Детские страхи, подростковые "Опасения", взрослое "Бесстрашие"
презентация к уроку по психологии

Татьяна Николаевна Юренко

Что же такое страх?

Страх–внутреннее состояние, спровоцированное реальной или предполагаемой угрозой.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Классификация страхов

(Автор А.И. Захаров - Доктор психологических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена)

  • По характеру – ситуативные и личностные; природные и социальные.
  • По степени реальности - реальные и воображаемые. 
  • По степени интенсивности - острые и хронические.
  • По уровню – возрастные (естественные) и патологические.

Типы страхов у детей

  • страх огня
  • страх воды
  • страх одиночества (разлука с мамой)
  • страх темноты
  • страх замкнутого пространства
  •  сказочных существ
  • медицинских работников, уколов.
  • ночные страхи.
  • страх смерти (своей и других). Ребенок, осознаёт, что человек смертен, страшится любого стихийного бедствия – грозы, урагана, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой для существования.
  • СТРАХ РОДИТЕЛЬСКИХ ССОР. Ссоры родителей могут сильно огорчать детей — они чувствуют, что это угроза их безопасности.
  • Страх перед наказанием
  •  боязнь животных

Причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

1. Уже пережитый страх.

2. Детские фантазии

3. Гиперопека.

4. Недостаток внимания родителей.

5. Недостаток физической активности.

6. Агрессия матери по отношению к ребенку.

7. Нестабильная ситуация в семье

Признаки страха

  • Ребёнок закрывает глаза или лицо руками, прячется под одеялом, отворачивается.
  •  Эмоциональная нестабильность ( Плач, затем агрессия и т. п. )
  •  Частые беспричинные капризы.
  • Находится постоянно рядом с родителями или знакомыми взрослыми, не отпускает их от себя.
  •  Школьники могут неосознанно демонстрировать хаотичность движений, грызть ногти, постоянно поправлять на себе одежду или вертеть в руках какой-то предмет, проявлять скованность, зажатость.
  • «Страшные» рисунки — монстры, драконы и прочие ужасы. Имеют значение использованные цвета.
  •  Пугливость. Ребенок может резко реагировать на самые безобидные звуки, например, на стук в дверь.

Рассмотрим частное проявления страха в начальной школе.

Страх потерять любовь родителей

Причины

  • Длительная разлука с родителями или развод родителей
  • Появление младшего брата или сестры
  • Повышенная требовательность к ребенку и наказания за любое отступление от установленных правил поведения
  • Отсутствие у родителей привычки выражать теплые чувства к ребенку
  • Проявляется в отчуждении, замкнутости, неразговорчивости, излишней открытости к посторонним людям и попытки установить с ними чересчур близкие отношения, стремлении выполнять все требования родителей и сверхпослушании, страхе наказания и элементах регрессивного поведения, т.е. «возвращении в детство»

Рекомендации родителям

  • Как можно чаще говорить ребенку о своей любви, проявлять ее в своих поступках
  • Объяснить ребенку, почему эта разлука неизбежна
  • Заверить ребенка, что эта разлука закончится, помочь ему сориентироваться во времени и в тех делах, которыми он может заниматься в ваше отсутствие.

Страхи подростков

  • страх предстоящей контрольной работы или экзамена
  • страх быть не собой
  • страх быть осмеянным сверстниками
  • страх не соответствовать окружению или требованиям
  • страх изменения (становление взрослым)
  •  страхи нападения
  •  пожара, стихии
  • страхи заболеть и замкнутого пространства – в основе – страх смерти

 

Рассмотрим подробнее частные проявления страха у подростков.

Страх не соответствовать мнениям или требованиям  окружающих, страх перед обидчиками.

Причины:

  • Неумение постоять за себя
  • Чрезмерное желание защитить себя и свои интересы
  • Неуверенность в себе
  • Ограниченный опыт общения со сверстниками, приводящий к неумению согласовывать свои действия с действиями других детей и подростков, непонимание причин поступков других людей
  • Внушенное взрослыми убеждение в том, что окружающий мир враждебен и опасен.

Рекомендации родителям:

Не следует!

  • Упрекать своего ребенка за это, высмеивать, призывать к тому, чтобы дать обидчику самый что ни на есть активный отпор
  • Вмешиваться в те ситуации, которые не угрожают физическому или психологическому благополучию вашего ребенка
  • Преувеличивать тяжесть обиды, причиненной вашему ребенку и навязывать ему свое видение произошедшего

Необходимо!

