Программа спецкурса «Шаги к профессии»
рабочая программа по психологии
В ходе реализации программы «Шаги к профессии» формирование профессиональных намерений школьников проходит через тренинги, консультирование, предусматривает диагностику, коррекцию. Курс дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения и в дальнейшем выбор профессии.
Обучение навыкам профессионального самоопределения (и как частный случай – самостоятельного выбора профессии) – это скорее модель для формирования более универсальных навыков, необходимых для жизни в целом.
Научить подростка ВЫБИРАТЬ – вот главная концептуальная цель курса. Курс профессионального самоопределения – специализированный, поэтому важно кроме формирования навыков самостоятельного выбора профессии поддерживать естественный интерес подростков к этой теме и пробудить в их сознании другие мысли о жизни в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_spetskursa.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа спецкурса «Шаги к профессии»
Пояснительная записка.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако не всем сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте». И вместе с тем профессиональное самоопределение – это часть общего процесса жизненного самоопределения. К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности возможности, соотнести их с миром профессий. Недостаточность психологических знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути старшеклассниками. По данным различных исследований девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, восьмиклассники информированы еще меньше. В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач психолога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Диагностическое обследование помогает понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей, в том числе и профессиональных, но не дает основания строить долговременный прогноз. Его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствованию.
В ходе реализации программы «Шаги к профессии» формирование профессиональных намерений школьников проходит через тренинги, консультирование, предусматривает диагностику, коррекцию. Курс дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения и в дальнейшем выбор профессии.
Обучение навыкам профессионального самоопределения (и как частный случай – самостоятельного выбора профессии) – это скорее модель для формирования более универсальных навыков, необходимых для жизни в целом.
Научить подростка ВЫБИРАТЬ – вот главная концептуальная цель курса. Курс профессионального самоопределения – специализированный, поэтому важно кроме формирования навыков самостоятельного выбора профессии поддерживать естественный интерес подростков к этой теме и пробудить в их сознании другие мысли о жизни в целом.
Цель программы:
- сформировать готовность к профессиональному самоопределению через учет индивидуальных особенностей
Задачи:
- активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения;
- осознание жизненных ценностей и смыслов профессиональной деятельности;
- формирование мотивов саморазвития, личностного роста;
- активизация самопознания;
- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию, планированию, принятию решений;
- содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;
- развитие рефлексии.
Продолжительность: программа рассчитана на 34 занятия .
Принципы:
- доверительный стиль общения;
- принцип «здесь и сейчас»;
- персонификация высказываний;
- искренность в общении;
- конфиденциальность всего происходящего в группе;
- определение сильных сторон личности каждого участника;
- активное участие в происходящем;
- постоянный самоанализ (рефлексия).
Этапы проведения:
Ознакомительно-ориентировочный
Проективный
Основной, развивающий.
Итог. Рефлексия.
Предлагаемый курс является хорошей возможностью дополнить знания и представления школьников о своей самости, самосознании, самораскрытии своего «Я».В качестве основной формы выявления результатов работы по курсу предлагается:
- итоговый тест по всем разделам программы;
- итоговый самоотчет и составление профиля личности с указанием результатов работы над всеми диагностическими критериями;
- различные формы рефлексивного осмысления (творческие работы, сочинения).
