Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений, самовольных уходов несовершеннолетних «Я в ответе за свои поступки»
рабочая программа по психологии
Программа
по профилактике безнадзорности и правонарушений, самовольных уходов несовершеннолетних
«Я в ответе за свои поступки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_v_otvete_za_svoi_postupki.docx | 93.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
Рекомендовано решением
педсовета МБОУ «СШ№31 с УИП ХЭП»
протокол №_____от __________20____г.
Программа
по профилактике безнадзорности и правонарушений, самовольных уходов несовершеннолетних
«Я в ответе за свои поступки».
Срок реализации программы: 2016-2020 гг.
Программу составила:
педагог – психолог
Южанина С.Ю.
г. Нижневартовск
2016 год
Программа профилактического тренинга предназначена для групповых и индивидуальных занятий с несовершеннолетними, состоящими на учете в отделе полиции. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорности среди подростков, помощь в адаптации несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, имеющим конфликт с законом и состоящих на учете в отделах полиции, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное. Преимущество данной программы, по сравнению с другими методами социального обучения, заключается в том, что она направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних, их социальную реабилитацию, но и на первичную профилактику девиантного поведения.
Основные цели тренинга:
- Формирование ответственности у подростка за свои поступки.
- Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.
- Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.
- Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.
Основные задачи:
- Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.
- Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.
- Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.
- Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
- Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.
Ожидаемые результаты:
- Овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях.
- Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.
- Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.
Ход занятия
Психолог : Добрый день, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашей встречи «Мы в ответе за свои поступки». Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
ЗАКОН - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Попробуйте назвать эти поступки
- плохо учатся, а потом бросают техникум;
- курят и выпивают;
- грубят и сверстникам и взрослым;
- унижают маленьких и слабых;
- лгут даже без причины;
- стараются выяснить отношения только с помощью силы;
- портят школьное имущество и многое другое.
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Задание 1 «Права… Обязанности… Ответственность….».
В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина.
Выберите права и обязанности (распределить таблички)
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
- Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
- Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
- Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
- Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Рассмотрим понятие нарушений:
Задание 2 «Проступок. Правонарушение. Преступление.»
Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление». Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок. Правонарушение. Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Задание 3 «Разбор ситуаций»
Ситуация № 1. Дима не приезжает в техникум с каникул, говорит, что не хочет посещать занятия. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал занятия в техникуме? (Устав техникума в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации техникума, студентов, их родителей, педагогов). Студенты в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников техникума.
Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? (Проступком)
Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (Да. Студент может получить за него дисциплинарное наказание- замечание, выговор, отчисление)
Ситуация № 2. Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.
Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать «нет» и уйти)
Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка
Как изменяется поведение человека, принявшего алкоголь, в частности как ведут себя пьяные подростки, как они нарушают права других людей? Состояние алкогольного опьянения не только не освобождает от ответственности, но и усугубляет вину. Нужно сказать, что в стране, где не существует запрета на продажу алкоголя и его употребление, мера принятия спиртных напитков личное дело каждого, исключая несовершеннолетних. А если несовершеннолетний (как и любой гражданин России) совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения любой степени это только усугубляет его вину. У пьяного не работают «тормоза», он не сможет вовремя остановиться при возникновении конфликтной ситуации или когда его пытаются вовлечь в преступные действия. А бывает, и бравирует своей «смелостью» и безнаказанностью, совершает правонарушение на публику. В этих случаях у человека ослаблен контроль своего поведения, но это не может служить ответственность за свои действия перед законом.
Ситуация № 3. Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (эти ребята совершили преступление)
Действия Саши, Жени и Максима противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Наказывается: штрафом, обязательными работами, исправительными работами». Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений:
«Хулиганство»
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно. Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание)
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается: арестом на срок до 2-х лет; до 5 лет; С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия: тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, -
Ложный звонок
Ситуация. В класс вбегает студент:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из техникума!
Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание! Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных , скорой помощи, милиции.
Нанесение побоев
Ситуация : К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.
Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик
- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
Статья 105. Убийство наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет. Убийство, совершенное с отягчающими обстоятельствами, наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.
Статья 110. Доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.
Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 175. Умышленное причинение легкого вреда здоровью наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.
Статья 116. Побои. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших тяжелых последствий, наказываются штрафом, либо исправительными работами, либо арестом на срок до трех месяцев.