  • Помощь своему ребенку в выборе сильных эмоций, связанных с обидными событиями
  • Повышение самооценки ребенка, формирование уверенности в себе
  • Обучение ребенка навыкам конструктивного решения конфликтов, понимания состояния другого человека, сопереживании, контроля за своим эмоциональным состоянием

Страх не справится с заданием

Проявления

Отказ совершать какие-то действия. Возникает тогда, когда ребенок выбирает не соответствующие своим возможностям цели: слишком простые или слишком сложные.

Рекомендации:

  •   Всячески поощрять, развивать и укреплять интересы ребенка
  •   Не стоит упрекать ребенка в лени
  •   Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, только с самим собой
  •   Повышать уверенность в себе
  •   Учить навыкам эффективного разрешения проблем

Страх отвечать на вопросы учителя или у доски

Причины:

  • Страх диалога с учителем: возможно учитель строгий и требовательный или отношения с учителем не складываются, обиды на учителя за оценки.
  • Страх получить от учителя замечание за ответ
  • Страх потерять уважение сверстников
  • Страх получить плохую оценку
  •  Завышенные требования родителей
  •  Индивидуальные психологические особенности ребенка

Рекомендации:

  • Помочь ребенку преодолеть страх определенного педагога
  • Сформировать более адекватное отношение к оценкам
  • Помочь адекватно относится к замечаниям со стороны сверстников и учителя
  • Постепенно снижать страх ответа у доски, понемногу приучая ребенка более спокойно чувствовать себя в этой ситуации

Сила и слабость страхов

Страхи, если над ними работать и их побеждать помогают личности расти.

  • Мобилизуют силы человека для активной деятельности;
  • Помогают лучше запоминать опасные или неприятные события;
  • Страхи диктуют стратегию поведения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детские страхи , подростковые «Опасения», взрослое «Бесстрашие» Консультация для родителей Педагог-психолог МАОУ Ямская СОШ Юренко Татьяна Николаевна

Слайд 2

Что же такое страх? Страх–внутреннее состояние, спровоцированное реальной или предполагаемой угрозой.

Слайд 3

Что же такое страх? Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Слайд 4

Классификация страхов Автор А.И. Захаров Доктор психологических наук, профессора РГПУ им. А.И. Герцена : По характеру – ситуативные и личностные; природные и социальные. По степени реальности - реальные и воображаемые. По степени интенсивности - острые и хронические. По уровню – возрастные (естественные) и патологические.

Слайд 5

Типы страхов у детей Страх огня Страх воды страх одиночества (разлука с мамой) страх темноты страх замкнутого пространства сказочных существ медицинских работников, уколов. ночные страхи.

Слайд 6

Типы страхов у детей страх смерти (своей и других). Ребенок, осознаёт, что человек смертен, страшится любого стихийного бедствия – грозы, урагана, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой для существования. СТРАХ РОДИТЕЛЬСКИХ ССОР . Ссоры родителей могут сильно огорчать детей — они чувствуют, что это угроза их безопасности. Страх перед наказанием боязнь животных

Слайд 7

Причины , которые могут лежать в основе детских страхов: 1. Уже пережитый страх. 2. Детские фантазии 3. Гиперопека . 4. Недостаток внимания родителей. 5. Недостаток физической активности. 6. Агрессия матери по отношению к ребенку. 7. Нестабильная ситуация в семье

Слайд 8

Признаки страха Ребёнок закрывает глаза или лицо руками, прячется под одеялом, отворачивается. Эмоциональная нестабильность ( Плач, затем агрессия и т. п. ) Частые беспричинные капризы. Находится постоянно рядом с родителями или знакомыми взрослыми, не отпускает их от себя. Школьники могут неосознанно демонстрировать хаотичность движений, грызть ногти, постоянно поправлять на себе одежду или вертеть в руках какой-то предмет, проявлять скованность, зажатость. «Страшные» рисунки — монстры, драконы и прочие ужасы. Имеют значение использованные цвета. Пугливость. Ребенок может резко реагировать на самые безобидные звуки, например, на стук в дверь.

