Как учить стихи правильно
план-конспект по психологии

Красноборова Варвара Сергеевна

Конспект небольшого информационно-просветительского занятия про особенности памяти и правильное заучивание. Предназначено для обучающихся старшей школы или студентов 1-2 курсов СПО. 

 

На основе данного занятия подговтовлена статья для обучающихся, которую вы можете прочитать по ссылке: читать текст статьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие психолога про память17.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Как учить стихи правильно»

Актуальность темы: многие студенты младших курсов нашего Училища испытывают трудности с заучиванием поэзии. На 1-2 курсе им необходимо сдать в течение семестра достаточно большой объем заученных на память стихов. По отзывам самих студентов и преподавателей молодые люди просто не знают различных способов заучивания, не владеют ими. Также они плохо понимают особенности своего организма в том, какой вид памяти лично у них ведущий.

Цель данного информационно-просветительского занятия: повышение психологической компетентности обучающихся в вопросах, касающихся памяти:

Задачи:

  • Знакомство студентов с различными видами памяти;
  • Помощь в определении собственных индивидуальных особенностей обучающихся (ведущего типа памяти);
  • Обучение различным техникам запоминания, которые можно использовать в заучивании стихов или другой деятельности.

Ход занятия

Виды памяти:

«Какие виды памяти вы знаете?». Записываем на доске без указания критериев для классификации. В контексте заучивания стихов наиболее важно указать виды памяти по модальности (зрительная, слуховая, мышечная), по давности хранения (кратковременная и долговременная), механическая и смысловая. Важно дать студентам понимание того, что память бывает разная. Не столь важны основания для классификации.

Для того, чтобы уверенно рассказывать выученные стихи, их надо «положить» в долговременную память. Поэтому заучивание должно проходить несколько дней.

Режим рационального повторения:

первое повторение — сразу по окончании чтения;

второе повторение — через 20 минут после первого повторения;

третье повторение — через 8 часов после второго;

четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

Определение собственного ведущего вида запоминания

Чтобы понять, какая память ведущая, можно использовать ряды из 10 случайных чисел. Запоминать их сначала на слух (чтобы кто-то зачитал), зрительно (увидеть самому) или же прописать их рукой (мышечная память).

Сначала для заучивания необходимо опираться на ведущую память. Но чем больше модальностей потом подключить, тем крепче запомнится материал.

Ассоциации и придание смысла

Механическое заучивание – наиболее сложно для нашего организма. Если в тексте есть смысл или он имеет какие-то ассоциации с нашим личным опытом, то он запомнится проще. Например, во второй строчке возникает ассоциация с каким-то животным.

Можно опираться на первые буквы строчек стиха, чтобы вспоминать весь текст.

Закон памяти

Практические приёмы реализации

Закон интереса

Интересное запоминается легче.

Закон осмысления

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки

Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

Закон действия

Информация, участвующая в деятельности (т. е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Закон контекста

При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

Закон торможения

При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

Закон оптимальной длины ряда

Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

Закон края

Лучше всего запоминается информация, представленная в начале (эффект первичности) и в конце (эффект недавности)[79].

Закон повторения

Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз (оптимальные значения интервалов между повторениями приведены в статьях кривая забывания и интервальные повторения).

Закон незавершённости (Эффект Зейгарник)

Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т. д.

Правила постепенного усвоение материала[49]

Большой материал лучше запоминается порциями с промежутками между занятиями, а не целиком (перед экзаменом, авральным способом).

Различные способы выучить стихи:

  1. Записать на большом плакате и повесить в месте, где он часто будет перед глазами. Например, на двери туалетной комнаты или стене перед кроватью.
  2. Положить стихи на мелодию и пропевать их.
  3. Прописывать стих рукой на бумаге много раз.
  4. Учить стих вместе с движением (приплясывать, хлопать и тп)

Записать другие творческие способы, которые предложат студенты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка .Как учить стихи с ребенком

Памятка "Как учить стихи с ребенком".В ней даны несколько ариантов заучивания стихотворения...

Как учить стихи ... играючи

Данный материал адресован родителям дошкольников. В нем содержатся некоторые рекомендации по разучиванию с детьми стихотворных текстов....

Методическая разработка «Учим стихи по картинкам»

Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми,  имеющими речевые нарушения, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с ...

Учите стихи вместе

Новогодние стихотворения для дошкольников...

как помочь ребенку учить стих

Как помочь ребенку выучить стихотворениеСо стихами дети начинают знакомиться с раннего возраста. Сначала они слышат стихотворные строки из уст матери, позже – в детском саду. В процессе школьного обуч...

Как учить стихи?

Маленькие хитрости......

Как правильно учить стихи?

Совет учащимся "Как правильно учить стихи?"...