.
По темпераменту дети отличаются друг от друга уже с момента рождения. Темперамент – это то, что дано природой, а природа, как известно, редко ошибается. В каждом типе темперамента есть много позитивного, каждый ребёнок имеет запас качеств и свойств, помогающий ему сохранить его индивидуальность и неповторимость, своё личное «Я». Часто родители, не зная этих особенностей, волнуются, нет ли в поведении ребёнка каких-либо отклонений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperament.docx | 133.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Темперамент – основа поведения ребёнка.
По темпераменту дети отличаются друг от друга уже с момента рождения. Темперамент – это то, что дано природой, а природа, как известно, редко ошибается. В каждом типе темперамента есть много позитивного, каждый ребёнок имеет запас качеств и свойств, помогающий ему сохранить его индивидуальность и неповторимость, своё личное «Я». Часто родители, не зная этих особенностей, волнуются, нет ли в поведении ребёнка каких-либо отклонений.
Проведите несложный тест. Начертите на листе бумаги горизонтальную линию и напишите слева слово «замкнутость», а справа – «дружелюбие», поставьте в центре ноль и отметьте на линии то место, которое ребёнок, по вашему мнению, занимает.
Потом проведите через центр горизонтальной линии вертикальную. Возле её нижнего конца напишите «Эмоциональная стабильность», а возле верхнего – «нейротизм». Поставьте на вертикальной линии точку, отвечающую вашим представлениям о душевном спокойствии ребёнка (учитывая, что внизу находятся спокойные, эмоционально стойкие дети, а вверху – нервные с нестойкими эмоциями).
Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на линиях до их пересечения и определить, к какому именно типу относится ваш ребёнок. Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе, говорит о холерическом темпераменте; в правом верхнем секторе – меланхолическом; в левом нижнем секторе – флегматический тип, в правом нижнем – сангвиник.
Ознакомившись с характеристикой типов темперамента, вы лучше определите естественные качества вашего ребёнка и поймёте, что много чего ребёнку в поведении можно простить, зная, что это просто его природа.
Флегматик
Настроение – трудно вывести из себя, поведение стойкое. Спокойный, хладнокровный, осторожный, сдержанный, терпеливый. Интересы постоянны. Редко плачет и редко смеётся.
Речь - медленная, с паузами между словами и предложениями, размеренная, монотонная, эмоционально не окрашена, взгляд фиксированный в одну точку.
Мимика, жесты, движения – реакции нечёткие, мимика слабая, смеётся и плачет тихо, движения не резкие, жесты отсутствуют, руки внизу, часто стиснуты в замок. Движения равномерные, рациональные.
Сон – Много спит, проснувшись, лежит тихо. Засыпает быстро, просыпается тяжело. После дневного сна некоторое время остаётся вялым.
Действия – медленно реагирует на любое влияние, на похвалу и наказание. Может долго, не утомляясь, заниматься однообразной деятельностью. Дело начинает не сразу, но доводит до конца. Медлителен. Любит порядок, систему, организованность.
Взаимоотношения – долго приспосабливается, привыкает к новым условиям, режиму, тяжело расстаётся с родителями, не играет с детьми, неохотно знакомится с новыми людьми, общается с небольшим количеством людей, стабильный в симпатиях.
Привычки и умения – формируются долго, но, сформировавшись, становятся постоянными. В обычной обстановке аккуратно выполняет правила поведения, начатое дело доводит до конца.
Меланхолик
Настроение – процессы возбуждения и торможения слабые, отмечается быстрая утомляемость. Меланхолики стеснительны, нерешительны, очень чувствительны даже к слабым раздражениям. Ребёнок не кричит, а пищит, не смеётся громко, а усмехается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое.
Речь – тихая, нерешительная, слова вытягивает из себя. Старается не встревать в разговор, не выставляет напоказ своих умений и знаний. Отвечает медленно, нерешительно, создавая впечатления неумения. Речь взволнованна, темп непостоянный, голос, как будто в горле комок.
