«Профилактика суицида среди несовершеннолетних»
рабочая программа по психологии (9 класс)
Подпрограмма взаимодействия психолого - педагогического сопровождения
«Профилактика суицида среди несовершеннолетних».
Цель: профилактика суицидов и суицидальных попыток среди учащихся, а также формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения обучающимися относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи подпрограммы:
- Изучать особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Выявлять детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
- Повышать психологическую компетентность родителей (законных представителей) в области воспитания и взаимодействия с детьми.
- Формировать позитивный образ Я, уникальность и неповторимость не только собственной личности, но и других людей.
- Развивать навыки здорового образа жизни
Приоритетные направления работы:
- Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.
- Профилактика психоэмоционального состояния детей.
- Организация занятости учащихся. Построение здоровьесберегающей среды в школе.
- Использование медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учебно – воспитательного процесса учащихся. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации .
- Работа с родительской общественностью.
Родители обучающихся хотят, чтобы школа обеспечила:
- интересный досуг детей;
- наличие психологической защиты детей от насилия;
а также создавала условия для:
-удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников; - сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей;
- вовлечение детей в разнообразные внеурочные формы учебно – воспитательного процесса.
Учащиеся хотят, чтобы в школе:
- имелись комфортные психолого-педагогические условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации.
- соблюдался гуманистический характер воспитания
- взаимного уважения всех субъектов учебно – воспитательного процесса
Педагоги ожидают:
- создания в школе комфортных психолого-педагогических условий для осуществления профессиональной деятельности
- наличия компетентных специалистов, помогающих преодолевать конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 605.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62»
Города Магнитогорска
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ №62»
Г. Магнитогорск
____________ Волкова Л.А.
«»сентября 2020 г.
Подпрограмма взаимодействия психолого - педагогического сопровождения
«Профилактика суицида среди несовершеннолетних».
Составитель: Карапетян А.А.
педагог-психолог
г. Магнитогорск
Подпрограмма взаимодействия психолого - педагогического сопровождения
«Профилактика суицида среди несовершеннолетних».
Цель: профилактика суицидов и суицидальных попыток среди учащихся, а также формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения обучающимися относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи подпрограммы:
- Изучать особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Выявлять детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
- Повышать психологическую компетентность родителей (законных представителей) в области воспитания и взаимодействия с детьми.
- Формировать позитивный образ Я, уникальность и неповторимость не только собственной личности, но и других людей.
- Развивать навыки здорового образа жизни
Приоритетные направления работы:
- Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.
- Профилактика психоэмоционального состояния детей.
- Организация занятости учащихся. Построение здоровьесберегающей среды в школе.
- Использование медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учебно – воспитательного процесса учащихся. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации .
- Работа с родительской общественностью.
Родители обучающихся хотят, чтобы школа обеспечила:
- интересный досуг детей;
- наличие психологической защиты детей от насилия;
а также создавала условия для:
-удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников; - сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей;
- вовлечение детей в разнообразные внеурочные формы учебно – воспитательного процесса.
Учащиеся хотят, чтобы в школе:
- имелись комфортные психолого-педагогические условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации.
- соблюдался гуманистический характер воспитания
- взаимного уважения всех субъектов учебно – воспитательного процесса
Педагоги ожидают:
- создания в школе комфортных психолого-педагогических условий для осуществления профессиональной деятельности
- наличия компетентных специалистов, помогающих преодолевать конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса.
Данная программа направлена на профилактику предотвращения случаев суицида среди
детей и подростков, на формирование адекватной самооценки, на устранение уровня дезадаптации (коррекция и тренинги), выявление причин суицидального риска (анкетирование, диагностика), психологическое консультирование (родители или законные представители, педагоги, дети), развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения.