Статья 117. Истязание. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если.это не повлекло за собой смерть или длительное расстройство здоровья потерпевшего, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 130. Оскорбление наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.
Статья 114. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на срок до одного года.
Как мы увидели, безобидная, на ваш взгляд, драка при конфликтной ситуации может привести к печальным последствиям и отравить жизнь вам и вашим
близким надолго, даже в том случае, если вы защищали себя. Наверное, лучше разрешать конфликты без применения физической силы.
Порча чужого имущества
Ситуация: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет. Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 164 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.
Угроза «болтовней»
Ситуация: В классе идет спор двух учащихся:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Оскорбление
Ситуация: Две девочки в классе ссорятся:
– А ты дылда!!!
– А ты сама Гадина!!!
Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
Осквернение зданий и транспорта
Ситуация : В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО»
Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении.
В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Если у него нет доходов, то ущерб возмещают его родители или опекуны. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а также те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью.
Но несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
- Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
- Штраф
- лишение права заниматься определенной деятельностью;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- арест;
- лишение свободы на определенный срок.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности: за убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; кражу; грабеж; разбой; вымогательство; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство при отягчающих обстоятельствах; вандализм; хищение либо вымогательство оружия; боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Так что то, что вы, ребята, несовершеннолетние, не освобождает вас от ответственности перед законом, и поэтому вы обязаны выполнять законы и подчиняться им.
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
Упражнение «Что я выиграю / что я потеряю»
Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы.
Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.
На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ»
«Ребята, ваши родители беспокоятся о вас, заботятся, кормят, одевают, лечат, учат. Это их святая обязанность, которая прописана в Семейном кодексе. В соответствии со статьей 63 Семейного кодекса, родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.
Но они и без Кодекса все делают для вас потому, что они вас любят. И даже ругая вас, споря с вами, они вас любят. Они не хотят, чтобы вы, совершив преступление, испортили себе жизнь и несли ответственность перед законом, да и родители привлекаются к ответственности за правонарушения своих детей. Если ребенок еще не достиг возраста ответственности, то наказание несут родители. Например: подросток, не достигший возраста 16 лет, совершил кражу. Кто будет возмещать ущерб? Родители. А если 14-летний ребенок нанес увечья своему однокласснику в драке или по неосторожности? Снова отвечают родители. Конечно, в тюрьму их не посадят, но перед законом они несут полную административную ответственность.
В законах существуют статьи, по которым на родителей накладываются определенные обязанности при совершении преступления их несовершеннолетним ребенком. У нас есть Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации. Инспекторы постоянно посещают семью а в случаях невыполнения условия несовершеннолетний и его родители привлекаются к ответственности. Вот такие неприятности могут иметь родители, если их ребенок совершает правонарушения. Поэтому, когда вам родители запрещают гулять до поздней ночи, они вправе это делать, так как они несут ответственность за вашу жизнь, здоровье и поведение. И когда они предъявляют вам свои требования, вспоминайте о законах, прежде чем отстаивать свое "право".
Ролевая игра. "Трудное решение".
Ситуация. На тебя напали хулиганы. Из критической ситуации тебя спас прохожий - подросток, который пришел к тебе на помощь. Через несколько дней он предложил тебе забраться на оптовый склад. Задание: как ты поведешь себя в этой ситуации. Разыграть диалог, проанализировать позиции, тактики общения.
Ролевая игра "Магазин".
Ситуация. Кассир обвиняет покупателя, что тот взял из магазина перчатки. Покупатель должен доказать, что перчатки куплены в другом магазине. Провести анализ позиций, стратегии, тактики, стиля общения.
Ролевая игра "В подъезде".
Вечером, возвращаясь домой, ты сталкиваешься в подъезде с компанией соседских ребят. Все они курят, протягивают сигарету и тебе. Обсуждение (обмен впечатлениями после проигрывания каждой ситуации). Вопрос к героям: было ли трудно? Какой аргумент заставил засомневаться в своем решении? наблюдатели добавляют.
Вопрос к группе: Какой довод героя оказался убедительным настолько, что вы отстали?
УПРАЖНЕНИЕ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ "НЕТ"»
Цель: Формирование навыков аргументированного отказа.