Мимика, жесты, движения – склонен к истеричности. Смотрит снизу-вверх, опускает глаза, речь и жесты не совпадают, движения медленные, сидит на краю стула.
Сон – не любит шума, часто просыпается, волнуется, что оказывает влияние на сон.
Действия - малоактивный, стремится к самостоятельной деятельности, не требующей активных движений. Долго не выдерживает раздражителей, отвлекается, не может сосредоточиться. Сформированные навыки стабильны, стойки, формировать их следует постепенно.
Взаимоотношения – стремится играть один или с товарищами, которых хорошо знает. Обидчив. На ведущую роль в игре не претендует.
Сангвиник
Настроение – ровное, спокойное, жизнерадостное, без резких переходов.
Речь – громкая, выразительная, интонационная, говорит быстро, эмоционально, оратор.
Мимика, жестикуляция – энергичная, но спокойная, движения плавные, гибкие, близкие к спортивным.
Сон – быстро засыпает, легко просыпается.
Действия - без трудностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, легко приспосабливается к любым условиям. Любит новое, выполняет любую работу, но часто не доводит до конца, если им не управлять. Не любит однообразной деятельности, одновременно может выполнять различные виды деятельности.
Взаимоотношения – охотно придерживается режима дня, подчиняется всем распоряжениям взрослых и детей. Быстро находит друзей. Сангвиники дружелюбны, ласковы, жизнерадостны.
Холерик.
Настроение - в эмоциях импульсивен: от весёлого настроения быстро переходит к грустному и наоборот. Смеётся и плачет неудержимо, когда сердится, становится нетерпимым, глаза бегают из стороны в сторону.
Речь – быстрая и громкая, порывистая; сбивается, глотает окончания слов, захлёбывается, брызгает слюной.
Мимика, жесты, движения – мимика выразительная, движения резкие, размахивает руками.
Сон - тяжело засыпает, сон неспокойный, быстро просыпается, включается в привычный ритм жизни.
Действия – любимым делом может заниматься долго, способен преодолеть значительные трудности. Но может внезапно прекратить свою работу или занятие.
Взаимоотношения – любит подвижные игры, веселье, но не выдерживает те занятия, когда необходима сдержанность. В коллективе шумный, зажигательный, непослушный. В играх стремится выполнять главную, руководящую роль.
Стратегия воспитания детей с разным типом темперамента.
От детей-холериков необходимо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, нерезких движений, систематически воспитывать у них сдержанность в поведении и взаимоотношениях с детьми и взрослыми. В трудовой деятельности у таких детей следует воспитывать последовательность и порядок в работе, от них необходимо требовать качественного выполнения заданий на протяжении всей работы. Особенно строгие, но справедливые требования стоит
предъявлять к любому результату трудовой деятельности детей холерического темперамента.
Таких детей нельзя постоянно держать за руку, запрещать, читать по любой причине морали и нотации, так как их активность может угаснуть, и ребёнок станет покорный, равнодушный или станет делать всё наперекор – будет бороться с любыми справедливыми требованиями взрослого.
Холерик требует мягкого режима. Всё, что возбуждает, необходимо уменьшить, за 2 часа до сна организовать спокойные игры. К таким детям нельзя применять наказания, связанные с запретом движения, - сидение, укладывание в постель. Нельзя применять окрики, угрозы – от этого возбуждение холерика ещё больше увеличивается.
Возбудимым детям полезны занятия, развивающие произвольность внимания, - настольные игры, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с неожиданной остановкой, или игры, в которых холерик должен выполнять указания, а не управлять другими, к чему он обычно стремится.
Для формирования умения управлять собой полезно, чтобы у детей были постоянные трудовые обязанности, и выполняли бы они их систематически, а не время от времени.
