Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей
методическая разработка по психологии

Потапова Анна Анатольевна

Основной целью Программы является формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности в ОУ, позволяющей реализовать творческий потенциал ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_soprovozhdeniya_invalidov.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНА

Педагогическим советом

МОБУ СОШ № 9 с углубленным

изучением английского языка

УТВЕРЖДЕНА

приказом МОБУ СОШ № 9 с углубленным

изучением английского языка

от

Директор           ______________

ПРОГРАММА

психолого-педагогического сопровождения

детей-инвалидов и их семей

на 2019 -2020 г

г. Таганрог

2019

Паспорт программы

Наименование программы

  «Школа  - для всех!»

Разработчики программы

Педагог-психолог МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка Потапова А.А.

Цель программы

- формирование эффективной системы поддержки детей- инвалидов,

- интегративное включение детей-инвалидов в образовательную среду, в социум;

- социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами;

- социально-психологическая адаптация и реабилитация детей инвалидов.

Задачи программы

1.Освоение детьми - инвалидами  общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом.

2. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.

3.  Коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. Обучение подростков и старшеклассников навыков самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития.

4. Формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями.

5. Успешная социализация обучающихся.

6. Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Законодательство Российской Федерации:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"
  3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президент РФ 04 февраля 2010 года, Пр-271)
  6.  Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" (в редакции от 20.12.2011).
  7. Письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 "О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)";
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
  9. Письмо Управления социального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 года № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития»;
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. n 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»  
  11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «о коррекционном и инклюзивном образовании детей»
  12. Письмо от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
  13. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н  «об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида»

                                             

Сроки реализации программы

2019 -2020 гг.

Исполнители программы

Администрация МОБУ СОШ №9 с углубленным изучение английского языка

Педагогический коллектив

Педагог - психолог

Ожидаемые результаты:

- Реализовать комплексный подход к решению реабилитации детей-инвалидов, увеличить объем реабилитационных мероприятий;

- успешное интегративное включение детей инвалидов в образовательную среду, в социум;

- успешная социально-психологическая адаптация;

- совершенствование системы выявления и учета и сопровождения детей-инвалидов;

- повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий.

Контроль за исполнением программы

Директор МОБУ СОШ №9

Пояснительная записка

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» каждый ребенок имеет право на получение образования. Детям с ограниченными возможностями (особыми образовательными потребностями) необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку для достижения социального и личного благополучия через доступное обучение и воспитание.

Законодательство предполагает возможность получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в государственных образовательных учреждениях любого типа и вида в формах, предусмотренных федеральным законодательством с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (далее ПМПК).

Инклюзивная практика реализуется  в общеобразовательном учреждении МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка    с целью    создания условий для реализации доступного и личностно-ориентированного образования детей с различными образовательными потребностями.

Программа “Школа для всех ” (далее по тексту – Программа), разработана в соответствии с Федеральным законом  от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет администрация МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка  в лице директора школы.

Основной целью Программы является формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности в ОУ, позволяющей реализовать творческий потенциал ребенка.

Наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуации в городе Таганроге подтверждают целесообразность и необходимость проведения работы, связанной с улучшением положения детей- инвалидов, улучшением качества их жизни.

Предусматривается реализация по следующим основным направлениям:

  1. Создание методических и организационных основ реабилитации детей-инвалидов.
  2. Адаптация детей – инвалидов в образовательной среде, в социуме посредством специально организованного комплекса мероприятий.
  3. Оказание помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, в создании условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.
  4. Привлечение инвалидов и членов их семей к работе по реабилитации.
  5. Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциала детей – инвалидов.
  6. Взаимодействие с государственными органами, учреждениями и общественными организациями в разработке программ, планов и т.д.

  Цель образовательного учреждения – не только обучение, передача ребенку определенной суммы знаний, а, прежде всего – формирование личности человека. Таким образом, в модель психолого-педагогического сопровождения закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психолога, педагогов и администрации школы по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей - создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися, а также создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных  особенностей.