Содержание: Каждый из участников проходит по кругу, останавливаясь перед товарищами. Сидящие по очереди обращаются к нему с просьбой или приказом. Задача: сказать «нет», при этом обосновав свой отказ. После того как упражнение закончится, нужно спросить у ребят, в каких случаях было легче отказывать: при просьбе, при приказе или при приглашении действовать вместе? Как правило, очень трудно отказаться, когда человек просит (мы ощущаем себя выше просящего) и при приглашении на совместную деятельность (нас удовлетворяет признание наших способностей). В этих случаях мы попадаем под влияние.
Рефлексия.
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с подростком.
Цель: коррекция поведения подростка, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса.
Задачи:
1. Развитие у подростка способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
2. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
3. Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.
4. Повышение социально-психологической компетентности подростка и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
5. Развитие способности к самоуправлению, формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия с родителями, сверстниками и взрослыми.
6. Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.
Занятие № 1. «Когнитивная репетиция»
Цель: развитие навыков когнитивной переинтерпретации проблемы. Материалы: бумага формата А4, ручка.
Инструкция: «Составь список своих проблем, затем выбери из них одну, наиболее актуальную, и переформулируй ее в соответствии со следующим алгоритмом: – опиши желаемые изменения: «Я хочу достичь…»; – назови удовлетворяемые потребности и извлекаемые выгоды: «Если проблема будет решена, я получу…»; – укажи внутренние причины, зависящие лично от тебя вместо внешних причин, не зависящих от тебя: «Мне не удается сконцентрироваться, преодолеть страх …»; – постоянные проблемы представь как временные: «Пока мне не удается…»; – негативные утверждения преврати в позитивные: «Я сделаю…»; – назови различные способы достижения цели, зависящие лично от тебя; – укажи собственные ресурсы, помогающие решить проблему: «Чтобы достичь этого, мне необходимо использовать…»; – укажи возможные трудности и препятствия на пути достижения цели; – кажи способы преодоления каждой из трудностей; – укажи последствия не решения проблемы: «Если проблема не будет решена, произойдет…». Подведение итогов занятия.
Занятие № 2. «Домино»
Цель: инвентаризация представлений подростка о последствиях самовольного ухода.
Материалы: 4 треугольника со сторонами 20–25 см, в центре написано стартовое условие, а по сторонам: «здоровье и эмоциональное состояние», «поведение и взаимоотношения», «жизнь в целом», 50 пустых карточек А6.
ЗДОРОВЬЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИЗНЬ В ЦЕЛОМ Расстройства сна Лживость, неискренность Снижение благосостояния Потеря аппетита Импульсивное поведение Не может приобрести Нарушение работы мозга Воровство профессию и/или построить Ослабление памяти и интеллекта Втягивание в преступные и аморальные действия Употребление алкогольных напитков профессиональную карьеру Отрицательное отношение к труду
ЧУВСТВА Стремление к примитивным Чувство вины Агрессивность удовольствиям Скука Попрошайничество Совершая правонарушения, Гнев Бездельничество может попасть в тюрьму Страх Тревога ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Грусть Отказ от семьи и любимых Досада людей Злость Конфликты в семье Беспомощность Потеря старых друзей, Азарт появляются друзья с Бессилие асоциальным поведением Обида Все его ненавидят Стыд Тоска Паника Недовольство
Инструкция: «Ты, наверное, знаешь игру в домино, если нет, то я тебе объясню. Там каждый следующий ход определяется предшествующим шагом. Сейчас нам предстоит сыграть в своеобразное домино. Я вручаю тебе большой треугольник. На треугольнике написано одно стартовое условие (самовольный уход). Теперь возьми стопку пустых карточек (не менее 30 штук) и проведи карточный штурм: это значит, напиши не менее 3–5 возможных негативных последствий для того человека, который поступает так, как обозначено на треугольнике. Эти последствия касаются: 1) здоровья и эмоционального состояния; 2) взаимоотношений с людьми и 3) жизни в целом. Затем нужно будет разложить карточки по мере нарастания вреда, который приносит поведение, обозначенное на карточке. Рядом со стороной треугольника «здоровье и эмоциональное состояние» – карточки с негативными последствиями для здоровья, со сторонами «поведение и взаимоотношения», «жизнь в целом» – с последствиями, изменяющими соответствующие стороны жизни. (После выполнения задания.) Давай посмотрим, что у нас получилось. (В случае необходимости психолог предлагает дописать последствия, о которых не упомянул подросток, на дополнительных карточках и положить их на определенное место по нарастанию вреда.)».
Обсуждение. Что ты можешь сказать о будущем человека, который выбирает самовольный уход? Пример выстраивания карточек.