Этих детей нужно учить правилам общения: говорить спокойнее, не перебивать других, просить, а не требовать, извиняться, если сказали что-то плохое, отремонтировать, если что-то сломали. Но требовать этого нужно не сразу после проступка, а тогда, когда возбуждение пройдёт.
У сангвиника необходимо воспитывать и поддерживать бодрость, сочувствие, активное отношение к обучающей работе. На такой основе стоит формировать и закреплять привычные формы поведения, создавать определённые условия: задания, занятия должны быть интересными, вызывать эмоциональный подъём.
В случае отсутствия систематического, целенаправленного воспитания у сангвиника могут проявляться нестойкость чувств, легкомысленное отношение к делу, переоценка себя и своих возможностей, несерьёзное отношение к обучению, людям, труду.
Задача взрослых – формировать у сангвиника постоянство, стойкость, целенаправленность. Следует требовательно контролировать их поступки, не делать поблажек за мелкие нарушения, требовать доводить дело до конца и качественно его выполнять.
У детей-флегматиков необходимо больше активизировать деятельность, искоренять равнодушие, чаще заставлять работать в определённом темпе, вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они или их товарищи. Природная медлительность ребёнка ещё больше тормозится окриками и подгонкой. Не следует всё делать за ребёнка-флегматика, это может привести к нерешительности, неверию в свои силы. Избегайте всего, что связано со словом «быстро».
Хорошо, если флегматик дружит с активным ребёнком, но стоит следить, чтобы инициативный холерик не стал командиром, а флегматик – вечным подчинённым.
У детей-меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и стойкость чувств, повышенную восприимчивость к внешним влияниям. Особенно необходимо проявлять с детьми-меланхоликами тактичность и доброжелательность в отношениях. Постепенно приучать их к более напряжённой работе, к умению совершать усилие, преодолевая состояние защитного торможения. Следует развивать дружелюбие, через деятельность постепенно водить их в коллектив, в совместной коллективной работе воспитывать чувства дружбы и товарищества. Стоит защищать меланхолика от шума, крика, но приучать к помехоустойчивости. Навыки следует воспитывать постепенно. Для меланхоликов очень полезно чаще находиться в коллективе. Им особенно полезны спортивные соревнования – они не только развивают движения, но и учат стойкости и умения преодолевать трудности. Для воспитания трудолюбия необходимо помогать ребёнку действиями и пожеланиями.
Психологи установили, что слабость нервной системы не является негативным качеством. Сильная нервная система успешнее справляется с одними жизненными заданиями, а слабая – с другими. Слабая нервная система очень чувствительна, в этом её преимущество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Темперамент. Типы темперамента.
Ознакомление участников с понятиями «темперамент», какие типы темперамента существуют, показать на примере знаменитых людей каждый тип темперамента....
Обучение и воспитание детей с разной степенью умственной отсталости.
В статье даётся краткая характеристика умственной отсталости и её деление по степени выраженности интеллектуального дефекта на 3 группы. Трудности обучения детей с умственной отсталостью требуют осуще...
Особенности воспитание детей в разные возрастные периоды
Психологический выход за предела семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании...
Особенности работы с учащимися разных типов темперамента
Наблюдая за учениками на занятиях, было замечено, что дети по-разному ведут себя на занятии: с разной скоростью осваивают новый материал, отвечают на вопросы; по-разному реагируют на замечания, похвал...
СТАТЬЯ Л.А.СИРОТЮК. Обучение детей с разным типом мышления. источник: http://metaphor.nsu.ru/misc/num1/num1_sirotuk2.htm
Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарийhttp://metaphor.nsu.ru/misc/num1/num1_sirotuk2.htm...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА
Разработку можно использовать для проведения педагогических советов, выступления на семинарах, родительских собраний с целью информирования педагогов и родителей об особенностях темперамента детей....
Обучение детей с разным типом мышления
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса (Б. Белый)Ученики правополушарного типа часто скучают на уроке, даже когда им дают н...