К основным задачам психолого-педагогического сопровождения детей – инвалидов и их семей относятся:

1.   Проведение диагностики психофизиологического отклонения в развитии ребенка с целью оказания помощи родителям в прогнозировании путей дальнейшего развития ребенка с учетом возможных последствий.

2.  Разработка технологий, методов, приемов и средств психолого-педагогического взаимодействия родителя и ребенка-инвалида с целью его личностного развития.

3. Оказание помощи семьям по предупреждению возникновения нарушений развития вторичных дефектов.

4.   Определение   семьей и школой  общих     и     конкретных     задач психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.

5.    Трансформирование психологической, педагогической и научной информации в целях эффективного психолого-педагогического сопровождения.

6. Оказание помощи семьям по   целенаправленному   формированию положительной   мотивации участия в процессе психолого-педагогического сопровождения у детей с проблемами в развитии и воспитание у них оптимизма, видения жизненной перспективы, ощущения успеха.

Задачи психолого-педагогического сопровождения определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов этой сложной системы.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

  • психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
  • консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации.

При рассмотрении вопроса о психолого-педагогическом сопровождении мы опираемся на понимание комплексности в его организации и осуществлении с включением, где есть в этом необходимость, оздоровительной, реабилитационной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Программа предполагает ведение карт педагогического сопровождения детей-инвалидов. Данные карты сопровождения должны включать в себя годовой план индивидуальной работы с данной категорией детей, а так же в них необходимо отражать результаты проводимой работы.

Данная программа сопровождения может дублироваться  на протяжении нескольких учебных лет, так как она включает в себя те мероприятия, которые требуют ежегодного повторения на протяжении всего обучения ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении.

Содержание программы

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

1.

Создание банка данных детей-инвалидов для разработки и реализации индивидуальных программ социальной реабилитации

Педагог - психолог

2.

Разработка информационно- аналитической, методической документации социально-психологического сопровождения детей-инвалидов

педагог-психолог

3.

Создание коррекционно-развивающего пространства в ОУ:

Приобретение специализированного учебного инвентаря, комплектов развивающих игр и игрушек, модульного оборудования

Администрация,

педагогический коллектив

4.

Создание коррекционно-развивающего пространства в ОУ:

Формирование установок толерантности, миролюбия, гуманизма, взаимопомощи, благотворительности

Администрация

педагогический коллектив

5.

Создание коррекционно-развивающего пространства в ОУ

 Администрация,  

педагогический коллектив

6.

Вовлечение детей-инвалидов в мероприятия, проводимые социально-психологической службой, педагогами организаторами

Социальный педагог,

педагог - психолог

7.

Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения и реабилитации детей-инвалидов

Педагог-психолог

 

8.

Проведение семинаров для социально-психологической службы, педагогического коллектива по вопросам реабилитации

Администрация,  

педагогический коллектив

9.

Вовлечение родителей в работу по реабилитации

Администрация, педагог - психолог,

классные руководители, педагог организатор

10.

Организация родительской школы просвещения психологической реабилитации детей - инвалидов

Администрация, педагог - психолог

11.

Разработка и внедрение комплекса технологий реабилитации детей - инвалидов с использованием средств культуры и искусства (сказкотерапия, музыкотерапия, эстетотерапия, арттерапия, изотерапия, театротерапия и др.), с включением в данный процесс и членов семей инвалидов

Администрация,

педагог-психолог

12.

Разработка индивидуальных программ социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, предусматривающих проведение экспертной диагностики, оценку реабилитационного потенциала ребенка, определение мероприятий

        Педагог -психолог

13.