Принципы реализации подпрограммы
- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
- Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
- Для исследования результативности программы целесообразно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методик изучения:
Критерии | Показатели | Методики изучения |
Уровень выраженности факторов риска суицида. | Снижение «группы риска» учащихся с тенденцией к суицидальному поведению. | Методика «Карта риска суицида» Л.Б. Шнейдер (приложение 1). Информация о психическом статусе ребенка (приложение 2). |
Уровень тревожности, агрессии и проявления суицидальных наклонностей. | Формирование адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений. | Проективная методика «Ваши суицидальные наклонности» (З.Королева)(приложение 3) |
Методика «Опасения и страхи у детей» А.И.Захарова (приложение 4) | ||
Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур) (приложение 5) | ||
Метод незаконченных предложений (приложение 7) | ||
Опросник суицидального риска (ОСР) (модификация Т.Н. Разуваевой) (приложение 8) | ||
Уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности, ригидности фрустрации и агрессии. | Тест "Самооценка психических состояний» (по Айзенку) (приложение 6). | |
Уровень педагогической компетентности родителей | Количество родителей, испытывающих затруднения в вопросах воспитания детей и выразивших желание повысить педагогическую компетентность; Количество семей, принявших участие в лекториях, тренингах и т.д. для родителей. | анкета для родителей «Семейное воспитание» (Приложение 9); тест для родителей по взаимоотношениям с ребенком (приложение 11) статистические данные; |
Уровень осведомленности обучающихся по вопросам здорового образа жизни и выявления группы риска учащихся, употребляющих ПАВ. | Наличие у обучающихся знаний о психоактивных веществах и их употреблении. | Анкета по ПАВ (приложение 10). |
.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание | Формы работы | Сроки | Ответственные |
1. Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе | |||
1. Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц, склонных к суициду. | Изучение документов, диагностика, беседы с родителями и детьми. | сентябрь-октябрь | Зам. директора по УВР классные руководители. |
2. Адаптация школьников 1, 5, классов. | Индивидуальные беседы со школьниками, родителями, приобщение учащихся к творческим делам класса, запись в кружки и секции, т.е. формирование детского коллектива, проведение педсоветов. | сентябрь-декабрь | Заместитель директора по УВР, кл. руководители, учителя-предметники, педагог-психолог. |
3. Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы. | Коллективные школьные и классные мероприятия, родительские собрания, родительские дни, малые педсоветы. | В течение учебного года | Общественный инспектор, классные руководители и учителя-предметники. |
4. Выявление факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности и организация работы по коррекции. | Тестирование, анкетирование, наблюдения, коррекционные занятия, индивидуальные беседы. | В течение учебного года | Классные руководители . |
2. Профилактика психоэмоционального состояния детей | |||
1.Коррекционная работа с детьми, склонными к суициду. | Организация свободного времени, специальные формы поощрения, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе бесед, тренингов, участия в КТД. | В течение учебного года | Классные руководители. |
Целенаправленная борьба с вредными привычками на основе современных методов коррекции и реабилитации. | Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования, экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха. | В течение учебного года | Классные руководители. |
3.Профориетационная работа со школьниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни. | Проектная деятельность, кружки, конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы, презентации, встречи с интересными людьми. | В течение учебного года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники |
3. Организация занятости учащихся. Построение здоровьесберегающей среды в школе | |||
1. Профилактическая работа с учащимися и их родителями (законными представителями). | - классные часы по профилактике суицида - родительские собрания - проведение бесед с учащимися и консультаций для родителей - посещение учащихся на дому. | В течение года | Классные руководители. |
2. Организация отдыха и летней занятости несовершеннолетних. | зачисление несовершеннолетних в пришкольный оздоровительный лагерь | Май – июнь | Классные руководители, зам. по УВР. |
3. Воспитательная работа среди учащихся их родителей, педагогов направленная на стремление к здоровому образу жизни. | Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования, экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха. | В течение учебного года | Классные руководители |
