Адаптация пятиклассников
консультация по психологии
Адаптация пятиклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Возрастные особенности пятиклассников | 16.9 КБ |
адаптация пятиклассников | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные психологические особенности пятиклассников |
Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, на сколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье. |
Предварительный просмотр:
Что можно сделать летом для подготовки ребенка к 5 классу (задание на лето для родителей).
1. Развивать социальныенавыки:самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен:
● иметь постоянные домашние обязанности, которые никто вместо него никогда не выполняет (убирать в своей комнате, следить, чтобы одежда была чистой и не порванной, содержать в порядке личные вещи, поливать цветы, выполнять какие-то поручения в отношении младших братьев и сестер или бабушки, в конце концов, напоминать родителям о чем-либо и т.п.)
● иметь возможность самостоятельно принимать некоторые решения (как провести досуг, с кем из друзей встречаться, в каком порядке выполнять свои обязанности и т.п.), видеть и анализировать последствия своих действий или бездействий;
● проявлять собственную инициативу в типовых жизненных ситуациях для решения возникающих трудностей (например, спросить у прохожих, как пройти куда-либо, позвонить по справочному телефону и т.п.).
2. Удовлетворять основные возрастные потребности: чувство «взрослости», склонность к фантазированию, стремление к экспериментированию. Для этого:
● отношения с ребенком должны строиться на основе доверия и равноправия (в пределах, которые приняты в семье), он должен чувствовать, что с ним считаются, что есть вопросы, в которых он компетентен и его мнение не подвергается сомнению и перепроверке, что его действия не дублируются никем из взрослых;
● ребенок должен иметь возможность проявлять свою фантазию, например, в выборе подарка кому-то из близких, оформлении своей комнаты, в других касающихся его вопросах;
● жизнь ребенка должна предоставлять ему шансы лучше узнать самого себя, свои возможности, применять на практике свои способности (лето – прекрасное время для того, чтобы научиться плавать, кататься на велосипеде; поехав в лагерь, научиться самому решать житейские проблемы и устанавливать отношения с ребятами и взрослыми) – все это будет способствовать развитию реалистической самооценки.
3. Способствовать формированию недостаточно развитыхнавыков,необходимых для успешнойучебДля этого:
● обязательно читать книги и обсуждать с родителями прочитанное (анализировать, делать выводы, высказывать умозаключения, отстаивать свою точку зрения, видеть причины поступков различных персонажей), то же касается просмотренных фильмов или спектаклей;
● заниматься творчеством, рисовать, слушать музыку, обсуждать с близкими свои ощущения от красоты природы, впечатления от просмотренных фильмов, каких-то жизненных событий и т.п.;
● принимать участие в общей работе (с родителями, родственниками, сверстниками), проявлять гибкость, идти на уступки ради общего блага, уметь подчинять свои интересы общим целям, учитывать другие точки зрения и интересы других людей и т.п.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашемуконтролю.Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий самостоятельно.Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Рекомендации родителям по повышению мотивации у ребенка.
1. Правильно реагировать на их ошибки. Не следует говорить «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребенок воспримет такие слова, как «Это страшно, волнуйся». Эффективнее использовать лексику с позитивным смыслом с исключением частицы «не», например: «Все нормально», «Будь спокойнее», «Потом сделаешь правильно» и т.п.
2. Если ребенок сильно переживает за свою ошибку, нужно найти способ его похвалить за что-либо другое: «Ошибся, зато внимательно, красиво писал», «ошибся, зато видно, как ты старался». Если возможно, стоит учить его находить причину ошибки: «Ошибся, может быть потому, что перепутал право или лево, подумай сам».
3. Главное – необходимо приучать ребенка к тому, чтобы он понимал обучающее воздействие ошибок, усваивал это как жизненную философию, чтобы любая ошибка воспринималась им не с огорчением, а осмыслялась и давала опыт, побуждала к самоизменениям. Для этого можно повторять детям крылатые фразы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а учит ошибка».
4. Надо приучать ребенка анализировать причины ошибок, формулировать опыт, который он от них получил. Например, если допустил ошибку в вычислениях, то в дальнейшем надо два раза проверять; плохо прочитал стихотворение - значит, повтори его утром перед школой; много ошибок, например пропущенных букв, - читай текст вслух по слогам 5. Ни в коем случае не следует ругать или укорять за ошибки детей с мотивацией избегания неудач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы
Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...
Модель психологического сопровождения на этапе адаптации пятиклассников
Модель адаптации пятиклассников...
Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"
Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...