Программа спецкурса «Шаги к профессии»
рабочая программа по психологии

Усманова Светлана Александровна

В ходе реализации программы «Шаги к профессии» формирование профессиональных намерений школьников проходит через тренинги, консультирование, предусматривает диагностику, коррекцию. Курс дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения  и в дальнейшем выбор профессии.

Обучение навыкам профессионального самоопределения (и как частный случай – самостоятельного выбора профессии) – это скорее модель для формирования более универсальных навыков, необходимых для жизни в целом.

Научить подростка ВЫБИРАТЬ – вот главная концептуальная цель курса. Курс профессионального самоопределения – специализированный, поэтому важно кроме формирования навыков самостоятельного выбора профессии поддерживать естественный интерес подростков к этой теме и пробудить в их сознании другие мысли о жизни в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_spetskursa.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

     Программа  спецкурса «Шаги к профессии»

                                                Пояснительная записка.

        В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако не всем сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте». И вместе с тем профессиональное самоопределение – это часть  общего процесса жизненного самоопределения. К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности возможности, соотнести их с миром профессий. Недостаточность психологических знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути старшеклассниками. По данным различных исследований девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, восьмиклассники информированы еще меньше. В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач психолога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.  Диагностическое обследование помогает понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей, в том числе и профессиональных, но не дает основания строить долговременный прогноз. Его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствованию.

В ходе реализации программы «Шаги к профессии» формирование профессиональных намерений школьников проходит через тренинги, консультирование, предусматривает диагностику, коррекцию. Курс дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения  и в дальнейшем выбор профессии.

Обучение навыкам профессионального самоопределения (и как частный случай – самостоятельного выбора профессии) – это скорее модель для формирования более универсальных навыков, необходимых для жизни в целом.

Научить подростка ВЫБИРАТЬ – вот главная концептуальная цель курса. Курс профессионального самоопределения – специализированный, поэтому важно кроме формирования навыков самостоятельного выбора профессии поддерживать естественный интерес подростков к этой теме и пробудить в их сознании другие мысли о жизни в целом.

                Цель  программы:

- сформировать готовность к профессиональному самоопределению через учет индивидуальных особенностей

 Задачи:

- активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения;

- осознание жизненных ценностей и смыслов профессиональной деятельности;

- формирование мотивов саморазвития, личностного роста;

- активизация самопознания;

- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию, планированию, принятию решений;

- содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;

- развитие рефлексии.

              Продолжительность: программа рассчитана на 34 занятия .

Принципы:

- доверительный стиль общения;

- принцип «здесь и сейчас»;

- персонификация высказываний;

- искренность в общении;

- конфиденциальность всего происходящего в группе;

- определение сильных сторон личности каждого участника;

- активное участие в происходящем;

- постоянный самоанализ (рефлексия).

Этапы проведения:

Ознакомительно-ориентировочный

Проективный

Основной, развивающий.

Итог. Рефлексия.

        Предлагаемый курс является хорошей возможностью дополнить знания и представления школьников о своей самости, самосознании, самораскрытии своего «Я».В качестве основной формы выявления результатов работы по курсу предлагается:

- итоговый тест по всем разделам программы;

- итоговый самоотчет и составление профиля личности с указанием результатов работы над всеми диагностическими критериями;

- различные формы рефлексивного осмысления (творческие работы, сочинения).

                                                Содержание программы:        

Тема

Содержание

Количество часов

1. Самооценка и уровень притязаний.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуация на рынке труда. Оценить свои возможности можно с помощью психологических методик, большинство которых основано на самооценке.  Соотношение самооценки, успеха и уровня притязаний.

Тест самооценки

2

2. Что такое жизненный успех?

Осознание участниками своего личного отношения к жизненному успеху; выстраивание субъективной иерархии способов достижения успеха.Ранжирование списков таблиц «Что такое жизненный успех?», «Способы достижения успеха», «Базовые ценности»

2

3. Профессии в нашей жизни.

Активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения.

2

4.Чувства и эмоции.

Чувства и эмоции – выражение нашего отношения  к людям, событиям, явлениям. Тест эмоций.  Связь способности к саморегуляции и выбора  профессии.

2

5.Темперамент и профессия.

Определение темперамента с помощью теста Г.Айзенка. влияние темперамента на выбор профессии.Личностный опросник Айзенка

2

6. Профессия и здоровье.

Требования к здоровью человека. Группы профессий по условиям труда. Работа с методикой «Мое здоровье». Актуальность заботы о здоровье, об одном из факторов успешной профессиональной карьеры.

2

7. Интересы и склонности в выборе профессии.

Выявление интересов и склонностей подростков при помощи  опросника «Карта интересов» и опросника профессиональных склонностей. Опросник «Карта интересов», опросник профессиональных склонностей

2

8.Выявление профессиональной предрасположенности

Развитие коммуникативных способностей учащихся, навыков социального поведения. Активизация профессионального самоопределения.

2

9. Что я знаю о мире профессий? Классификация профессий.

Дать представление о мире профессий и их классификации. Научить составлять формулу профессии. Развивать умения учащихся классифицировать профессии и соотносить их со своими потребностями.

2

10. Мир профессий.

Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда. Актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Развитие умения  выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

2

11.Проблема выбора профессии.

Освоение участниками     формулы выбора профессии. Осознание своих профессиональных желаний. Овладение инструментом самосознания и самодиагностики.

4

12. Творческая работа «Планирование профессиональной карьеры»

Пробуждение интереса участников к осознанному профессиональному определению. Осознание своих внутренних ограничений.

1

13. Современный рынок труда.

Осознание потребности рынка труда в разных профессиях (в том числе потребности в рабочих специальностях). Формирование представления о профессиональных компетенциях.

2

14. Силовое поле выбора профессии.

Анализ различных факторов (сил), влияющих на выбор профессии, определение степени влияния этих сил.

2

15.Ошибки в выборе профессии.

Знакомство с правилами грамотного выбора профессии.

1

16.Пути получения профессии.

Среднее специальное и высшее образование.

2

17.Итоговый тренинг.

Рефлексия.

2

34  часа

                                                                                                                                           Список литературы для учителя:

Казарова Е. Проблема выбора. Программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся. // «Школьный психолог», 2007, №2, с. 18-23

Резапкина Г. Уроки выбора профессии.// «Школьный психолог», 2006, №14, с. 4-45

Резапкина Г. Комплектование профильных классов// «Школьный психолог», 2007, №2,     с.9-16

Филимонова О. Модификация карты интересов//«Школьный психолог», 2007,    №2, с.40-45

Орлов В., Галецкая Л. Шаги к профессии //»Школьный психолог», 2006, №13, с.6-11

Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.

Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. материалов/ сост., редактирование и комментарий Т.В.Черниковой.  –Волгоград, Учитель, 2005. – 120с.

                                                         Список литературы для учащихся:

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: техника быстрого чтения. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 208с.

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным: Кн. для учащихся ст. кл. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.

Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб пособие для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191с.

Коломинский Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1986. – 223с.

Энциклопедия для детей. Выбор профессии. – М.: Аванта+, 2003. – 432с.

Журнал для юношества «До 16 и старше» (приложение к журналу «Профессионал»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги в профессию

Разработка классного часа на профориентационную тематику...

Мои первые шаги в профессии

О! сколько раз твердили миру,Что все профессии нужны,Что каждая из них прекрасна,Мы  только выбирать должны....

«Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал»

Есть три профессии от Бога:Лечить, учить, судить!«Работа – это лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал известный немец Кант. Моё наслаждение начинается с утра.Сквозь тьму проглядывают первые л...

Эссе «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»

Эссе «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»...

Эссе «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»

Файл, содержащий эссе на тему: "Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала"....