Адаптивный потенциал
статья по психологии

В науке всегда существовала потребность в общепринятых понятиях. Исследования проблем адаптации в различных областях науки и техники показывают, что на роль такой общенаучной категории вполне обосновано и логично может претендовать понятие «адаптация».

Прежде чем приступить к анализу различных подходов к адаптации, необходимо дать определение адаптации как социальному механизму. Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального.

Сам термин «адаптация» впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей.

В литературе по данной тематике встречаются следующие определения адаптации:

Считается, что адаптация — это приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий. Он различает физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию. [К.К. Платонов, 1984]

Адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. [А.А. Налчаджан, 1997]

В общей психологии, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptivnyy_potentsial.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивный потенциал как важнейшее социальное качество личности

В науке всегда существовала потребность в общепринятых понятиях. Исследования проблем адаптации в различных областях науки и техники показывают, что на роль такой общенаучной категории вполне обосновано и логично может претендовать понятие «адаптация».

Прежде чем приступить к анализу различных подходов к адаптации, необходимо дать определение адаптации как социальному механизму. Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального.

Сам термин «адаптация» впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей.

В литературе по данной тематике встречаются следующие определения адаптации:

Считается, что адаптация — это приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий. Он различает физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию. [К.К. Платонов, 1984]

Адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. [А.А. Налчаджан, 1997]

В общей психологии, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.

Определение, "адаптация - это целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых ведет к нарушениям гомеостатического баланса". Эта реакция может иметь различную силу и интенсивность. [В.И. Медведев, 1984]

На основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, предложил свое обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия». Психологические словари в общем случае определяют адаптацию  как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. [Д.П. Дербенев, 1997]

В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;

б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;
в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;
г) адаптация связывается с какой-то определенной "целью", к которой "стремится" организм.

Анализ литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует так же о многообразии взглядов в определении понятия "социальная адаптация". По нашему мнению, ключевым в определении содержания понятия "социальная адаптация" является процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

В Социологическом энциклопедическом словаре социальная адаптация  рассматривается как процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды.

В социологическом справочнике дается следующее определение понятия "социальная адаптация": "Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды". В психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко, социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой - как результат этого процесса [Дербенев Д.П., 1997

Социальная адаптация это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. [Д.В. Ольшанский, 1989]

Социальная адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям,  в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям. [Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е., 2000]

Рассматривая понятие "социальная адаптация", не следует отделять психологический аспект от социального, так как адаптация является комплексным феноменом – социальная среда, где вращается личность, подразделяется на предметную и личностную.    

На основе анализа зарубежных и отечественных исследований трактует социально-психологическую адаптированность личности как особое состояние взаимодействия личности и группы, «когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей». В нашей дальнейшей работе под словом адаптация мы будем понимать социально-психологическую адаптацию - эмоционально чувственное приспособление психики ЛЖВ при включении его в новые социальные условия. [А.А. Налчаджан, 1997]

Рассмотрим другие определения, которые будут нам необходимы в дальнейшем.

Адаптационный процесс – это взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих и информационно-психологических, частных адаптивных стратегий, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека, через приспособление потенций индивида с процессами природной и социальной среды. Выделяют четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная.

Адаптивная стратегия — такая стратегия, которая определяется в процессе решения задачи, на основе накопления новой информации о возможных результатах того или иного варианта решения. [А.А. Налчаджан, 1997]

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активности личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при которой происходит формирование и осознание своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социальной адаптации личности, как: 1) когнитивный включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т.д.; 2) эмоциональный, включающий в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния; 3) практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике. [А.А. Налчаджан, 1997]

Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. В рамках этого направления происходит выявление основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временнýю последовательность.

Процесс адаптации можно обозначить термином адаптирование, состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса - адаптированность, а различия в состоянии организма до начала и после завершения процесса адаптации – адаптивный эффект, необходимо отметить, что следует различать адаптацию, как процесс, и адаптированность, как результат адаптации. [Г.Д. Волков и Н.Б. Оконская, 1996]

Общим показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...

Адаптивная физкультура

АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП.         Адаптивная физкультура для детей с ДЦП необходима:- для нормализации мышечного тонуса...

Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением

Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением...

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

«  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000   115522, г. Москва, ул. Кантемировская, д.22, корп.6...

Адаптивная система обучения+презентация

Адаптивная система обучения (АСО) - разработана А.С.Границкой. Данная система позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в школе в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся...

Потенциал. Разность потенциала

В данной презентации рассматривается понятие потенциала, разности потенцилов, потенциальной энергии, а так же формулы для расчета напряжения, потенциальной энергии...

«Развитие творческого потенциала учителя и потенциала учащихся, необходимых для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях модернизации современной школы».

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:-формировать у детей способности самостоятельно м...