Содержание программы:
Тема | Содержание | Количество часов |
1. Самооценка и уровень притязаний. | Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуация на рынке труда. Оценить свои возможности можно с помощью психологических методик, большинство которых основано на самооценке. Соотношение самооценки, успеха и уровня притязаний. Тест самооценки | 2 |
2. Что такое жизненный успех? | Осознание участниками своего личного отношения к жизненному успеху; выстраивание субъективной иерархии способов достижения успеха.Ранжирование списков таблиц «Что такое жизненный успех?», «Способы достижения успеха», «Базовые ценности» | 2 |
3. Профессии в нашей жизни. | Активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения. | 2 |
4.Чувства и эмоции. | Чувства и эмоции – выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Тест эмоций. Связь способности к саморегуляции и выбора профессии. | 2 |
5.Темперамент и профессия. | Определение темперамента с помощью теста Г.Айзенка. влияние темперамента на выбор профессии.Личностный опросник Айзенка | 2 |
6. Профессия и здоровье. | Требования к здоровью человека. Группы профессий по условиям труда. Работа с методикой «Мое здоровье». Актуальность заботы о здоровье, об одном из факторов успешной профессиональной карьеры. | 2 |
7. Интересы и склонности в выборе профессии. | Выявление интересов и склонностей подростков при помощи опросника «Карта интересов» и опросника профессиональных склонностей. Опросник «Карта интересов», опросник профессиональных склонностей | 2 |
8.Выявление профессиональной предрасположенности | Развитие коммуникативных способностей учащихся, навыков социального поведения. Активизация профессионального самоопределения. | 2 |
9. Что я знаю о мире профессий? Классификация профессий. | Дать представление о мире профессий и их классификации. Научить составлять формулу профессии. Развивать умения учащихся классифицировать профессии и соотносить их со своими потребностями. | 2 |
10. Мир профессий. | Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда. Актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. | 2 |
11.Проблема выбора профессии. | Освоение участниками формулы выбора профессии. Осознание своих профессиональных желаний. Овладение инструментом самосознания и самодиагностики. | 4 |
12. Творческая работа «Планирование профессиональной карьеры» | Пробуждение интереса участников к осознанному профессиональному определению. Осознание своих внутренних ограничений. | 1 |
13. Современный рынок труда. | Осознание потребности рынка труда в разных профессиях (в том числе потребности в рабочих специальностях). Формирование представления о профессиональных компетенциях. | 2 |
14. Силовое поле выбора профессии. | Анализ различных факторов (сил), влияющих на выбор профессии, определение степени влияния этих сил. | 2 |
15.Ошибки в выборе профессии. | Знакомство с правилами грамотного выбора профессии. | 1 |
16.Пути получения профессии. | Среднее специальное и высшее образование. | 2 |
17.Итоговый тренинг. | Рефлексия. | 2 |
34 часа |
Список литературы для учителя:
Казарова Е. Проблема выбора. Программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся. // «Школьный психолог», 2007, №2, с. 18-23
Резапкина Г. Уроки выбора профессии.// «Школьный психолог», 2006, №14, с. 4-45
Резапкина Г. Комплектование профильных классов// «Школьный психолог», 2007, №2, с.9-16
Филимонова О. Модификация карты интересов//«Школьный психолог», 2007, №2, с.40-45
Орлов В., Галецкая Л. Шаги к профессии //»Школьный психолог», 2006, №13, с.6-11
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.
Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. материалов/ сост., редактирование и комментарий Т.В.Черниковой. –Волгоград, Учитель, 2005. – 120с.
Список литературы для учащихся:
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: техника быстрого чтения. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 208с.
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным: Кн. для учащихся ст. кл. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.
Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб пособие для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191с.
Коломинский Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1986. – 223с.
Энциклопедия для детей. Выбор профессии. – М.: Аванта+, 2003. – 432с.
Журнал для юношества «До 16 и старше» (приложение к журналу «Профессионал»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые шаги в профессию
Разработка классного часа на профориентационную тематику...
Мои первые шаги в профессии
О! сколько раз твердили миру,Что все профессии нужны,Что каждая из них прекрасна,Мы только выбирать должны....
Мои первые шаги в профессии
Сочинение- эссе...
«Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал»
Есть три профессии от Бога:Лечить, учить, судить!«Работа – это лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал известный немец Кант. Моё наслаждение начинается с утра.Сквозь тьму проглядывают первые л...
Эссе «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»
Эссе «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»...
Мои первые шаги в профессии, или профессия, которуя я выбрала
Эссе к конкурсу Педагогический дебют"...
Эссе «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»
Файл, содержащий эссе на тему: "Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала"....