Подведение итогов. (Строится на основе высказываний подростка.) Как правило, подросток прекрасно знает о последствиях того, что он делает. Тем не менее, невозможно обойти такую информацию. Поэтому, вместо того чтобы повторять то, что известно всем, можно организовать активную «инвентаризацию» знаний.
Занятие № 3. «Путь утрат»
Цель: дать возможность в безопасных условиях пережить опыт утрат. Материалы: карточки из тонкой бумаги (обычной офисной или тетрадной), размером примерно 8х5 см, 8 карточек.
Инструкция: (Психолог раздает карточки). «Напиши на первых двух карточках самую любимую еду или лакомство – по одному на каждой карточке. Теперь на следующих двух карточках напиши по одному любимому занятию, увлечению, хобби. Теперь так же заполни следующие две карточки – напиши на каждой по одной важной жизненной цели или мечте (в случае затруднений психолог может подсказать: «Для кого-то это встреча любимого человека, для кого-то – рождение детей, для кого-то – любимая профессия, для других – достижение солидного материального положения и т. д.»). На следующих двух карточках напиши имена самых любимых, самых значимых людей (если возникают трудности в выборе, можно на одной карточке написать «неразделимых» для подростка людей, например: «родители», «братья» и т. д., в остальных случаях на каждой карточке по одному человеку). Теперь ты держишь в руках нечто очень ценное для тебя. Представь, что в твоей жизни что-то произошло, и в результате тебе приходится чем-то пожертвовать. Выбери карточку, на которой написано то, чем тебе легче всего пожертвовать. Скомкай бумажку и брось рядом со своим стулом… Вскоре тебе снова приходится чем-то жертвовать. Снова выбери, чем ты теперь готов пожертвовать. Снова скомкай бумажку и брось рядом со стулом. Проходит время, и жизнь снова требует жертв. Снова выбери, чем ты готов пожертвовать. Снова скомкай бумажку и брось рядом. Кажется, ты оказался на тропе жертв. Придется снова чем-то пожертвовать. Выбери чем. Скомкай и брось рядом. И снова жертвы. Выбирай. Комкай. Бросай. Это не все. Жертвы продолжаются. Ты уже стольким пожертвовал! Но придется продолжить. Это уже не тропа жертв, а целая прорва, ты снова жертвуешь! Выбирай! Комкай! Бросай! Бросай!!! (Голос психолога с каждой жертвой все напряженнее. За последней жертвой он сам, выхватывает бумажки из рук подростка, комкая их и бросая рядом, играя роль Рока.) Упражнение вызывает сильнейшие эмоции. Психолог делает небольшую паузу. Некоторые могут даже плакать. Некоторые гневно сопротивляются и не комкают последние бумажки, не дают выхватить их. Сильно настаивать не надо. (После этого необходимо провести реабилитационную часть. Мягким, теплым голосом (по контрасту с тем, как он приказывал комкать и выбрасывать карточки) психолог говорит следующее.) Сейчас аккуратно собери все свои карточки, расправь их. Ты никого и ничего не потерял. Представь перед собой записанное на карточках. Подумай, как хорошо, что все это есть у тебя. Как ты думаешь, где твои близкие находятся в настоящий момент, что делают? (Выход из упражнения в реальность)».
Обсуждение. Расскажи, что ты пережил во время упражнения. Что бы ты хотел сказать близким после того, как пережил все это? Подведение итогов. Ты знал, что это только игра, упражнение. И все-таки даже сама мысль о возможной потере вызывала сильнейшие чувства, почти горе. Теперь давай представим, что переживает человек, который теряет все это в реальной жизни. И он сам выбрал этот путь. А что происходит с его родными? Ведь они тоже теряют, они переживают тот же путь утрат! Они вынуждены менять свои жизненные планы.
Комментарии для психолога. Это упражнение вызывает сильные переживания. Но это НЕ вредно. Главное – проделать реабилитационную часть. В результате участник переживает всплеск любви к близким. Многие позже рассказывают, что помирились (если была ссора) или сказали родным, что любят их. Участник переосмысливает ценность того, что у него есть, и осознаёт, как важно беречь эти жизненные ценности.
Занятие № 5. «Развитие ответственности у подростка»
Цель: развитие ответственности у подростка.