4. Просветительская работа среди учащихся о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека. | Лекции, беседы в малых группах и индивидуальные. | в течение учебного года | Классные руководители |
5.Учебно-просветительская работа среди учителей, классных руководителей в области негативного влияния ПАВ, табакокурения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку. | Лектории, семинары, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы. | в течение учебного года | Администрация школы при сотрудничестве с ПДН. |
6. Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для сохранения и развития здоровья школьников (профилактика заболеваний, организация горячего питания, летнего отдыха и др.) | Сбор и анализ данных мониторинга деятельности школы в рамках профилактической программы. | сентябрь 2019 – декабрь 2020 г. | Зам. директора по УВР |
4. Использование медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учебно – воспитательного процесса учащихся | |||
1.Установление неуспешности детей в различных видах деятельности. | Тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы. | В течение учебного года | Классные руководители |
2. Просветительская работа среди учащихся о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека. | Лекции, беседы в малых группах и индивидуальные. | В течение учебного года | Учителя биологии, химии, ОБЖ, фельдшер городской поликлиники |
5. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации | |||
1. Обеспечение защиты прав детей, находящихся в социально – опасном положении. | - обследование семей, состоящих на профилактическом учете - оказание экстренной социально – педагогической помощи выявленным семьям; - работа по восстановлению нарушенных прав и интересов выявленных несовершеннолетних | В течение учебного года | Классные руководители. |
2. Повышение уровня самооценки учащегося. | Коррекционная работа с учащимися | В течение учебного года | Педагоги, классные руководители. |
6. Работа с родительской общественностью | |||
1.Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке. Организация консультационной и психологической помощи. | Анкетирование, тестирование, наблюдение, родительские дни, беседы. | в течение учебного года | Классные руководители. Общешкольный родительский комитет. |
2. Учебно-просветительская деятельность среди родителей (законных представителей). | Лекции, семинары, родительские собрания, беседы. | в течение учебного года | классные руководители. |
Приложение 1
МЕТОДИКА «КАРТА РИСКА СУИЦИДА»
(модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)[1]
Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.
Фактор риска | Не выявлен | Слабо выражен | Сильно выражен |
I. Биографические данные | |||
1. Ранее имела место попытка суицида | – 0,5 | +2 | +3 |
2. Суицидальные попытки у родственников | – 0,5 | +1 | +2 |
3. Развод или смерть одного из родителей | – 0,5 | +1 | +2 |
4. Недостаток тепла в семье | – 0,5 | +1 | +2 |
5. Полная или частичная безнадзорность | – 0,5 | +0,5 | +1 |
II. Актуальная конфликтная ситуация | |||
А — вид конфликта: | |||
1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем) | – 0,5 | +0,5 | +1 |
2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой | – 0,5 | +0,5 | +1 |
3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями | – 0,5 | +0,5 | +1 |
4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность | – 0,5 | +0,5 | +1 |
Б — поведение в конфликтной ситуации: | |||
5. Высказывания с угрозой суицида | – 0,5 | +2 | +3 |
В — характер конфликтной ситуации: | |||
6. Подобные конфликты имели место ранее | – 0,5 | +0,5 | +1 |
7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь) | — 0,5 | +0,5 | +1 |
8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий | – 0,5 | +0,5 | +1 |
Г — эмоциональная окраска конфликтной ситуации: | |||
9. Чувство обиды, жалости к себе | – 0,5 | +1 | +2 |
10. Чувство усталости, бессилия, апатия | – 0.5 | +1 | +2 |
11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности | – 0.5 | +0,5 | +2 |
III. Характеристика личности | |||
А — волевая сфера личности: | |||
1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений | – 1 | +0,5 | +1 |
2. Решительность | – 0,5 | +0,5 | +1 |
3. Настойчивость | – 0,5 | +0,5 | +1 |
4. Сильно выраженное желание достичь своей цели | – 1 | +0,5 | +1 |
Б — эмоциональная сфера личности: | |||
5. Болезненное самолюбие, ранимость | – 0,5 | +0,5 | +2 |
6. Доверчивость | – 0,5 | +0,5 | +1 |
7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься) | – 0,5 | +1 | +2 |
8. Эмоциональная неустойчивость | – 0,5 | +2 | +3 |
9. Импульсивность | – 0,5 | +0,5 | +2 |
10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах | – 0,5 | +0,5 | +2 |
11. Низкая способность к созданию защитных механизмов | – 0,5 | +0,5 | +1,5 |
12. Бескомпромиссность | – 0,5 | +0,5 | +1,5 |
Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма, и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:
менее 9 баллов — риск суицида незначителен
9–15,5 баллов — риск суицида присутствует
более 15,5 балла — риск суицида значителен.
