Педагогические чтения "Всё начинается с любви"
занимательные факты по психологии
Доклад на учительскую конференцию "Всё начинается с любви"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyo_nachinaetsya_s_lyubvi_ignateva_m.a.docx | 22.05 КБ |
ped.chteniya.pptx | 473.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическую конференцию «Всё начинается с любви…»
«Должен ли учитель любить своих учеников?»
Эта тема очень не простая. Ведь на вопрос «Должен ли учитель любить своих учеников?» каждый учитель ответит по-своему. У каждого из вас своё мнение по данному вопросу. Но не задавать его мы не можем.
Не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим педагогом. Во все времена учитель – это одна из самых нужных и самых сложных профессий. Выбрав её, человек связывает всю свою жизнь с детьми. Он не только учит учиться, не только передает свои знания, но и помогает ребенку найти себя в этом сложном мире, влияет на его взгляды, формирует характер и личность. Без учителя нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным.
Внедряя новые педагогические технологии, изучая опыт педагогов-новаторов, успеваем ли мы любить детей? И вообще надо ли педагогу любить своих учеников? Разных: невоспитанных – невоспитанных, красивых - некрасивых, ухоженных и неухоженных..? Всегда ли мы за будничной суетой, самообразованием, совещаниями помним о том, ради кого мы выбрали учительскую профессию? Видим ли мы, когда у ребёнка грустные глаза, и всегда ли сможем объяснить его стрессовое поведение? Находим ли для них минуты откровения, всегда ли вовремя приходим к ним на помощь?
- Почему ты выбрал профессию учителя? – спрашивают молодого педагога.
- Потому что люблю детей, - нередко можно услышать такой ответ.
А можно ли любить всех детей?
И тогда возникает в голове вопрос о добросовестных и недобросовестных учеников, не так ли?
Требовать от них постоянного повиновения, если хотим вырастить самостоятельного человека, мы не можем. Послушные дети идут на поводу у любой сильной личности, которая не всегда бывает положительной. А если ребёнок дерзит, срывает уроки?.. Тоже плохо…Так что же делать? Сегодня стало модным утверждать, что надо любить ребёнка со всеми его недостатками, шалостями и капризами.
Изучая данный вопрос, я решила провести опрос среди своих знакомых учителей. Их немало. Их возраст и стаж различен (но приличен), различны преподаваемые ими предметы.
Не называя конкретных имён и фамилий, скажу, что не было однозначного ответа на вопрос «Нужно ли любить своих учеников?». Потому что мы, как и ученики, индивидуальны. И у каждого свой взгляд и свой ответ на этот вопрос.
Так же я прочитала различные цитаты педагогов, психологов.
К.Д. Ушинский доказывал, что система воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие нравственные качества: патриотизм, национальную гордость, любовь к труду.
А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.
Самым главным для В.А. Сухомлинского было вырастить Человека.
Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.
Л.Н. Толстой горячо отстаивал необходимость самого бережного, внимательного отношения педагога к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности, стремился всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия, как в процессе обучения, так и во внеурочное время.
Ш. А. Амонашвили: “Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.
Ещё знакомилась с различными статьями на эту тему.
По данным социологических опросов , россияне полагают, что любовь к детям — это самая важная составляющая профессии педагога.
Ребенок ни за что не возьмет знание у того, кто его не любит. Ольга Карчевская,
Журналист
Александр Ермаков, читатель «Мела» - отец. Не любить надо ученика, а уважать! не в плохих ли отношениях учеников и преподавателей кроется причина того, что большая часть знаний из школы выветривается из наших голов аккурат после экзаменов? Не только, да и не столько. Причина скорее кроется в другом — в нежелании детей учиться, в неуважительном отношении к учителю. И в последнем далеко не всегда сам учитель виноват, чаще виноваты родители, не воспитавшие должным образом свое чадо. Нежелание думать, задавать вопросы, углубляться в тему — вот причины того, что потом все из голов выветривается.
Был проведён опрос среди учителей.
Учителя английского языка. Я абсолютно согласна с утверждением, что учитель должен любить своих учеников. Я вижу преподавателей, которые детей не любят. Возможно, они и свой предмет не любят. После их уроков дети приходят ко мне в слезах. Я работаю в сложной школе, дети разные.
Учитель химии. Я бы не называла это любовью. Это скорее уважение к маленькому человеку и желание помочь ему справиться с трудностями, направить его. Это любовь к своему делу, и вот без неё нельзя точно.
Если преподаватель стремится понять школьников, разговаривает с ними, интересуется их мировоззрением и увлечениями, то это уже показатель его компетентности. Но назвать это любовью сложно, скорее это грамотный подход к делу. Хороший учитель всегда заинтересован в совершенствовании педагогической деятельности. Он не только учит детей, но и постоянно учится сам. Но и тут о «любви» говорить не стоит.
Учитель географии. Учитель должен любить многое: любить давать знания, любить мысль, что он помогает детям стать лучше, что он взращивает будущее поколение, воспитывает в них мораль и нравственность… Если вкладывать это в «любить детей», то с тезисом можно согласиться, но, на мой взгляд, было бы правильней называть это любовью к педагогике.
«любить взаимодействовать с детьми»
Что учитель ДОЛЖЕН, прописано в его трудовом договоре. Пункт «любить детей» в юридическом документе вряд ли возможен.