Материалы: не требуются. Инструкция: «Как ты думаешь, чем отличается ответственный человек от человека, который занимает позицию жертвы? (психолог выслушивает 3–4 ответа) Главное отличие – ответственный человек думает о том, как разрешить трудную ситуацию, а человек-жертва всех обвиняет в своих бедах. Сейчас мы выполним упражнение, в котором ты сможешь изнутри почувствовать эти две позиции.» Рассматриваются ситуации. Для примера психолог рассказывает свою историю (может выбрать любую историю). Позиция жертвы. «Уже через три дня у меня будет очередное занятие. Это какой-то кош 20 надрываюсь. Вот теперь из-за них у меня что-нибудь не получится, а я буду виновата. Все-таки какие жестокие и бездушные люди!» Позиция ответственного человека. «Уже через три дня у меня будет очередное занятие. Работы много, времени мало, так что надо как-то все распределить. Может ли мне кто-нибудь помочь? Пожалуй, нет. Работы у всех много. Хорошо, тогда я сделаю так: вечерами буду готовиться, потом проведу занятие, а потом позволю себе выходные дни. Отдохну на полную катушку. Конечно, это не очень серьезная проблема. Она приведена только для примера. Теперь вы можете начать». Обсуждение. Поделись, как ты себя чувствовал в роли жертвы и в роли ответственного человека. Подведение итогов. Когда мы чувствуем себя жертвой, многие ситуации кажутся нам безвыходными. Мы ждем, что кто-то решит нашу проблему, и обвиняем окружающих, которые не хотят делать это за нас. Мы переживаем различные неудобства, они копятся, а мы все ждем. Что ж, мы имеем право занять позицию жертвы, но тогда должны знать, что жертвы проживают несчастную жизнь, чувствуют себя слабыми и беспомощными. Но вот в чем парадокс: если мы сами выбираем позицию жертвы, то это означает, что мы сами создали себе такую жизнь. Получается, что как бы мы ни избегали ответственности, она все равно ложится на нас. Это происходит потому, что на самом деле избежать ответственности невозможно. Мы только можем сделать вид, что ничего не решаем и ни за что не несем ответственность. Но как только мы принимаем решение жить именно так, мы сразу несем ответственность за это решение.
Занятие № 6. «Уход от проблемы»
Цель: разделение личности и поведения, связанных с проблемой самовольного ухода.
Материалы: бумага А4, карандаши, ножницы, клей, старые журналы. Инструкция: «Перечисли ситуации, которые ты воспринимаешь как катастрофу. Вспомни все обстоятельства, которых ты опасаешься. Запиши, какой урон ты предрекаешь в каждой из этих ситуаций». Вопросы для обсуждения: − Какие исходы пугающего тебя события, или события, которое провоцирует твой самовольный уход, обычно бывают у других людей? − Что они делали в подобных ситуациях? − Какие исходы пугающего тебя события были у тебя самого в прошлом? − Что ты делал в подобных предыдущих ситуациях? − Что может заставить тебя уйти из дома? − Действительно ли нет больше никакого выхода? Теперь представь лучший возможный исход для каждой ситуации, которая заставляет тебя прибегать к уходу. Опираясь на свой прошлый опыт, реши, что более вероятно – наилучший исход или уход. Подумай о том, что даже в состоянии тревоги человек может действовать адекватно, и что из любой, даже самой неприятной ситуации, может быть найден выход. - Что значит твой уход? Что ты этим хочешь сказать? - Какие собственные конструктивные действия ты сможешь противопоставить возможному негативному событию? - Какими позитивными способами ты, сможешь добиться желаемого результата? Сделай коллаж на тему: «Если не уход, то какой выход я вижу». Обсуждение коллажа.