Приложение 2
Информация о психическом статусе ребёнка
Ф.И.____________________________________Возраст___________________
№ | Позиция (из перечисленных в скобках вариантов обстоятельств- нужное подчеркнуть) | Варианты ответов (обвести):нет- 0, возможно –1, да- 2. |
1. | Поведение ребёнка неправильное дома | 0, 1, 2 |
2. | Поведение ребёнка неправильное в образовательном учреждении | 0, 1, 2 |
3. | Наличие у ребёнка «чудачеств» в поведении | 0, 1, 2 |
4. | Наличие у ребёнка крайних чувств и эмоций (от восхищения до ненависти) | 0, 1, 2 |
5. | Наличие у ребёнка признаков игнорирования мнения окружающих, интересов семьи, эмоциональной холодности | 0, 1, 2 |
6. | Наличие у ребёнка признаков самодостаточности, высокой эмоциональной ранимости, обидчивости | 0, 1, 2 |
7. | Наличие у ребёнка склонности к «сверхценным идеям» | 0, 1, 2 |
8. | Наличие у ребёнка повышенной конфликтности в связи с завышенной самооценкой | 0, 1, 2 |
9. | Наличие у ребёнка необоснованной подозрительности | 0, 1, 2 |
10. | Наличие у ребёнка мстительности | 0, 1, 2 |
11. | Наличие у ребёнка высокой податливости чужому влиянию (плохому и хорошему) | 0, 1, 2 |
12. | Низкое чувство ответственности за взятые на себя обязательства | 0, 1, 2 |
13. | Трудный характер | 0, 1, 2 |
14. | Наличие у ребёнка сильной эмоциональной возбудимости, включающей злобность, агрессивность | 0, 1, 2 |
15. | Наличие у ребёнка жестокости, угрюмости, злопамятности, неуживчивости | 0, 1, 2 |
16. | Наличие дисфорических (с немотивированной озлобленностью, раздражительностью) состояний | 0, 1, 2 |
17. | Наличие у ребёнка тенденции к провоцированию экстремальных ситуаций | 0, 1, 2 |
18. | Неспособность ровно и систематически учиться | 0, 1, 2 |
19. | Гипертрофированное стремление находиться в центре внимания любыми способами | 0, 1, 2 |
20. | Наличие демонстративных, театральных особенностей поведения | 0, 1, 2 |
21. | Наличие застенчивости, нерешительности, склонности к сомнениям | 0, 1, 2 |
22. | Наличие страха, панического состояния при необходимости собеседовать с учителем | 0, 1, 2 |
23. | Наличие избыточной педантичности, скурпулёзности | 0, 1, 2 |
24. | Повышенная утомляемость, отрицательно сказывающаяся на успеваемости | 0, 1, 2 |
25. | Неадекватная обидчивость | 0, 1, 2 |
26. | Неуверенность в себе, стремление к самоанализу | 0, 1, 2 |
27. | Отсутствие духовных интересов, распущенность, эгоистичность, импульсивность, склонность к вандализму | 0, 1, 2 |
28. | Наличие побегов, стремление бродяжничать | 0, 1, 2 |
29. | Наличие периодической смены настроения от эйфории до подавленности, нередко совпадающие со сменой времён года: | 0, 1, 2 |
30. | С преобладанием пессимизма( уверен, что не сумеет написать контрольную работу, сдать зачёт, экзамен и пр.), обращают внимание в основном на теневые стороны жизни, отмечают наличие постоянных элементов дискомфорта в самочувствии | 0, 1, 2 |
31. | С преобладанием оптимистического настроения, деятельного, инициативного характера, указаний на хорошее самочувствие | 0, 1, 2 |
32. | Наличие высказываний о возможности или целесообразности самоубийства | 0, 1, 2 |
