Оказание психологической поддержки детям, пережившим насилие в семье.
статья по психологии

Статья о психологической поддержке детей, которые поддверглись насилию в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оказание  психологической поддержки  детям, пережившим насилие в семье.

     «Семья — это тa первичнaя средa, где человeк должeн  учиться твoрить добро», - утверждает В. Сухомлинский.  Известный  педагог-новатор, детский писатель  основывался на  признании личности  ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.  Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых  выступал за запрет физических наказаний, применения насилия к детям.

     Национальным центром по правам человека в партнерстве с ЮНИСЕФ при поддержке Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан было проведено исследование  проблемы насилия детей в семье.   Результаты оказались неутешительными. Так  67% представителей взрослого населения применяют насилие в целях дисциплинирования детей дома. В частности, 65% взрослых применяли психологическое насилие и 39% - физическое насилие, 37% взрослых лиц - как психологическое, так и физическое насилие.  Действительно, многие дети переживают ужас насилия, становятся жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых своей семьи или социального окружения.

   К сожалению, дети, сталкивающиеся с насилием в семьях, подвергаются повышенному риску развития социальных и эмоциональных проблем, проблем физического и умственного развития, трудностей в обучении. Для них также могут быть свойственны низкая самооценка, замкнутость, чувства тревоги и депрессии, что может привести к рискованному поведению (например, употреблению наркотиков и алкоголя) и суицидальным наклонностям.

    Дети, которые стали жертвами жестокого обращения, безусловно, нуждаются в  профессиональной помощи психологов.

    Специалисты в области работы с детьми и подростками, подвергшимся насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Однако необходима длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей.

В целом исследователи считают, что наиболее сложная  работа с детьми и подростками, пережившими насилие, происходит тогда, когда помимо факта совершенного насилия у ребенка существуют давние психологические и поведенческие проблемы. Тем не менее, выделяются общие рекомендации для проведения психотерапии с такими детьми.

  Основная цель работы психолога и психотерапевта с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний.

   В процессе консультирования этих детей и подростков чрезвычайно важным аспектом является установление контакта психолога с клиентом-ребенком, причем акцент должен быть сделан на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего, ребенок будет постоянно проверять адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится.

   Основные техники консультирования должны быть направлены на преодоление у ребенка чувства собственной неполноценности, чувства вины, а также на формирование адекватной самооценки. Чувство вины приводит к тому, что ребенок лишается определенной свободы действий, поведение становится саморазрушающим.

   Психологи называют  эффективными методами коррекционной деятельности такие методики как игровая  и песочная терапии, рисование, метод сказки и другие.

  Игровая терапия  является динамической системой  развития  межличностных отношений.  Данная методика позволяет специалисту  исследовать собственное «Я» ребенка (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры – естественного для ребенка средства коммуникации.

   В рамках этого подхода, существует множество видов игровой терапии, но наиболее часто используется так называемая свободная игра, в которой допускается большая гибкость и свобода действий, что в свою очередь, способствует более активному самопознанию ребенка.

  Игра служит символическим языком для самовыражения ребенка, когда он находится в комфортной для себя ситуации.

  Применение игровой терапии снижает дискомфорт у ребенка,  снижает напряженность, помогает  установить  контакт.  

    Следующим эффективным методом, который применяется в работе с детьми, пережившими насилие, является песочная терапия. Данный метод предложил Карл Густав Юнг. Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. С помощью такой игры у ребенка есть возможность избавиться от психологических травм, у ребенка формируются ощущения контроля над своими внутренними побуждениями.

    К основному принципу песочной терапии относится создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность.

Как правило, ребенок, пострадавший от насилия, имеет глубокую психологическую травму, которую невозможно устранить одними беседами, в то время как занятия рисованием и керамикой служат надежным средством устранения травматических переживаний и потому способствуют улучшению состояния.

 Использование метода сказки позволяют психологу косвенно подойти к вопросам, болезненным для ребенка, прямой разговор о котором  может вызвать сильный стресс.  Сказки способствует идентификации ребенка с героем - персонажем, который  находит пути и способы разрешения своих трудностей и конфликтов.

  Применение данных методик  в работе с детьми, пережившими жестокое обращение, может оказаться эффективным, так как позволяет понять и выразить чувства и мысли, о которых тяжело говорить, может научить способам защиты от насилия, помочь установить доверительные, безопасные отношения.

    Несомненно, важным этапом в деятельности психологов является профилактическая работа,  предупреждающая  факты насилия  над детьми в семье.

  Воспитание в семье, безусловно, должно основываться на любви, добре, уважении к личности ребенка. Насилие в семье чревато насилием и жестокостью в обществе, в котором мы живем.

  Л.Н. Толстой: «Насилию нет места ни в природе, ни в пространстве человеческого разума… Путь к добру лежит только через добро… Через насилие нельзя прийти к обществу без насилия» 

Бекенова Рауза Бутаровна

педагог-психолог

КГУ «Аккаргинская основная школа»

ГУ «Отдел образования акимата

Житикаринского района»

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ. НЕТ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ.

материал для классного собрания...

Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье.

Информация для родителей об основных нормативных документах по вопросам защиты прав ребенка....

Родительское собрание "Насилие в семье"

Характеристики урока:Уровень образования: основное общее образованиеЦелевая аудитория: педагог-психолог, родители  Тема собрания: Жестокое обращение. Насилие в семье. Цели со...

Роль воспитателя в профилактике насилия в семье - презентация ( с комментариями)

Работа воспитателя по профилактике насилия  семье – это работа с родителями. Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания.  Реабилитационный...

Насилие в семье и школе

Опросник для 1-9  классов коррекционной школы VIII вида...

Влияние психологического насилия в семье на личностное развитие ребенка

Семья является основным институтом, влияющим на развитие ребенка, так как именно здесь закладываются личностные черты ребенка, даются правила поведения в обществе, а также планируется «жизненный...

Родительское собрание на тему "Насилие в семье: мифы и реальность" (5-11 классы)

Тема насилия детей и подростков является очень актуальной в современном мире. Материал содержит информацию о видах насилия, поможет в работе педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руково...