Думаю, что учитель, прежде всего, должен знать свой предмет и уметь применять на уроках различные педагогические методики. Показатель этого — результаты ЕГЭ (к сожалению). А любовь к детям — вряд ли. Это в работе присутствует, но влиять на её качество не должно.
Человек просто должен любить то дело, которым занимается.
Ксения Баранова,
учитель истории
Действительно, счастье, когда попадаются такие учителя, которые верят в тебя и воспринимают твои успехи, как свои. Вот только вряд ли каждый может похвастаться, что в его жизни был такой учитель, и я не думаю, что в этом стоит кого-то винить. Это закономерно и логично, если мы говорим о самом простом учителе, в ведении которого находится больше одного класса, это значительно больше 30 детей.
Именно поэтому на вопрос «должен ли учитель любить своих детей?», я не могу дать утвердительного ответа. Любовь вообще не терпит обязательств. Да и что такое любовь — не вполне ясно. Но вот уважение и справедливость совершенно точно в отношениях учитель-ученик должны присутствовать. Тут, как в любой работе с людьми, не стоит забывать, что в первую очередь ты имеешь дело с личностью/личностями, а значит, и без справедливости не обойтись.
Терпимость и стопроцентное уважение к каждому ребенку учитель обязан иметь. Учитель может быть хорошим без любви, но без уважения — нет!
Порой конфликтность детей – нормальная реакция на ненормальный стиль воспитания, стиль общения с ними.
Так как же нам вести себя с нашими воспитанниками? Психолог Л.С. Выготский говорит: «педагоги должны относиться к ребёнку так, как будто он уже такой, каким бы вы хотели его видеть». А стало быть, и помогать ему стать таким. Многие боятся и не рекомендуют быть добрым, нежным, ласковым с ребёнком. Это дело каждого и сугубо индивидуально. Воспитывать детей надо с радостью, передавая им наш оптимизм, жизнелюбие. Чувствуя любовь и тепло, дети будут ему подражать. Они будут стремиться больше узнать, лучше учиться, с желанием трудиться. Не 100% но, конечно.
Учитель должен быть психологом. Наши дети разные, и важно, чтобы каждый чувствовал себя человеком, без которого чего-то в школе бы не получилось.
Дети становятся «трудными» не в один день. Они живут скучно, озлобляются, уединяются, и жизнь в школе их не касается. С ними ведут постоянную профилактическую работу. Нравоучение быстро приедается и очень озлобляет. И «трудные» уходят от нас, потому что мы не объяснили ему, что в нём самом много хорошего. И вот в этом наша вина.
Значит, мы просто вовремя не создали ситуацию успеха. Наши ученики, даже и взрослые, всегда хотят быть похожими на любимого учителя. Не скупитесь на добрые слова, убедите учеников в том, что они умные, сообразительные, талантливые.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех – самый лучший воспитатель, ибо даёт ребёнку главное: уверенность в собственных силах и веру в себя.
Многие ребята нуждаются в психологической поддержке. Поддерживать ребёнка – значит, верить в него. Ребёнок всегда нуждается в поддержке, когда ему плохо, когда ему хорошо. Нам, педагогам, нужно научиться принимать ребёнка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи.
Нужно учить ребёнка справляться с различными задачами, создав ему установку: «Ты можешь это сделать». Или помочь ему выбрать те задания, с которыми он способен справиться, а затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу. Так успех порождает новый успех и усиливает у ребёнка уверенность в своих силах.
Надо любить ребёнка, верить в него, помогать ему быть добрым, ни в коем случае не оскорблять и не унижать его, а наоборот, возвышать. Все дети хотят быть хорошими и станут, если им дать эту установку.
Но как же работать с детьми без доброго сердца? Если воспитатель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в образовательной организации, даже если он прекрасно знает свой предмет. Каждый педагог должен сам для себя решить, каков он. Если дети раздражают, если вы в них видите мучителей, нужно сменить профессию.
Учитель без любви к детям — это как хороший, суперсовременный робот, качественно выполняющий работу. Мы общаемся с детьми, мы учим их не только формулам, датам, синтаксису; мы учим их взаимоотношениям.
Любить свой труд и сознавать свою ответственность за человека будущего — это и есть то понятие «учитель должен любить детей».
А любить, как справедливо было отмечено выше, нужно всем и всех, как бы то трудно не было.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературной гостиной " Все начинается с любви...", посвященной Дню рождения поэта Р. Рождественского.
Сценарий будет очень полезен литераторам для проведения уроков, классных часов, посвященных творчеству Р. Рождественского....
Презентация "Все начинается с любви". Поэзия Серебряного века.
Презентация является фрагментом урока, служит прекрасным началом темы "Поэзия Серебряного века". Каждый учитель может использовать ее на собственном уроке, используя описательные вопросы и задания....
Все начинается с любви
Сценарий отчетного концерта вокальной студии "Радуга" МБОУ СОШ № 2 п.г.т. Уренгой...
Урок-проект ИЗО в 6 классе "Все начинается с любви"
Разработка и создание проекта подарочного изделия к Дню св.Валентина способом декоративного оформления....
Эссе. Моя педагогическая философия "Все начинается с любви"
Эссе.Моя педагогическая философия"Все начинается с любви" Живой душе пускай рассудок служит!...
Моя педагогическая философия или все начинается с любви…
Учитель 21 века! Что несешь ты потомкам?...
Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")
Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....