33. | Наличие сильных переживаний по поводу неразделённой любви, охлаждения в отношениях с родными и близкими | 0, 1, 2 |
34. | Проявление «замкнутости» в поведении, признаков «ухода в себя» | 0, 1, 2 |
35. | Возникновение в группе подростков рассуждений о предпочтительности смерти перед жизнью и т.п. | 0, 1, 2 |
Приложение 3
Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур)
Ребёнку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя имеет вид площадки и объясняют задание: если всех детей расположить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (хорошие, очень хорошие, самые хорошие), а на трёх нижних ступеньках – плохие дети, чем, ниже, тем хуже (плохие, очень плохие, самые плохие). На средней ступеньке дети и не плохие и не хорошие. Покажи на какую ступеньку ты поставишь себя, объясни почему? После ответа спрашивают: ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть. Покажи, на какую ступеньку тебя бы поставила мама?
Приложение 4
Методика «Опасения и страхи у детей» А.И.Захарова
Данная методика представляет собой индивидуальную беседу с детьми по списку в приложении 1. Беседу ведут неторопливо, обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая от ребенка ответов «да» или «нет». Всего в основном списке 29 страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов для каждого ребенка. В норме для детей 5-7 лет для мальчиков должно быть 9 страхов, для девочек – 12.
«Ты боишься или не боишься…»:
1 – когда остаешься один
2 – нападения, бандитов
3 – заболеть, заразиться
4 – смерти, умереть
5 – смерти родителей
6 – каких-то людей
7 – боишься ли ты маму…папу
8 – боишься ли ты, что тебя накажет мама…папа
9 – ты боишься: Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Черную Руку, Пиковую Даму, скелетов, призраков, приведений, чертей, инопланетян
10 – опоздать в детский сад
11 – когда ложишься спать, перед сном боишься чего-либо или нет; если да, то чего конкретно
12 – страшных снов
13 – темноты, когда темно
14 – животных (волка, медведя, собак), насекомых (пауков, змей)
15 – машин, поездов, самолетов
16 – бури, урагана, наводнения, землетрясения
17 – когда высоко
18 – когда глубоко
19 – в маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро, переполненном автобусе
20 – воды
21 – огня
22 – пожара
23 – войны
24 – больших улиц, площадей
25 – врачей (кроме зубных)
26 – крови, когда идет кровь
27 – уколов
28 – боли, когда больно
29 – неожиданных резких звуков, когда внезапно что-нибудь стукнет, упадет.
Приложение 5
ТЕСТ «ВАШИ СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАКЛОННОСТИ»
(З. Королёва)[2]
Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта.
Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.
Интерпретация результатов.
Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.
Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.
Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.
Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.
Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.
Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.
Приложение 6
Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.
