Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей
методическая разработка по психологии
Основной целью Программы является формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности в ОУ, позволяющей реализовать творческий потенциал ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_soprovozhdeniya_invalidov.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНА Педагогическим советом МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка | УТВЕРЖДЕНА приказом МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка от Директор ______________ |
ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения
детей-инвалидов и их семей
на 2019 -2020 г
г. Таганрог
2019
Паспорт программы
Наименование программы | «Школа - для всех!» |
Разработчики программы | Педагог-психолог МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка Потапова А.А. |
Цель программы | - формирование эффективной системы поддержки детей- инвалидов, - интегративное включение детей-инвалидов в образовательную среду, в социум; - социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами; - социально-психологическая адаптация и реабилитация детей инвалидов. |
Задачи программы | 1.Освоение детьми - инвалидами общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом. 2. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. 3. Коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. Обучение подростков и старшеклассников навыков самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития. 4. Формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями. 5. Успешная социализация обучающихся. 6. Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. |
Законодательство Российской Федерации:
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н «об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида»
| |
Сроки реализации программы | 2019 -2020 гг. |
Исполнители программы | Администрация МОБУ СОШ №9 с углубленным изучение английского языка Педагогический коллектив Педагог - психолог |
Ожидаемые результаты: | - Реализовать комплексный подход к решению реабилитации детей-инвалидов, увеличить объем реабилитационных мероприятий; - успешное интегративное включение детей инвалидов в образовательную среду, в социум; - успешная социально-психологическая адаптация; - совершенствование системы выявления и учета и сопровождения детей-инвалидов; - повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий. |
Контроль за исполнением программы | Директор МОБУ СОШ №9 |
Пояснительная записка
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» каждый ребенок имеет право на получение образования. Детям с ограниченными возможностями (особыми образовательными потребностями) необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку для достижения социального и личного благополучия через доступное обучение и воспитание.
Законодательство предполагает возможность получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в государственных образовательных учреждениях любого типа и вида в формах, предусмотренных федеральным законодательством с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (далее ПМПК).
Инклюзивная практика реализуется в общеобразовательном учреждении МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка с целью создания условий для реализации доступного и личностно-ориентированного образования детей с различными образовательными потребностями.
Программа “Школа для всех ” (далее по тексту – Программа), разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет администрация МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка в лице директора школы.
Основной целью Программы является формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности в ОУ, позволяющей реализовать творческий потенциал ребенка.
Наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуации в городе Таганроге подтверждают целесообразность и необходимость проведения работы, связанной с улучшением положения детей- инвалидов, улучшением качества их жизни.
Предусматривается реализация по следующим основным направлениям:
- Создание методических и организационных основ реабилитации детей-инвалидов.
- Адаптация детей – инвалидов в образовательной среде, в социуме посредством специально организованного комплекса мероприятий.
- Оказание помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, в создании условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.
- Привлечение инвалидов и членов их семей к работе по реабилитации.
- Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциала детей – инвалидов.
- Взаимодействие с государственными органами, учреждениями и общественными организациями в разработке программ, планов и т.д.
Цель образовательного учреждения – не только обучение, передача ребенку определенной суммы знаний, а, прежде всего – формирование личности человека. Таким образом, в модель психолого-педагогического сопровождения закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.
Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психолога, педагогов и администрации школы по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей - создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися, а также создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
К основным задачам психолого-педагогического сопровождения детей – инвалидов и их семей относятся:
1. Проведение диагностики психофизиологического отклонения в развитии ребенка с целью оказания помощи родителям в прогнозировании путей дальнейшего развития ребенка с учетом возможных последствий.
2. Разработка технологий, методов, приемов и средств психолого-педагогического взаимодействия родителя и ребенка-инвалида с целью его личностного развития.
3. Оказание помощи семьям по предупреждению возникновения нарушений развития вторичных дефектов.
4. Определение семьей и школой общих и конкретных задач психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.
5. Трансформирование психологической, педагогической и научной информации в целях эффективного психолого-педагогического сопровождения.
6. Оказание помощи семьям по целенаправленному формированию положительной мотивации участия в процессе психолого-педагогического сопровождения у детей с проблемами в развитии и воспитание у них оптимизма, видения жизненной перспективы, ощущения успеха.
Задачи психолого-педагогического сопровождения определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов этой сложной системы.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
- психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
- консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации.
При рассмотрении вопроса о психолого-педагогическом сопровождении мы опираемся на понимание комплексности в его организации и осуществлении с включением, где есть в этом необходимость, оздоровительной, реабилитационной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Программа предполагает ведение карт педагогического сопровождения детей-инвалидов. Данные карты сопровождения должны включать в себя годовой план индивидуальной работы с данной категорией детей, а так же в них необходимо отражать результаты проводимой работы.
Данная программа сопровождения может дублироваться на протяжении нескольких учебных лет, так как она включает в себя те мероприятия, которые требуют ежегодного повторения на протяжении всего обучения ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении.