Занятие № 7. «Дерево чувств»
Цель: обучение дифференциации своего эмоционального состояния. Материалы: наборы цветного пластилина для каждого участника, влажные салфетки, листы плотной бумаги или картон для основы под пластилин. Инструкция: «Вспомни какое-нибудь событие или ситуацию из жизни, которые до сих пор вызывают у тебя сильные негативные эмоции и чувства. Представь эту «картинку» и постарайся понять, какие именно чувства ты переживаешь. Возьми пластилин и начни лепить дерево. Вылепи ствол – это ты сам. Потом вылепите ветви – это различные события твоей жизни. Их, конечно, много. Затем обозначь ту ветвь, которая вызвала у тебя сильные негативные эмоции. Начни лепить плоды – это твои эмоции в данной ситуации. Для каждого отдельного чувства и эмоции определи свой цвет и свою форму. Вылепи сочетание чувств, которое ты испытываешь. Помести эти эмоции на ту ветвь, которую ты обозначил особо. Внизу ствола вылепи корни, которые питают именно ту ветвь, с которой ты работаешь. Корни – это причины событий, которые вызвали твои эмоции (их обозначь одним цветом), и это твое отношение к ним, твои мысли про эти события. Сформулируй их и для каждой мысли, вылепи корень. Если при этом твои чувства как-то изменятся, помести новый плод на соответствующую ветку. Теперь вспомни какое-то хорошее событие. И поступи с ним так же, как и с неприятным. Вылепи разноцветные плоды и корни». Обсуждение. - Поделись переживаниями, которые ты испытывал во время выполнения упражнения? - Что полезного именно для тебя было в этом упражнении? Подведение итогов. Для того чтобы разобраться в какой-то ситуации, избавиться от негативных эмоций, можно использовать это упражнение.
Занятие № 8. «Решение проблемы».
Цель: развитие навыков работы с проблемой, поиска решения.
Материалы: бумага формата А4, ручка.
Инструкция: «Пользуясь алгоритмом решения проблемы, реши самостоятельно актуальную для тебя проблему, вызывающую негативные эмоции: Алгоритм: 1. Выявление целей: «Что ты хочешь получить в результате решения проблемы?». Цель сформулируй конкретно и позитивно. 2. Выявление интересов (потребностей): «В чем заключаются твои главные интересы, потребности? Чего бы ты добился, если бы твоя проблема решилась? Что тебе это даст? Какие выгоды ты получишь? Что может случиться, если проблема не будет решена?». 3. Выявление нескольких возможных вариантов решения проблемы: «Какие варианты решения ты предлагаешь? Какие, как ты думаешь, предложит твой родитель (родители). Насколько каждое решение удовлетворяет твои интересы? Каковы будут последствия каждого решения? Какие могут быть трудности и препятствия на пути к достижению цели? Как ты их будешь преодолевать?». 4. Выявление способов достижение целей, которые зависят от тебя: «Что ты сам можешь сделать для достижения этой цели?». Действия, которые ты предпримешь, формулируются конкретно и позитивно. 22 5. Заключи с собой письменный договор, описывающий твои действия (наблюдаемые, проверяемые, позитивно сформулированные) и сроки их реализации.
Занятие № 8. «Актуализация личностных ресурсов»
1.Упражнение «Я – книга»
Цель: «инвентаризация» жизненного опыта, актуализация личностных ресурсов
Материалы: не требуются.
Инструкция: «Представь, что Ты – книга. Подумай 5-10 минут и ответь на следующие вопросы. – Какое заглавие могло бы отразить то, что написано в тебе? – Что было бы нарисовано на обложке? – Как называются некоторые главы? – Какие главы ты хотел бы выкинуть? – С какими главами ты хотел бы познакомить читателей?» Обсуждение. Что ты смог понять для себя при выполнении этого упражнения?
2. Упражнение: «Я – предмет» Цель: помочь подростку проявить неосознаваемые желания, актуализировать личностные ресурсы.
Материалы: не требуются.
Инструкция: «Представь, что ты – некий предмет, вещь, какое-то явление природы. Лучше всего остановиться на том, что первое пришло в голову. Подумай 5-10 минут и ответь на следующие вопросы, можешь коротко записать то, что хочешь сказать. – Какова история твоей жизни? Где ты находишься? – Что происходит вокруг тебя, и как ты к этому относишься? У кого-то может получиться грустный рассказ, у кого-то веселый. Пусть в рассказе будет только то, что сразу пришло в голову». После выполнения задания психолог предлагает рассказать о себе от имени предмета или явления природы. Например: «Я – ветер. Я путешествую по всей земле… и т.д.». Обсуждение. Что ты смог понять для себя при выполнении этого упражнения? Комментарии для психолога. Нужно тщательно следить, чтобы подросток говорил не о предмете, а от имени предмета. Например, «Я – облако. Я плыву высоко над землей и смотрю, как там красиво. Если я вижу, что кому-то очень жарко, я делаю ему тень. Если я вижу, что цветы завяли, я поливаю их легким дождиком. Мне нравится свободно летать над землей и делать добро».
Занятие № 9. «Осознанный выбор»
Упражнение «Развилка»
Цель: получение опыта переживания выбора жизненного пути.
