Тест на выявление детских страхов (Захаров А.И., Панфилова М.А.)
учебно-методический материал по психологии
Цель методики: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_testa_na_vyyavlenie_detskih_strahov_zaharov_a.i._pnfilova_m.a._.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест на выявление детских страхов (Захаров А.И., Панфилова М.А.)
Цель методики: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.
Возраст применения: с 3 лет
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Контурное изображение двух домов: красного и черного цвета.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА
Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.
ИНСТРУКЦИЯ
«В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшны. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам» (психолог называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик. У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».
Ты боишься:
- когда остаешься один;
- нападения;
- заболеть, заразиться;
- умереть;
- того, что умрут твои родители;
- каких-то детей;
- каких-то людей;
- мамы или папы;
- того, что они тебя накажут;
- Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
- перед тем как заснуть;
- страшных снов (каких именно);
- темноты;
- волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
- машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
- бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
- когда очень высоко (страх высоты);
- когда очень глубоко (страх глубины);
- в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
- воды;
- огня;
- пожара;
- войны;
- больших улиц, площадей;
- врачей (кроме зубных);
- крови (когда идет кровь);
- уколов;
- боли (когда больно);
- неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
- сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
- опоздать в сад (школу).
Беседу с исследуемым специалист проводит неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи по порядку и ожидая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» — «не боюсь».
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА
Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31 вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель преневротического состояния.
Возрастные особенности появления страхов
Возрастной отрезок | Возрастные страхи |
Младший дошкольный возраст | Боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства. |
Старший дошкольный возраст | Страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны. |
Младший школьный возраст | Страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления). |
Подростковый возраст | Страх смерти родителей, страх войны. |
Возрастные нормы (по А. И. Захарову)
Среднее число страхов
В дошкольном возрасте: - у девочек =10,3; - у мальчиков - 8,2;
В школьном возрасте: - у мальчиков = 6,9; - у девочек = 9,2.
Возраст | Мальчики (кол-во страхов) | Девочки (кол-во страхов) |
3 | 9 | 7 |
4 | 7 | 9 |
5 | 8 | 11 |
6 | 9 | 11 |
7 | 9 | 12 |
8 | 6 | 9 |
9 | 7 | 10 |
10 | 7 | 10 |
11 | 8 | 11 |
12 | 7 | 8 |
13 | 8 | 9 |
14 | 6 | 9 |
15 | 6 | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЕ СТРАХИ И АРТ-ТЕРАПИЯ
Сейчас, когда мы уже знакомы с арт-терапией, хочется отдельно остановиться на её врачующем влиянии в области детских страхов. Детские страхи, при этом неважно чего — войны, смерти или приведений, — эт...
Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления
Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой ребенка может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно...
Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления
Цель: научить вовремя распознавать детские страхи и правильно реагировать.Задача: проработать методику работы по борьбе с детскими страхами.Время: 40 мин.Ход мероприятия: Человеку свойствен...
«Детские страхи»
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение...
Детские страхи
Наблюдения показывают, что наши дети часто испытывают страх. Девочки и мальчики, которые учатся во 2-х и 3-х классах школ города Калининграда, рассказали много интересного о своих переживаниях. Чтобы ...
Детские страхи.
Детские страхи....
Презентация "Несколько слов о детских страхах"
Несколько слов о детских страхах, их причинах и последствиях...