Вовлечение детей-инвалидов и их семей в общегородские мероприятия

Администрация,

классные руководители, педагог -организатор

План мероприятий  в рамках проекта

по инклюзивному образованию на 2019-2020 учебный год

Направления

Содержание  работы

Ответственные

сроки

Разработка программы «Взаимодействие участников образовательного процесса

 работе с учащимися группы «риск»

Педагог- психолог

Сентябрь

Обновление должностных инструкций педагогических работников, участвующих в проекте

Директор

Сентябрь

Организация обучения на дому. Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Директор

Сентябрь

Составление расписания кружков, факультативных занятий. Организация досуга  обучающихся, развитие индивидуальных способностей  

Заместитель директора по ВР

Сентябрь

Мониторинг реализации ИПРА, коррекция

Заместитель директора по УВР

В течение года

Создание методической копилки, подготовка печатных работ  

Заместитель директора по УВР,психолог

В течение года

Психолого-педагогическое

Посещение детей-инвалидов по месту их жительства с целью обследования материально-бытовых условий

Педагог - психолог

Утверждение плана работы на год

 Педагог - психолог

Сентябрь

Учет детей с особыми образовательными потребностями.  Проведение диагностики

Педагог - психолог

Октябрь

Групповые и индивидуальные  занятия

Педагог - психолог

В течение года

Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для  детей с особыми образовательными потребностями

Педагог – психолог

В течение года

Индивидуальные консультации для родителей учащихся классов, испытывающих трудности адаптации

Педагог - психолог

В течение года

Индивидуальные консультации для учащихся. Разработка программ помощи школьникам, испытывающим трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии.

Педагог – психолог

Методическая работа по просвещению педагогов и родителей: индивидуальные особенности детей с особыми образовательными потребностями, принципы специальной (коррекционной) помощи детям и семье, необходимость индивидуального подхода, пути и возможность его осуществления для каждого ребенка

Педагог – психолог

ПМПК № 1. Определение  путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации (четвертый класс).  Профилактика физических, психических и интеллектуальных перегрузок, организация психологически адекватной образовательной среды.

Педагог – психолог

Сентябрь

ПМПК № 2. Адаптация   учащихся 5, 10 классов. Определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями. Разработка рекомендаций  учителям  для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения.

Педагог – психолог

Октябрь

 ПМПК № 3. Выявление детей, не усваивающих программу основной начальной школы.

Педагог - психолог

Декабрь

ПМПК № 4.  Отслеживание динамики развития детей - инвалидов, обучающихся в общеобразовательных классах. Определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся, не усваивающих программу общеобразовательной школы.

Педагог - психолог

Март

Медицинское

Изучение медицинских карт

Фельдшер

Сентябрь

Составление плана работы на год

Сентябрь

Мониторинг состояния здоровья учащихся с ООП

В течение года

Ожидаемые результаты данной программы

Процессы, подвергающиеся

воздействию

Ожидаемые результаты

1. Изменение (повышение) воспитательного потенциала семьи;

  • снижение общей неудовлетворенности при оценке состояния семьи;
  • снижение нервно-психического напряжения в семьях;
  • снижение показателя семейной тревожности;
  • повышение ориентации на кооперацию и партнерство как социально-желательные образы родительских отношений;
  • снижение показателей конфликтности и враждебности в семейных отношениях.

2.Развитие технологического обеспечения педагогического сопровождения семейного воспитания;

  • овладение диагностическим инструментарием в работе с родителями;
  • расширение арсенала педагогических приемов и техник в организации взаимодействия педагогов и родителей;
  • расширение форм взаимодействия ШКОЛЫ с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.

3.Динамика личностного развития ребенка-инвалида

  • снижение показателей тревожности и возбудимости;
  • повышение ресурсов адаптации;
  • развитие психических познавательных процессов;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие саморегуляции и др.

4. Личностное развитие учащихся школы

  • Формирование стойкого понимания необходимости ЗОЖ у учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение детей- инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении

В статье рассматриваются основные принципы психолого-педагогического сопровождения детей- инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении....

Коррекционное сопровождение детей-инвалидов

В последние годы активно развивается дистанционное обучение, которое зачастую является единственным шансом для тех детей, кто в силу разных причин не может воспользоваться традиционными формами обучен...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандар...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом «Об...