Слайд 9

Страх потерять любовь родителей Длительная разлука с родителями или развод родителей Появление младшего брата или сестры Повышенная требовательность к ребенку и наказания за любое отступление от установленных правил поведения Отсутствие у родителей привычки выражать теплые чувства к ребенку Проявляется в отчуждении, замкнутости, неразговорчивости, излишней открытости к посторонним людям и попытки установить с ними чересчур близкие отношения, стремлении выполнять все требования родителей и сверхпослушании , страхе наказания и элементах регрессивного поведения, т.е. «возвращении в детство»

Слайд 10

Страх потерять любовь родителей Рекомендации продителям Как можно чаще говорить ребенку о своей любви, проявлять ее в своих поступках Объяснить ребенку, почему эта разлука неизбежна Заверить ребенка, что эта разлука закончится, помочь ему сориентироваться во времени и в тех делах, которыми он может заниматься в ваше отсутствие

Слайд 11

Страхи подростков страх быть не собой страх быть осмеянным сверстниками страх не соответствовать окружению или требованиям страх изменения (становление взрослым) страхи нападения пожара, стихии страхи заболеть и замкнутого пространства – в основе – страх смерти

Слайд 12

Страх не соответствовать окружению или требованиям, страх перед обидчиками Неумение постоять за себя Чрезмерное желание защитить себя и свои интересы Неуверенность в себе Ограниченный опыт общения со сверстниками, приводящий к неумению согласовывать свои действия с действиями других детей и подростков, непонимание причин поступков других людей Внушенное взрослыми убеждение в том, что окружающий мир враждебен и опасен

Слайд 13

Рекомендации Не следует Упрекать своего ребенка за это, высмеивать, призывать к тому, чтобы дать обидчику самый что ни на есть активный отпор Вмешиваться в те ситуации, которые не угрожают физическому или психологическому благополучию вашего ребенка Преувеличивать тяжесть обиды, причиненной вашему ребенку и навязывать ему свое видение произошедшего Необходимо Помощь своему ребенку в выборе сильных эмоций, связанных с обидными событиями Повышение самооценки ребенка, формирование уверенности в себе Обучение ребенка навыкам конструктивного решения конфликтов, понимания состояния другого человека, сопереживании, контроля за своим эмоциональным состоянием

Слайд 14

Страх не справится с заданием Проявления Отказ совершать какие-то действия. Возникает тогда, когда ребенок выбирает не соответствующие своим возможностям цели: слишком простые или слишком сложные. Рекомендации: Всячески поощрять, развивать и укреплять интересы ребенка Не стоит упрекать ребенка в лени Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, только с самим собой Повышать уверенность в себе Учить навыкам эффективного разрешения проблем

Слайд 15

Страх отвечать на вопросы учителя или у доски Причины: Страх диалога с учителем: возможно учитель строгий и требовательный или отношения с учителем не складываются, обиды на учителя за оценки. Страх получить от учителя замечание за ответ Страх потерять уважение сверстников Страх получить плохую оценку Завышенные требования родителей Индивидуальные психологические особенности ребенка Рекомендации: Помочь ребенку преодолеть страх определенного педагога Сформировать более адекватное отношение к оценкам Помочь адекватно относится к замечаниям со стороны свестников и учителя Постепенно снижать страх ответа у доски, понемногу приучая ребенка более спокойно чувствовать себя в этой ситуации

Слайд 16

Сила и слабость страхов Мобилизует силы человека для активной деятельности; Помогает лучше запоминать опасные или неприятные события; Страх диктует стратегию поведения.

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ СТРАХИ И АРТ-ТЕРАПИЯ

Сейчас, когда мы уже знакомы с арт-терапией, хочется отдельно остановиться на её врачующем влиянии в области детских страхов. Детские страхи, при этом неважно чего — войны, смерти или приведений, — эт...

Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой ребенка может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно...

Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

Цель: научить вовремя распознавать детские страхи и правильно реагировать.Задача: проработать методику работы по борьбе с детскими страхами.Время: 40 мин.Ход мероприятия: Человеку свойствен...

«Детские страхи»

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение...

Детские страхи

Наблюдения показывают, что наши дети часто испытывают страх. Девочки и мальчики, которые учатся во 2-х и 3-х классах школ города Калининграда, рассказали много интересного о своих переживаниях. Чтобы ...

Детские страхи.

Детские страхи....

Презентация "Несколько слов о детских страхах"

Несколько слов о детских страхах, их причинах и последствиях...