Фамилия, имя______________________________________класс________
Варианты ответов на вопрос: часто, изредка, никогда
1 Я не чувствую в себе уверенности
2 Часто из-за пустяков краснею
3 Мой сон беспокоен
4 Легко впадаю в уныние
5 Беспокоюсь о только воображаемых ещё неприятностях
6 Меня пугают трудности
7 Люблю копаться в своих недостатках
8 Меня легко убедить
9 Я мнительный
10 С трудом переношу ожидания
11 Нередко мне кажутся безвыходными положения
12 Неприятности меня сильно расстраивают
13 При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя
14 Несчастья и неудачи ничему меня не учат
15 Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесплодной
16 Я нередко чувствую растерянность перед трудностями
17 Иногда у меня бывает состояние отчаянности
18 Я чувствую растерянность перед трудностями
19 В трудные минуты я иногда веду себя по детски, хочу чтобы пожалели
20 Считаю недостатки своего характера неисправимыми
21 Оставляю за собой последнее слово
22 Нередко в разговоре перебиваю собеседника
23 Меня легко рассердить
24 Люблю делать замечания другим
25 Хочу быть авторитетом для других
26 Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего
27 Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю
28 Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться
29 У меня резкая, грубоватая жестикуляция
30 Я мстителен
31 Мне трудно менять привычки
32 Мне нелегко переключать внимание
33 Очень настороженно отношусь ко всему новому
34 Меня трудно переубедить
35 Нередко у меня не выходит мысль из головы от которой бы следовало освободиться.
36 Я трудно сближаюсь с людьми
37 Меня расстраивает даже самое незначительное нарушение плана
38 Нередко я проявляю упрямство
39 Неохотно иду на риск
40 Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня
Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
- 1...10 вопрос - тревожность;
- 11... 20 вопрос - фрустрация;
- 21...29 вопрос - агрессивность;
- 31...40 вопрос - ригидность.
Оценка и интерпретация баллов
I. Тревожность:
0...7 баллов - не тревожны; 8...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов - очень тревожный.
II. Фрустрация:
0...7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
0...7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8... 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15...20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость, 8...14 баллов - средний уровень; 15...20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.
Приложение 7
МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
При использовании метода незаконченных предложений подростку предлагается продолжить следующие предложения:
Завтра я…
Когда я закончу школу…
Наступит день, когда…
Я хочу жить потому, что…
При обработке результатов следует обращать внимание на наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни.
Приложение 8
ОПРОСНИК СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА (ОСР)
(модификация Т.Н. Разуваевой)
Цель: диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.
Методика применяется в случае, если на основе предшествующего наблюдения (исследования) была выявлена высокая вероятность суицидального поведения. Тестированию должна предшествовать беседа, в ходе которой взрослый должен проявить максимум внимания и сочувствия.
Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением "+", в случае несогласия с утверждением "-".
Текст опросника
- Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
- Вас часто одолевают мрачные мысли.
- Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
- В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
- Вам определенно не везет в жизни.
- Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
- Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
- Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
- Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
- Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
- Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
- Вы считаете себя обреченным человеком.
- Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
- У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
- Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
- В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
- Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
- Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
- В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
- Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
- Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
- Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
- Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
- Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
- Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
- Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
- Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
- Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.
- Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.
Обработка результатов. По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Ответу «да» начисляется 1 балл. Количество утверждений по каждому фактору принимается за 100%. Количеств баллов переводится в проценты. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
Субшкальный диагностический коэффициент | Номера суждений |
Демонстративность | 12, 14, 20, 22, 27 |
Аффективность | 1, 10, 20, 23, 28, 29 |
Уникальность | 1, 12, 14, 22, 27 |
Несостоятельность | 2, 3, 6, 7, 17 |
Социальный пессимизм | 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 |
Слом культурных барьеров | 8, 9, 18 |
Максимализм | 4, 16 |
Временная перспектива | 2, 3, 12, 24, 26, 27 |
Антисуицидальный фактор | 19, 21 |
Содержание субшкальных диагностических концептов
- Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональнойрегидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком далеко.
- Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.
- Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.
- Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Даннаясубшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".
- Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня".
- Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "экзистенции смерти". Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования".
- Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
- Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
- Антисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Приложение 9
Анкета для родителей «Семейное воспитание»
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей.
Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.
1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?
1. Да 2. Нет 3. Не вполне
2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?
- СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);
- специальные книги о педагогике;
- беседы с друзьями и знакомыми;
- беседы с учителями;
- другое _____________________________________________________________
3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:
- взаимное непонимание детей и взрослых;
- успеваемость детей;
- непослушание;
- бездуховность;
- лень;
- половое воспитание;
- другое _____________________________________________________________
4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?
_________________________________________________________________
5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?
_________________________________________________________________
6. С кем вы говорили о вашей проблеме?
1 - ________________________________
2 - ни с кем
7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?
- психолога,
- педагога,
- врача,
- _________________________________
8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка - семья или школа?
- безусловно, семья;
- в большей мере семья;
- в равной степени и семья, и школа;
- школа, так как там ребенок проводит много времени;
- школа и улица.
9. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем?
- лекциями о воспитании;
- специальными практическими занятиями;
- информацией об особенностях развития моего ребенка;
- информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;
- ________________________________________________________________
10. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия?
- не более одного часа в неделю;
- примерно пару часов в месяц;
- трудно сказать.
Спасибо за ответы!
Приложение 10
Анкета по осведомленности учащимися ПАВ.
1 . Выбери из представленных ниже жизненных ценностей 3 наиболее, по твоему мнению, важных для человека. Проранжируйте, их, поставив рядом числа: 1,2,3.
а. профессиональная карьера
б. крепкое здоровье
в. хорошая дружная семья
г. яркая насыщенная жизнь
д. материальное благополучие
е. близкие друзья
2. Продолжи предложение: Здоровый человек - это
Варианты ответов | Наше будущее | ||
Не употребляющий ПАВ | Умный, добрый, воспитанный | ||
Ведет здоровый образ жизни | Счастливый человек | ||
Уверенный в себе | Это я |
3. Ты употребляешь табачные изделия?
Варианты ответов | |
Не курю | |
Пробовал | |
Курю регулярно |
4. В каком возрасте ты впервые попробовал курить?___________
5. Ты употребляешь алкогольные напитки?
Варианты ответов | |
Да | |
Нет | |
Пробовал |
6. Если да или попробовал, то что?
Варианты ответов | |
Коктейль | |
Джин-тоник | |
Пиво | |
Шампанское | |
Вино | |
Водка | |
Коньяк | |
Суррогаты |
7. В каком возрасте ты впервые попробовал алкоголь?_____________
8. Кто налил тебе первую рюмку?
Варианты ответов | |
Родители | |
Родственники | |
Друзья | |
Сами |
Приложение 11
Тест для родителей
Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.
Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.
1. Рождение вашего ребенка было желанным?
2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?
5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?
9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
12. Вы знаете, кто его любимый учитель?
13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
14. Вы первым идете на примирение, разговор?
15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Подсчет результатов:
Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!
[1] Школьный психолог, 2009. - №21.
[2]Школьный психолог, 2009. - №21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по профилактике суицида среди несовершеннолетних
Годовой план по профилактике суицида среди несовершеннолетних....
Профилактика суицидов среди несовершеннолетних
Материал для подготовки специалистами отчета по профилактике суицидов среди несовершеннолетних...
Рабочая программа по предупреждению аутодиструктивного поведения и вторичной профилактике суицидов среди несовершеннолетних
Рабочая программа основана на книге М. А. Алимова "Суицыдальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция". Программа разработа в связи с участившимися случаями суицидов среди подрост...
План работы педагога-психолога по профилактике суицида среди несовершеннолетних
В плане педагога-психолога по профилактике суицида среди несовершеннолетних определены основные направления работы по данной теме....
Профилактика суицидов среди несовершеннолетних
Профилактика...
программа профилактики суицидов среди несовершеннолетних
Профилактика суицидов среди несовершеннолетних...
Профилактика суицида среди несовершеннолетних
Профилактика суицидального поведения обучающихся.Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида в России - один из самых высоких в ми...