Программа тренинга для дворовых вожатых
план-конспект по психологии
Предварительный просмотр:
Программа тренинга для дворовых вожатых.
Цель: Сплочение участников и командообразование.
Необходимые материалы: бумага формат А4, ручки по числу участников, цветные карандаши, веревка 2,5 м, повязки на глаза, анкеты обратной связи.
Встреча 1. (3 часа).
Ход занятия
- Представление ведущих, коротко о тренинге.
- Принятие и знакомство с правилами (раздать таблички по кругу – каждый озвучит и прокомментирует)
- Знакомство участников (Имя + качество + ожидания от тренинга и снова имя)
- Рукопожатия + имя (поздороваться с наибольшим количеством участником по правилам обычаям разных стран)
Вопросы: с каким кол-вом участников каждый успел поздороваться, чем отличаются друг от друга те кто собрал больше всех приветствий и меньше всех?
Обсуждение: почему выбрали именно эти руки, и чем они вам понравились?
- Часы (делим участников на внешний и внутренний круг поровну. Участники становятся лицом друг к другу, ведущий задает тему, и участники по очереди в течении минуты отвечают на заданный вопрос)
Что я сейчас чувствую?
Как я провожу свое свободное время?
Я люблю…
Я не люблю…
Я ценю в людях…
Обо мне никто не знает
Я хочу, чтобы обо мне знали
Я мечтаю…
Я хочу достичь в жизни…
Если бы была волшебная палочка…
Я ценю жизнь за…
6. « Щепки на реке».
Цель: Создание спокойной атмосферы доверия и продуктивного взаимодействия.
Инструкция: «Ребята, встаньте в 2 ряда, друг против друга. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. По реке сейчас «поплывут» щепки. Они сами решат, как будут двигаться. Например, можно закрыть глаза и медленно пойти прямо. А вода плавно поможет щепке найти дорогу. Возможно, щепка «поплывет» не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Когда щепка дойдет до конца реки, она становится рядом с последним участником – водой и ждет, пока не приплывет следующая щепка. Она становится напротив первой, тем самым они составляют реку и постепенно удлиняют ее. Река будет блуждать по помещению до тех пор, пока все участники не проплывут по реке, изображая щепки.
Обсуждение: «Что чувствовал каждый из вас, когда был водой и когда был щепкой?»
- Кораблекрушение
Цель: сплочение участников команды
Рефлексия: Каждый по кругу говорит о том что чувствовали, что помогало, что мешало, были ли у кого-то свои версии как лучше удержаться на плоту?
8. Упражнение «Ослиная шкура»
Ведущий: Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес и бродим по нему… Пусть каждый сейчас представит, что все другие герои хуже него. Они слабее, не такие умные, не такие красивые как ты… ТЫ один настоящий герой. И не просто герой, а принц или даже король волшебной страны. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (дается 1 мин)
А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На тебе ослиная шкура. Это ведьма надела ее на тебя. Ее не так просто снять. А все вокруг видят тебя таким и смеются над тобой. Они гораздо сильнее и умнее тебя. Как ты при этом ходишь? Что чувствуешь? (дается 1 мин)
Теперь остановитесь и стряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы на волшебной поляне. Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать королем, а другой ослиной шкурой. Пусть король расскажет своему партнеру, что ему даст ощущение превосходства, что он чувствует в этом состоянии (дается 1-2 мин).
Теперь пусть ослиная шкура расскажет о своих чувствах (дается 1-2 мин).
Сейчас чары спали, и все герои снова стали равными. Никто не лучше других и не хуже.
Что при этом вы видите друг в друге?
Что вы можете делать в таком состоянии?
Что вы чувствуете?
Расскажите об этом друг другу (дается 1-2 мин).
Обсуждение:
Какие ощущения испытывает король?
Есть ли что-то неприятное в превосходстве?
Какие есть преимущества у ослиной шкуры?
А какие недостатки?
Какие преимущества дает равноправие?
Бывали ли в твоей жизни моменты, когда ты чувствовал себя королем?
А ослиной шкурой?
Разминка.
Стоят в кругу каждый стоит спиной к другому участнику – начинаем массировать плечи, стучим ребром ладошки по спине, поглаживающие движения, а теперь встаньте близко друг к другу и присаживайтесь на колени друг другу…
- Дни рождения
- Задание (Раздать бумажки – участники напишут свои имена – перемешать и каждый не глядя выберет) Наблюдать за этим участником и на завершающем дне мы подведем итог..)
- Упражнение «Доброе животное» (ритуал прощания).
Ребята становятся в круг и берут за руки друг друга. Нас сегодня … человек (количество). Мы одно целое. Чтобы в завершении почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Оно дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперёд – выдох. У животного бьётся сердце. Два шага назад – притоптывая, два шага вперёд. Спасибо!
Рефлексия по дню.
Ящики, хрящики, спички, синички.
Встреча 2. (3 часа)
Приветствие команды ведущими
1. Поздороваться разными способами
Сначала участники ходят по комнате и приветствуют друг друга необычным способом, не повторяя способ приветствия и шепчут на ухо каждому встречному свое имя. Это нужно делать так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто знать не должен.
- Фотограф
Зоопарк
- Кошка –собака
- Веревка-кольцо
- Пригласить друг друга взглядом
Легко ли было догадаться что приглашают именно вас…были ли те кого не приглашали?..
- «Интервью у двойника» (Даем 3-5 мин парам для рассказа друг другу о себе) один участник сидит другой становится сзади. Задают вопросы сидящим те участники которые стоят) После того как участник ответил на вопросы – спросить , на что ответы были верными, а на какие вопросы нет.
Рефлексия:
- Что чувствовали?
- что было приятно слышать, что нет?
- Что чувствовали, когда о вас говорили не правду?
-Иногда нам кажется, что мы достаточно знаем человека и даем субъективную оценку.
Какой можно сделать вывод на ваш взгляд?
Поменяйтесь местами те кто…
- Счет до 20
Как вы считаете для чего это упражнение.
Это упражнение показывает насколько вам удается чувствовать друг друга.
Проверка задания (наблюдение друг за другом)
Подобрать ассоциации об участнике и объяснить почему именно эти ассоциации. Можно нарисовать то с чем ассоциируете этого человека и рассказать об этом рисунке.
Спросить у того участника , качества которого презентовали, о том приятно ли было ему слушать то что о нем говорят и со всеми ли характеристиками о себе он согласен.
Завершающее упражнение (ставим два ряда стульев, против часовой стрелки участники пересаживаются на место рядом сидящего – одна сторона слушает, другая – говорит.
Я благодарен тебе за то, что…
- Я рад знакомству с тобой…
Я узнал о тебе…
Я хочу пожелать тебе
Рефлексия
Импульс