Эти сказочные истории
статья по психологии
Работа с детьми с ОВЗ и творчески одаренными детьми в школьном кукольном психологическом театре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eti_skazochnye_istorii.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Эти сказочные истории...
Сказка - неотъемлемая часть детства. Что мы помним из нашего детства? Мамины теплые руки, мамин ласковый голос, и, конечно же, волшебные сказки при свете ночника... Ну а если у кого- то было по другому, сказкотерапия поможет вспомнить давно забытые щемящие чувства, а кому-то, возможно, восполнить недостающее...
Сказки обладают удивительной глубиной мудростью, они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а так же стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению, учат творчески мыслить, активно общаться, побеждать страхи, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А самое главное - сказка, живущая внутри каждого человека, способна раскрыть и развивать его сокровища души.
Все тайны мира живут в подсознании человека. Являясь сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания, сказка помогает ребенку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало.
Много в нашем психологическом театре детей одаренных. Им не просто приходится в социуме и они нуждаются в помощи.
Наш театр - это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться и активироваться потенциальные стороны личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта, а главное в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны...
Ну и какое детство и сказка без куклы? Мягкой, доброй, уютной, теплой...
Сначала куклы были специально разработаны для наших детей и изготовлены руками педагогов и родителей. Этот момент особенно важен, так как кукла, изготовленная руками любящих взрослых обладает особой привлекательностью для ребёнка и оказывает значительный терапевтический эффект.
Сейчас в театральной мастерской "Волшебная шкатулка" ребята учатся делась куклы под руководством опытных наставников. Это и куклы марионетки на ниточках, и куклы-перчатки. На занятиях внеурочной деятельности ребята учатся изготовлять головы кукол из папье-маше, обучаются вязанию и шитью, чтобы сделать кукле туловище, учатся рисовать лица, передавая характер героя. Так рождаются куклы для спектаклей.
Уже с 4 класса ребята учатся писать сценарии для постановок. Мы проводим фестиваль "Звездочки на земле", давая возможность творчески одаренным детям проявить себя. А на кружках "Психологический театр", "Веселые фантазеры", "Волшебная кисточка", "Юные волшебники", "Планета Чудес"-обучаем наделять обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируем воображение, и дети действительно начинают совершать обычные действия необычным способом, а это значит, начинают творить, становясь самыми настоящими Волшебниками.
В нашем психологическом театре много "особых" детей. Дети с психофизическим и умственным недоразвитием личности отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником стала Кукла.
И здесь на помощь приходит сказка, ведь язык сказки на глубинном уровне доступен каждому ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Ум его становится гибким, эластичным, он начитает видеть ситуацию объемно, видит варианты развития событий, понимает, что он не одинок в этом мире.
РЕБЕНКУ СЛОЖНО ОБЪЯСНИТЬ СЛОВАМИ, ЧТО ЕГО БЕСПОКОИТ, ЕМУ НУЖЕН ДРУГОЙ ЯЗЫК. На помощь ребенку приходит кукла – игрушка, которая становится связующим звеном между ним, его проблемой и взрослым. Разыгрывая жизненные ситуации, вживаясь в образ персонажей, ребенок незаметно для себя работает со своими трудностями, преодолевает их, постепенно превращая недостатки в достоинства: упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научится быть лидером, жадный – бережливым.
Именно взаимодействие детей творчески одаренных и детей с особенностями развития делают наш психологический театр особенным. В мире нашего театра можно обрести "почву под ногами", почувствовать себя нужным, востребованным, расправить крылья навстречу чудесам и новым открытиям. А самое важное открытие - познать самого себя.
Вот и родилось в нашем психологическом театре направление - куклотерапия.
Немного истории. Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.
В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х гг. Ленинградский "Театр Петрушки" под руководством Деммени совместно с Ленинградским институтом профессора Г.И. Турнера.
Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.. Он основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.) и базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».
Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи. В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• воспитательную – психокоррекция, проявление личности в игровых моделях жизненных
ситуаций;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.),
развитие речи, моторики;
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Умелое использование куклотерапии позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.
Прежде, чем пригласить ребенка в наш театр, он может пройти индивидуальную психокоррекцию.
Ведь Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
С помощью разных кукол мы одновременно решаем несколько задач: налаживаем контакт с ребенком, повышаем общий эмоциональный фон, улучшаем настроение, у ребенка появляется желание ближе «познакомиться» с куклой, произвести впечатление на нее, а значит и правильно выполнить предлагаемые задания, отвечать на вопросы педагога, тем самым развивая речь, пополняя активный словарь, развивая артикуляционный аппарат. С этой целью используются куклы – говорушки. С помощью кукол – говорушек педагог вместе с детьми разыгрывают сказку в ролях, что позволяет решить разные важные коррекционные задачи, например: достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции, возможность свободно общаться, развить произносительную сторону речи, мелкую моторику, сформировать эмоционально-волевые качества ребенка, возможность вступать в диалоги с другими детьми. помогают ребёнку формировать речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционный аппарат.
Главным принципом достижения эффективности при использовании метода куклотерапии является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей. Необходимо учитывать быструю психическую и физическую истощаемость этих детей.
Таким образом, целенаправленное, систематическое использование куклотерапии на непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности детей, и индивидуально позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог.
В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы - марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и куклы - костюмы.
Куклы - марионетки. Работа с куклой - марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким - то причинам не может или не позволяет себе проявлять.
Теневые - куклы. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей "куклой - страхом" все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.
Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа "Я".
Перчаточные куклы. Могут применяться в развитии речи детей встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее - это же не он говорит, а его герой.
Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет психологу или педагогу незаметно исправить недостатки речи. Например, он может обратится к кукле: "Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно" и ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.
Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами изготавливают куклу, придумывают историю, которой хотел бы поделиться с другими. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т.д.
Итак, все куклы в сборе. Не хватает сценария.
Ну что же... В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Не было среди них ни одной звездочки, точь-в -точь похожей на другую. Они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого светились удивительным волшебным светом... Но однажды...
А что же было дальше?
Давайте придумаем вместе... Быть может, это и будет началом нашей новой удивительной сказки...
Педагог - психолог МОУ СОШ №2 г. Фрязино Московской области Корчагина Наталия Сергеевна.
Педагог – психолог МОУ СОШ № 2 г. Фрязино Московской области
Якутина Наталья Алексеевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочная грамматика английского языка в историях и картинках для начальных классов
Цель работы– повысить усвоение грамматического материала посредством подключения зрительного (рисунки) и слухового (сказочные сюжеты) каналов восприятия ребенка. Создание положительной мотивации...
Сказочные истории из жизни Язычка (артикуляционная гимнастика)
Сказочные истории из жизни Язычка...
Творческий проект "Сказочные истории из национального шелка - лоскутная техника"
Республиканский фестиваль учителей технологии «Радуга цветов»...
Занятие-развлечение для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет «Сказочные истории».
Совершенствование связной речи и вовлечение родителей в данную деятельность....
Сказочная история "Космический десант из Роботов"
Приглашаем вас на Сказочную историю «Космический десант», созданную талантливыми гимназистами (Илсур, Софья, Герман). (Городской семинар « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОЗДАНИЯ СОБЫТИЙ...
Эти сказочные истории
Работа с детьми с ОВЗ и творчески одаренными детьми в школьном кукольном психологическом театре...
Сказочные рифмы по истории
В данной презентации использованы готовые рифмы, найденные на просторах интернета!Данный метод использую на своих дополнительных занятиях по истории при подготовке к экзаменам....