Содержание программы
№ п/п | Мероприятия | Исполнители |
1. | Создание банка данных детей-инвалидов для разработки и реализации индивидуальных программ социальной реабилитации | Педагог - психолог |
2. | Разработка информационно- аналитической, методической документации социально-психологического сопровождения детей-инвалидов | педагог-психолог |
3. | Создание коррекционно-развивающего пространства в ОУ: Приобретение специализированного учебного инвентаря, комплектов развивающих игр и игрушек, модульного оборудования | Администрация, педагогический коллектив |
4. | Создание коррекционно-развивающего пространства в ОУ: Формирование установок толерантности, миролюбия, гуманизма, взаимопомощи, благотворительности | Администрация педагогический коллектив |
5. | Создание коррекционно-развивающего пространства в ОУ | Администрация, педагогический коллектив |
6. | Вовлечение детей-инвалидов в мероприятия, проводимые социально-психологической службой, педагогами организаторами | Социальный педагог, педагог - психолог |
7. | Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения и реабилитации детей-инвалидов | Педагог-психолог
|
8. | Проведение семинаров для социально-психологической службы, педагогического коллектива по вопросам реабилитации | Администрация, педагогический коллектив |
9. | Вовлечение родителей в работу по реабилитации | Администрация, педагог - психолог, классные руководители, педагог организатор |
10. | Организация родительской школы просвещения психологической реабилитации детей - инвалидов | Администрация, педагог - психолог |
11. | Разработка и внедрение комплекса технологий реабилитации детей - инвалидов с использованием средств культуры и искусства (сказкотерапия, музыкотерапия, эстетотерапия, арттерапия, изотерапия, театротерапия и др.), с включением в данный процесс и членов семей инвалидов | Администрация, педагог-психолог |
12. | Разработка индивидуальных программ социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, предусматривающих проведение экспертной диагностики, оценку реабилитационного потенциала ребенка, определение мероприятий | Педагог -психолог |
13. | Вовлечение детей-инвалидов и их семей в общегородские мероприятия | Администрация, классные руководители, педагог -организатор |
План мероприятий в рамках проекта
по инклюзивному образованию на 2019-2020 учебный год
Направления | Содержание работы | Ответственные | сроки |
Разработка программы «Взаимодействие участников образовательного процесса работе с учащимися группы «риск» | Педагог- психолог | Сентябрь | |
Обновление должностных инструкций педагогических работников, участвующих в проекте | Директор | Сентябрь | |
Организация обучения на дому. Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья | Директор | Сентябрь | |
Составление расписания кружков, факультативных занятий. Организация досуга обучающихся, развитие индивидуальных способностей | Заместитель директора по ВР | Сентябрь | |
Мониторинг реализации ИПРА, коррекция | Заместитель директора по УВР | В течение года | |
Создание методической копилки, подготовка печатных работ | Заместитель директора по УВР,психолог | В течение года | |
Психолого-педагогическое | Посещение детей-инвалидов по месту их жительства с целью обследования материально-бытовых условий | Педагог - психолог | |
Утверждение плана работы на год | Педагог - психолог | Сентябрь | |
Учет детей с особыми образовательными потребностями. Проведение диагностики | Педагог - психолог | Октябрь | |
Групповые и индивидуальные занятия | Педагог - психолог | В течение года | |
Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для детей с особыми образовательными потребностями | Педагог – психолог | В течение года | |
Индивидуальные консультации для родителей учащихся классов, испытывающих трудности адаптации | Педагог - психолог | В течение года | |
Индивидуальные консультации для учащихся. Разработка программ помощи школьникам, испытывающим трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии. | Педагог – психолог | ||
Методическая работа по просвещению педагогов и родителей: индивидуальные особенности детей с особыми образовательными потребностями, принципы специальной (коррекционной) помощи детям и семье, необходимость индивидуального подхода, пути и возможность его осуществления для каждого ребенка | Педагог – психолог | ||
ПМПК № 1. Определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации (четвертый класс). Профилактика физических, психических и интеллектуальных перегрузок, организация психологически адекватной образовательной среды. | Педагог – психолог | Сентябрь | |
ПМПК № 2. Адаптация учащихся 5, 10 классов. Определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями. Разработка рекомендаций учителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения. | Педагог – психолог | Октябрь | |
ПМПК № 3. Выявление детей, не усваивающих программу основной начальной школы. | Педагог - психолог | Декабрь | |
ПМПК № 4. Отслеживание динамики развития детей - инвалидов, обучающихся в общеобразовательных классах. Определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся, не усваивающих программу общеобразовательной школы. | Педагог - психолог | Март | |
Медицинское | Изучение медицинских карт | Фельдшер | Сентябрь |
Составление плана работы на год | Сентябрь | ||
Мониторинг состояния здоровья учащихся с ООП | В течение года |
Ожидаемые результаты данной программы
Процессы, подвергающиеся воздействию | Ожидаемые результаты |
1. Изменение (повышение) воспитательного потенциала семьи; |
|
2.Развитие технологического обеспечения педагогического сопровождения семейного воспитания; |
|
3.Динамика личностного развития ребенка-инвалида |
|
4. Личностное развитие учащихся школы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение детей- инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении
В статье рассматриваются основные принципы психолого-педагогического сопровождения детей- инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении....
Коррекционное сопровождение детей-инвалидов
В последние годы активно развивается дистанционное обучение, которое зачастую является единственным шансом для тех детей, кто в силу разных причин не может воспользоваться традиционными формами обучен...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...
Программа областного семинара "Создание эффективной системы профориентационного сопровождения детей-инвалидов в соответствии с их способностями и интересами"
Выступление и мастер-класс на областном семинаре....
Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандар...
ОТЧЕТ учителя-логопеда СОГБОУ «Починковская школа-интернат » Ресурсный центр по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов с ОВЗ «Радужный зебренок» за 2018-2019 учебный год
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 2.9px; text-align: justify; text-indent: 36.0px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Цель логопедической...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом «Об...