Материалы: лист А3, наборы цветных фломастеров, доска или лист ватмана, на них психолог напишет вопросы.
Инструкция: «Путник шел по дороге, которая называется «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался: по какому пути идти дальше? Представь себя на месте этого путника. О чем ты думаешь, что ты чувствуешь? Перед тобой чистый лист бумаги. Возьми фломастеры и изобрази на листе: – свою прошлую историю; – свое положение в настоящий момент; – несколько вариантов (не менее трех) своей будущей жизни. 23 Подумай: – куда ты хочешь пойти? – с чем встретишься на своем пути? – чем отличается прошлый путь от будущего и что общего между ними? – чем отличается каждый вариант твоего будущего пути? – что нужно сделать, чтобы попасть на каждый из них? – какой путь ты предпочитаешь? – что нужно сделать, чтобы не вступить на какой-то путь? – по каким признакам ты узнаешь, что ты на каком-то из трех путей (опиши признаки каждого пути)?» Обсуждение. Расскажи о том, что получилось? Что для тебя было важным, значимым в этом упражнении? Подведение итогов. Сейчас, когда ты рисовал перекресток, тебе пришлось задумываться, выбирать, оценивать. И в жизни мы часто стоим перед такими развилками. К сожалению, многие люди выбирают направление движения стихийно, не задумываясь о последствиях. А вот у тебя теперь есть хороший способ, с помощью которого ты всегда сможешь остановиться, осознать, где ты находишься и перед какой развилкой стоишь. А главное, ты сможешь выбирать то, что тебе действительно необходимо. Это и есть свобода! Слово «свобода» произошло от двух слов: «сво» и «бода». Это значит: «своя бода» или «свой путь». Когда мы идем по нему вслепую, это – тоже наш выбор. Ведь что такое «Я не хочу ничего выбирать! Пусть все будет как будет»? Это – решение, т. е. выбор. Это значит, мы выбрали путь вслепую. Так что это выбранная нами бода. И нести ответственность за этот выбор придется нам. Но если не нравится бродить по жизни с завязанными глазами, то всегда можно взять лист бумаги, карандаши или фломастеры…
Занятие № 10. «Подведение итогов» .
Цель: закрепление полученного опыта.
Материалы: бумага формата А4, ручка.
Инструкция: «На первом занятии ты писал письмо родителю, рассматривая причину самовольного ухода в неправильном поведении родителей, их отношении к тебе. На протяжении наших занятий ты пытался увидеть проблему с разных сторон, ты познакомился с позицией ответственного человека, научился различать объективную сторону проблемы и эмоции, пути принятия решения. Сегодня тебе нужно, вспомнив все это снова, написать письмо теперь уже самому себе, используя следующий алгоритм. Компоненты текста (последовательно):
1. Приветствие (уважаемый, любимый, дорогой…имя адресата).
2. Благодарность. Включает обращение (я благодарю тебя…, я признателен тебе…, я ценю тебя за то, что ты…) и описание чувств и действий, за которые субъект благодарен адресату. Формулировки должны быть позитивными (не используется частица «не»). Благодарность должна быть только искренней.
3. Просьба о прощении. Назови свои собственные отрицательные действия по отношению к себе, близким, за которые ты хочешь быть прощен.
4. Пожелание. Пожелай адресату каких-либо успехов, достижения целей. Лучше всего желать то, что действительно способствует развитию. Формулировки должны быть позитивными. Например, «Желаю тебе профессионального роста, счастливой семейной жизни…и т.п.».
ПЛАН
работы с учащимися, состоящими на разных видах учёта и контроле
в МБОУ «СШ №31 с УИП ХЭП»
№ | Содержание работы | Исполнитель | Сроки |
1 | Проведение диагностических мероприятий, направленных на изучение тревожности, агрессивности, определение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, определение статуса в классном коллективе. Средство: рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек», «Моя семья», методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, «Личностная шкала проявления тревоги»(Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) тест Томаса, опросник Г.Н. Казанцевой, опросник Басса-Дарки, социометрия Дж. Морено. | Педагог-психолог | Сентябрь-ноябрь |
2 | Проведение занятий с элементами тренинга. 1.Тренинг общения. 2.Тренинг уверенного поведения. 3.Тренинг формирования ЗОЖ 4.Тренинг личностного роста. 5.Тренинг коррекции агрессивного поведения. 6.Тренинг преодоления конфликтных ситуаций. | Педагог-психолог | Сентябрь-май |
3 | Проведение индивидуальных встреч-консультаций с родителями учащихся. Тематика встреч:
Психологические особенности. Как с ним общаться»
Тактика поведения и способы разрешения конфликтов родителей с подростком.
