МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕВЕНЦИИ СУИЦИДОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
методическая разработка по психологии
Методические рекомендации педагогам образовательных организаций по превенции суицидов среди детей и подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_preventsii_suitsidov_sredi_detey_i_p.docx | 132.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕВНЦИИ СУИЦИДОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
МАОУ Средняя Общеобразовательная школа №49
Что в поведении подростка должно насторожить педагога образовательного учреждения?
- на резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
- длительное время подавленное настроение у подростка, пониженный эмоциональный фон, раздражительность;
- резкое изменение поведения;
- разговоры со стороны подростка о нежелании жить.
Опасные ситуации, на которые надо обратить внимание педагогу:
- отвержение сверстников, травля;
- ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;
- несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
- объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);
- личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха;
- резкое изменение социального окружения;
- нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуация насилия).
Что делать учителю, если он обнаружил опасность?
- Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
- Обратитесь к школьному психологу или другим специалистам за помощью.
- Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида?
- Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
- Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосфере в классе, ориентированность учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
- Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
- Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом.
- Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных действий. Важно оставлять возможность контакта с подростками, чтобы ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
- Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач – такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика.
- Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
- Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
- Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях.
Содержание:Понятие суицид.Типы суицидального поведения . Динамика развития суицидального поведения.Причины суицида.Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков...
План мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков
План раскрывает комплекс мероприятий по профилактике суицидального поведения в подростковой среде....
Программа профилактики суицида среди детей и подростков
По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков...
Программа профилактики суицида среди детей и подростков
Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся 8-11 классов. Среди приоритетных форм профилактики под...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков». ...
Программа профилактика суицида среди детей и подростков
Актуальность программы связана с ростом уровня самоубийств среди российских подростков. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и ф...
Семинар-практикум для педагогов на тему: "Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков"
На сегодня наука еще не в состоянии точно регистрировать суицидальные намерения, так как психологи не могут охватить вниманием всех подростков и их социальные ситуации дома, в школе, в дружеском общен...