| Педагог-психолог | Сентябрь-ноябрь |
4 | Вторичная диагностика изучения тревожности, агрессивности, определение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, определение статуса в классном коллективе. Средство: рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек», «Моя семья», методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, «Личностная шкала проявления тревоги»(Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) тест Томаса, опросник Г.Н. Казанцевой, опросник Басса-Дарки, социометрия Дж. Морено. | Педагог-психолог | Сентябрь-май |
5 | Подведение итогов работы с учащимися, состоящими на разных видах учёта и контроле. | Педагог-психолог | Май |
Список литературы
- Программа профилактического тренинга для подростков «СТУПЕНИ». Руководство для тренера/Под ред. Р.В.Йорика и А.В.Шаболтас – СПб.: Врачи детям, 2009. – 92 с.
- Психологические игры [Электронный ресурс] – URL: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.
- Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
- Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.
- Программа социально-психологического тренинга межличностного общения (автор — А.С. Прутченков).
- Фалькович Т.А, Высоцкая Н.В., Толтоухова Н.С. “Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях”
Приложение.
Как предотвратить уход ребенка из дома
Важно помнить!
Если Вы самостоятельно не можете справиться с возникшими трудностями, то лучше обратиться к специалистам!
Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Причины самовольного ухода подростков из дома:
ЛЮБОПЫТСТВО, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ И ИСПЫТАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ
Одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Профилактические меры:
Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.
ПЕРЕЖИВАНИЕ «ДРАЙВА»
Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».
Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем.
К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
Профилактические меры:
Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.
СКУКА
Скука - это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:
1. Отсутствие смысла жизни
-полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;
-тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
-чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много;
-чрезмерной критичности взрослых.
2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.
3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.
4. Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
Профилактические меры:
Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.
Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.
Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.
Развивайте в ребёнке творческие способности.
Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ («Я КАК МОИ ДРУЗЬЯ»)
Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
Профилактические меры:
Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
- Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
- Развивайте в ребёнке физическую силу.
- Развивайте в ребёнке умение общаться.
ПРОТЕСТ ПРОТИВ РОДИТЕЛЕЙ
Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.
Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
Профилактические меры:
- Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.
- Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»
- Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
СТРЕМЛЕНИЕ УЙТИ ОТ ОСОЗНАНИЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ МИРА, РАЗОЧАРОВАНИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ В ЛЮБВИ), ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЫ (СМЕРТИ ЛЮБИМЫХ ЛЮДЕЙ)
Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.
Профилактические меры:
1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.
2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие».
Мы начинаем отвергать новые качества подростка и желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.
Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.
Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.
Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.
Другая причина ухода ребенка от родителей - несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается.
Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.
Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:
1. Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
2. Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
3. Не ругайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или "для профилактики".
4. Откажитесь от привычки принимать решения за ребенка. Вместо этого спросите себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?»
5. Научитесь поощрять принятие собственных решений детьми.
6. Организуйте совместный досуг, создайте свои семейные традиционные праздники!
7. Проявляйте интерес к ребенку, как к личности.
8. Внимательно и чутко относитесь к любым изменениям во внешнем облике и поведении ребенка.
9. Никогда не угрожайте ребенку, что выгоните его из дома!
Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
Что делать, если это все-таки произошло:
- Постарайтесь без паники проанализировать ситуацию.
- Обзвоните друзей и знакомых вашего ребенка, у которых он может находиться.
- Заявите в полицию о пропаже ребенка сразу же, как только вы поняли, что ребенок не просто задержался, а действительно ушел из дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...
Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»
Классный час направлен на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних...
Рекомендации по профилактике правонарушений, самовольных уходов несовершеннолетних
Актульная проблема пропусков занятий несовершеннолетними, всегда волнует социальных педагогов и классных руководителей. Данные рекомендации содержат материал поэтапной работы по проблеме....
Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»
Цели проведения: *профилактика правонарушений несовершеннолетних; *пропаганда правовых знаний; *формиров...
Документация Совета по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании среди несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни
Положение о Совете по профилактике, приложения 1-4...
Методическая разработка беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»
Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетнихЗадачи:- пропаганда правовых знаний;-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;- развитие умения работать в группе, выра...